Автор: Смирнова Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОКУ города Холмска
Населённый пункт: Сахалинская область, город Холмск
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы и приёмы по развитию лексической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка".
Раздел: начальное образование
Методы и приёмы по развитию лексической стороны речи
младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского
языка.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать
упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также
на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для
выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию
высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа преследует различные цели и имеет
разное содержание.
Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим
значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети
понимают неправильно или неточно.
Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых
грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения
(например, родительный падеж существительных множественного числа:
носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов.
Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей
орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению
нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами
необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она
планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит
случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя
внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но
жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и
художественной книги, можно легко связать различные виды словарной
работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться
обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не
только по русскому языку.
На уроках грамматики и правописания, для которых языковой и
речевой материал подбирается, как правило, с учетом отработанности
значения слов, центральной задачей становится уточнение словаря.
Лингвисты полагают, что в слове представлены все компоненты языка:
фонетика (произносимое слово состоит из звуков), графика и орфография
(устное слово кодируется буквами с учетом правил), лексика (каждое слово
имеет значение, другие слова могут иметь близкое ему или противоположное
значение), грамматика (слово в речи существует в определенной
грамматической форме). В связи с этим уроки грамматики и правописания
нацелены на уточнение фонетического состава слова, на усвоение его
орфографии, на отработку умений сочетать его с другими словами, на
практике пользоваться законом взаимодействия значения слова и
грамматической формы.
Группировка имен существительных по их значениям помогает
школьникам представить многообразие существительных, называющих
различные предметы и явления окружающего мира: вещи, люди, животные,
растения, исторические события, явления природы, цвет, действия людей, их
чувства и др.
Обогащение словаря на уроках грамматики и правописания в основном
идет за счет усвоения специальной терминологии: признаки звуков, названия
частей речи, членов предложения.
На этих уроках также проводится работа по активизации словаря
учащихся. Школьники встречаются с изучаемыми словами в серии
различных упражнений — как устных, так и письменных. Среди них
большое место занимают словарно-логические (подведение видовых понятий
под родовое, определение предмета на основе различных признаков,
классификация предметов по одному из признаков или действий и т.д.) и
словарно-грамматические (подбор антонимов, синонимов, однокоренных
слов и др.) упражнения. Уточненные по значению слова, являющиеся
определенной грамматической категорией или содержащие нужную
орфограмму, включают в предложения, неоднократно употребляют в тексте.
Последние два вида заданий особенно важны для введения слова в процесс
общения, так как именно предложение и текст являются единицами
коммуникативного уровня.
Предложение — это основная единица речи, в связи с чем работа над
ним является главной учебной задачей школы и особенно уроков русского
языка. Научить школьников правильно строить предложения, точно выражать
свои мысли — это значит продвинуть детей в использовании речи как
средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой
ступенью речевого развития — связной речью.
Школьники, знакомясь с новыми словами, усваивают или уточняют
значения слов, учатся активно использовать эти слова при ответах на
вопросы, составлении описаний предмета или явления, рассказов о них.
Очень важно, чтобы повторение нового слова в течение урока было
многократными. Требуется не механическое воспроизведение слова, а
активное употребление его в ходе выполнения различных заданий. Более
того, не все задания бывают эффективны для усвоения слова.) Как показали
исследования психологов, запоминание лексемы идет интенсивнее, если она
эмоционально значима для ученика или ее презентация и закрепление
осуществляются в интересных для детей ситуациях.
Существует несколько способов объяснения нового слова. В работе с
умственно отсталыми детьми наиболее продуктивным является
использование различных наглядных средств: показ соответствующих
предметов, их действий и признаков, наблюдение за ними, организуемое как
на самом уроке, так и на экскурсии. Необходимо стремиться к тому, чтобы
наблюдение было активным. Для этого детям предоставляют разного рода
помощь: показ другого, резко отличного объекта при сравнении двух сходных
(белка, заяц, ворона); демонстрация предмета, его изображения в целостном
или фрагментарном виде (рисунок дерева, кустарника, травы) — для
формирования общего понятия; окрашивание в разный цвет частей предмета
— для ознакомления с ними; направляющие вопросы (какого цвета, какой
формы, каковы на вкус арбуз, дыня?); запись плана наблюдения (цвет арбуза,
цвет дыни; форма арбуза, форма дыни); конкретизация вопросов при
сравнении летней и зимней одежды (какую одежду носят только зимой или
только летом?).
