Авторы: Котелкина Ольга Николаевна, Сяткина Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41 "Уголёк"
Населённый пункт: город Междуреченск Кемеровской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Современные проблемы дошкольников с речью"
Раздел: дошкольное образование
ГАДЖЕТЫ ВМЕСТО ЛАДУШЕК: ОТКУДА У СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ПРОБЛЕМЫ С РЕЧЬЮ И КОГДА ИДТИ
К ЛОГОПЕДУ
«Подумаешь, молчит ребенок. Заговорит через год! Зато он на планшете в игры
интеллектуальные играет», — заявляют современные родители. Они уверены — с ребенком
говорить не нужно, а с молчуном даже проще — не мешает своими делами заниматься. И далеко
не каждый родитель знает, что, казалось бы, несерьезные трудности с речью оборачиваются
гораздо более серьезными проблемами развития ребенка.
Почему так плохо говорят наши дети и кто виноват в этом, а также когда родителям стоит бить
тревогу?
Проблемы с речью — проблемы с мышлением.
— Да, проблема, действительно, актуальная,
— причем обострилась она в последние 15 лет. И каждый год ситуация усугубляется , детей с
проблемами речи становится все больше.
Причин, по словам специалистов, много. Самая важная — это здоровье. Перенесенные ребенком,
а также матерью во время беременности, инфекционные заболевания, родовые травмы, ушибы и
удары головы ребенка в первые годы жизни и так далее могут привести к проблемам с речью. Так,
подвывих шейных позвонков у детей чаще всего приводит к дизартрии — нарушениям
произношения, которые связаны с ограничением подвижности органов речи. Распространено и
такое нарушение речи, как алалия — при этом диагнозе могут наблюдаться зачатки речи, но,
простым языком, ребенок говорит непонятно. В таких случаях нужен не только логопед, но и врач-
невропатолог. Если родители выполняют рекомендации врачей, то серьезных последствий с
речью (а значит, и с развитием ребенка в целом) удается избежать.
Как отмечают логопеды, в этом смысле самое важное — это беременность мамы, роды и первый
год жизни ребенка. Употребление наркотиков, алкоголя, психотропных веществ отражается на
формирующейся нервной системе малыша. Влияют на будущих мам и экология, питание —
натуральные продукты сменили консерванты и красители.
— Родовые травмы — главная причина проблем с речью. Если у ребенка есть нарушения речи, все
психические процессы отстают в развитии. Мало того, если вовремя не заняться ребенком, то
могут быть серьезные последствия — задержка развития. На самом деле при подготовке к
беременности и родам этим аспектам практически не уделяется внимание, и многие родители
просто не знают, насколько это серьезно.
Родителям некогда спросить ребенка «Как дела?»
Вторая значимая причина проблем с речью — отсутствие общения в семье. Родителям некогда
говорить с собственными детьми! Многим намного проще купить планшет или включить ребенку
мультфильмы, чем спросить у ребенка, как прошел день».
— В советские времена были у ребенка кубики, он ими поиграл, надоело — заплакал. И мама
бежит к ребенку. А сейчас достаточно включить телевизор и дальше свои дела делать. Выросло
поколение родителей, которые не знают, что такое потешки — те самые, что мы с детства знаем:
«Ладушки», «Сорока-белобока». Они не хотят читать сказки, стишки, петь ребенку колыбельные.
По сути, в семье нет никакого общения.
Зачастую бить тревогу родители начинают перед самым отправлением ребенка в школу. Тогда
ищут специалистов, предполагая, что за пару месяцев успеют решить все проблемы. — Одно дело,
когда ребенок не произносит один или два звука — в этом случае достаточно посетить несколько
занятий логопеда, и совсем другое — серьезное нарушение речи. К сожалению, бывают
запущенные случаи. Нарушения речи приводят к трудностям обучения в школе — дисграфиям
(нарушениям письма), дислексиям (нарушениям чтения). Однако многие родители
спохватываются только перед школой, а за год провести полноценную коррекцию практически
невозможно.
