Напоминание

"Современные проблемы дошкольников с речью"


Авторы: Котелкина Ольга Николаевна, Сяткина Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41 "Уголёк"
Населённый пункт: город Междуреченск Кемеровской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Современные проблемы дошкольников с речью"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГАДЖЕТЫ ВМЕСТО ЛАДУШЕК: ОТКУДА У СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ПРОБЛЕМЫ С РЕЧЬЮ И КОГДА ИДТИ

К ЛОГОПЕДУ

«Подумаешь, молчит ребенок. Заговорит через год! Зато он на планшете в игры

интеллектуальные играет», — заявляют современные родители. Они уверены — с ребенком

говорить не нужно, а с молчуном даже проще — не мешает своими делами заниматься. И далеко

не каждый родитель знает, что, казалось бы, несерьезные трудности с речью оборачиваются

гораздо более серьезными проблемами развития ребенка.

Почему так плохо говорят наши дети и кто виноват в этом, а также когда родителям стоит бить

тревогу?

Проблемы с речью — проблемы с мышлением.

— Да, проблема, действительно, актуальная,

— причем обострилась она в последние 15 лет. И каждый год ситуация усугубляется , детей с

проблемами речи становится все больше.

Причин, по словам специалистов, много. Самая важная — это здоровье. Перенесенные ребенком,

а также матерью во время беременности, инфекционные заболевания, родовые травмы, ушибы и

удары головы ребенка в первые годы жизни и так далее могут привести к проблемам с речью. Так,

подвывих шейных позвонков у детей чаще всего приводит к дизартрии — нарушениям

произношения, которые связаны с ограничением подвижности органов речи. Распространено и

такое нарушение речи, как алалия — при этом диагнозе могут наблюдаться зачатки речи, но,

простым языком, ребенок говорит непонятно. В таких случаях нужен не только логопед, но и врач-

невропатолог. Если родители выполняют рекомендации врачей, то серьезных последствий с

речью (а значит, и с развитием ребенка в целом) удается избежать.

Как отмечают логопеды, в этом смысле самое важное — это беременность мамы, роды и первый

год жизни ребенка. Употребление наркотиков, алкоголя, психотропных веществ отражается на

формирующейся нервной системе малыша. Влияют на будущих мам и экология, питание —

натуральные продукты сменили консерванты и красители.

— Родовые травмы — главная причина проблем с речью. Если у ребенка есть нарушения речи, все

психические процессы отстают в развитии. Мало того, если вовремя не заняться ребенком, то

могут быть серьезные последствия — задержка развития. На самом деле при подготовке к

беременности и родам этим аспектам практически не уделяется внимание, и многие родители

просто не знают, насколько это серьезно.

Родителям некогда спросить ребенка «Как дела?»

Вторая значимая причина проблем с речью — отсутствие общения в семье. Родителям некогда

говорить с собственными детьми! Многим намного проще купить планшет или включить ребенку

мультфильмы, чем спросить у ребенка, как прошел день».

— В советские времена были у ребенка кубики, он ими поиграл, надоело — заплакал. И мама

бежит к ребенку. А сейчас достаточно включить телевизор и дальше свои дела делать. Выросло

поколение родителей, которые не знают, что такое потешки — те самые, что мы с детства знаем:

«Ладушки», «Сорока-белобока». Они не хотят читать сказки, стишки, петь ребенку колыбельные.

По сути, в семье нет никакого общения.

Зачастую бить тревогу родители начинают перед самым отправлением ребенка в школу. Тогда

ищут специалистов, предполагая, что за пару месяцев успеют решить все проблемы. — Одно дело,

когда ребенок не произносит один или два звука — в этом случае достаточно посетить несколько

занятий логопеда, и совсем другое — серьезное нарушение речи. К сожалению, бывают

запущенные случаи. Нарушения речи приводят к трудностям обучения в школе — дисграфиям

(нарушениям письма), дислексиям (нарушениям чтения). Однако многие родители

спохватываются только перед школой, а за год провести полноценную коррекцию практически

невозможно.