Наибольшая степень активности в наблюдениях достигается с
помощью практической деятельности, когда школьники не просто
рассматривают предмет, а принимают непосредственное участие в изменении
его признаков, в изготовлении предмета по частям.
На уроках для объяснения значения слова могут быть использованы и
такие наглядные, очень специфические средства, свойственные только
урокам русского языка, как жест, мимика, драматизация (он усмехнулся,
скривился, выбросил руку в приветствии)?
Весьма действенным словесным приемом объяснения значения слова
является включение его в доступный пониманию детей контексту. Например,
значение слова крохотный понятнее в предложении Крохотный ребенок спал
в коляске, чем в предложении Крохотный комочек родной земли он унес из
дома. Данный прием требует от учащихся известной доли самостоятельности
и активности, поскольку, усвоив значение слова в одном контексте, они
должны уточнить его смысл в другом контексте. Использование контекста
для презентации слова полезно еще и потому, что большинство лексических
единиц приобретает подлинный смысл только в окружении других слов.
Значение изолированного слова — величина постоянная, но в зависимости от
контекста оно приобретает новые оттенки или меняется полностью. Так,
слово дом обозначает жилище людей. В предложении старый дом опустел и
развалился это слово имеет дополнительный смысловой оттенок: бывшее
жилище людей, теперь уже не пригодное для жилья)
Для семантизации слова могут быть употреблены и другие приемы:
подбор родственного слова (врассыпную — рассыпать), подстановка
синонима (изба — дом), разложение общего понятия на частные
(инструменты — это молоток, пила…), объяснение с помощью толкования
слова (зверобой — это название лечебной травы).
Выбор способа объяснения слова зависит от типологии лексики, от
возраста учащихся, от их умственных возможностей и самостоятельности.
Так, наглядные способы семантизации применяются чаще всего в младших
классах. Тексты, которые читают дети, описывают конкретные ситуации,
близкие их опыту. Эти ситуации, как правило, позволяют широко
использовать наглядные приемы объяснения слов. Очень важно применять
средства наглядности и в том случае, когда разбираются метафоры, сравнения
и другие образные средства языка. На начальном этапе обучения детей
знакомят с такими обратными средствами, большинство из которых основаны
на переносе чувственно воспринимаемых образов с одного предмета на
другой: прыгает, как обезьяна; шоколадный загар. Это дает возможность
продемонстрировать детям, а им зримо представить сходство, которое
объединяет два предмета, признака, действия.
Процесс объяснения слов также должен проходить при максимальной
активности самих учащихся. Вот почему важно каждый раз предлагать детям
попытаться самостоятельно выяснить значение слова. При этом надо учить
школьников точному раскрытию семантики слов, а не довольствоваться
объяснением типа: трусость — это бояться молнии, грусть — когда грустно.
Одобрив относительно верное представление ученика о смысле слова,
педагог дает словосочетания, которые помогут ему оформить свою мысль.
Такие словосочетания записываются на доске и служат для детей наглядной
опорой. Это качество характера… Это чувство… и др. В зависимости от
подбора словаря для семантизации начальные словосочетания могут
меняться.
Не менее важно при проведении словарной работы учить детей
самостоятельно находить в тексте непонятные для них слова. Умственно
отсталые школьники без специальной подготовки могут выделить как
незнакомое слово непривычную словоформу хорошо известной им
лексической единицы. Нередко они в качестве непонятных называют слова,
которые неоднократно встречали в тексте и уже использовали.
Одним из показателей умственного и речевого развития школьников
служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку
как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление
связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает
предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по
определению Михаила Ростиславовича Львова «представляет собой частицу
знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется
человеком в процессе мышления и речи». Обогащению словарного запаса, а,
следовательно, и речевому развитию способствует организация учебной
деятельности, направленная на:
- восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и
однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и
синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
- развитие умения объяснить значение слов и особенности их
употребления в речи;
- формирование умения использовать слова в речи при построении
собственного речевого высказывания.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к
занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры
пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном
возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка.
При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной
деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них
более доступным, работоспособность значительно повышается.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет.
Игра помогает формированию фонематического восприятия слов, обогащает
ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность,
внимание, а главное – обогащает словарный запас детей и стимулирует их
речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не
говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют
формированию орфографической зоркости младшего школьника.
Примеры некоторых дидактических игр и игровых приемов, которые
можно применять для развития лексического запаса детей.
Игры.
1 . Игра «Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического
восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной
функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие
логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой – отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут
попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Жыил (Лыжи), ански (санки), кьоинк (коньки)
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой
группы лишнее слово.
Например:
1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)
Игровые приемы.
2.
