Автор: Антонова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 13⁄38
Населённый пункт: город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: " Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ и семьи "
Раздел: дошкольное образование
Что такое «гендер»? По одним источникам- с английского «род»,
по другим – «презентация, представление». В гендерной психологии
понятие «гендер» указывает на то, как мы представляем свой биологический
пол в социальном пространстве, а не просто половую принадлежность.
Цель. Повысить свой профессиональный уровень по теме через изучение
основных принципов гендерного развития детей. Подключить к процессу
по гендерному воспитанию детей родителей, с целью предотвращения
серьезных проблем в будущем.
Задачи: - собрать и изучить необходимую литературу для того, чтобы
разбираться в физиологических и психологических особенностях мальчиков
и девочек, особенности их воспитания и обучения;
-создать развивающую среду в группе с учётом принятых норм для мальчиков
и девочек;
-составить библиотечку и картотеку игр по теме;
- с раннего возраста формировать у детей представления о поведенческих
особенностях и различиях полов;
- заинтересовать и привлечь родителей к воспитанию ребёнка в семье
собственным примером с учётом гендерного воспитания;
-организовать процесс таким образом, чтобы он стал цельным и
непрерывным в ДОУ и семье, видеть родителей как партнеров в своей работе.
Актуальность темы - всем очевидна.
Толерантность «терпимость к другим, отличным от тебя», я бы назвала её
терпимостью к слабостям других, сыграла с современным обществом злую
шутку. Сильно пошатнулась исторически сложившаяся значимость роли
семьи в полноценном воспитании и развитии ребенка как члена общества.
Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к
разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
В советское время разница в поведении полов впитывалась с молоком
матери. Воспитание детей шло естественным образом, опираясь на мужское
и женское начало - с самого рождения, и в семье и детском саду и в школе. Из
поколения в поколение на примере полных семей, с перспективой воспитания
девочек как «хранительниц семейного очага», мальчиков как защитников
Отечества.
Но влияние западных взглядов на социальное поведение в обществе
постепенно вымывает те принципы, на которые опиралось гендерное
воспитание в нашей стране. Большой процент родителей попал под это
мировоззрение и теперь им затруднительно воспитывать детей и подавать
нужный пример. Не говоря о детях, выросших вне семьи, они тоже
становятся родителями, которых самих порой надо воспитывать.
Роль семьи в гендерном воспитании ребенка первостепенна, т. к. ребенок
ориентируется на поведение родителей.
Поэтому родителям, да и всем взрослым в окружении ребенка необходимо
следить за собой, зная, что дети подражают их поведению и привычкам. А
чтобы понять разницу между мужским и женским началом - ребенку важно
общаться и папой и с мамой.
Но ни в коем случае нельзя забывать, что каждый ребенок уникален и
социальные факторы формируют личность наравне с биологическими
данными.
Надо развивать и воспитывать ребенка так, чтобы он научился совмещать и
традиционные для своего пола качества, и лучшие проявления
противоположного пола.
Глядя на современную молодежь, порой довольно сложно идентифицировать
половую принадлежность - грубое поведение, мужской стиль одежды у
девушек, изнеженность и налет гламурности, с последующей
инфантильностью у юношей. И их поздновато и сложно перевоспитывать.
Поэтому этим надо заниматься как можно раньше, от самого рождения.
Подчеркивать ребенку «Ты девочка…», «Ты мальчик…», соответствующая
одежда, цвет, игрушки, способы и круг общения. Особенно мальчикам
необходимо внимание и участие в воспитании отца, деда, брата и т. д.
Этой теме долгий период времени не заслуженно уделяли слишком мало
внимания. Сейчас спохватились, но с большим опозданием. В мире
происходят необратимые изменения в восприятии человека как субъекта
определенного пола от рождения.
В Германии заявили «о слишком гендерном воспитании» и всерьез поставили
на рассмотрение закон на самоопределение пола как волеизъявлении
подростка. Более извращенного понятия свободы и прав человека трудно
представить. И это не только в Европе.
Принципы гендерного воспитания, я считаю, должны вновь стать
основополагающими и в семье и ДОУ.
Дошкольный возраст - наиболее значимый и активный период
адаптации детей к социальным нормам.
Необходимо особенно внимательно относиться к потребностям ребенка,
направлять и заботливо развивать их потенциал, что существенно повлияет
на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и
мальчиков, которые позволят им правильно освоить и представить обществу
свое гендерное поведение.
План работы на учебный 2018-2019 гг.
№ Мероприятия – подготовительный этап Сроки проведения
1 Подбор и изучение методической литературы поданной теме Сентябрь-май
2 Подбор художественной литературы для библиотеки и составление
картотеки игр Сентябрь-октябрь
3 Адаптирование материально-технического оснащения группы в
соответствии с ФГОС и возрастом детей Сентябрь-май
4 Поиск консультативной информации для уголка родителей октябрь
5 Привлечение родителей к участию в работе по теме.
Консультация «Гендерное воспитание детей» Октябрь-ноябрь
6 Опрос и привлечение родителей к участию в проекте.
Консультация «Значение проектной деятельности в ДОУ» декабрь
Основные мероприятия с детьми
1 Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН, особенности
личной гигиены мальчиков и девочек. Сентябрь- май
2 «Этикет и поведение» - нормы поведения, объясняя их социальные нормы:
«Правила хороших манер очень просты» «Скажи доброе слово» Сентябрь-
май
- «Знать правила дружбы очень важно!» Игра «Подарок» и др.
