Автор: Претуляк Любовь Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 98 "Загадка"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Организация Клубного часа в ДОУ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Организация Клубного часа в ДОУ в соответствии с ФГОС.
Образовательная деятельность, оптимально раскрывающая потенциал
участия
детей,
отводит
основную
роль
образовательным
процессам,
реализуемым
в
повседневной
деятельности,
в
естественных
условиях,
и
значительно меньшую роль – заранее продуманным или внесенным извне
взрослыми программам. Современная реальность требует «взращивать» у
нового поколения таких качеств, как инициатива, активность, осознанная
ответственность. А значит, и соответствующих образовательных технологий,
и профессиональных знаний у взрослых, вовлеченных в образовательное
взаимодействие с детьми.
Для
достижения
этой
цели
педагоги
МБДОУ
«Детский
сад
№
98
"Загадка"» приняли решение об организации "Клубного часа".
Воспитатели,
работающие
по
данной
технологии
выполняют
требования
ФГОС
ДО,
реализуют
цели
и
задачи
ООП
ДО.
Взрослые
обеспечивают
реальную вовлеченность детей в обучение. Работа на основе свободного
выбора в рамках одной темы позволяет взрослым сформировать у детей
представление
о
способах
изучения
любой
темы
в
рамках
любой
образовательной области.
В
рамках
общей
темы
педагоги,
в
первую
очередь,
дают
детям
широкую
информацию.
Во
вторую
очередь
–
создают
условия
для
свободного, осознанного и ответственного принятия решений детьми, для
реализации ими собственных познавательных интересов. В третью очередь,
взрослые получают возможность наблюдать за детьми и анализировать. Как
дети применяют и расширяют свои знания.
Дети, вовлеченные в работу по собственной инициативе, свободные в выборе
средств и партнерств, чувствуют уважение к своим интересам и идеям и
имеют
возможность
выразить
свою
индивидуальность
и
проявить
творчество.
Задачи педагогической технологии «Клубный час»:
Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с
благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Учить детей ориентироваться в пространстве.
Совершенствовать умение планировать свои действия и оценивать их
результаты.
Воспитать у детей самостоятельность и ответственность за свои
поступки.
Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими
детьми разнообразным впечатлениям.
Суть технологии состоит в следующем: два раза в месяц утром воспитанники
старших и подготовительных групп имеют возможность выйти за пределы
своей
группы
для
того,
чтобы
заняться
в
течение
часа
тем
видом
деятельности,
который
выберут
сами. Педагоги
в
это
время
организуют
работу по тематике «Клубного часа»
Октябрь - Домашние животные, птицы
Старые добрые мультики.
Ноябрь - Мой край, город Моя страна.
Моя семья.
Декабрь – Зима
Новый год
Январь - Рождественские праздники
Февраль - Растительный и животный мир Таймыра.
День защитника Отечества.
Март - Мамин день - 8 марта.
Весна, признаки весны.
Апрель - День космонавтики
Всемирный день здоровья
Май - День победы.
на базе функциональных центров ДОУ:
центра «Библиотека» - где можно посмотреть и почитать книги, выучить
стихи и т.д.;
центра
конструирования
«Куб
и
Ко»
- игры
с
разными
видами
конструкторов,
«Волшебная клеточка» - игры в шашки, разгадывание кроссвордов, работа
в тетради, «Судоку»,
«Песочная
студия»
- где
можно
попробовать
порисовать
необычными
способами;
«Город мастеров» - работа с бросовым материалом,
центра
ОБЖ,
экспериментальная
студия,
в
группах,
в
музыкальном
и
физкультурном залах, в кабинетах психолога, логопеда.
Все сотрудники детского сада, которые участвуют в
«Клубном часе» предупреждаются о времени проведения.
Накануне расставляются знаки «кирпич» –
проход
запрещен:
знак
с
буквой
«К»
и
цифрой,
обозначающей
то
количество
человек
которое
может
н а ход и т ь с я
одновременно в Клубе.
С детьми проводиться предварительная работа:
Повторяются правила поведения во время «Клубного часа»
Экскурсия по детскому саду, в каких помещениях
будет проходить «Клубный час», и что там будут
делать
Ребенок, выходя из группы, заранее знает, чем и в каких
местах можно будет заниматься.
В течение часа он может посетить несколько площадок,
а
может
побывать
только
в
одном
месте
-
на
своё
усмотрение.
