Напоминание

Рабочая программа 1класс (2вариант) по предмету " Математика"


Автор: Губкова Альфия Фаритовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Коррекционная школа–интернат № 15
Населённый пункт: Города Белово, Кемеровской области
Наименование материала: Уучебная разработка
Тема: Рабочая программа 1класс (2вариант) по предмету " Математика"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат № 15 города Белово»

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

начальных классов

протокол № 1

«28» августа 2018 г.

«Согласовано»

решением методического

совета

протокол № 1

«29»августа 2018г.

«Утверждено»

Директор

школы-интерната №15

города Белово

Приказ №72 от

«30» августа 2018г.

Рабочая программа

по математическим представлениям

для 1 «И» класса

Срок реализации 1 год

Составитель:

Губкова А.Ф.

Белово

2018

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………...3

Содержание учебного предмета …………………………………………………………............8

Тематическое планирование ………………………………………………………………........10

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса………………………...15

2

Пояснительная записка

Настоящая программа по математическим представлениям составлена на основе АООП

(2 вариант) школы-интерната № 15 иПриказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года

№1599

«Об

утверждении

ФГОС

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).

Цель и задачи изучения предмета

Цель предмета: формирование элементарных математических представлений и

умений и применение их в повседневной жизни.

Задачи образовательные:

- формировать и развивать представления о цвете, форме и величине;

- формировать пространственно - временные представления;

- формировать количественные представления и счета в пределах 5;

- продолжать знакомство с цифрами и числами 1-5;

- формировать умения писать цифры в тетради;

- выполнять операций сложения и вычитания;

- сравнивать группыв пределах 5 на наглядно – действенной основе;

- формировать умение различать количество предметов;

- учить выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов;

Задачи коррекционно – развивающие:

- развивать тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать пространственные представления;

- развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию;

- развивать ориентировочные реакции, понимание элементарных инструкций.

Задачи воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,

любознательность, формирование умений планировать свою деятельность.

3

Общая характеристика учебного предмета

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми

и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него

использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно

поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических

представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением

интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без

специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети

непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным

приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для

решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на

котором

он

сможет

доехать

домой,

расплачиваться

в

магазине

за

покупку,

брать

необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1

ложка растительного масла) и т.п.

Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные

представления»,

«Представления

о

форме»,

«Представления

о

величине»,

«Пространственные представления», «Временные представления».

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного

материала

по

математике,

необходимы

ему

для

ориентировки

в

окружающей

действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,

решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные

соответствия

могут

использоваться

при

сервировке

стола,

при

раздаче

материала

и

инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д.

Умение

пересчитывать

предметы

необходимо

при

выборе

ингредиентов

для

приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при

определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая

цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере

телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных

передач и многое другое.

Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно

проведение

занятий

по

математике

с

обучающимися,

которые

нуждаются

в

дополнительной индивидуальной работе.

Процесс обучения организуется на практической и наглядной основе. В качестве

наглядной основы в первую очередь должны использоваться натуральные объекты и

предметы в натуральную величину. Виды работ расположены в степени доступности («от

простого - к сложному»).

В течении всего года, занятия по формированию элементарных математических

представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных

математических

представлений.

Уроки

могут

быть

объединены

логической

связью,

а

могут

последовательно

включать

формирование

различных

математических

представлений

без

ориентировки

на

единый

сюжет.

Кроме

того,

уроки

по

развитию

элементарных

математических

представлений

сочетаются

с

развитием

речи,

изобразительной деятельностью, игрой и конструированием.

4

Эти уроки – занятия направлены на:

-уточнение

уровня

сформированности

у

учащихся

элементарных

математических

представлений, изученных на первом году обучения;

-определение потенциальных возможностей развития сформированности элементарных

математических представлений у учащихся, что даёт возможность учителю создавать для

каждого ребёнка индивидуальную программу обучения;

-формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию

сформированности элементарных математических представлений;

-развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;

-формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их

функциональным

назначением

(совместно

со

взрослым,

по

подражанию

действиям

взрослого);

-развитие интереса к действиям с педагогом и с детьми по ходу урока по развитию

элементарных математических представлений;

-формирование

и

закрепление

у

детей

социально-бытовых

навыков,

связанных

с

использованием элементарных математических представлений.

