Автор: Подольская Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия" структурное подразделение–дошкольные группы "Центр развития ребенка"
Населённый пункт: п.Сиверский Ленинградская область
Наименование материала: проект для старшей группы
Тема: "Моя Родина–Россия"
Раздел: дошкольное образование
Ничто не скрепляет народ, как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем
выше его национальная гордость и человеческое достоинство.
Г.Н. Волков
Тип проекта: познавательный, творческо-игровой, долгосрочный,
групповой
Сроки реализации: сентябрь 2018г.- апрель 2019г.
Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность
Современное общество характеризуется ростом национального
самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего
народа. Вопросы духовно-нравственного воспитания являются
приоритетными с точки зрения государственной политики в области
образования. Возрождение России, поддержание международного статуса
связано сегодня не только с решением политических, экономических,
социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием высоконравственной
личности гражданина нашего Отечества, развитием его духовности,
личностным принятием исторически сложившейся морали и нравственности.
Гипотеза реализации проекта
Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование
духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих
способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка,
воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и
культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного
народа дает им возможность на практике познать его культурно-
исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за
личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для
успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к
народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в
постоянном соприкосновении с фольклором, дети постепенно осваивают
народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения,
коммуникативные навыки.
Цель проекта
Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение
к традициям и обычаям русского народа.
Задачи проекта
Формировать интерес детей и их родителей к русской культуре.
Познакомить с русскими традиционными праздниками: Осенняя ярмарка,
Рождество, Масленица, Пасха, Весенняя ярмарка.
Расширить представления о народных промыслах, обучить росписям:
«Хохлома», «Гжель», «Городец».
Научить детей и родителей изготавливать народные игрушки-куклы:
Утешница, Масленица, Крупеничка.
Показать красоту национального русского костюма, познакомить с его
элементами и названиями.
Ввести в повседневную речь детей пословицы и поговорки.
Вызвать эмоциональное сопереживание и желание участвовать в
театрализованной деятельности.
Воспитывать гордость за свой народ, интерес к прошлому.
Обеспечение проекта
1.
Научно-методическое: подбор необходимой литературы, сценариев,
конспектов;
2.
Материально-техническое: аудиосистема, мультимедийное
оборудование;
3.
Наглядно-дидактическое: предметы русского быта, костюмы для
мальчиков и девочек, фотографии, иллюстрации, мультимедийные
презентации.
Формы организации
Беседа, общение.
Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
Моделирование.
Экскурсия.
Слушание и разучивание фольклорных произведений.
Развлечение.
Предполагаемый результат проекта
Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры;
Имеют представления о традициях русского народа;
Осознают принадлежность к своему народу;
Используют в активной речи устный народный фольклор;
Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;
Имеют представления о национальном костюме русского народа;
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Этапы работы над проектом
1. Подготовительный этап
Диагностика
Определение цели и задач проекта
Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и
определение основных направлений работы над проектом
Составление плана основного этапа проектирования
Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала и костюмов
Создание развивающей среды в групповой комнате.
2. Основной этап
Знакомство с устным народным творчеством русского народа;
Совместная деятельность с детьми;
Привлечение родителей к предстоящему мероприятию;
Индивидуальные консультации родителей по участию в мероприятии.
