Напоминание

Общение с родителями в условиях ФГОС


Автор: Рузанова Олеся Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОБУ СОШ д.Константиноградовка
Населённый пункт: д.Константиноградовка
Наименование материала: Правила поведения учителей с трудными родителями.
Тема: Общение с родителями в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Правила поведения учителей с трудными родителями.

Памятка по работе с «трудными» родителями.

Четко определите для себя цель посещения данной семьи.

Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций.

Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути

преодоления трудностей.

Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее,

несмотря на оплошности родителей.

Поощряйте успехи родителей в воспитании ребенка.

Оказывайте помощь в установлении контактов семьи с

окружающими.

Соблюдайте этику поведения во время посещения семьи,

чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.

Проводите регулярно встречи с родителями, используя

различные формы беседы («введение в ситуацию»,

«свободная», «диагностическая» и др.)

Оказывайте социальную поддержку в конкретных трудных

жизненных ситуациях. Надо иметь в виду, что семьи могут

проявлять следующие формы защитного поведения в

отношении к посещающим:

-Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают

договоренности о ранее запланированных встречах на дому или

в учреждениях.

-Избегание: часто меняют место жительства; не открывают

двери представителям школы, ожидая их прихода, запирают

двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление

пустого дома.

-Неучастие: во время посещения семьи классным

руководителем занимаются посторонними делами; во время

беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.

-Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами

семьи в присутствии педагога; обвиняют школу в том, что

происходит в семье, или в том, что она вмешивается в их жизнь.

.

.

Правила и рекомендации педагогу для успешного общения

с детьми и их родителями

- Хорошо изучи условия и особенности воспитания в каждой

отдельно взятой семье.

- Неизменно поддерживай авторитет школы высокой деловой

квалификацией, совершенствованием профессионального

мастерства, высоким моральным и культурным уровнем,

наличием единых требований по основным вопросам

воспитания между педагогическим коллективом и семьей.

- Изучай потребности родителей своего класса, используй

активные формы в проведении родительских собраний.

- Начинай разговор с родителями с похвалы их ребенку, говори

о недостатках корректно и спокойно.

- Терпеливо выслушивай родителей.

- Давай рекомендации с учетом индивидуальных особенностей

ученика и их родителей.

- На родительских собраниях затрагивай темы, интересные

всем родителям. Выявляй их при анкетировании родителей.

- Привлекай родителей к организации и проведению

воспитательных мероприятий.

- Взаимодействуй с психологом при решении конкретных

проблем с семьями.

.

.

Принципы эффективного сотрудничества школы и семьи

1

. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание

воспитательной цели и взаимное доверие партнёров (взаимной

договорённости о содействии благоприятных для развития

ребёнка условий его жизни).

Школа раскрывает цель воспитания -

Семья осмысливает цель воспитания, выражает

мнение;

Школа сообщает о функциях школы -

Семья выражает мнение о продуктивности функций;

Школа наделяет семью обязанностями -

Семья соглашается создавать необходимые условия;

Школа открывает психологию любви -

Семья научается любить детей.

2. Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется

гармоничность школьных и семейных норм жизни и

требований к ребёнку (последовательного соотнесения единых

требований к ребёнку в школьной и семейной сфере его

жизнедеятельности)

3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена

на сохранение достаточно высокого уровня

доброжелательности двух партнёров, как условия их

взаимодействия (взаимного выражения расположенности друг

к другу, проявления доброжелательности и знаков уважения).

Школа оказывает знаки внимания родителям -

Семья благодарит и выражает ответное внимание;

Школа формирует у детей любовь к семье -

Семья утверждает безусловное уважение к школе;

Школа ознакомляет с событиями школы-

Семья проявляет интерес к жизни всех детей.

4. Принцип сопричастности, содействующий

договорённости о степени соучастия каждого партнёра в

создании наилучших условий воспитания ребёнка (взаимной

практической заботы об улучшении условий

жизнедеятельности ребёнка).

5. Принцип содеянности, допускающий совместную

деятельность представителей двух разных сфер в едином деле

с детьми (реальных совместных практических действий,

содействующих счастливому развитию ребёнка). Здесь

педагог, родитель и ребёнок выступают в роли равных

субъектов деятельности, и тогда для ребёнка две

противостоящие сферы жизни (школа и семья) вдруг

сливаются в нечто единое под названием «общество»,

«человечество», «родина», «страна», и дети восходят на

ступень выше в понимании сущности жизни как таковой.