5

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом и программой предмет «Математические

представления» изучается 2 часа в неделю, поэтому рабочая программа составлена на

66 часов в год (33 учебные недели).

Базовые учебные действия

6

Предметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

- различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности;

- ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;

- различать, сравнивать и преобразовывать множества;

- соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

- пересчитывать предметы в доступных пределах;

- представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти;

- решать примеры на увеличение и уменьшение на одну, две единицы.

Учащиеся должны знать:

- отрезок числового ряда 1 – 5.

Содержание учебного предмета

(66 часов)

7

Количественные представления (35 ч.)

Преобразование множеств (увеличение, уменьшение). Пересчет предметов по

единице.

Узнавание цифр. Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение

числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового ряда 1 – 5. Определение места

числа (от 0 до 5) в числовом ряду. Счет в прямой (обратной) последовательности. Состав

числа 2 (3, 4, 5) из двух слагаемых. Сложение (вычитание) предметных множеств в

пределах 5. Запись арифметического примера на увеличение (уменьшение) на одну, две

единицы в пределах 5. Решение задач на увеличение на одну, две единицы в пределах 5.

Запись решения задачи в виде арифметического примера. Решение задач на уменьшение

на одну, две единицы в пределах 5.

Представления о величине (8 ч.)

Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.

Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз»,

наложения.

Определение

среднего

по

величине

предмета

из

трех

предложенных

предметов. Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию). Различение

однородных

(разнородных)

предметов

по

длине.

Сравнение

предметов

по

длине.

Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по

ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение

предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки. Узнавание

линейки (шкалы делений), ее назначение.

Представление о форме (10 ч.)

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок».

Соотнесение формы предмета с геометрическими телами(куб – квадрат, шар – круг,

треугольная

призма

треугольник,

параллелепипед

прямоугольник).

Узнавание

(различение)

геометрических

фигур:

треугольник,

квадрат,

круг,

прямоугольник.

Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг,

прямоугольник).

Сборка

геометрической

фигуры

(треугольник,

квадрат,

круг,

прямоугольник) из 3-х частей. Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат,

прямоугольник)

из

счетных

палочек.

Обводка

геометрической

фигуры

(треугольник,

квадрат,

круг,

прямоугольник)

по

шаблону

(трафарету,

контурной

линии). Построение

геометрической фигуры (прямоугольник, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок) по

точкам.

Рисование

геометрической

фигуры

(прямоугольник,

точка,

линия

(прямая,

ломаная), отрезок, круг).

Пространственные представления (8 ч.)

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке,

изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука

(нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко

(около, рядом, здесь), далеко (там), сверху (вверху снизу (внизу), впереди, сзади, справа,

слева. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад,

вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине, справа,

слева. Составление предмета (изображения) из двух и нескольких частей. Составление

ряда из предметов (изображений): слева направо, снизувверх, сверху вниз.Определение

отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий

за, следом, между. Определение, месторасположения предметов в ряду.

Временные представления (4 ч.)

8

Узнавание (различение) частей суток(«утро», «день», «вечер», «ночь»). Знание

порядка следования частей суток. Знание смены дней: сейчас, вчера, сегодня, завтра.

Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, вчера, сегодня, завтра, на

следующий день.Различение времен года. Знание порядка следования сезонов в году.

Определение времени по часам: целого часа, четверти часа, с точностью до получаса.

Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

9

Тематическое планирование

урока

в

году

Тема программы, тема урока.

Кол-во

часов

в теме

Самост

.

работы

Провер

.

работы

Контр.

работ

ы

Основные виды учебной деятельности учащихся:

Представление о величине

8

Различают однородные

(разнородные

по

одному

признаку) предметы по величине.

Сравнивают

два

предмета

по

величине

способом

приложения

(приставления),

«на

глаз»,

наложения.

Определяют

средний

по

величине

предмет

из

трех

предложенных предметов.

Составляют

упорядоченный

ряд

по

убыванию

(по

возрастанию).

Различают однородные

(разнородные)

предметы

по

длине. Сравнивают предметы по длине.

Различают

однородные

(разнородные)

предметы

по

ширине.

Сравнивают предметы по ширине.

Различают предметы по высоте.

Сравнивают предметы по высоте.