ПРИ ЭТОМ СПЕЦИАЛИСТЫ ПОДЧЕРКИВАЮТ: БЕЗ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТА ЛОГОПЕДА

УДЛИНЯЕТСЯ В РАЗЫ.

— Есть такое понятие «кабинетный синдром». Ребенок заходит в кабинет к логопеду, перед

зеркалом все делает правильно, а выходит из кабинета — и снова возвращается к неправильному

произношению. Только с помощью родителей можно выработать привычку у ребенка следить за

своей речью.

Слабое место сильного пола.

Проблемы с речью возникают у мальчиков чаще, чем у девочек. В группах компенсирующей

направленности 80 процентов детей — мальчики.

— Мальчики больше подвержены родовым травмам, так как они крупнее.Отсюда и больше

проблем с речью. У девочек развитие в целом опережает развитие мальчиков.

Мода на картавых.

Как говорят специалисты, в современном обществе нет комплексов по поводу дефектов речи. И

если в советские времена ведущих с плохой дикцией и неправильным произношением звуков на

телевидение не брали, то сейчас у общества более мягкие требования. Родители тоже это видят, и

некоторым даже нравится, что их ребенок говорит на «французский» манер. Мало того,

некоторые родители сами «ставят» звуки своим детям, отыскав в интернете видеоуроки на эту

тему.

Ни в коем случае такого делать нельзя! Вы можете найти артикуляционную гимнастику и

заниматься с детьми, но «ставить» звуки должен только специалист.

К логопеду — в 2 года

Стандарты, по которым судят о развитии речи детей, с советских времен не изменились. Хотя

логопеды наблюдают: современные дети отстают от прошлых поколений. Если раньше считалось,

что «гуление» у детей должно наблюдаться в 2—3 месяца, то сейчас эти сроки сдвинулись до 4—5

месяцев. По нормам к 5 годам ребенок должен произносить все звуки. Но логопеды наблюдают,

что планка сдвинулась до 6,5—7 лет.

НУЖНО БИТЬ ТРЕВОГУ, ЕСЛИ:

- У ребенка к 1 году не появились в речи первые слова.

- У ребенка 1,6—2 лет нет в речи простых фраз.

- В 2 года ребенок не говорит — необходим прием невропатолога, который назначит лечение. Уже

в этом возрасте желательно проконсультироваться у логопеда.

- В 3—4 года в речи ребенка нет свистящих, он неправильно произносит или коверкает их; в 4—5

лет нет шипящих звуков и «л-ль»; к 6 годам нет звуков «р-рь».

- «Каша во рту» — ребенок говорит непонятно. Это может быть признаком тяжелых нарушений

речи, которые могут привести к отставанию в развитии психических процессов — мышления,

памяти, внимания.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

- Говорите со своим ребенком! Используйте каждую минуту вместе — утреннее одевание и

умывание, время, когда ведете ребенка в сад и обратно.

- Слушайте дома хорошую музыку, чувство ритма важно в освоении речи. Пойте вместе с

ребенком. Спускаясь и поднимаясь с ребенком по лестнице, считайте вместе ступеньки.

- Вспомните про народный фольклор — потешки, простые стишки, сказки. Найдите 15 минут,

чтобы обсудить прочитанное, задайте ребенку вопросы, пусть вспомнит содержание сказки.

- Запомните: речь находится на кончиках пальцев. Конструкторы, мозаика, пластилин, пазлы,

шнуровки — все эти игрушки должны быть у ребенка.

- Рисование тоже способствует развитию мышления, воображения и речи. Но правило здесь такое:

играйте вместе с детьми.

- Детям до 6 лет нельзя смотреть мультфильмы, где герои коверкают речь. Не сюсюкайте с детьми

сами, говорите с ними как со взрослыми.

- Заведите дома традицию семейных ужинов — пускай мама, папа и ребенок расскажут по

очереди, как провели день. Не важно, что ребенок мал, пусть говорит как умеет.

- Обучение иностранным языкам, чтению противопоказано детям с нарушениями речи.



В раздел образования