Напоминание

"Формирование образности и выразительности речи посредством ознакомления с художественной литературой в сотрудничестве педагога с родителями"


Автор: Земскова Евгения Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №21 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Презентация педагогического проекта
Тема: "Формирование образности и выразительности речи посредством ознакомления с художественной литературой в сотрудничестве педагога с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Педагогический

проект

«Формирование образности и выразительности речи

посредством ознакомления с художественной

литературой в сотрудничестве педагога с родителями»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 21 «Звёздочка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 21 «Звёздочка»

Проект подготовила:

Земскова Евгения Николаевна

воспитатель первой

квалификационной категории


Материалистическа

я философия о

языке как продукте

общественно-

исторического

развития, как

важнейшем

средстве общения и

социального

взаимодействия

людей, о его связи

с мышлением

Период активного

творческого

развития

личности ребенка

и активное

формирование

всех компонентов

связной речи

Психологичес

кая природа

речи

Теоретико-методологическая

основа проекта

Проект

практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на детей

старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)

Проект

практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на детей

старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)


Цель:

развитие

образности

и

выразительности

речи

посредством

ознакомления с художественной литературой в сотрудничестве педагога с

родителями

Цель:

развитие

образности

и

выразительности

речи

посредством

ознакомления с художественной литературой в сотрудничестве педагога с

родителями



Задачи:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; 2.подбор диагностического материала по теме, выявление значения художественной литературы в развитии образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста; 3.разработать и апробировать систему работы направленную на развитие образности и выразительности речи посредством ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста; 4.разработать систему взаимодействия педагога с родителями по формированию образности и выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой


Задачи:
1.изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; 2.подбор диагностического материала по теме, выявление значения художественной литературы в развитии образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста; 3.разработать и апробировать систему работы направленную на развитие образности и выразительности речи посредством ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста; 4.разработать систему взаимодействия педагога с родителями по формированию образности и выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой
Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты 


Разработана система взаимодействия педагога с родителями по развитию

образности

и

выразительности

речи

детей

старшего

дошкольного

возраста

посредством ознакомления с художественной литературой.

.

Повышение педагогической культуры родителей в развитии образности и

выразительности

речи

детей.

Их

активное

участие

в

мероприятиях,

направленных

на

формирование

у

детей

интереса

к

художественной

литературе.



Обеспечение положительной динамики развития связной речи детей. Дети

овладевают умениями:



пересказывать

литературные

произведения

самостоятельно,

правильно

передавая

идею

и

содержание,

выразительно

воспроизведя

диалоги

действующих лиц используя эпитеты, метафоры, сравнения;



пересказывать близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного

героя;



различать

литературные

жанры:

сказка,

рассказ,

загадка,

пословица,

поговорка;

в повествовании отражать характерные особенности жанра, сочинять сказки,

придумывать истории.



Издательство совместного творческого продукта: брошюры «Невероятные

сказки», «Сказочные капельки».



Разработана система взаимодействия педагога с родителями по развитию

образности

и

выразительности

речи

детей

старшего

дошкольного

возраста

посредством ознакомления с художественной литературой.

.

Повышение педагогической культуры родителей в развитии образности и

выразительности

речи

детей.

Их

активное

участие

в

мероприятиях,

направленных

на

формирование

у

детей

интереса

к

художественной

литературе.



Обеспечение положительной динамики развития связной речи детей. Дети

овладевают умениями:



пересказывать

литературные

произведения

самостоятельно,

правильно

передавая

идею

и

содержание,

выразительно

воспроизведя

диалоги

действующих лиц используя эпитеты, метафоры, сравнения;



пересказывать близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного

героя;



различать

литературные

жанры:

сказка,

рассказ,

загадка,

пословица,

поговорка;

в повествовании отражать характерные особенности жанра, сочинять сказки,

придумывать истории.



Издательство совместного творческого продукта: брошюры «Невероятные

сказки», «Сказочные капельки».