Организовать безопасный и эффективный "Клубный час" помогают правила,
направленные на формирование и развитие коммуникативных, нравственных,
волевых качеств, умения планировать свои действия.
Правила понятны и просты - вот они:
Говори «Здравствуйте!» при встрече и «До свидания» при прощании;
Если взял что-то – положи на место, когда уходишь;
Соблюдай количество человек, обозначенное на знаке Клуба;
Говори спокойно;
Ходи спокойно;
Возвращайся в группу по сигналу звонка;
Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей или
вернуться в нее, если устал;
Доводи начатое дело до конца.
При нарушении правил педагог вправе забрать одну из трех фишек
ребенка. Таким образом, это дисциплинирует дошкольника. За выполненное
задание в центре ребенок получает фишку или работу, которую он выполнил.
Например: «Волшебная клеточка» - фишка- шашки, музыкальный клуб –
нотка и т д.
По истечении часа дети собираются в музыкальном зале, где проходит
Флеш- моб,
а далее все ребята возвращаются в свои группы и вместе с воспитателем
обсуждают какие клубы они сегодня посетили, что им понравилось, что их
удивило, заинтересовало, порадовало, или чему новому они научились.
"Клубный час" проводится в детском саду уже почти год. Педагоги отмечают
его положительные результаты.
Клубы и сама возможность выбора занятия по своему усмотрению очень
нравится детям.
За этот год многие дети определили себе клуб по душе и посещают его
еженедельно. Есть и те, кто успевает за час побывать в разных местах и
попробовать разные занятия.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ
ПЕСОЧНАЯ СТУДИЯ
ВОЛШЕБНАЯ КЛЕТОЧКА
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ
РАБОТА В ГРУППЕ
ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ
ЦЕНТР ОБЖ
Предлагаем вашему вниманию конспект взаимодействия с детьми в центре
«Волшебная клеточка на тему «Дикие животные»
Цель: Научить детей играть в шашки.
Задачи:
«Область
познания» Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить
правила игры
«Область
социализация»
Развивать
интерес
к
игре
в
шашки,
умение
дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к
успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.
Ход занятия.
Дети заходят в центр «Волшебная клеточка» там сидит грустный зайка с
шашками.
Воспитатель спрашивает у Зайчика, почему он такой грустный
Зайка – Мне подарили шашки, а что с ними делать я не знаю. Я их погрыз
немножко, они не вкусные, покатал, мне стало скучно, я устал. Не грусти
Зайка, мы тебе поможем!
Ребята, Зайка ничего не знает про шашки, а мы с вами знаем!
Давайте вместе с Зайкой отправимся в шашечное королевство.
Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики.
Жили-были на одной шахматной доске два шашечных королевства. Какого
цвета?
Дети: Белое и черное.
Воспитатель: Сколько жителей было в каждом королевстве?
Дети: Двенадцать.
Воспитатель: Каждый жил в своем домике. В белом или черном?
Дети: В черном – шашки стоят на черных клетках.
Воспитатель: И гулять все жители шашечной страны любили по черным
полям, и ходили они не направо, не налево, не прямо. А как?
Дети: По диагонали.
Воспитатель: К сожаленью, между двумя королевствами не было мира. Как
только встретятся черные с белыми, начинается сражение. А еще у каждого
жителя этой сказочной страны был свой адрес. Чем обозначаются каждые
клетки?
Дети: буквой и цифрой.
Воспитатель: Адрес поля очень прост:
Буква – нос, а цифра – хвост.
А для чего сказочным жителям адреса?
Дети: это нужно для того, чтобы записать, какой был сделан ход и как на
доске стоят шашки.
Воспитатель: в шашечном королевстве есть свои правила, давайте Зайка
расскажем об этих правилах
Ребенок: первыми начинают всегда ходить белые шашки
Воспитатель: как определить, кому, какими играть?
Ответы детей (С помощью жребия, просто зажимают в двух руках по 1
шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую
шашку выбрал, таким цветом ему и играть)
Каждый ребенок говорит свое правило и показывает ход
Воспитатель: молодцы! Зайка запомнил все правила игры?
Зайка хочет поиграть, лапки стал он потирать
Сейчас желающие играть в шашки могут поиграть с зайкой в шашки, а кто
хочет может нарисовать для друзей Зайки шашечные доски.
Ребята, давайте подарим Зайке шашечные доски и пуговки (шашки), и он
научит своих друзей играть в шашки.