Напоминание

"Моя Родина–Россия"


Автор: Подольская Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия" структурное подразделение–дошкольные группы "Центр развития ребенка"
Населённый пункт: п.Сиверский Ленинградская область
Наименование материала: проект для старшей группы
Тема: "Моя Родина–Россия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ничто не скрепляет народ, как традиции.

Именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем

выше его национальная гордость и человеческое достоинство.

Г.Н. Волков

Тип проекта: познавательный, творческо-игровой, долгосрочный,

групповой

Сроки реализации: сентябрь 2018г.- апрель 2019г.

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.

Актуальность

Современное общество характеризуется ростом национального

самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего

народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются

приоритетными с точки зрения государственной политики в области

образования. Возрождение России, поддержание международного статуса

связано сегодня не только с решением политических, экономических,

социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной

личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности,

личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.

Гипотеза реализации проекта

Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование

духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих

способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка,

воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и

культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного

народа дает им возможность на практике познать его культурно-

исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за

личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для

успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к

народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в

постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают

народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения,

коммуникативные навыки.

Цель проекта

Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение

к традициям и обычаям русского народа.

Задачи проекта

Формировать интерес детей и их родителей к русской культуре.

Познакомить с русскими традиционными праздниками: Осенняя ярмарка,

Рождество, Масленица, Пасха, Весенняя ярмарка.

Расширить представления о народных промыслах, обучить росписям:

«Хохлома», «Гжель», «Городец».

Научить детей и родителей изготавливать народные игрушки-куклы:

Утешница, Масленица, Крупеничка.

Показать красоту национального русского костюма, познакомить с его

элементами и названиями.

Ввести в повседневную речь детей пословицы и поговорки.

Вызвать эмоциональное сопереживание и желание участвовать в

театрализованной деятельности.

Воспитывать гордость за свой народ, интерес к прошлому.

Обеспечение проекта

1.

Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценариев,

конспектов;

2.

Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное

оборудование;

3.

Наглядно-дидактическое: предметы русского быта, костюмы для

мальчиков и девочек, фотографии, иллюстрации, мультимедийные

презентации.

Формы организации

Беседа, общение.

Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

Моделирование.

Экскурсия.

Слушание и разучивание фольклорных произведений.

Развлечение.

Предполагаемый результат проекта

Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;

Имеют представления о традициях русского народа;

Осознают принадлежность к своему народу;

Используют в активной речи устный народный фольклор;

Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;

Имеют представления о национальном костюме русского народа;

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап

Диагностика

Определение цели и задач проекта

Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и

определение основных направлений работы над проектом

Составление плана основного этапа проектирования

Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала и костюмов

Создание развивающей среды в групповой комнате.

2. Основной этап

Знакомство с устным народным творчеством русского народа;

Совместная деятельность с детьми;

Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;

Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.

Содержание проекта

Тема

Содержание

Работа с

родителями

Срок

выполнения

Диагностика

Диагностика: на выявление имеющихся у

детей знаний о народных традициях и

обрядах, умение играть в народные игры,

использование в речи малых фольклорных

жанров (анкетирование)

Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба» -

формировать представления о быте русского

народа, воспитывать интерес к истории

своего народа

Консультация

«Значение русского

народного

творчества в

воспитании детей»

Организация мини-

музея «Народные

промыслы» в группе

Сентябрь

Не красна изба

углами, а красна-

пирогами

Презентация «Дымковские игрушки»

НОД. Рисование «Дымковская игрушка»

Поговорка «Не красна изба углами, а

красна- пирогами» - формировать культуру

речевого общения; обогащать речь детей

образными выражениями

Русские народные сказки: «Крылатый,

мохнатый да масленый», «Лапоть,

соломинка и пузырь», «Терешечка», «Гуси-

лебеди» - формировать представления о

быте, особенностях народных сказочных

персонажей

Подвижные игры: «У медведя во бору» -

совершенствовать умения согласовывать

действия со словами текста, соблюдать

правила игры; развивать ловкость

Осенний утренник по мотивам русской

народной сказки «Гуси-лебеди» -

формировать представление о традиционных

русских народных праздниках

Пополнение мини

музея «Народные

промыслы»

