Автор: Николаева Светана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Теремок"
Населённый пункт: г. Алатырь
Наименование материала: консультация для родителей и педагогов
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей на тему:
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».
Дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, и главной задачей
педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности
детей, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса,
смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок и главная форма
организации детской деятельности – игра. С детьми нужно и важно играть.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации новых
технологий, поэтому, хотелось бы, чтобы дети приобрели способность самостоятельно и
творчески мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка творчески мыслить можно лишь
в ситуации, требующей осмысления. Невозможно разрешить трудности привычным путем
и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов
решения задач.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом
возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются
психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки,
умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения
знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди
этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба -
решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В
результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к
учению.
Логическое мышление помогает нам выстраивать четкую картину происходящего,
понимать и оценивать вещи и явления. Дидактические игры как один из наиболее
естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию
интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное
значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного
формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть
основами математики и информатики.
От чего зависит качество и эффективность логического мышления? Оно зависит от
скорости протекания мыслительных процессов, способности рассуждать, решать задачи в
разных областях. Развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в
тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие
данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть
непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.
Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти
игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет
ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает
умственные способности. В игре формируются такие качества личности как:
сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные
умения, вырабатывается усидчивость.
Логические игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к
творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с
элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда
вызывает интерес у детей.
Для развития логического мышления предлагаем вам поиграть с детьми в следующие
игры:
Такие игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Загадки”– они
способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей,
учит выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный
мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, не такой как другие”. В таких
играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: “Что нарисовано?”,
“Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”,
“Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как “Я знаю пять
…”. Она учит классифицировать и обобщать.
Игра “Белый лист” направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма,
величина, на развитие моторики рук. Такие упражнения “Рыбы – птицы – звери”, “Одежда
– мебель – посуда”, “Овощи – фрукты – ягоды”, в результате дети усваивают, что
представители вида входят в пределы рода.
Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие
упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым
высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие. Игры “Лабиринты”,
“Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление,
смекалку, сообразительность. Овладев логическими операциями, ребенок станет более
внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент
сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию
личности. Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время, можно
тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода из детского сада
домой. Представленные игры это лишь малая часть из существующего разнообразия игр.
Большое значение в развитии основ логического мышления дошкольников придается
использованию таких обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша».
Разработано множество пособий по их использованию как в помощь педагогам, так и в
помощь родителям. Не забывайте о классике логических игр: крестиках-ноликах, морском
бое, шахматах, уголках и нардах.
На сегодняшний день существует большое количество печатных изданий с упражнениями
на развитие логического мышления, где приводятся всевозможные задания для развития
детей. Важно понимать, что именно домашняя обстановка способствует полному
раскрепощению ребенка, дома ребёнок усваивает материал в индивидуальном для себя
темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. И здесь не маловажная роль
отводится родителям. Итак, не бойтесь играть со своим ребенком, и тогда с вашей
помощью он вырастет действительно высокоразвитым и высокоинтеллектуальным
человеком.
Желаем вам приятного время провождения вместе с детьми!
Подготовила воспитатель Николаева С.В.