Напоминание

"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"


Автор: Охрямкина Ксения Олеговна
Должность: воспиталель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 408 "Жемчужинка"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Жизнь

в

современном

информационном

обществе

сопровождается

быстрым устареванием и обновлением знаний, увеличением их объемов. А

это требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов

общества наличие таких качеств как: пытливость, смекалку, воображение и

фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность

быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее

ярко отражаются в детском творчестве. Развитие творческих способностей

современного

дошкольника,

на

мой

взгляд,

это

актуальная

задача

государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник

сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний

уровень технической и духовной стороны нашего общества.

В

соответствии

с

федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования

одной

из

задач

образовательной

области

«Художественно-эстетическое

развитие»

является

развитие

творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как

субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Образовательный стандарт нацелен на главный результат – социализацию

ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в

достижении успеха.

Творчество – это деятельность человека, направленная на создание

какого-либо

нового,

оригинального

продукта.

Творческий

а кт

характеризуется как прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации,

возникновение новых возможностей в развитии. Ребенок, строящий свой

первый замок из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного

здания,

могут

быть

творцами.

Способность

к

творчеству

предполагает

способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем,

быстрое разрешение проблемных ситуаций. Фантазируя, дети из реального

мира попадают в придуманный. Увидеть его могут только они. Только в

детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежные лошадки»,

а небо помещается в бутоне цветка…

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития

творчества в трёх стадиях:

- детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла;

-

юность

сочетание

вымысла

и

деятельности,

«резвого

расчетливого

рассудка»,

- зрелость – подчинение воображения уму, интеллекту.

До 3 лет у детей воображение существует внутри других психических

процессов,

в

них

закладывается

его

фундамент.

В

три

года

происходит

становление словесных форм воображения.

В

4-5

лет

ребенок

начинает

планировать,

составлять

в

уме

план

предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер.

Если

педагоги

и

родители

не

обращают

серьезного

внимания

на

развитие у ребенка способности фантазировать, интересу к новому, то в

последующем

наступает

быстрое

снижение

активности

этой

функции,

у

человека

обедняется

личность,

снижаются

возможности

творческого

мышления, теряется интерес к искусству, науке.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность,

эстетическое

восприятие,

художественный

вкус,

творческие

способности,

умение

доступными

средствами

самостоятельно

создавать

прекрасное.

Поэтому в системе дошкольного образования большое значение отводится

рисованию.

Развивая

у

детей

творческие

способности

через

изобразительную

деятельность,

главное

самому

верить,

что

художественное

творчество

не

знает границ ни в материале, ни в технике рисования. Чтобы передать эту

веру детям, в детском саду рисуют не только традиционными средствами

изобразительной деятельности, но и нетрадиционными.

Очень велика и роль родителей в развитии творческих способностей у

детей.

Именно

родители

учат

своего

ребенка

видеть

прекрасное

в

окружающем

мире.

Если

мама

или

папа

равнодушно

отмахиваются

от

ребенка,

когда

тот

искренне

радуется,

удивляется

увиденному

солнцу

в

капельке

росы,

то

и

ребенок

подсознательно

перенимает

равнодушие

взрослых.

И

уже

облако,

плывущее

по

небу,

так

похожее

на

любимого

плюшевого мишку, не вызовет восторга у ребенка. Но, если мама или папа

будут эмоционально реагировать на маленькую божью коровку, ползающую

среди изумрудной травы, то и ребенок будет более отзывчив, эмоционален,

добр.

У

ребенка

появится

желание

отразить

свои

яркие

впечатления

в

рисунке. И все потому, что родители своим внимательным, положительным

отношением к окружающему миру воспитывают в ребенке любовь к живому,

прекрасному,

учат

видеть

красоту

окружающего

мира,

восхищаться

ею,

обогащают, развивают эстетическое восприятие, детское представление о

мире. А на основе восприятия и представлений формируется воображение

ребенка,

так

необходимое

для

развития

детского

изобразительного

творчества.

Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс

ДОУ,

происходит

комплексное

воздействие

на

ребенка,

создаются

благоприятные возможности для развития творческих способностей детей,

повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум,

глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира,

изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание

«остановить

прекрасное

мгновенье»,

отобразив

свое

отношение

к

действительности на листе бумаги.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому

его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать

малыша,

постепенно

открывая

перед

ним

новые

возможно сти

изобразительной деятельности.



В раздел образования