предметами быта

Консультация

«Устное народное

творчество»

Изготовление

поделок для

выставки «Подарки

Осени»

Изготовление

костюмов и

атрибутов к

утреннику

Октябрь

Семеро одного не

ждут

Презентация «Золотая хохлома»

НОД. Рисование «Золотая хохлома»

Поговорка «Семеро одного не ждут»-

помочь понять смысл пословицы,

формировать культуру речевого общения,

обогащать речь детей образными

выражениями

Мастер-класс для родителей ко Дню

Матери «Куколка-Утешница»

Русские народные сказки «Крошечка-

Хаврошечка», «Маша и медведь», «Три

медведя», «Лисичка со скалочкой» -

формировать представление о жизни и быте

наших предков

Дидактические игры «Что сначала, что –

потом»- закреплять знания о предметах

быта, орудиях труда русского народа

Сюжетно- ролевые игры в мини- музее

Пополнение мини-

музея «Народные

промыслы»

атрибутами для

сюжетно- ролевых

игр

Организация

выставки «Народные

куклы»

Консультация

«Народные куклы и

их назначение»

Участие в мастер-

классе «Куколка-

Утешница»

Ноябрь

«Народные промыслы»- формировать

представление о быте, укладе жизни русских

людей

Подвижные игры «Ручеек»- соблюдать

правила, повышать двигательную активность

Сделал дело -

гуляй смело

Презентация «Новый год- семейный

праздник»- формировать представление о

традиции празднования Нового года

Презентация «Голубая Гжель»

НОД. Рисование «Голубая гжель»

Пословица «Сделал дело -гуляй смело»-

развивать умение понимать смысл пословиц,

обогащать речь детей образными

выражениями

Русские народные сказки: «Зимовье

зверей», «Снегурочка», «Морозко»-

прививать интерес к народному творчеству,

учить давать оценки поступкам героев

Просмотр м/ф «Три богатыря»-познакомить

с русскими богатырями (Илья Муромец,

Добрыня Никитич, Алёша Попович)

Сюжетно- ролевые игры в

театрализованном уголке- учить детей

придумывать сюжет игры и подбирать

костюмы и атрибуты

Новогодний утренник «Валенки для Деда

Мороза» по мотивам русских народных

сказок- формировать представление о

традиционных праздниках русского народа

Консультация

«Новый Год-

семейный праздник»

Изготовление

костюмов для детей

для новогоднего

утренника

Пополнение

театрализованного

уголка костюмами и

атрибутами для

инсценировки

русских народных

сказок

Участие в утреннике

Декабрь

Нет друга- ищи,

а нашел- береги

Посещение Рождественского вертепа-

познакомить с историей возникновения

Рождественского праздника

Пословица «Нет друга- ищи, а нашел-

береги»»- развивать умение понимать смысл

пословиц, обогащать речь детей образными

выражениями

Беседа «Кем могли бы быть русские

красавицы в наше время?»

Консультация

«Рождество»

Изготовление вместе

с детьми поделок

для выставки

«Мастерская Деда

Мороза»

Январь

Экскурсия в библиотеку- знакомство с

профессией «библиотекарь»

Встреча мамой-художником- знакомство с

профессией «художник»

Чтение русских народных сказок по

желанию детей- прививать интерес к

народному творчеству, учить давать оценки

поступкам героев

Театрализация русских народных сказок по

выбору детей- учить детей с помощью

мимики, жестов, интонации передавать

характер героев

Сюжетно- ролевые игры в

театрализованном уголке-учить детей

придумывать сюжет игры, самостоятельно

подбирать костюмы и атрибуты для игры

Подвижная игра «Мороз-красный нос» -

развивать творчество и инициативу,

добиваясь выразительного и вариативного

выполнения движений, умение соблюдать

правила игры

Поспешишь -

людей

насмешишь

Праздник «Масленица»-продолжать

знакомить с традиционными праздниками

Пословица «Поспешишь- людей

насмешишь»- развивать умение понимать

смысл пословиц, обогащать речь детей

образными выражениями

Беседа «Кем могли бы быть русские

богатыри в наше время?»

