Авторы: Баратова Мария Сергеевна, Баратова Маия Сергеевна
Должность: Логопед
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Кунцевский"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности подготовки руки детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно–двигательного аппарата к школьному письму.
Раздел: дошкольное образование
Особенности подготовки руки детей с детским церебральным параличом
и нарушениями опорно-двигательного аппарата к школьному письму.
Школа требует от детей не только достаточно высокого уровня восприятия,
внимания, памяти, мышления, речи, но и хорошего развития тонкой
моторики.
В начале обучения многие дети испытывают трудности различного характера,
но более 90 % этих трудностей связаны с письмом. Письмо - сложный вид
деятельности, сопровождающийся вовлечением в работу коры головного
мозга, органов зрения и слуха и, кроме того, многих мышц тела.
Многие дети, поступающие в первый класс, не готовы к длительным
статическим нагрузкам, а дети с детским церебральным параличом и
нарушениями опорно-двигательного аппарата - особенно. Ведь у них
страдает произвольная моторика кистей и пальцев рук.
Из-за расстройства мышечного тонуса, гиперкинезов, отсутствия
возможности последовательного сокращения и расслабления мышц рук
возникают трудности в подготовке руки к письму. Поэтому дети пишут
медленно, неразборчиво, быстро устают, у них резко нарушена плавность
письма.
Наблюдаемое у детей с ДЦП мышечное напряжение может привести к
излишне сильному нажиму на карандаш, вызвать утомление, изменить
характер почерка. Это выражается в написании букв разного размера, в
непостоянном наклоне. Для облегчения письма ребёнок будет менять
положение руки и ручки, напрягая или расслабляя мышцы кисти и
предплечья. Из-за нарушения переключения движений у детей возникают
трудности при написании букв с элементами закруглений.
Неумение координировать движения различных звеньев руки (пальцев, кисти,
предплечья и плечевой части) может привести к вынужденным остановкам,
выходу штриха за строку, нечёткости движений или дрожанию руки в момент
письма.Для того чтобы у ребёнка к поступлению в школу сформировались
функции, необходимые для освоения этого навыка, уже в дошкольном
возрасте целесообразно проводить работу по развитию произвольной
моторики кистей и пальцев рук.
С этой целью учитель-дефектолог и воспитатель (а также родители дома)
выполняют следующие коррекционные упражнения по подготовке руки к
письму детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-
двигательного аппарата.
1. Упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса пальцев,
кистей, предплечья и плечевой части руки;
- дети опускают руки вниз и потряхивают ненапряжёнными кистями;
- имитируют встряхивание брызг с рук;
- имитируют полоскание белья;
- поднимают скрещённые руки над головой, раздвигая пальцы ("рога оленя");
- опускают руки вниз, с силой сжимают кулаки, затем потряхивают
ненапряжёнными кистями рук;
- дети легко сжимают кулаки ("добрая кошка": прячет свои коготки в
подушечки лапок);
- дети разжимают кулаки, раздвигая и напрягая пальцы ("кошка
рассердилась": выпускает свои коготки) и др.
2. Упражнения для развития статической координации кистей рук:
- вытянуть руку вперёд, все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец
поднять вверх. ("Здорово!");
- вытянуть указательный и средний пальцы, остальные сжать. ("Зайчик");
- вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать (или:
вытянуть большой палец и мизинец, остальные сжать). ("Коза");
- вытянуть вперёд средний палец (хобот), остальные пальцы поставить на
стол (ноги). ("Слон");
- положить пальцы правой руки на пальцы левой. ("Мостик") и др.
3. Упражнения для развития динамической координации кистей рук в
процессе выполнения последовательно организованных движений:
- поочерёдно прикоснуться большим пальцем к указательному, среднему,
безымянному и мизинцу. ("Здравствуй, пальчик");
- пальцами правой руки поочерёдно "поздороваться" (похлопывая
подушечками пальцев) с пальцами левой руки, начиная с большого.
