Напоминание

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».


Автор: Николаева Светана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Теремок"
Населённый пункт: г. Алатырь
Наименование материала: консультация для родителей и педагогов
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей на тему:

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».

Дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, и главной задачей

педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности

детей, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса,

смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок и главная форма

организации детской деятельности – игра. С детьми нужно и важно играть.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации новых

технологий, поэтому, хотелось бы, чтобы дети приобрели способность самостоятельно и

творчески мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка творчески мыслить можно лишь

в ситуации, требующей осмысления. Невозможно разрешить трудности привычным путем

и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов

решения задач.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом

возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются

психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки,

умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения

знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди

этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба -

решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В

результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к

учению.

Логическое мышление помогает нам выстраивать четкую картину происходящего,

понимать и оценивать вещи и явления. Дидактические игры как один из наиболее

естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию

интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное

значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного

формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть

основами математики и информатики.

От чего зависит качество и эффективность логического мышления? Оно зависит от

скорости протекания мыслительных процессов, способности рассуждать, решать задачи в

разных областях. Развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в

тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие

данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть

непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти

игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет

ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает

умственные способности. В игре формируются такие качества личности как:

сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные

умения, вырабатывается усидчивость.

Логические игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к

творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с

элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда

вызывает интерес у детей.

Для развития логического мышления предлагаем вам поиграть с детьми в следующие

игры:

Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они

способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей,

учит выделять существенные признаки предметов.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный

мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, не такой как другие”. В таких

играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.

Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”,

“Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”,

“Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.

Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять

…”. Она учит классифицировать и обобщать.

Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма,

величина, на развитие моторики рук. Такие упражнения “Рыбы – птицы – звери”, “Одежда

– мебель – посуда”, “Овощи – фрукты – ягоды”, в результате дети усваивают, что

представители вида входят в пределы рода.

Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие

упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым

высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие. Игры “Лабиринты”,

“Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление,

смекалку, сообразительность. Овладев логическими операциями, ребенок станет более

внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент

сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию

личности. Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время, можно

тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада

домой. Представленные игры это лишь малая часть из существующего разнообразия игр.

Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается

использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша».

Разработано множество пособий по их использованию как в помощь педагогам, так и в

помощь родителям. Не забывайте о классике логических игр: крестиках-ноликах, морском

бое, шахматах, уголках и нардах.

На сегодняшний день существует большое количество печатных изданий с упражнениями

на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития

детей. Важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному

раскрепощению ребенка, дома ребёнок усваивает материал в индивидуальном для себя

темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль

отводится родителям. Итак, не бойтесь играть со своим ребенком, и тогда с вашей

помощью он вырастет действительно высокоразвитым и высокоинтеллектуальным

человеком.

Желаем вам приятного время провождения вместе с детьми!

Подготовила воспитатель Николаева С.В.



В раздел образования