Автор: Соколова Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ Д⁄С №131
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Информация для родителей
Тема: Возрастные особенности младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Уважаемые родители!
На
третьем
году
жизни
дети
становятся
самостоятельнее.
Продолжает
развиваться
предметная
деятельность,
ситуативно-
деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие,
речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-
действенное мышление.
Развитие
предметной
деятельности
связано
с
условием
культурных
способов
действия
с
различными
предметами.
Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Ум е н и е
в ы п ол н я т ь
о руд и й н ы е
д е й с т в и я
р а з в и в а е т
произвольность,
преобразуя
натуральные
формы
активности
в
культурные
на
основе
предлагаемой
взрослыми
модели,
которая
выступает
в
качестве
не
только
объекта
для
подражания,
но
и
образца, регулирующего собственную активность ребёнка.
В
ходе
совместной
с
взрослыми
предметной
деятельности
продолжает
развиваться
понимание
речи.
Слово
отделяется
от
ситуации
и
приобретает
самостоятельное
значение.
Дети
продолжают
осваивать
названия
окружающих
предметов,
учатся
выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой
наглядной ситуации.
Количество
понимаемых
слов
значительно
возраст ает.
Совершенствуется
регуляция
поведения
в
результате
обращения
взрослых
к
ребёнку,
который
начинает
понимать
не
только
инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они
осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить
простые
предложения,
в
разговоре
с
взрослыми
используют
практически все части речи. Активный словарь достигает примерно
1 000 – 1 500 слов.
К
концу
третьего
года
жизни речь
становится
средством
общения
ребёнка
со
сверстниками.
В
этом
возрасте
у
детей
формируются
новые
виды
деятельности:
игра,
рисование,
конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия,
которые совершаются с игровыми предметами, приближёнными к
реальности. В середине третьего года жизни появляются действия
с предметами заместителями.
Появление
собственно
изобразительной
деятельно сти
обусловлено
тем,
что
ребёнок
уже способен
сформулировать
намерение
изобразить
какой
либо
предмет. Типичным является
изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих
от неё линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые
ориентировки,
что
позволяет
детям
безошибочно
выполнять
ряд
заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и
цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое
восприятие,
прежде
всего
фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки
родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная.
Её особенность заключается в том, что возникающее в жизни ребёнка
проблемные
ситуации
разрешаются
путём
реального
действия
с
предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети
легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в
этот период начинает складываться и произвольность поведения.
Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей
появляются
чувства
гордости
и
стыда,
начинают
формироваться
элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и
полом. Ранний возраст завершается кризисом
трёх лет. Ребёнок
осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У
него
формируется
образ
Я.
Кризис
часто
сопровождается
рядом
отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением
общения
со
взрослым
и
др.
Кризис
может
продолжаться
от
нескольких месяцев до двух лет.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
Ребенок
интересуется
окружающими
предметами
и
активно
действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и
другими
предметами,
стремится
проявлять
настойчивость
в
достижении результата своих действий;
использует
специфические,
культурно
фиксированные
предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки,
расчески,
карандаша
и
пр.)
и
умеет
пользоваться
ими.
Владеет
простейшими
навыками
самообслуживания;
стремится
проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет
активной
речью,
включенной
в
общение;
может
обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает
названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в
движениях
и
действиях;
появляются
игры,
в
которых
ребенок
воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинки,
стремится
двигаться
под
музыку;
эмоционально
откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).