Основная и главная задача педагога – сделать семью своим

союзником, единомышленником, создать демократичный стиль

отношений. Учитель должен обладать большим терпением и

тактом.

У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг

помочь им своими профессиональными знаниями.

Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно

помнить и следовать следующим правилам:

Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте!

Спрашивайте! Благодарите!

.

.

Памятка по подготовке и проведению родительского

собрания

Родительское собрание – это одна из форм взаимодействия

между школой и семьей. На родительском собрании можно

решать все задачи, которые школа ставит в работе с

родителями. Родительское собрание будет эффективным, если

после него родится общее понимание роли школы и семьи в

жизни ребенка, которое будет способствовать личностному

развитию ребенка.

Мы предлагаем несколько правил по подготовке к

родительскому собранию, следуя которым можно повысить его

эффективность.

1.

Выбирайте актуальную тему собрания.

2.

Четко формулируйте цель данного собрания.

3.

При подготовке к родительскому собранию изучите

научно-методическую литературу.

4.

Определите вид, форму и этапы проведения родительского

собрания.

5.

Перед родительским собранием проведите

микроисследования.

6.

Своевременно и правильно приглашайте родителей и

других участников собрания.

7.

Подготовьте решение собрания.

8.

Подготовьте оборудование и оформите место проведения

родительского собрания.

При подготовке и проведении родительского собрания надо

учитывать ряд важных положений:

атмосферу сотрудничества семьи и школы;

интонацию собрания (советуем, размышляем вместе,

никаких нотаций и упреков);

профессиональный уровень педагога - знания,

компетентность (знания о жизни каждого ребёнка не

только в школе, но и за её пределами, представление об

уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в

детском коллективе);

добрые, доверительные отношения (доброжелательность,

взаимопонимание);

главными показателями эффективности родительского

собрания являются: активное участие родителей,

обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом,

ответы на вопросы, советы и рекомендации.

.

.

Правила эффективного взаимодействия классного

руководителя с родителями.

Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы

ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не

располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой

раз.

Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь

назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную

реакцию со стороны родителей.

Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность

высказаться по всем наболевшим вопросам.

Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы

услышали от родителей.

То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием

других родителей, учащихся и педагогов.

Если есть профессиональная необходимость поделиться той

информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то –

родителей необходимо поставить об этом в известность.

Готовясь к встрече с семьёй учащегося, необходимо помнить,

что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и

хорошее. Не следует начинать разговор со следующих фраз:

- У вашего ребёнка совсем плохи дела.

- Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.

- Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь, не сдаст.

Перед началом разговора поблагодарите родителя за то, что

пришёл. Выразите надежду, что совместными усилиями удастся

справиться с возникшими трудностями. А потом уже

излагайте ситуацию.

В разговоре уместны следующие высказывания:

- Я понимаю, что трудно….

- Я сама мама и знаю…

- Это же Ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем Вы.

- Никто не сможет помочь Вашему ребёнку, лучше, чем Вы.

Предложите родителям варианты решения проблемы и

обсудите их все. Вести беседу необходимо в направлении

поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е.

не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать. Каждая

встреча с семьёй учащегося должна заканчиваться

конструктивными рекомендациями для родителей и самого

учащегося.

.

.

Советы психолога по проведению родительского собрания:

Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое

настроение.

Длительность собрания не более 1,5 часов.

Самый приятный звук для человека - его имя. Положите

перед собой список с именами и отчествами родителей.

Перед началом родительского собрания объявите вопросы,

которые планируете обсудить.

Не забудьте золотое правило педагогического анализа:

начинать с позитивного, затем говорить о негативном,

завершать разговор предложениями на будущее.

Предупредите родителей, что не вся информация может

стать достоянием детей.

Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно

отцов).

Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как

трудно ребенку учиться.

В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их

возможностей.

Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не

означает «плохой человек».

Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он

может помочь своему ребенку.

Не стоит:

Осуждать присутствующих родителей за неявку в

прошлые разы.

Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

Давать негативную оценку всему классу.

Переоценивать значение отдельных предметов.

Избирать для общения назидательный тон.



В раздел образования