Целевая аудитория
Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Количество детей в группе –25. Также участниками проекта являются сотрудники детской библиотеки №5 «Филиппок» 25 родителей (законных представителей) воспитанников. Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Количество детей в группе –25. Также участниками проекта являются сотрудники детской библиотеки №5 «Филиппок» 25 родителей (законных представителей) воспитанников.

Механизм внедрения проекта

Механизм внедрения проекта

Механизм внедрения проекта

Механизм внедрения проекта
1.
анализ проблемы и определение

стратегии реализации проекта
Анализ проблемы и определение стратегии реализации проекта 2.
выявление уровня

сформированности речевого

развития воспитанников;

Изучение социального заказа

общественности
- п р о в ед е н и е м о н и т о р и н га с ф о р м и р о в а н н о с т и коммуникации среди воспитанников старшей группы. - использование диагностических методик - Ознакомление с проблемами развития образности и выразительности речи у детей в группе 3.
разработка плана реализации

проекта
-выбор наиболее эффективных форм работы с детьми и родителями; 4.
непосредственное поэтапное

внедрение педагогического

проекта
- проектирование комплексной системы работы с детьми, родителями и педагогами в образовательном процессе по развитию словотворчества старших дошкольников; - создание специальных условий для реализации проекта: - оснащение образовательного процесса; - создание развивающей предметной среды; 5.
анализ, систематизация и

теоретическое осмысление

полученных результатов
выявление результативности использования системы работы по формированию образности и выразительности речи посредством сотрудничества педагогов, детей старшего дошкольного возраста и родителей

Этапы реализации проекта

Этапы реализации

проекта

Задачи

Формы реализации

Подготовительный

этап
 Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;  Изучить социальный заказ родителей;  П о д о б р а т ь д и а г н о с т и ч е с к и й инструментарий, разработать мониторинг;  Составить перспективный план работы с детьми, родителями;  Подобрать практический материал для работы с родителями и детьми;  Оборудовать материально- техническую базу;  Провести первое родительское собрание (познакомить родителей с проблемой развития всех сторон связной речи). - п с и х о л о г о - п е д а г о г и ч е с к а я , методическая литература; - анкеты; - перспективный план по работе с детьми и родителями; - диагностический инструментарий; - дидактические игры, упражнения; - консультации; - беседы; - памятки; - комплекс занятий с детьми; - разновидности кукольного театра; - родительское собрание.
Диагностический

этап
 Выявить уровни развития связной речи, словотворчества у детей ст аршего дошкольного возраста по средством диагностического обследования; - о п р о с д е т е й « Н а з в а н и я произведений»; - сочинения детей по теме «Моя сказка»; - иллюстрации к русским народным сказкам; -диагностика «Уровень пересказа» Л.А Ладыженской; - мониторинг развития речи детей старшего дошкольного возраста

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Этапы

реализации

проекта

Задачи

Формы реализации

Основной

этап
 О р г а н и зо ват ь и п р о в е с т и мероприятия, конкурсы, досуги, занятия согласно перспективному плану работы с родителями и детьми;  Провести беседы, консультации, выпустить памятки для родителей и детей;  Организовать совместные выставки;  Организовать и координировать работу по постановке совместных спектаклей родителей и детей;  Учить родителей работать с практиче ским материа лом п о развитию у детей образности и в ы р а з и т е л ь н о с т и р е ч и (дидактические игры и упражнения);  Знакомить родителей с системой работы по словотворчеству Мероприятия: -праздники «Осенние фантазии», «В гостях у кота Матроскина» и другие; - «День открытых дверей» просмотр занятия «Путешествие по сказкам»; - конкурс: «Мы- читающая семья»; -досуги: «Литературная викторина», «В гостях у сказки»; -вечер вопросов и ответов «Гостиная почемучек»; -выставки: «Моя сказка» (поделки из овощей и фруктов), «Любимый эпизод из сказки» (поделки из природного материала); - театрализованная деятельность (постановка сказок родителями и детей); -дидактические игры и упражнения по русским народным сказкам и словотворчеству; -совместное составление сказок родителей с детьми; - Литературные гостиные