- «Как вести себя в гостях и общественных местах» - формирование навыков
поведения. Игра «Собираемся в гости»
- «Что недопустимо в поведении мальчиков?» «Смайлик» и др.
- «Как следует вести себя девочкам.» Игра «Маленькая хозяйка» и др.
- «Чему хорошему мы можем научиться друг у друга?» Игра «давайте
говорить друг другу комплименты!» и др.
3 Организация игровой совместной и самостоятельной деятельности для
формирования у ребёнка ценностного отношения к себе, к
противоположному полу, к своей семье. Сентябрь- май
4 Воспитание через игру. «Характеры и игры». Разнообразие игр.
(Картотека игр.) Сентябрь- май
- Моделирование жизненно - значимых ситуаций.
Специально организованные виды деятельности.
- Игра – первые сюжетные линии. Ребенок в роли
режиссера (перевоплощение).
- Игры – состязания, символические, имитационные, дидактические игры.
- Знакомство со сказками и игры по ним «Поговорим с героем сказки»
Русские народные игры.
5 Приобщение ко взрослой деятельности: -в ДОУ совместная деятельность со
взрослыми и сверстниками- посильные поручения. Сентябрь- май
6 Знакомство с трудом взрослых -экскурсии по детскому саду: кухня,
прачечная, труд дворника, воспитателя и его помощника.
Игра «Отгадай профессию» и др. Сентябрь- май
7 Привлечение ребенка к посильной помощи дома, маме по дому
и папе по хозяйству.
Игры «Помощники», «Наши папы, наши мамы», и др. Сентябрь- май
Основные мероприятия с родителями
1 Мотивационные беседы с родителями на совместную работу по
воспитанию детей с акцентом на гендерную социализацию.
Консультация «Актуальность гендерного воспитания» Сентябрь-октябрь
2 Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в
группе и на площадке Сентябрь- май
3 Консультация на информационном стенде для родителей «Авторитет
родителей в семье» сентябрь
4 Сбор детских фотографий мам у девочек и пап у мальчиков Октябрь-ноябрь
5 Консультация на информационном стенде для родителей «Все дети
разные» (о разном и индивидуальном подходе к ребенку) ноябрь
6 Фотосессия «Скоро в школу» декабрь-май
7 «Значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих
социальных ролей» - информация для родителей Декабрь-январь
8 Ознакомление родителей с картотекой игр для эффективного проведения
зимних каникул Декабрь-январь
9 Буклет «Такие разные девочки и мальчики» Февраль
10 Предложить родителям для прочтения книгу А. М. Васютин, Н. С.
Васютина «Самая лучшая книга по воспитанию детей» (много практических
советов) Февраль-май
11 Консультация «Простые правила воспитания мальчиков», «Простые
правила воспитания девочек» Март
11 Фотовыставка «Мальчишки и девчонки, а также их родители!»
Для начала работы по теме изучила теоретический материал, подобрала
книги и консультации для родителей. Для реализации плана
моего самообразования по гендерному воспитанию в начале года я с
родителями каждого ребенка провела беседу о необходимости
внедрения гендерного аспекта в воспитательно-образовательный процесс и
выстраивание единой линии в группе детского сада и дома. На протяжении
всего года периодически менялась, трансформировалась, обогащалась среда
группы при неизменной поддержке родителей.
В течение текущего учебного года множество аспектов гендерного
воспитания и как следствие, поведения, было затронуто в игре, режимных
моментах в свободной деятельности, совместно проведенное с родителями
время – праздники, игры, прогулки и субботники дали детям элементарные
представления о поведенческих различиях мальчиков и девочек как
представителей разных полов.
Через моделирование ситуаций «Я и моя семья» ,специально организованные
виды деятельности «Мальчики-защитники» ,»Будущие папы», «Девочки
маленькие принцессы, будущие мамы, утешительницы…»и т. д., игры разной
формы и направленности мы освоили нормы поведения и правила, присущие
разным полам в обществе.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим
условием полноценного развития ребенка. Как известно, воспитательно-
образовательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов –
организации различных форм помощи родителям и содержательно-
педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в
условиях ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.
Нам удалось осуществить преемственность педагогического воздействия
при работе с детьми, так как было выполнено важнейшее условие -
установление доверительного делового контакта между семьей и детским
садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни
одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать
полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если
в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к
участию в образовательно-воспитательном процессе.
Литература:
1. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для
методистов, воспитателей и родителей. /Авт. -сост. Глебова СВ. - Воронеж:
ТЦ «Учитель», 2005
2. Клецина И. С., Практикум по гендерной психологии
3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира
(половое воспитание, гендерное воспитание)
4. Кардаш Л. И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество //
Молодой ученый. 2014.№18.
5. Пол или гендер? (Девочки налево, мальчики направо) Воспитание
дошкольников: «Обруч» №3 -2009
6. Суслова Эмма Константиновна – профессор кафедры дошкольной
педагогики МПГУ г. Москва «ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для
факультетов дошкольного воспитания
7. Марина Рындина «Мальчики и девочки — два разных мира!» Консультация
для воспитателей
8. Бутылина Оксана Александровна «Личностно-ориентированный подход
в воспитании мальчиков и девочек» Консультация для воспитателей
9. Сергина Оксана Геннадьевна «Гендерные аспекты воспитания и обучения
детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей
10. А. А. Чекалина «Гендерная психология» Учебное пособие.
Издательство «Ось-89» Москва 2009
11. А. М. Васютин, Н. С. Васютина «Самая лучшая книга по воспитанию
детей».
ООО «Феникс» Ростов-на-Дону 2010