Найди «лишнее слово».
Цель: обогатить словарный состав, развивать умение выделять в
словах общий признак, развитие внимания, закрепление
правописаний непроверяемых гласных.
МАК РОМАШКА РОЗА
ЛУК
КОШКА
СОБАКА
ВОРОБЕЙ
КОРОВА
БЕРЕЗА
ДУБ МАЛИНА
ОСИНА
КОРОВА
ЛИСА
ВОЛК
МЕДВЕДЬ
Задания. Подчеркни «лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в
этих словах?
2. Детям очень нравятся такие задания, как:
- Заменить словосочетания одним словом:
o – промежуток времени в 60 минут,
o – военнослужащий, стоящий на посту,
o – ребенок, любящий сладкое,
o – очень смешной фильм.
- Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно
отрабатывать также скорость чтения, обогащать лексический запас учащихся,
изучать слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и
многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том,
что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей,
чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный
эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения
учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика
как устную, так и письменную.
В младшем школьном возрасте у детей возможны проблемы, связанные
с речевой деятельностью. Есть дети, которые могут болтать без остановки
обо всем, но зачастую их бывает трудно понять, они и сами теряют свою
мысль, им трудно выстроить логику своего высказывания. Другие знают, что
нужно сказать, но у них нет «активного словарного запаса». Такие дети знают
слова, умеют их произносить, умеют правильно строить фразу на уроке, но
это «знание» - пассивно: в разговоре они отмалчиваются, на прямой вопрос
затрудняются ответить.
Помогают развивать активный словарный запас, навыки разговора
речевые игры: игры-задания со словами и игры со словами. Существует
очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от
игроков умения читать, составлять слова из букв и слогов.
Игры-задания со словами для младших школьников:
· Из слова выбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее
новое значение. Например: «Выброси из слова «коса» первый звук» (оса), из
слова «столб» и последний звук (стол)».
· Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра,
обратная предыдущей): мех (смех); лень (олень); клад (склад).
· Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: свет — цвет,
норка — корка, песок — лесок.
· Ребусы — очень часто встречающееся задание со словами, в них слова
или фраза зашифрованы в рисунке. В ребусах могут использоваться не только
картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения
частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими «спрятанное»
слово.
Анаграммы – это увлекательная, развивающая комбинаторное
мышление игра. Новое слово, составленное из всех букв данного слова,
называется его анаграммой. Анаграмма слова — это результат перестановки в
другом порядке всех его букв. Два или более слов, образованных из одних и
тех же букв, составляют блок анаграмм. Вот несколько интересных примеров:
колба-бокал — блок из двух пятибуквенных анаграмм; приказ-каприз — блок
из двух шестибуквенных анаграмм; карта-карат-катар — блок из трех
пятибуквенных анаграмм.
Такие игры дают игрокам возможность потренировать память и
проявить эрудицию, а также глубже проникнуть в тонкости языка,
разобраться в структуре словообразования.
Игры со словами.
«Наборщик». Это одна из самых известных игр со словами. Задается
слово (обычно длинное), например, «остановка». За определенное время
играющим нужно сложить из букв этого слова другие слова («станок»,
«скат», «танк» и т.д.). Затем игроки по очереди называют их. В зачет идут
только те варианты, которые еще не были названы. Побеждает тот игрок,
который последним назвал слово. Чемпионом игры считается тот, кто
придумал самое длинное слово.
«Каркас». Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы
(например, к, н, т). Затем все играющие «натягивают на каркас» гласные
буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то есть придумывают слова,
состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных («ткань»,
«кант», «канат»). Побеждает тот, кто придумал последнее слово.
«Угадай фразу». Ведущий берет какую-нибудь книгу и читает начало
любой фразы. Остальные пытаются угадать ее продолжение. Через некоторое
время загаданная фраза читается до конца, и все играющие могут сравнить
то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадывает
конец фразы (или почти угадывает), получает очко. Можно читать не начало,
а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудные задания, чтобы
ребятам было интересно играть.
Можно построить урок знакомства с новыми словами в форме
путешествия.
Урок в такой нетрадиционной форме вызывает очень большой интерес
у учащихся и способствует более легкому и прочному запоминанию слов, а
также применению их в собственной речи.
Также можно использовать метод составления словариков на основе
лексики прочитанных произведений, который очень хорошо зарекомендовал
себя и уже довольно долгое время применяется многими учителями в своей
работе.