Этапы реализации проекта

Этапы реализации проекта

Этапы реализации

проекта

Задачи

Формы реализации

Итоговый этап
 Выявить уровни развития связной речи, образности и выразительности речи детей старшего дошкольного в о з р а с т а п о с р е д с т в о м диагностического обследования, после проведения различных форм и методов работы;  И з г о т о в и т ь и в ы п у с т и т ь и л л ю с т р и р о в а н н ы й с б о р н и к «Невероятные сказки» (совместная работа родителей и детей).  И з г о т о в и т ь и в ы п у с т и т ь и л л ю с т р и р о в а н н ы й с б о р н и к «Сказочные капельки» (сочинения детей). - сочинения детей и родителей по теме «Моя сказка»; -иллюстрации к русским народным сказкам; -диагностика «Уровень пересказа» Л.А Ладыженской; -мониторинг развития речи детей старшего дошкольного возраста; - Сборник сказок «Невероятные сказки» (словотворчество родителей и детей) - «Сказочные капельки» (сочинения детей).

Содержание проекта

П

е

д

а

г

о

г

Р

о

д

и

т

е

л

ь

Ребенок

Анкетирование

родителей

Мастер-класс

«Формирование

образности и

выразительности речи

детей посредством русской

народной сказки»

Совместные досуги

«Литературная

викторина», «В гостях

у сказки», конкурс:

«Мы- читающая

семья»

Продукт совместной

творческой

деятельности: выпуск

иллюстрированной

брошюры

«Невероятные сказки»

Дидактические игры и

упражнения на развитие

образности и

выразительности речи

Театрализованные

постановки

знакомых

произведений

родителями и

детьми

Сочинение

совместных сказок

родителей с

детьми

Творческий вечер

совместно с

библиотекой

«Литературные

чтения»

Выставка совместных

рисунков к

придуманным сказкам:

«Невероятные сказки»

«День открытых

дверей». Просмотр

занятия «Путешествие

по сказкам»


Перспективный план взаимодействия с родителями


Перспективный план взаимодействия с родителями


Постановка совместных с родителями

спектаклей


Результативность педагогического проекта



Направления

Показатели

Результаты

реализации

проекта

2013-2014
1
Словарь
Повысить уровень понимания детьми переносного и иносказательного значения слова. Повысить уровень овладения детьми эпитетами, метафорами, олицетворениями. 52% 2
Грамматика
Сформировать умение пользоваться всеми формами речи, пользоваться приставками и суффиксами для образования слов, придумывать предложение с заданным количеством слов. 56% 3
Культура

речи
Повысить уровень овладения детьми средствами литературной выразительности (темп, ритм, логическое ударение). 64% 4
Связная речь
Повысить уровень монологической и диалогической речи. Сформировать интерес к сочинению. Проявлять индивидуальность и творчество к сочинению сказок. 40%

Список литературы

Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255с.

Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975. – 120 с.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. и др. Ребенок и книга. – СПб.: Детство-Пресс,

2005. – 128с.

Доронова Т.Н., Гербова

В.В., Гризик Т.И. Программа и методическое

руководство по

воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет. – М.: Просвещение, 2000. – 270с.

Зубарева Е.Е. Детская литература. – М.: Просвещение, 2001. – 215 с.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2009. – 416с.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального развития детей. – Я.: Академия развития, 1997. –

127 с.

Нагишкин Д.М. Сказка и жизнь. – М.: Просвещение, 1987. – 108с.

Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей.- М.: Скрипторий, 2003.-72 с.

Управление

дошкольным

образовательным

учреждением//

Научно- практический

журнал ,№ 1- М.: Сфера, 2009. – 128с.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Творческий центр,

2008. – 144с.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.:

Владос, 2004. – 288с.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Х.: Фолио, 1996. – 420 с.




В раздел образования