"Формирование образности и выразительности речи посредством ознакомления с художественной литературой в сотрудничестве педагога с родителями"
Автор: Земскова Евгения Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №21 "Звездочка" Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра Наименование материала: Презентация педагогического проекта Тема: "Формирование образности и выразительности речи посредством ознакомления с художественной литературой в сотрудничестве педагога с родителями" Раздел: дошкольное образование
литературой в сотрудничестве педагога с родителями»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 21 «Звёздочка»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 21 «Звёздочка»
Проект подготовила:
Земскова Евгения Николаевна
воспитатель первой
квалификационной категории
Материалистическа
я философия о
языке как продукте
общественно-
исторического
развития, как
важнейшем
средстве общения и
социального
взаимодействия
людей, о его связи
с мышлением
Период активного
творческого
развития
личности ребенка
и активное
формирование
всех компонентов
связной речи
Психологичес
кая природа
речи
Теоретико-методологическая
основа проекта
Проект
практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на детей
старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)
Проект
практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на детей
старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)
Цель:
развитие
образности
и
выразительности
речи
посредством
ознакомления с художественной литературой в сотрудничестве педагога с
родителями
Цель:
развитие
образности
и
выразительности
речи
посредством
ознакомления с художественной литературой в сотрудничестве педагога с
родителями
Задачи:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2.подбор
диагностического
материала
по
теме,
выявление
значения художественной литературы в развитии образности и
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
3.разработать и апробировать систему работы направленную на
развитие
образности
и
выразительности
речи
посредством
ознакомления
с
художественной
литературой
детей
старшего
дошкольного возраста;
4.разработать систему взаимодействия педагога с родителями по
формированию
образности
и
выразительности
речи
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
ознакомления
с
художественной литературой
Задачи:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
2.подбор
диагностического
материала
по
теме,
выявление
значения художественной литературы в развитии образности и
выразительности речи детей старшего дошкольного возраста;
3.разработать и апробировать систему работы направленную на
развитие
образности
и
выразительности
речи
посредством
ознакомления
с
художественной
литературой
детей
старшего
дошкольного возраста;
4.разработать систему взаимодействия педагога с родителями по
формированию
образности
и
выразительности
речи
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
ознакомления
с
художественной литературой
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты
Разработана система взаимодействия педагога с родителями по развитию
образности
и
выразительности
речи
детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством ознакомления с художественной литературой.
.
Повышение педагогической культуры родителей в развитии образности и
выразительности
речи
детей.
Их
активное
участие
в
мероприятиях,
направленных
на
формирование
у
детей
интереса
к
художественной
литературе.
Обеспечение положительной динамики развития связной речи детей. Дети
овладевают умениями:
пересказывать
литературные
произведения
самостоятельно,
правильно
передавая
идею
и
содержание,
выразительно
воспроизведя
диалоги
действующих лиц используя эпитеты, метафоры, сравнения;
пересказывать близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного
героя;
различать
литературные
жанры:
сказка,
рассказ,
загадка,
пословица,
поговорка;
в повествовании отражать характерные особенности жанра, сочинять сказки,
Целевая аудитория
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста
в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Количество детей в группе –25.
Также участниками проекта являются сотрудники детской
библиотеки №5 «Филиппок»
25 родителей
(законных
представителей)
воспитанников.
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста
в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Количество детей в группе –25.
Также участниками проекта являются сотрудники детской
библиотеки №5 «Филиппок»
25 родителей
(законных
представителей)
воспитанников.
Механизм внедрения проекта
Механизм внедрения проекта
Механизм внедрения проекта
Механизм внедрения проекта
1.
анализ проблемы и определение
стратегии реализации проекта
Анализ
проблемы
и
определение
стратегии
реализации
проекта
2.
выявление уровня
сформированности речевого
развития воспитанников;
Изучение социального заказа
общественности
-
п р о в ед е н и е
м о н и т о р и н га
с ф о р м и р о в а н н о с т и
коммуникации среди воспитанников старшей группы.
- использование диагностических методик
-
Ознакомление
с
проблемами
развития
образности
и
выразительности речи у детей в группе
3.
разработка плана реализации
проекта
-выбор наиболее эффективных форм работы с детьми и
родителями;
4.
непосредственное поэтапное
внедрение педагогического
проекта
- проектирование комплексной системы работы с детьми,
родителями и педагогами в образовательном процессе по
развитию словотворчества старших дошкольников;
- создание специальных условий для реализации проекта:
- оснащение образовательного процесса;
- создание развивающей предметной среды;
5.
анализ, систематизация и
теоретическое осмысление
полученных результатов
выявление
результативности
использования
системы
работы по формированию образности и выразительности
речи
посредством
сотрудничества
педагогов,
детей
старшего дошкольного возраста и родителей
Этапы реализации проекта
Этапы реализации
проекта
Задачи
Формы реализации
Подготовительный
этап
Изучить
психолого-педагогическую
и
методическую литературу по данной теме;
Изучить социальный заказ родителей;
П о д о б р а т ь
д и а г н о с т и ч е с к и й
инструментарий, разработать мониторинг;
Составить перспективный план работы с
детьми, родителями;
Подобрать
практический
материал
для
работы с родителями и детьми;
Оборудовать
материально- техническую
базу;
Провести
первое
родительское
собрание
(познакомить
родителей
с
проблемой
развития всех сторон связной речи).
-
п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к а я ,
методическая литература;
- анкеты;
-
перспективный
план
по
работе
с
детьми и родителями;
- диагностический инструментарий;
- дидактические игры, упражнения;
- консультации;
- беседы;
- памятки;
- комплекс занятий с детьми;
- разновидности кукольного театра;
- родительское собрание.
