Напоминание

«Русские народные сказки, как средство развития речи в старшей группе»


Автор: Галуза Ирина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №43 "Лесная сказка"
Населённый пункт: Тюменская обл, ХМАО, г.Сургут
Наименование материала: публикация
Тема: «Русские народные сказки, как средство развития речи в старшей группе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Отчёт по самообразованию

Воспитателя МБОУ №43 «Лесная сказка» группы № 14 «Любознайки»

Тема самообразования:

«

Русские народные сказки, как средство развития речи в

старшей группе

»

г.Сургут

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и

компетентности. Выявление влияния русских народных сказок на развитие речи старших

дошкольников.

Задачи:

Обучающие: обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию

прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения,

метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, работать над

звукопроизношением,

Развивающие: развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связной,

выразительной речи; обогащать словарь, развивать у детей мышление и воображение,

эмоциональную отзывчивость. Воспитательные: воспитывать любовь к художественной

литературе.

Актуальность: речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая

ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших эмоций,

подготавливают условия для успешного обучения в школе. У ребенка старшего

дошкольного возраста (5 – 6 лет) речь должна быть чистой, внятной, без нарушений

звукопроизношения, ведь в этом возрасте заканчивается процесс овладения звуками.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми выразительность языка, показывают,

как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь

языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в

народных сказках. В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и

эстетического аспектов. Итак, обучение пересказу фольклорных и литературных

произведений в целях формирования умения строить связное монологическое

высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-

выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры,

синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством

родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень

умственного, эстетического, эмоционального развития ребёнка. Русские народные сказки

обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей,

поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как

богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная

простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же

речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи

детей.

Свою работу я строила на следующих основных принципах:

- на тщательном отборе материала (по возрасту);

- интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами

деятельности детей;

- активное включения детей;

- использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой

среды максимально.

Также была проведена работа с родителями.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е.

дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям

наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же

часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения

является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение

пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать,

чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний применяла методы, как дидактические игры на материале

знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один

начинает – другой продолжает”, “Собери и расскажи сказку” и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние

развлечения.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения.

Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность

достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение.

Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес

детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки,

наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с

рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные

образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное

чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов ( Из какой сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?)

Подготовила презентацию для детей «Угадай сказку», «Угадай героя», «Кто как кричит?».

Если после первого чтения сказка уже понята детьми ,я могу использовать ряд

дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки,

иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок

выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию

таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность,

артистичность.

Использовала словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или

выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить

фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение

объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие

произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и

способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в

книге.

Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в

сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя

целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная

(предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы акцентировала внимание детей на моральных качествах

героев, на мотивах их поступков.

Для того , чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный

метод:

Подготовительный этап:

1.

Подбор и изучение методической литературы;

2.

Подбор дидактических игр

3.

Насыщение РППС

4.

Составила перспективный план

Совместная работа с родителями.

В начале года было проведено анкетирование среди родителей « Русская народная сказка

в жизни вашего ребенка» и ознакомление с предметно-развивающей средой группы,

составлен план пополнения РСП .

По итогам анкетирования были выявлены следующие проблемы;

----читаем сказки – 15 %;

----читаем стихи – 12%;

----не читаем совсем -33%.

По данным опроса я составила план и разработала методы и приёмы по развитию речи

через народные сказки и потешки .

Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-6 лет.

Информацию представляла в уголке для родителей в виде списков литературных

произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для

домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, памятки, консультации по поводу того, как

организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Как

превратить чтение в удовольствие», «Сказка в жизни ребенка», «Как и для чего читать

детям сказки?», «Рекомендации по выбору сказок для чтения»

;

«Мама, почитай мне

сказку», «Народные сказки», «О пользе чтения», «Русская народная сказка, как средство

развития речи ребенка» и др.

Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с

русскими народными сказками, дисками для прослушивания, также родители, у которых

сохранились книги из детства, приносили их в группу, пополнили уголок ряженья

изготовленными своими руками масками к русским народным сказкам по нашему

возрасту.

Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Моя любимая

сказка», мастер класс по изготовлению настольного театра, совместное создание альбома

«Досье читателя» и акцию «Подари детям книгу», конструирование книжек- малышек.

Таким образом, всю работу по развитию связной речи и нравственных качеств у

дошкольников посредством сказки провожу совместно с родителями.

Сказка в системе нравственного воспитания

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя,

целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных

сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогли мне показать:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Сивка - бурка»);

• что «Сказка» не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай

старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок,

который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, совместный досуг, драматизации отрывков сказок учат дошкольников быть

дружными, трудолюбивыми; чтение сказок «Маша и медведь» предостерегает: в лес

одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся,

старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ

слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка», «Снегурочка»

Результат :

— Дети научились отвечать полными и выразительными ответами по содержанию

прочитанной сказки и излагать свое отношение к прослушанному.

— Обогатился словарь детей и связная выразительная речь.

— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль, излагают свое

отношение к персонажам сказки.

— Благодаря совместной работе, улучшился контакт между детьми и родителями.

— Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать

участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в

более теплой обстановке.

Вывод:

Ценность сказок заключается в их влиянии на развитие связной речи ребенка, развитию

его эмоциональности, интеллекта и подготовки условий для дальнейшего успешного

обучения в школе.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило,

страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за

ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат

совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего

детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И

начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Таким образом, использование художественной литературы в процессе формирования

образности, выразительности речи , умственного и эмоционального развития ребенка

вполне оправдывает себя.

Планируемая работа:

На следующий год планирую и дальше работать по этой теме. Разработать перспективный

план на год с учётом возраста детей. Включить в план дальнейшее ознакомление детей с

народным фольклором. Разработать план по работе с родителями.



В раздел образования