ПРИ ЭТОМ СПЕЦИАЛИСТЫ ПОДЧЕРКИВАЮТ: БЕЗ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТА ЛОГОПЕДА
УДЛИНЯЕТСЯ В РАЗЫ.
— Есть такое понятие «кабинетный синдром». Ребенок заходит в кабинет к логопеду, перед
зеркалом все делает правильно, а выходит из кабинета — и снова возвращается к неправильному
произношению. Только с помощью родителей можно выработать привычку у ребенка следить за
своей речью.
Слабое место сильного пола.
Проблемы с речью возникают у мальчиков чаще, чем у девочек. В группах компенсирующей
направленности 80 процентов детей — мальчики.
— Мальчики больше подвержены родовым травмам, так как они крупнее.Отсюда и больше
проблем с речью. У девочек развитие в целом опережает развитие мальчиков.
Мода на картавых.
Как говорят специалисты, в современном обществе нет комплексов по поводу дефектов речи. И
если в советские времена ведущих с плохой дикцией и неправильным произношением звуков на
телевидение не брали, то сейчас у общества более мягкие требования. Родители тоже это видят, и
некоторым даже нравится, что их ребенок говорит на «французский» манер. Мало того,
некоторые родители сами «ставят» звуки своим детям, отыскав в интернете видеоуроки на эту
тему.
Ни в коем случае такого делать нельзя! Вы можете найти артикуляционную гимнастику и
заниматься с детьми, но «ставить» звуки должен только специалист.
К логопеду — в 2 года
Стандарты, по которым судят о развитии речи детей, с советских времен не изменились. Хотя
логопеды наблюдают: современные дети отстают от прошлых поколений. Если раньше считалось,
что «гуление» у детей должно наблюдаться в 2—3 месяца, то сейчас эти сроки сдвинулись до 4—5
месяцев. По нормам к 5 годам ребенок должен произносить все звуки. Но логопеды наблюдают,
что планка сдвинулась до 6,5—7 лет.
НУЖНО БИТЬ ТРЕВОГУ, ЕСЛИ:
- У ребенка к 1 году не появились в речи первые слова.
- У ребенка 1,6—2 лет нет в речи простых фраз.
- В 2 года ребенок не говорит — необходим прием невропатолога, который назначит лечение. Уже
в этом возрасте желательно проконсультироваться у логопеда.
- В 3—4 года в речи ребенка нет свистящих, он неправильно произносит или коверкает их; в 4—5
лет нет шипящих звуков и «л-ль»; к 6 годам нет звуков «р-рь».
- «Каша во рту» — ребенок говорит непонятно. Это может быть признаком тяжелых нарушений
речи, которые могут привести к отставанию в развитии психических процессов — мышления,
памяти, внимания.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
- Говорите со своим ребенком! Используйте каждую минуту вместе — утреннее одевание и
умывание, время, когда ведете ребенка в сад и обратно.
- Слушайте дома хорошую музыку, чувство ритма важно в освоении речи. Пойте вместе с
ребенком. Спускаясь и поднимаясь с ребенком по лестнице, считайте вместе ступеньки.
- Вспомните про народный фольклор — потешки, простые стишки, сказки. Найдите 15 минут,
чтобы обсудить прочитанное, задайте ребенку вопросы, пусть вспомнит содержание сказки.
- Запомните: речь находится на кончиках пальцев. Конструкторы, мозаика, пластилин, пазлы,
шнуровки — все эти игрушки должны быть у ребенка.
- Рисование тоже способствует развитию мышления, воображения и речи. Но правило здесь такое:
играйте вместе с детьми.
- Детям до 6 лет нельзя смотреть мультфильмы, где герои коверкают речь. Не сюсюкайте с детьми
сами, говорите с ними как со взрослыми.
- Заведите дома традицию семейных ужинов — пускай мама, папа и ребенок расскажут по
очереди, как провели день. Не важно, что ребенок мал, пусть говорит как умеет.
- Обучение иностранным языкам, чтению противопоказано детям с нарушениями речи.