Различают предметы по весу.

Сравнивают предметы по весу.

1

«Большой - маленький».

1

2

«Высокий - низкий».

1

3

«Широкий - узкий».

1

4

«Тяжелый - легкий».

1

5

«Глубокий - мелкий».

1

6

«Толстый - тонкий».

1

7

Большие и маленькие игрушки.

1

8

Штриховка предметов различной

величины: длинная лента, короткая

лента.

1

Количественные представления

9

Находят одинаковые предметы.

Разъединяют множества.

Объединяют предметы в единое множество.

Различают множества

(«один»,

«много»,

«мало»,

«пусто»). Сравнивают

множества

(без

пересчета,

с

пересчетом).

9

«Один», «много», «мало», «пусто».

1

10

«Несколько-немного».

1

11

Выделение предмета из группы

предметов по образцу.

1

12

Изменение количества предметов.

1

13

Сравнение количества предметов.

1

14

Сравнение групп предметов по

количеству.

1

10

Преобразовывают

м н о ж е с т в а

( у в е л и ч е н и е ,

уменьшение). Пересчитывают предметы по единице.

15

Сравнение предметов и групп

предметов по количеству.

1

16

Больше, меньше, поровну.

1

17

Разложить предложенные

предметы поровну.

1

Временные представления

4

Узнают

(различают)

части

суток(«утро»,

«день»,

«вечер», «ночь»).

Знают порядок следования частей суток.

Знают

смену

дней:

сейчас,

вчера,

сегодня,

завтра.

Соотносят

деятельность

с

временным

промежутком:

сейчас, вчера, сегодня, завтра.

Определяют время по часам: целый час, четверть часа, с

точностью до получаса.

Соотносят время с началом и концом деятельности.

18

Утро, день, вечер, ночь – сутки.

1

19

Сегодня, завтра, вчера, на

следующий день.

1

20

Давно – недавно.

1

21

Рано – поздно.

1

Пространственные

представления

8

Ориентируются

в

пространственном

расположении

частей тела на себе (другом человеке, изображении):

верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади),

правая (левая) рука (нога, сторона тела).

Определяют

м е с то р а с п ол оже н и е

п р ед м е то в

в

пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там),

сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа,

слева.

Перемещают в пространстве в заданном направлении:

вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево.

Ориентируются

на

плоскости:

вверху

(верх),

внизу

(низ), в середине, справа, слева.

Составляют

предмет

(изображение)

из

двух

и

нескольких частей.

22

Вверху - внизу.

1

23

Впереди – сзади.

1

24

Слева - справа.

1

25

Справа - слева.

1

26

Вверху - внизу, в середине.

1

27

Первый -последний.

1

28

Перед, после, между.

1

29

Ориентация в классе. Середина

класса..

1

Представления о форме

10

Узнают (различают) геометрические тела: «шар», «куб»,

«призма», «брусок».

Соотносят

формы

предмета

с

геометрическими

телами(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма –

треугольник, параллелепипед – прямоугольник).

30

Круг. Круги разной величины.

1

31

Квадрат.

1

32

Большие

квадраты.

Маленькие

квадраты.

1

11

Узнают(различают)

геомет риче ские

ф и г у р ы :

треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.

Собираютгеометрические фигуры (треугольник, квадрат,

круг, прямоугольник) из 2-х частей.

Составляют

геометрические

фигуры

(треугольник,

квадрат, прямоугольник) из счетных палочек.

Обводят

геометриче ские

фигуры

по

ш а бл он у

(трафарету, контурной линии).

Рисуют геометрической фигуры по точкам.

33

Треугольник. Треугольники разной

формы.

1

34

Геометрические фигуры.

1

35

Предметы

похожие

на

к р у г.

Обведение по контуру. Штриховка.

1

36

Предметы

похожие

на

квадрат.

Обведение по контуру. Штриховка

1

37

Предметы похожие на треугольник.

Обведение по контуру. Штриховка

1

38

Линии.

1

39

Узнавание геометрических фигур

на предложенных рисунках.

1

Количественные представления

27

Узнают цифры (от 0 до 5).

Соотносят количество предметов с числом.

Обозначают числа цифрой.

Пишут цифры.

Знают отрезок числового ряда 1 – 3 (1 – 5).

40

Узнавание и выделение цифры 1.

1

41

Узнавание и выделение цифры 2.

1

42

Соотнесение цифры 1-2 с

соответствующим количеством

предметов, объемных и

плоскостных моделей.

1

43

Прорисовывание

цифры

1-2

по

трафарету, по точкам.

1

Определяют место числа (от 0 до 5) в числовом ряду.

Считают в прямой (обратной) последовательности.

Составляют числа 2 (3, 4, 5) из двух слагаемых.

Складывают (вычитают) предметные множества в

пределах 5.

Записывают

арифметические

примеры

на

увеличение

(уменьшение) на одну единицу в пределах 5.

Решают задачи на увеличение (уменьшение) на одну

единицу в пределах 5.

Записывают

решение

задач

в

виде

арифметического

примера.

44

Конструирование

цифры

1-2

из

пластилина.

1

45

Узнавание и выделение цифры 3.

1

46

Узнавание и выделение цифры 4.

1

47

С о о т н е с е н и е

ц и ф р ы

3 - 4

с

соответствующим

количеством

п р е д м е т о в ,

о б ъ е м н ы х

и

плоскостных моделей

1

48

Прорисовывание

цифры

3-4

по

трафарету, по точкам

1

49

Конструирование

цифры

3-4

из

пластилина.

1

12

50

Узнавание и выделение цифры 5.

1

51

Соотнесение цифры 5 с

соответствующим количеством

предметов, объемных и

плоскостных моделей.

1

52

Прорисовывание цифры 5 по

трафарету, по точкам

1

53

Конструирование

цифры

5

из

пластилина.

1

54

Счёт от 1 до 5 и обратно.

1

55

Дополнение предметов до 3.

1

56

Дополнение предметов до 4.

1

57

Дополнение предметов до 5.

1

58

Решение примеров на увеличение в

пределах 2-3.

1

59

Решение примеров на увеличение в

пределах 3-4.

1

60

Решение примеров на увеличение в

пределах 4-5.

1

61

Решение примеров на увеличение в

пределах 5.

1

62

Решение примеров на уменьшение

в пределах 2-3.

1

63

Решение примеров на уменьшение

в пределах 3-4.

1

64

Решение примеров на уменьшение

в пределах 4-5.

1

65-66

Решение примеров на уменьшение

в пределах 5.

1

Всего:

66

13

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно - методическая литература:

1.

Воронкова.В.В.

Программы

специальных

(коррекционных)

ОУ

VIII

вида

подготовительный и 1-4 классы /под ред. В.В. Воронковой. - М.:Просвещение, 2001.-149 с.

2.

Колесникова,

Е.В.

«Я

считаю

до

пяти»:

Рабочая

тетрадь

для

детей

4-5

лет

/

Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004 - 17 с.

3. Колесникова, Е.В.

«Я считаю до десяти»: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет /

Е.В.Колесникова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004 - 19 с.

4. Лапшин, В.А., Пузанов, Б.П.

Коррекционная педагогика в начальном образовании /

В.А. Лапшин, В.А. Пузанов. – М.: Просвещение,1990. – 143 с.

5. Математика малышам (часть 1, 2): Серия «Рабочие тетради дошкольника» / - М.: ООО

ВК «Дакота» Солнечные ступеньки, 2005 - 24 с.

6. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида:

Учебник

для

студентов

дефектологических

факультетов

педвузов.

4-е

изд.,

переработанное / — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.

7. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. - Ростов на Дону: Феникс,

2007. – 458с.

8.

Строганова,

Л.В

Подсказки

учителю

в

коррекционной

работе

с

младшими

школьниками / Л.В Строганова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – 112 с.

9. Хилько, А.А. Математика 1 / А.А.Хилько. - М.: Филиал издательства «Просвещение»,

2005.- 111 с.

Наглядные пособия:

1. различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

2. наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);

3. пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);

4. мозаики;

5.пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий;

6. карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет;

7. макеты циферблата часов;

8. рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для

раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал.

Информационно-коммуникативные средства:

обучающие

компьютерные

программы,

способствующие

формированию

у

детей

доступных математических представлений.

Технические средства обучения:

1.Технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства.

2.DVD-проигрыватель.

3.Телевизор.

4.Ноутбук.

5. Проектор.

14



В раздел образования