Напоминание

Возрастные особенности младших дошкольников


Автор: Соколова Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Д⁄С №131
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Информация для родителей
Тема: Возрастные особенности младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Уважаемые родители!

На

третьем

году

жизни

дети

становятся

самостоятельнее.

Продолжает

развиваться

предметная

деятельность,

ситуативно-

деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие,

речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-

действенное мышление.

Развитие

предметной

деятельности

связано

с

условием

культурных

способов

действия

с

различными

предметами.

Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Ум е н и е

в ы п ол н я т ь

о руд и й н ы е

д е й с т в и я

р а з в и в а е т

произвольность,

преобразуя

натуральные

формы

активности

в

культурные

на

основе

предлагаемой

взрослыми

модели,

которая

выступает

в

качестве

не

только

объекта

для

подражания,

но

и

образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В

ходе

совместной

с

взрослыми

предметной

деятельности

продолжает

развиваться

понимание

речи.

Слово

отделяется

от

ситуации

и

приобретает

самостоятельное

значение.

Дети

продолжают

осваивать

названия

окружающих

предметов,

учатся

выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой

наглядной ситуации.

Количество

понимаемых

слов

значительно

возраст ает.

Совершенствуется

регуляция

поведения

в

результате

обращения

взрослых

к

ребёнку,

который

начинает

понимать

не

только

инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они

осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить

простые

предложения,

в

разговоре

с

взрослыми

используют

практически все части речи. Активный словарь достигает примерно

1 000 – 1 500 слов.

К

концу

третьего

года

жизни речь

становится

средством

общения

ребёнка

со

сверстниками.

В

этом

возрасте

у

детей

формируются

новые

виды

деятельности:

игра,

рисование,

конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия,

которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к

реальности. В середине третьего года жизни появляются действия

с предметами заместителями.

Появление

собственно

изобразительной

деятельно сти

обусловлено

тем,

что

ребёнок

уже способен

сформулировать

намерение

изобразить

какой

либо

предмет. Типичным является

изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих

от неё линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые

ориентировки,

что

позволяет

детям

безошибочно

выполнять

ряд

заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и

цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое

восприятие,

прежде

всего

фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки

родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка

проблемные

ситуации

разрешаются

путём

реального

действия

с

предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,

импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети

легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в

этот период начинает складываться и произвольность поведения.

Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей

появляются

чувства

гордости

и

стыда,

начинают

формироваться

элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и

полом. Ранний возраст завершается кризисом

трёх лет. Ребёнок

осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У

него

формируется

образ

Я.

Кризис

часто

сопровождается

рядом

отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением

общения

со

взрослым

и

др.

Кризис

может

продолжаться

от

нескольких месяцев до двух лет.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

Ребенок

интересуется

окружающими

предметами

и

активно

действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и

другими

предметами,

стремится

проявлять

настойчивость

в

достижении результата своих действий;

использует

специфические,

культурно

фиксированные

предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки,

расчески,

карандаша

и

пр.)

и

умеет

пользоваться

ими.

Владеет

простейшими

навыками

самообслуживания;

стремится

проявлять

самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет

активной

речью,

включенной

в

общение;

может

обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает

названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в

движениях

и

действиях;

появляются

игры,

в

которых

ребенок

воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и

подражает им;

проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию

картинки,

стремится

двигаться

под

музыку;

эмоционально

откликается на различные произведения культуры и искусства;

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать

различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).



В раздел образования