Встреча с папой- автомехаником- знакомство

с профессией «автомеханик»

Мастер-класс по изготовлению куклы-

Масленицы

Русские народные сказки: «Лягушка-

Царевна», «Иван-Царевич и серый волк»,

«Кощей Бессмертный», «Жар-птица»-

прививать интерес к народному творчеству,

учить давать оценки поступкам героев

Консультация

«Масленичная

неделя»

Участие в мастер-

классе «Куколка-

Масленица»

Помощь и участие в

проведении

праздника

Февраль

Сюжетно- ролевые игры в

театрализованном уголке- учить детей

придумывать сюжет игры, самостоятельно

подбирать костюмы и атрибуты для игры

Подвижные игры «Бубен»- формировать

интерес к подвижным русским народным

играм; развивать двигательную активность

Долог день до

вечера, коли

делать нечего

Кто читает,

тот много

знает

Презентация «Городецкое чудо»

НОД. Рисование «Городецкая роспись»-

расписывание досок в стиле «Городец»

Поговорка «Долог день до вечера, коли

делать нечего»- развивать умение понимать

смысл поговорки, обогащать речь детей

образными выражениями

Беседа «Кем могли бы быть русские

красавицы в наше время?»

Встреча с мамой-врачом- знакомство с

профессией «врач-педиатр»

Экскурсия в парикмахерскую к бабушке-

парикмахеру- знакомство с профессией

«парикмахер»

Русские народные сказки: «Василиса

Премудрая», «Змей Горыныч», «Сивка-

Бурка», «Финист Ясный сокол» - прививать

интерес к народному творчеству, учить давать

оценки поступкам героев

Подвижные игры «Платочек » - развивать у

детей умение действовать по сигналу,

выдержку, творческий подход к игре

НОД рисование «Сарафан для Весны»

Поговорка «Кто читает, тот много знает»-

развивать умение понимать смысл пословиц,

обогащать речь детей образными

выражениями

Мастер-класс по изготовлению Жестовских

подносов

Организация

выставки «Портрет

моей мамочки».

Пополнение

выставки

экспонатами.

Участие в утреннике

и изготовление

костюмов и

атрибутов

Организация

выставки «Куклы в

русских народных

костюмах»

Участие в утреннике

и изготовление

костюмов и

атрибутов

Участие в мастер-

классе «Жестовские

подносы»

Март

Апрель

Мастер-класс по изготовлению куклы-

Крупенички

Былины в пересказе В.Анищенкова: «Илья

Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня

Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович

и Тугарин Змей" - развивать у детей интерес к

народному творчеству, совершенствовать

речевые навыки

Подвижные игры «Золотые ворота»-

развивать у детей умение действовать по

сигналу, выдержку, творческий подход к игре

Праздник «Весенняя ярмарка»-продолжать

знакомить с традиционными русскими

праздниками

Диагностика: на выявление имеющихся у

детей знаний о народных традициях и

обрядах, умение играть в народные игры,

использование в речи малых фольклорных

Участие в мастер-

классе «Куколка-

Крупеничка»

Участие в

родительском

собрании

3. Завершающий этап

Совместная с детьми деятельность;

Участие в праздниках, обрядах;

Диагностика;

Оформление материалов проекта;

Подготовка презентации о проделанной работе над проектом.

Итоговое событие: праздник «Весенняя ярмарка»



В раздел образования