Содержание проекта
Тема
Содержание
Работа с
родителями
Срок
выполнения
Диагностика
Диагностика: на выявление имеющихся у
детей знаний о народных традициях и
обрядах, умение играть в народные игры,
использование в речи малых фольклорных
жанров (анкетирование)
Экскурсия в музей ДОУ «Русская изба» -
формировать представления о быте русского
народа, воспитывать интерес к истории
своего народа
Консультация
«Значение русского
народного
творчества в
воспитании детей»
Организация мини-
музея «Народные
промыслы» в группе
Сентябрь
Не красна изба
углами, а красна-
пирогами
Презентация «Дымковские игрушки»
НОД. Рисование «Дымковская игрушка»
Поговорка «Не красна изба углами, а
красна- пирогами» - формировать культуру
речевого общения; обогащать речь детей
образными выражениями
Русские народные сказки: «Крылатый,
мохнатый да масленый», «Лапоть,
соломинка и пузырь», «Терешечка», «Гуси-
лебеди» - формировать представления о
быте, особенностях народных сказочных
персонажей
Подвижные игры: «У медведя во бору» -
совершенствовать умения согласовывать
действия со словами текста, соблюдать
правила игры; развивать ловкость
Осенний утренник по мотивам русской
народной сказки «Гуси-лебеди» -
формировать представление о традиционных
русских народных праздниках
Пополнение мини
музея «Народные
промыслы»
предметами быта
Консультация
«Устное народное
творчество»
Изготовление
поделок для
выставки «Подарки
Осени»
Изготовление
костюмов и
атрибутов к
утреннику
Октябрь
Семеро одного не
ждут
Презентация «Золотая хохлома»
НОД. Рисование «Золотая хохлома»
Поговорка «Семеро одного не ждут»-
помочь понять смысл пословицы,
формировать культуру речевого общения,
обогащать речь детей образными
выражениями
Мастер-класс для родителей ко Дню
Матери «Куколка-Утешница»
Русские народные сказки «Крошечка-
Хаврошечка», «Маша и медведь», «Три
медведя», «Лисичка со скалочкой» -
формировать представление о жизни и быте
наших предков
Дидактические игры «Что сначала, что –
потом»- закреплять знания о предметах
быта, орудиях труда русского народа
Сюжетно- ролевые игры в мини- музее
Пополнение мини-
музея «Народные
промыслы»
атрибутами для
сюжетно- ролевых
игр
Организация
выставки «Народные
куклы»
Консультация
«Народные куклы и
их назначение»
Участие в мастер-
классе «Куколка-
Утешница»
Ноябрь
«Народные промыслы»- формировать
представление о быте, укладе жизни русских
людей
Подвижные игры «Ручеек»- соблюдать
правила, повышать двигательную активность
Сделал дело -
гуляй смело
Презентация «Новый год- семейный
праздник»- формировать представление о
традиции празднования Нового года
Презентация «Голубая Гжель»
НОД. Рисование «Голубая гжель»
Пословица «Сделал дело -гуляй смело»-
развивать умение понимать смысл пословиц,
обогащать речь детей образными
выражениями
Русские народные сказки: «Зимовье
зверей», «Снегурочка», «Морозко»-
прививать интерес к народному творчеству,
учить давать оценки поступкам героев
Просмотр м/ф «Три богатыря»-познакомить
с русскими богатырями (Илья Муромец,
Добрыня Никитич, Алёша Попович)
Сюжетно- ролевые игры в
театрализованном уголке- учить детей
придумывать сюжет игры и подбирать
костюмы и атрибуты
Новогодний утренник «Валенки для Деда
Мороза» по мотивам русских народных
сказок- формировать представление о
традиционных праздниках русского народа
Консультация
«Новый Год-
семейный праздник»
Изготовление
костюмов для детей
для новогоднего
утренника
Пополнение
театрализованного
уголка костюмами и
атрибутами для
инсценировки
русских народных
сказок
Участие в утреннике
Декабрь
Нет друга- ищи,
а нашел- береги
Посещение Рождественского вертепа-
познакомить с историей возникновения
Рождественского праздника
Пословица «Нет друга- ищи, а нашел-
береги»»- развивать умение понимать смысл
пословиц, обогащать речь детей образными
выражениями
Беседа «Кем могли бы быть русские
красавицы в наше время?»