("Пальчики знакомятся");
- поочерёдно загибать пальцы сначала на левой, затем на правой руке,
начиная с мизинца. ("Считалочка");
- дети сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз; резко
распрямляют, пальцы (рука подпрыгивает над столом) и кладут руки на стол;
затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол. ("Лягушки");
- одновременно менять положение кистей рук: одну сжимать в кулак, другую
разжимать, выпрямляя пальцы;
- одновременно выбрасывать кисти рук вперёд, при этом пальцы одной руки
сжаты в кулак, а пальцы другой соединять в кольцо;
- синхронно выполнять движения кистями обеих рук вверх - вниз с
одновременным подключением кистевого замаха; затем влево - вправо.
("Весёлые маляры");
- положить перед собой обе кисти и попеременно постукивать правой рукой
по два раза, а левой - один раз, плавно переходя от одной руки к другой; затем
порядок ударов меняется на обратный.
Следует помнить, что развитие статической и динамической координации
движений кистей и пальцев рук проходит в следующей последовательности:
сначала формируется движение на одной руке, затем на другой и только
потом движения выполняются обеими руками одновременно.
Развитие графомоторных навыков.
Вначале детей научают правильно держать карандаш, расслаблять руки, если
возникает напряжение.
Дети аккуратно раскрашивают различные изображения, не выходя за контуры
рисунка. Учатся обводке рисунков с помощью различных трафаретов и
картинок - обводок, штрихованию. На первом этапе данной работы педагогом
используются альбомные листы и различные раскраски.
Работа в тетрадях (в крупную клетку) начинается с расстановки точек на
листе. А по завершению этой работы, дети учатся рисовать "пружинки" и
"волны". Если ребёнку не удаётся тот или иной рисунок, на коррекционном
занятии используются элементы копирования: на образец накладывается
калька, ребёнок копирует его изображение, а затем продолжает работу
самостоятельно. Для развития координации предплечья, кисти и пальцев
руки детям предлагается рисовать разноцветные круги, овалы, квадраты и
другие геометрические фигуры (один располагается в другом до "точки"),
цветы с лепестками, волны, облака.
Таким образом, с помощью приведённых выше упражнений у детей детским
церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата, в
различной степени нормализуются моторные функции.
Одной из задач детского дошкольного учреждения является подготовка детей
к письму. Л.А. Парамонова, М.А. Васильева, Ш.А. Амонашвили, Р.С. Буре
указывали на то, чтобы по возможности развить механизмы, необходимые
для его осуществления, создать условия для накопления ребёнком
двигательного и практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без
которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Эта работа
начинается задолго до поступления ребёнка в школу и включает в себя ряд
взаимосвязанных моментов:
· развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел,
создание поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего
развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки,
глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточение);
· развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги,
а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз и т.д.);
· развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм
движений, слово и жест;
· развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе
изобразительной деятельности, а также с помощью
Из всего сказанного видно, что хорошей базой для подготовки руки ребёнка к
письму является работа по всем видам изобразительной деятельности.
Например, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Г.С.Швайко замечено, чем больше
дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся
движения их пальцев.
Список литературы
1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.
Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет:
Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: АРКТИ. 2006. 88с.
2. Буцикина Т.П. , Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как
основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников./ Т.П.
Буцикин3. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и
младшего школьного возраста. М.:Астрель, 2005.127с.
4. Воробьева, Т.А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с
нарушениями речи // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-
методический журнал для педагогов и родителей. 2006. - № 3. С. 38-41.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем
руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать Издательство: АСТ Харвест.
2008.24с.
6. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения
для детей старшего дошкольного возраста. -- Мозырь, 2005.24с.
7. Григоренко Н.Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных
расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. - М.,
2003.-143с.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе - М.: Академический
Проект, 2000. 184 с.
9. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: методическое
пособие / В.П. Балобанова [и др.]. - СПб.: Детство-пресс, 2001. С.79
а, Г.М.Вартапетова//Логопед.- 2005.-№3.-С.84-94