Напоминание

Исследовательская деятельностьмладших школьников как средство формирования УУД


Автор: Стручкова Мотрена Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Борогонская СОШ"
Населённый пункт: с.Намы Булунский улус Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: Исследовательская деятельностьмладших школьников как средство формирования УУД
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОРОГОНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с.НАМЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУЛУНСКИЙ УЛУС (РАЙОН)

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Статья

«Исследовательская деятельность

младших школьников как

средство формирования УУД»

Выполнила: Стручкова Мотрена Николаевна,

учитель начальных классов.

2018год

«Исследовательская деятельность

младших школьников как

средство формирования УУД»

Исследовательская

деятельность

это

специально

организованная

познавательная творческая деятельность учащихся. Результатом её является

формирование исследовательских умений, субъективно новых для учащихся

знаний или способов деятельности. Целью исследовательской деятельности

всегда является получение нового знания о нашем мире.

Организуя

познавательную

активность

младших

школьников

через

исследовательскую

деятельность,

можно

формировать

все

группы

универсальных учебных действий.

Основной

задачей

современной

системы

образования

является

формирование

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

школьникам

умение

уч иться ,

спо собно сть

к

с аморазвитию

и

самосовершенствованию.

Результатом

обучения

и

воспитания

в

начальной

школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами

обработки информации и способность актуализации их для самостоятельного

достижения знаний в дальнейшем. Необходимо учить ребенка брать на себя

ответственность

и

участвовать

в

совместном

принятии

решений.

Учение

превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по

овладению знаниями и решению проблем.

Одной

из

самых

результативных

и

прогрессивных

педагогических

технологий

является

исследовательская

технология.

Использование

данного

метода

в

начальной

школе

дает

ребенку

возможность

анализировать,

синтезировать

полученные

знания,

развивать

творческие

способности,

что

позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. Технология

служит

для

развития

познавательной

активности

учащихся,

критического

мышления,

умения

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для

формирования универсальных учебных действий.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

-ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

-предлагает возможные решения;

-проверяет эти решения, исходя из данных;

-делает выводы в соответствии с результатами проверки;

-применяет выводы к новым данным;

-делает обобщения.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и

эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать

возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

Развитие

познавательной

активности

я

осуществляю

через

организацию

учебно-исследовательской

деятельности

младших

школьников в рамках уроков окружа

В стандартах второго поколения об этом

сказано

так:

к

предметным

результатам

освоения

основной

образовательной

программы

по

предметной

области

«Обществознание

и

естествознание»

(окружающий мир) является «осознание целостности окружающего мира, освоение

основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в

мире

природы

и

людей,

норм

здоровьесберегающего

поведения

в

природной

и

социальной среде». Ценность проектов заключается и в том, что они могут быть

р а з н о г о

в и д а : длительными

и

кратковременными,

коллективными

и

индивидуальными. Я разработала

длительный проект «Мой родной Булун» - на 4

года.

Все это позволило с учетом географических и природных особенностей

нашего региона продумать систематическую последовательную работу по развитию у

каждого

младшего

школьника

навыков

исследовательской

деятельности,

его

экологического мышления и культуры.

В начале учебного года предлагаю групповые и индивидуальные темы

проектов. Итоги исследовательской деятельности подводим на уроках окружающего

мира, внеклассных занятиях и на классных часах.

С презентацией своих проектов учащиеся выступают на классных и

школьных конференциях.

Следует

отметить

проектно

исследовательскую

работу

учащиеся

выполняют с большим интересом.

Цели проекта

Повышение мотивации к обучению;

Получение навыков исследовательской работы;

Воспитание патриотизма, гуманного отношения к окружающим;

Освоение основ экологической грамотности

Освоение основ по традиционным занятиям народов Севера

План выполнения проекта

1 этап (1 класс)

Конкурс «Моя семья» (рисунки, фотографии, устный рассказ о своей семье с

иллюстрацией);

Круглый стол «Праздники традиционные и семейные»;

Традиции моей семьи – творческая работа;

Любимые праздники моей семьи;

Село, в котором я живу – конкурс рисунков;

Чем может гордиться наше село – встречи с людьми разных профессий;

Оленеводы – наши дедушки, бабушки

Знатные охотники

Школьная жизнь – конкурс рисунков, устных рассказов;

Символы Республики Саха(Якутия

Домашние и дикие животные окрестности нашего села

Охота (пушные звери, копытные, дичь)

Ягодные растения

Запреты охоты. Красная книга

2 этап (2 класс)

Конкурс

творческих

работ

«Как

я

провел

лето»

(наглядное

оформление,

рассказ);

Исследовательская работа «Моя родословная» (составление генеалогического

древа своей семьи);

Круглый стол «Все профессии нужны, все профессии важны»

Сообщение родителя о выбранной профессии с иллюстрацией;

Мини-альбом о выбранной профессии родителей.

Исследование «Кто работает в нашей школе»

Сбор данных;

Экскурсия на место работы и знакомство с сотрудниками;

Наглядное оформление результатов (коллективная работа).

Конкурс творческих работ «Прекрасное рядом»

Фотозарисовки, письменная работа «Здравствуй солнцу»;

Сочинение «Мой родной край».

Традиционные отрасли хозяйства

Встречи с работниками сельского хозяйства;

Знакомство

с

бытом

и

жизнью

оленеводов

(видеозаписи,

документальные

фильмы)

Звери. Места обитания

Способы охоты охотников, рыболовов

Собираем ягодные растения

Сбор грибов

3 этап (3 класс)

Исследование «Генеалогическое древо моей семьи

Собирают данные (фамилии, имена, отчества, годы жизни, степень родства,

место жительства);

Выставка работ (лента времени);

Исследование.

Практическая работа «Где жили мои предки»

Собирают данные, фотоальбом местности предков

Творческая работа «Я горжусь…» (рассказ о родственнике)

Письменная работа;

Мини-фотоальбом (с использованием ИКТ)

Практическая работа «Обязан и имею право как ученик школы» (анализируют

и вносят свои предложения в кодексе поведения школьника)

Деловая игра «Имею право и обязан»

Беседа «Роль столицы в жизни государства»

Творческая работа (сочиняем стихи)

Оленеводство, охота, рыболовство – занятия коренных народов нашего улуса

Развитие оленеводства нашего улуса(исследовательская работа)

Охотничьи угодья места обитания зверей в тундре

Грибы, ягоды (исследовательская работа)

Усть – Ленский заповедник

4 этап (4 класс)

Конкурс творческих работ (с использованием ИКТ)

«Как я провел лето»

«Добрые традиции моей семьи»

Презентация «Я»

Исследование «Они работали у нас»

«Ими гордится школа»

Что я знаю о Якутске (история развития)

Развитие традиционных отраслей хозяйства народов Севера в Булунском улусе

«Мое родное село» (история села)

Способы добычи рыбы (исследовательская работа)

Разновидности рыб речки, реки, моря, озера (исследовательская работа)

лекарственные растения (исследовательская работа)

Переработка ягод, грибов

Звери и птицы охраняемые и занесенные в красную книгу

Выпуск альбома по итогам обучения (с использованием ИКТ

ющего мира, технологии и во внеурочной деятельности.

По

окружающему

миру

проводили

исследования

«Состав

почвы»,

«Свойства

воздуха»,

при

изучении

сообществ:

«Луговые

растения

нашего

края», «Значение растений окрестностей нашего села для здоровья человека»,

при изучении темы «Вода и ее свойства» был проведен ряд экспериментов по

выявлению

свойств

воды.

Изучая

тему

«Питание»,

были

проведены

исследования «Шоколад», «Тайна газированной воды», «Еще раз о молоке» На

уроках технологии исследовали свойства бумаги, ткани и пластика. На занятиях

по

внеурочной

деятельности

исследовали

наиболее

распространённые

профессии родителей, топонимику села, развитию оленеводства и коневодства.

В 4 классе обобщаются полученные знания, особое внимание уделяется

умению

работать

с

источниками

информации,

с

самой

информацией,

обрабатывать тексты, представлять результаты совей работы в виде текста, ,

презентации, выступления. В процессе такого учения каждый чувствует себя

личностью, у детей максимально сохраняется интерес к учёбе, добыванию

знаний.

Ученики

начинают

понимать

мотивы

учения

они

изучают

гармоничный и целостный мир природы и людей, у них появляется интерес к

познанию окружающего мира и себя в нем. У них возникает радость от того,

что они умеют применять полученные знания.

Итогом

освоения

работы

становится

способность

ребёнка

к

самостоятельному

решению

доступных

познавательных

задач,

умение

осознанно

использовать

разные

способы

и

приёмы

познания,

интерес

к

исследованию, готовность к логическому мышлению. Ведь среди огромного

потока информации, захлестнувшего нас в последнее время, может надежно

ориентироваться лишь тот, кто умеет поставить перед собой цель и определить

пути её достижения. Конечно, развитие универсальных учебных действий не

должно

ограничиваться

только

исследовательской

деятельностью,

но

она

вполне

может

стать

одним

из

условий

формирования

УУД

младших

школьников.

Одним

из

вариантов

показателей

эффективности

исследовательской

деятельности

младших

школьников

являются

результаты

выступлений

учащихся на конференциях, конкурсах, классных часах.

Ежегодно в нашей школе проводится научно-практическая конференция для

школьников «Горбуновские чтения». Лучшие работы выдвигаются для участия

в

муниципальной

научно-практической

конференции

школьников

«Мои

первые шаги в исследовательскую деятельность». Желающих принять в ней

участие становится всё больше.

Четвёртый год я внедряю в свою работу новую программу по внеурочной

деятельности «Юный исследователь», направленную на формирование УУД,

способности самостоятельно, творчески мыслить и осваивать новые формы

деятельности.

Ежегодно

мои

ученики

являются

победителями

и

призёрами

школьных, муниципальных научно-практических конференций.

Организация такой формы познавательной деятельности, как научно-

исследовательская, даёт моим маленьким ученикам возможность проявить себя,

пережить ситуацию успеха, реализовать себя на уроках и в иных, не учебных

сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка.

Список литературы:

1.

Н.А.Якимов Проектно- исследовательская деятельность младших

школьников//Исследовательская работа школьников. - 2003. №1. - С.

48-51

2.

Н.А. Семенова. Формирование исследовательских умений младших

школьников: Дис. кан. пед. наук. Томск,2007.

3.

А. И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших

школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.



В раздел образования