Автор: Баженова Галина Павловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "ДС "Загадка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Использование экспресс - метода при коррекции звукопроизношения "
Раздел: дошкольное образование
Использование экспресс-метода при коррекции звукопроизношения
Г.П.Баженова
учитель-логопед
Компоненты экспресс-метода:
1.Максимальное
насыщение
речевого
упражнения
изучаемым
звуком
при
отсутствии оппозиционных (смешиваемых) звуков.
2. Обеспечение доминантного характера данного звука.
3.
Разнообразие
речевых
технологий
(чистоговорки,
скороговорки,
игры,
упражнения, считалки, потешки).
4.
Использование
ритма
и
рифмы:
рифмованный
речевой
материал
способствует более продуктивной автоматизации звуков.
5.
Занимательно-игровой
характер
речевых
упражнений,
повышающий
мотивацию детей.
6.
Развитие
речевой
сноровки
и
активизация
компонентов
речевой
деятельности детей.
Примерный комплекс речевой гимнастики
как экспресс-метод при автоматизации звука [ш].
Двухкратное или трехкратное называние предметных картинок (звук ш
утрируется и произносится более длительно, чем другие звуки).
Повторение «слов-друзей» тройками. Эти слова дружат, потому что
похожи по звучанию:
Вышка-мышка-пышка
Петушок-ремешок-гребешок
Шина-машина-крушина
Повторение чистоговорок:
Ша-ша-ша- шапка, шахматы, лапша.
Ши-ши-ши- шина, шило, камыши.
Ше-ше-ше- шея ,пешка, атташе.
Выполнение
упражнения
«Мы
учим
звук
ш».
Картинки
из
лото
размещены на игровом поле в три или пять рядов соответственно
рифмованной миниатюре:
Мы учим звук Ш: ша-ша-ша,ши-ши-ши,
Кошечка, ерш, карандаш, малыши,
Шляпа, машина, дедушка, книжки,
Нож, петушок, шашки, штанишки,
Груша, домишко, малышка, рубашка,
Шапка, лошадка, коровушка, чашка.
(Упражнение можно осложнить заданием: определить место звука ш в слове).
Выполнение упражнения «Что у кого?
Крылышки у мошки, пушинки у кошки.
Камешки у Маши, шкатулка у Наташи.
Кошка у Луши, мышка у Танюши.
Уши у мишки, ушки у малышки.
Шубка у девчушки, брюшко у лягушки.
Шейка у мышки, шея у мартышки.
Шапка у мальчишки, шапчонка у малышки.
Выполнение упражнения «В шкафу»
У Маши в шкафу кошка, а у Паши матрешка.
У Маши в шкафу чашка, а у Паши рубашка.
У Маши в шкафу мишка, а у Паши мартышка.
У Маши в шкафу пушка, а у Паши ракушка.
У Маши в шкафу грушка, а у Паши ватрушка.
У Маши в шкафу крышка, а у Паши покрышка.
У Маши в шкафу ложка, а у Паши лепешка.
У Маши в шкафу мешок, а у Паши ремешок.
Выполнение упражнения «Шутка»
Шура шел, шел, шел и грушу нашел.
Даша шла, шла, шла и шубку нашла.
Шура шел, шел, шел и лукошко нашел.
Даша шла, шла, шла и кошку нашла.
Шура шел, шел, шел и подушку нашел.
Даша шла, шла, шла и катушку нашла.
Шура шел, шел, шел и пышку нашел.
Даша шла, шла, шла и шишку нашла.
Шура шел, шел, шел и ромашки нашел.
Даша шла, шла, шла и шашки нашла.
Шура шел, шел, шел и шиповник нашел.
Даша шла, шла, шла и чашку нашла.
Выполнение упражнения «Павлушкины игрушки»
Мама купила Павлушке игрушки,
Эти игрушки любит Павлушка.
Кукла-малышка и плюшевый мишка,
Желтый домишко для куклы и мишки.
Шумная пушка оглушит ушко,
Потешный зайчишка-шалун и плутишка.
Вот неваляшка- шалун и дурашка.
Вот черепашка – большая рубашка.
Лошадка-игрушка катает Павлушку.
Матрешка-игрушка прячет подружку.
Вот кошка Машка, кошка-милашка,
Игрушка-рыбешка ныряет немножко,
Иванушка пляшет и ручками машет.
Машина для мишки и куклы-малышки.
Игра «Угадай, что в шелковом мешке?»
Ребенок нащупывает в мешке предмет и называет его, не вытаскивая из
мешка (мишка, карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, неваляшка,
губная гармошка, погремушка, матрешка)
Речевая викторина «Почемучка»
Взрослый задает вопрос и дает образец ответа. Дети повторяют его.
Ответы на следующие вопросы, которые дети должны сформулировать
самостоятельно, сопровождаются показом предметной картинки.
Почему пташка летает? – Потому что у пташки крылышки.
Почему мышка слышит? – Потому что у мышки ушки.
Почему малыш играет? – Потому что у малыша игрушка.
Почему Танюшке тепло? – Потому что у Танюшки шубка.
Используя подобные комплексы речевой гимнастики в течение нескольких
недель (от четырех до восьми), у детей формируется привыкание к данным
звукам: дети начинают «дружить» со звуками, играть с ними, любить их.