Вариантами такой работы могут быть составление словариков слов
иноязычного происхождения, словарики исконно русских слов, устаревших
слов (материалом для таких словариков служат тексты русских народных
сказок, с помощью собранных материалов дети выполняют творческие
работы по составлению своих сказок, работы оформляют в виде книжек-
малышек).
При работе по запоминанию новых слов следует учитывать ряд
условий:
· установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что
ему надо запомнить;
· заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
· яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то,
что вызывает определенные эмоции;
· образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы,
гораздо лучше механического запоминания.
С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам. Мышление
учащихся начальных классов носит наглядно- образный характер, т. Е. оно
опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у
большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому
применяется метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить
рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с
удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты, в итоге,
соответствуют ожиданиям. На букве О очень легко нарисовать помидор, а
буква И – это ножи, которыми можно его разрезать. Рисунки надо делать
только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании. Рисунок
должен обязательно соответствовать смыслу слова.
Также в работе над закреплением значения слов можно использовать
различные лексические упражнения:
1. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый,
осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1)
молодая осина; 2) осиновый лес; 3) гриб с красной или коричнево-красной
шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.
2. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, шофер.
3. Объясните значение выделенных слов.
Весело сияет месяц за окном. Белый снег сверкает синим огоньком.
2.
Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат,
выпишите эти слова.
Советский воин бережет родной страны покой и славу. С далекого
фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. Только взял
боец трехрядку, сразу видно – гармонист. Но служивый знает дело, и за
Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою.
2.
Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
2.
Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.
Справа, сверху, завтра, здравствуй …
7. Впишите в предложения, подходящие по смыслу словарные слова.
Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда. Заяц, … - это звери, а
…, … - это птицы. Пенал, … - это учебные принадлежности, а …, … - это
инструменты. Морковь, …, … - это овощи.
В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое
значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой
дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в
специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них
дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с
правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока и др.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом
зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с
другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических
упражнений должно способствовать активизации словаря младших
школьников. Здесь может использоваться такой прием как орфографическое
чтение.
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При
работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов)
и изучать один блок в течение недели.
Первый день
1. Самостоятельное чтение слов учащимися.
2. Прочтение слов учителем «орфографически».
3. Повторение детьми 2-3 раза.
4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Второй день
1. Карточка на мгновение показывается классу.
2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.
3. Дети три раза произносят «орфографически».
4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).
5. Проверка слов.
Третий день
2.
Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово
«орфографически».
Четвертый день
1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы
для запоминания.
2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или
кто-то из учащихся комментирует слово), графическое оформление.
3. Проверка всего блока слов.
Пятый день
2.
Диктант.
«Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении
зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий,
устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо
использовать «орфографическое» чтение на всех уроках.
Проходит неделя работы над блоками словарных слов. Но работа с
этими (знакомыми детям) словами не прекращается. Всегда можно найти
возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его
значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в
предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких
упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды,
стихотворения, отрывки из художественных произведений.
Таким образом, для эффективной работы на уроках с детьми с
нарушением интеллекта необходимо соблюдать некоторые общие
методические рекомендации:
1.
Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного
времени. Здесь так же, как и в усвоении любого вербального материала,
необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчлененности
подачи материала. Как показали исследования В.А. Сумароковой, для
учащихся младших классов среднее оптимальное число слов в пределах
одного этапа -2-3.
2.
Необходимо стремиться к контекстному объяснению новых слов.
По данным психологов, процесс точного запоминания слов заметно
эффективнее, если они объединены в тематические группы или включены в
предложение.
3.
Процесс презентации слов должен опираться на работу всех
возможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем
и воспринимается школьниками на слух; далее разбирается его значение с
использованием наглядных или словесных средств при активном участии
детей; затем слово еще раз прочитывается учениками, включается в
предложение и записывается, если это происходит на уроке грамматики или в
некоторых случаях на уроках развития устной речи.
4.
Объяснение значения слова – это только начальный этап работы
над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений,
постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.
5.
При активизации лексики важно соблюдать естественность
условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо
содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем
и разбирается на уроке с учетом того, что дети узнали на экскурсии, из
передачи по телевидению, на других уроках. Любые приемы, которые уводят
детей от примитивных стандартных фраз, являются значимыми для уроков
русского языка.
6.
Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над
грамматической, фонетической и другими сторонами языка. Нельзя усвоить
новое слово, не употребляя при этом его разные грамматические формы, не
отрабатывая правильность произношения. Без комплексной работы над всеми
сторонами языка, без постоянного применения изученного грамматического
материала по отношению к конкретным словам новая информация ложится в
памяти детей мертвым грузом или же быстро забывается.