Диагностический
этап
Выявить
уровни
развития
связной
речи,
словотворчества
у
детей
ст аршего
дошкольного
возраста
по средством
диагностического обследования;
-
о п р о с
д е т е й
« Н а з в а н и я
произведений»;
-
сочинения
детей
по
теме
«Моя
сказка»;
- иллюстрации к русским народным
сказкам;
-диагностика
«Уровень
пересказа»
Л.А Ладыженской;
-
мониторинг
развития
речи
детей
старшего дошкольного возраста
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта
Этапы
реализации
проекта
Задачи
Формы реализации
Основной
этап
О р г а н и зо ват ь
и
п р о в е с т и
мероприятия,
конкурсы,
досуги,
занятия
согласно
перспективному
плану работы с родителями и детьми;
Провести
беседы,
консультации,
выпустить памятки для родителей и
детей;
Организовать совместные выставки;
Организовать
и
координировать
работу по
постановке совместных
спектаклей родителей и детей;
Учить
родителей
работать
с
практиче ским
материа лом
п о
развитию
у
детей
образности
и
в ы р а з и т е л ь н о с т и
р е ч и
(дидактические игры и упражнения);
Знакомить
родителей
с
системой
работы по словотворчеству
Мероприятия:
-праздники «Осенние фантазии», «В гостях у кота
Матроскина» и другие;
-
«День
открытых
дверей»
просмотр
занятия
«Путешествие по сказкам»;
- конкурс: «Мы- читающая семья»;
-досуги: «Литературная викторина», «В гостях у
сказки»;
-вечер вопросов и ответов «Гостиная почемучек»;
-выставки:
«Моя
сказка»
(поделки
из
овощей
и
фруктов), «Любимый эпизод из сказки» (поделки из
природного материала);
-
театрализованная
деятельность
(постановка
сказок родителями и детей);
-дидактические
игры
и
упражнения
по
русским
народным сказкам и словотворчеству;
-совместное
составление
сказок
родителей
с
детьми;
- Литературные гостиные
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта
Этапы реализации
проекта
Задачи
Формы реализации
Итоговый этап
Выявить
уровни
развития
связной
речи, образности и выразительности
речи
детей
старшего
дошкольного
в о з р а с т а
п о с р е д с т в о м
диагностического
обследования,
после проведения различных форм
и методов работы;
И з г о т о в и т ь
и
в ы п у с т и т ь
и л л ю с т р и р о в а н н ы й
с б о р н и к
«Невероятные сказки» (совместная
работа родителей и детей).
И з г о т о в и т ь
и
в ы п у с т и т ь
и л л ю с т р и р о в а н н ы й
с б о р н и к
«Сказочные
капельки»
(сочинения
детей).
- сочинения детей и родителей по теме
«Моя сказка»;
-иллюстрации
к
русским
народным
сказкам;
-диагностика
«Уровень
пересказа»
Л.А
Ладыженской;
-мониторинг
развития
речи
детей
старшего дошкольного возраста;
- Сборник сказок «Невероятные сказки»
(словотворчество родителей и детей)
-
«Сказочные
капельки»
(сочинения
детей).
Содержание проекта
П
е
д
а
г
о
г
Р
о
д
и
т
е
л
ь
Ребенок
Анкетирование
родителей
Мастер-класс
«Формирование
образности и
выразительности речи
детей посредством русской
народной сказки»
Совместные досуги
«Литературная
викторина», «В гостях
у сказки», конкурс:
«Мы- читающая
семья»
Продукт совместной
творческой
деятельности: выпуск
иллюстрированной
брошюры
«Невероятные сказки»
Дидактические игры и
упражнения на развитие
образности и
выразительности речи
Театрализованные
постановки
знакомых
произведений
родителями и
детьми
Сочинение
совместных сказок
родителей с
детьми
Творческий вечер
совместно с
библиотекой
«Литературные
чтения»
Выставка совместных
рисунков к
придуманным сказкам:
«Невероятные сказки»
«День открытых
дверей». Просмотр
занятия «Путешествие
по сказкам»
Перспективный план взаимодействия с родителями
Перспективный план взаимодействия с родителями
Постановка совместных с родителями
спектаклей
Результативность педагогического проекта
№
Направления
Показатели
Результаты
реализации
проекта
2013-2014
1
Словарь
Повысить уровень понимания детьми
переносного и иносказательного значения слова.
Повысить уровень овладения детьми эпитетами,
метафорами, олицетворениями.
52%
2
Грамматика
Сформировать умение пользоваться всеми
формами речи, пользоваться приставками и
суффиксами для образования слов, придумывать
предложение с заданным количеством слов.
56%
3
Культура
речи
Повысить уровень овладения детьми средствами
литературной выразительности (темп, ритм,
логическое ударение).
64%
4
Связная речь
Повысить уровень монологической и
диалогической речи.
Сформировать интерес к сочинению.
Проявлять индивидуальность и творчество к
сочинению сказок.
40%
Список литературы
•
Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.
•
Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975. – 120 с.
•
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. и др. Ребенок и книга. – СПб.: Детство-Пресс,
2005. – 128с.
•
Доронова Т.Н., Гербова
В.В., Гризик Т.И. Программа и методическое
руководство по
воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет. – М.: Просвещение, 2000. – 270с.
•
Зубарева Е.Е. Детская литература. – М.: Просвещение, 2001. – 215 с.
•
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2009. – 416с.
•
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального развития детей. – Я.: Академия развития, 1997. –
127 с.
•
Нагишкин Д.М. Сказка и жизнь. – М.: Просвещение, 1987. – 108с.
•
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей.- М.: Скрипторий, 2003.-72 с.
•
Управление
дошкольным
образовательным
учреждением//
Научно- практический
журнал ,№ 1- М.: Сфера, 2009. – 128с.
•
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Творческий центр,
2008. – 144с.
•
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: