Автор: Бюнгер Валентина Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО "Молодёжный творческий Форум Китеж плюс"
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие "Богатыри земли русской"
Раздел: дополнительное образование
БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Конспект интегрированного занятия для старших дошкольников
Разработала педагог дополнительного образования Бюнгер Валентина Петровна
Цель:
Уточнить представление детей о первых защитниках земли русской – великих русских
богатырях, богатырской силе и воинской славе.
Задачи:
Обучающие:
Обогатить знания детей об истории древней Руси
Расширить представления о доспехах и оружии богатырей
Расширить словарный запас с помощью новых слов: кольчуга, щит, меч, булава,
палица, кистень, копьё, секира, топор, цепь, лук и стрелы, нож, кинжал
Развивающие:
Способствовать развитию зрительного и слухового внимания, смысловой памяти,
Развивать ловкость, находчивость и умение договариваться.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к русским воинам, гордость за их ратные подвиги и
богатырскую силу, желание им подражать.
Демонстрационный материал
Картина Васнецова «Три богатыря»
Набор цветных изображений богатырей в доспехах и виды оружия (колющее,
режущее, ударное), размер А-4 (всего 14шт.)
Две иллюстрации богатырей, размер А-3, разрезанные на 8 – 10 частей.
«Кочки» - геометрические фигуры неправильной формы из картона
Кольчуга, шлем, подшлемник, наручи, перчатка из железных пластин для педагога-
Богатыря;
Щит, меч в ножнах, лук, стрела, боевой топор принесены для демонстрации детям.
Раздаточный материал
Раскраски по количеству детей с изображением богатырей и краткой информацией о
каждом:
Илья Муромец,
Добрыня Никитич,
Алёша Попович,
Александр Невский,
Святогор-богатырь,
Микула Селянинович.
Грамота в виде старинной для группы.
Заготовки для мастер класса по аппликации - изготовление семейного щита.
Оборудование
Песня «Богатырская сила» муз. А. Пахмутовой, сл. Н Добронравова, формат MP-3
Песня Любавы из мультфильма «Три богатыря», формат MP-3
Ход занятия
I.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Звучит песня «Богатырская сила» муз. Н. Добронравова слова А.Н. Пахмутовой
Дети под песню заходят в зал.
– Здравствуйте, дети! Вы узнали песню? О ком она? Правильно, о богатырях. Сегодня мы
поговорим о том далёком времени, когда на Руси жили богатыри.
– Давным-давно на месте нашего города были непроходимые леса, полные зверей и птиц,
топкие болота и реки, в которых водилась рыба. Давным-давно на этой земле жили
славяне. Они назвали своё государство Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких
условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких
людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались песни и
былины. Вот как они выглядели.
Демонстрация картины В. М. Васнецова «Богатыри».
- Посмотрите, ребята, на картине богатыри могучие, мужественные, храбрые и сильные. - -
Кто изображен в центре картины? На белом коне? Самый молодой богатырь?
- Правильно, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Обратите внимание на
одежду богатырей, на то, как защищены и украшены лошади.
– А вот как выглядели бои воинов-всадников.
Педагог демонстрирует вторую картину.
– А вы хотели бы увидеть настоящего богатыря? Тогда позовём его дружными
аплодисментами.
Звучит вступление песни «Богатырская сила»:
Нет, не перевелись ещё на Руси богатыри…
педагог в доспехах богатыря входит к детям.
II.
ОСНОВНАЯ (ИНТЕРАКТИВНАЯ) ЧАСТЬ
– Здравствуйте, дети! Слышал я, что вы о богатырях говорили. Кто скажет, как называется
такая необычная одежда богатырей? Доспехи, правильно.
– Для чего воину доспехи?
– Верно, для защиты воинов.
– Кто знает, что это? – богатырь демонстрирует детям шлем, подшлемник.
– Для чего он богатырю?
– Обратите внимание на сетку из колец, которая приделана к шлему. Такая сетка
называется бармицей. Как вы думаете, для чего она на шлеме?
Педагог демонстрирует кольчугу, наручи, поножи, перчатки, уточняя ответы детей:
– Верно, кольчуга прикрывала грудь и спину,
– Наручи и перчатки из железных пластин – это защита для рук.
– Какое оружие было у богатырей? - меч, лук и стрелы, копьё.
– Чем защищался от ударов богатырь?
Правильно, щитом. Щитом богатырь отражал удары мечом и укрывался от стрел. Кто
хочет попробовать поднять щит? (богатырь придерживает щит). Тяжёлый? Представьте
себе: шлем и кольчуга на богатыре, щит в левой руке, меч – в правой, колчан со стрелами,
в налуче лук и при этом надо удержаться в седле!
Богатырь, демонстрируя богатырские доспехи, разрешая детям потрогать, рассмотреть,
примерять…
– Какие вы молодцы! Как много знаете о далёком прошлом!
– Дети, кто знает, что нужно делать для того, чтобы стать сильным, смелым и
выносливым? (тренироваться, делать заряду, хорошо кушать, старших слушать, не
обижать девочек и мальчиков, делиться игрушками…)
– А вы хотите попробовать свою силу в богатырских сражениях? Тогда нужно разделиться
на две дружины, а для этого постройтесь в шеренгу и слушайте мою команду: дружина, на
первый-второй рассчитайсь! Дети строятся в две колонны, это и есть две дружины.
Первые номера подходят к одному педагогу и рассматривают виды оружия,
вторые номера подходят ко второму педагогу и рассматривают виды доспехов лучника,
знаменосца, праздничные доспехи.
ЭСТАФЕТА
1.
Дети делятся на две команды: команда педагога и команда богатыря.
Проводится дидактическая игра «ВИДЫ ОРУЖИЯ», «ДОСПЕХИ»
Дети вместе с педагогом рассматривают и находят на картинках доспехи и оружие,
которые были у богатыря. Дети называют различия между мечом и саблей, луком и
арбалетом, Подгруппы меняются местами.
2.
Дидактическая игра «СОБЕРИ ЦЕЛОЕ ИЗ ЧАСТЕЙ»
Две команды (дружины) собирают по образцу каждый свою картину воина из 10-12
частей (размер картин А3).
После успешного выполнения задания богатырь хвалит детей за внимательность.
– Все молодцы! Знаете ли вы, что настоящие богатыри были не только предельно
внимательны, но и выносливы и бесстрашны. Поэтому следующее задание ещё
сложнее.
3.
Дидактическая игра «ПЕРЕПРАВА»
На полу лежит канат, необходимо пройти по нему приставным шагом, не теряя
равновесия, и вернуться в конец колонны.
Как только вы услышите музыку – сразу начинайте переправу.
(Задание выполняется под песню Любавы из мультфильма «Три богатыря»).
III.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
– Вижу, что все вы и ловкие, и внимательные, и сильные и дружные, с честью
справились со всеми заданиями, поэтому считаю, что пора посвятить вас в воины, в
честь этого всю дружину наградить старинной почётной грамотой.
Богатырь зачитывает грамоту и вручает её воспитателю.
Грамоту я вручаю воспитателю, отныне она будет храниться в вашей группе и
напоминать вам о нашей встрече. Когда вы подрастёте, пойдёте в школу, сможете
записаться в настоящую дружину, где у вас будут свои доспехи и свои победы. А
сегодня я дарю вам, как самым смелым и сильным, раскраски о богатырях русских. Вы
сможете раскрасить доспехи и больше узнать о каждом из шести богатырей. Богатырь
и ведущие прощаются с детьми и говорят, что в группе их ждёт ещё один сюрприз.
Богатырь и дети под звучание песни «Богатырская сила» Н. Добронравова и
А.Н. Пахмутовой делают круг почета и выходят из зала.
После занятия детям предлагают нарисовать или сделать аппликацию семейного щита,
который в то далёкое время смог бы защитить его семью.
Прочитать о подвигах богатырей и раскрасить их изображения.