Консультация
«Рождество»
Изготовление вместе
с детьми поделок
для выставки
«Мастерская Деда
Мороза»
Январь
Экскурсия в библиотеку- знакомство с
профессией «библиотекарь»
Встреча мамой-художником- знакомство с
профессией «художник»
Чтение русских народных сказок по
желанию детей- прививать интерес к
народному творчеству, учить давать оценки
поступкам героев
Театрализация русских народных сказок по
выбору детей- учить детей с помощью
мимики, жестов, интонации передавать
характер героев
Сюжетно- ролевые игры в
театрализованном уголке-учить детей
придумывать сюжет игры, самостоятельно
подбирать костюмы и атрибуты для игры
Подвижная игра «Мороз-красный нос» -
развивать творчество и инициативу,
добиваясь выразительного и вариативного
выполнения движений, умение соблюдать
правила игры
Поспешишь -
людей
насмешишь
Праздник «Масленица»-продолжать
знакомить с традиционными праздниками
Пословица «Поспешишь- людей
насмешишь»- развивать умение понимать
смысл пословиц, обогащать речь детей
образными выражениями
Беседа «Кем могли бы быть русские
богатыри в наше время?»
Встреча с папой- автомехаником- знакомство
с профессией «автомеханик»
Мастер-класс по изготовлению куклы-
Масленицы
Русские народные сказки: «Лягушка-
Царевна», «Иван-Царевич и серый волк»,
«Кощей Бессмертный», «Жар-птица»-
прививать интерес к народному творчеству,
учить давать оценки поступкам героев
Консультация
«Масленичная
неделя»
Участие в мастер-
классе «Куколка-
Масленица»
Помощь и участие в
проведении
праздника
Февраль
Сюжетно- ролевые игры в
театрализованном уголке- учить детей
придумывать сюжет игры, самостоятельно
подбирать костюмы и атрибуты для игры
Подвижные игры «Бубен»- формировать
интерес к подвижным русским народным
играм; развивать двигательную активность
Долог день до
вечера, коли
делать нечего
Кто читает,
тот много
знает
Презентация «Городецкое чудо»
НОД. Рисование «Городецкая роспись»-
расписывание досок в стиле «Городец»
Поговорка «Долог день до вечера, коли
делать нечего»- развивать умение понимать
смысл поговорки, обогащать речь детей
образными выражениями
Беседа «Кем могли бы быть русские
красавицы в наше время?»
Встреча с мамой-врачом- знакомство с
профессией «врач-педиатр»
Экскурсия в парикмахерскую к бабушке-
парикмахеру- знакомство с профессией
«парикмахер»
Русские народные сказки: «Василиса
Премудрая», «Змей Горыныч», «Сивка-
Бурка», «Финист Ясный сокол» - прививать
интерес к народному творчеству, учить давать
оценки поступкам героев
Подвижные игры «Платочек » - развивать у
детей умение действовать по сигналу,
выдержку, творческий подход к игре
НОД рисование «Сарафан для Весны»
Поговорка «Кто читает, тот много знает»-
развивать умение понимать смысл пословиц,
обогащать речь детей образными
выражениями
Мастер-класс по изготовлению Жестовских
подносов
Организация
выставки «Портрет
моей мамочки».
Пополнение
выставки
экспонатами.
Участие в утреннике
и изготовление
костюмов и
атрибутов
Организация
выставки «Куклы в
русских народных
костюмах»
Участие в утреннике
и изготовление
костюмов и
атрибутов
Участие в мастер-
классе «Жестовские
подносы»
Март
Апрель
Мастер-класс по изготовлению куклы-
Крупенички
Былины в пересказе В.Анищенкова: «Илья
Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня
Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович
и Тугарин Змей" - развивать у детей интерес к
народному творчеству, совершенствовать
речевые навыки
Подвижные игры «Золотые ворота»-
развивать у детей умение действовать по
сигналу, выдержку, творческий подход к игре
Праздник «Весенняя ярмарка»-продолжать
знакомить с традиционными русскими
праздниками
Диагностика: на выявление имеющихся у
детей знаний о народных традициях и
обрядах, умение играть в народные игры,
использование в речи малых фольклорных
Участие в мастер-
классе «Куколка-
Крупеничка»
Участие в
родительском
собрании
3. Завершающий этап
•
Совместная с детьми деятельность;
•
Участие в праздниках, обрядах;
•
Диагностика;
•
Оформление материалов проекта;
•
Подготовка презентации о проделанной работе над проектом.
Итоговое событие: праздник «Весенняя ярмарка»