Напоминание

" Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ и семьи "


Автор: Антонова Светлана Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 13⁄38
Населённый пункт: город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: " Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ и семьи "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Что такое «гендер»? По одним источникам- с английского «род»,

по другим – «презентация, представление». В гендерной психологии

понятие «гендер» указывает на то, как мы представляем свой биологический

пол в социальном пространстве, а не просто половую принадлежность.

Цель. Повысить свой профессиональный уровень по теме через изучение

основных принципов гендерного развития детей. Подключить к процессу

по гендерному воспитанию детей родителей, с целью предотвращения

серьезных проблем в будущем.

Задачи: - собрать и изучить необходимую литературу для того, чтобы

разбираться в физиологических и психологических особенностях мальчиков

и девочек, особенности их воспитания и обучения;

-создать развивающую среду в группе с учётом принятых норм для мальчиков

и девочек;

-составить библиотечку и картотеку игр по теме;

- с раннего возраста формировать у детей представления о поведенческих

особенностях и различиях полов;

- заинтересовать и привлечь родителей к воспитанию ребёнка в семье

собственным примером с учётом гендерного воспитания;

-организовать процесс таким образом, чтобы он стал цельным и

непрерывным в ДОУ и семье, видеть родителей как партнеров в своей работе.

Актуальность темы - всем очевидна.

Толерантность «терпимость к другим, отличным от тебя», я бы назвала её

терпимостью к слабостям других, сыграла с современным обществом злую

шутку. Сильно пошатнулась исторически сложившаяся значимость роли

семьи в полноценном воспитании и развитии ребенка как члена общества.

Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к

разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

В советское время разница в поведении полов впитывалась с молоком

матери. Воспитание детей шло естественным образом, опираясь на мужское

и женское начало - с самого рождения, и в семье и детском саду и в школе. Из

поколения в поколение на примере полных семей, с перспективой воспитания

девочек как «хранительниц семейного очага», мальчиков как защитников

Отечества.

Но влияние западных взглядов на социальное поведение в обществе

постепенно вымывает те принципы, на которые опиралось гендерное

воспитание в нашей стране. Большой процент родителей попал под это

мировоззрение и теперь им затруднительно воспитывать детей и подавать

нужный пример. Не говоря о детях, выросших вне семьи, они тоже

становятся родителями, которых самих порой надо воспитывать.

Роль семьи в гендерном воспитании ребенка первостепенна, т. к. ребенок

ориентируется на поведение родителей.

Поэтому родителям, да и всем взрослым в окружении ребенка необходимо

следить за собой, зная, что дети подражают их поведению и привычкам. А

чтобы понять разницу между мужским и женским началом - ребенку важно

общаться и папой и с мамой.

Но ни в коем случае нельзя забывать, что каждый ребенок уникален и

социальные факторы формируют личность наравне с биологическими

данными.

Надо развивать и воспитывать ребенка так, чтобы он научился совмещать и

традиционные для своего пола качества, и лучшие проявления

противоположного пола.

Глядя на современную молодежь, порой довольно сложно идентифицировать

половую принадлежность - грубое поведение, мужской стиль одежды у

девушек, изнеженность и налет гламурности, с последующей

инфантильностью у юношей. И их поздновато и сложно перевоспитывать.

Поэтому этим надо заниматься как можно раньше, от самого рождения.

Подчеркивать ребенку «Ты девочка…», «Ты мальчик…», соответствующая

одежда, цвет, игрушки, способы и круг общения. Особенно мальчикам

необходимо внимание и участие в воспитании отца, деда, брата и т. д.

Этой теме долгий период времени не заслуженно уделяли слишком мало

внимания. Сейчас спохватились, но с большим опозданием. В мире

происходят необратимые изменения в восприятии человека как субъекта

определенного пола от рождения.

В Германии заявили «о слишком гендерном воспитании» и всерьез поставили

на рассмотрение закон на самоопределение пола как волеизъявлении

подростка. Более извращенного понятия свободы и прав человека трудно

представить. И это не только в Европе.

Принципы гендерного воспитания, я считаю, должны вновь стать

основополагающими и в семье и ДОУ.

Дошкольный возраст - наиболее значимый и активный период

адаптации детей к социальным нормам.

Необходимо особенно внимательно относиться к потребностям ребенка,

направлять и заботливо развивать их потенциал, что существенно повлияет

на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и

мальчиков, которые позволят им правильно освоить и представить обществу

свое гендерное поведение.

План работы на учебный 2018-2019 гг.

№ Мероприятия – подготовительный этап Сроки проведения

1 Подбор и изучение методической литературы поданной теме Сентябрь-май

2 Подбор художественной литературы для библиотеки и составление

картотеки игр Сентябрь-октябрь

3 Адаптирование материально-технического оснащения группы в

соответствии с ФГОС и возрастом детей Сентябрь-май

4 Поиск консультативной информации для уголка родителей октябрь

5 Привлечение родителей к участию в работе по теме.

Консультация «Гендерное воспитание детей» Октябрь-ноябрь

6 Опрос и привлечение родителей к участию в проекте.

Консультация «Значение проектной деятельности в ДОУ» декабрь

Основные мероприятия с детьми

1 Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН, особенности

личной гигиены мальчиков и девочек. Сентябрь- май

2 «Этикет и поведение» - нормы поведения, объясняя их социальные нормы:

«Правила хороших манер очень просты» «Скажи доброе слово» Сентябрь-

май

- «Знать правила дружбы очень важно!» Игра «Подарок» и др.

- «Как вести себя в гостях и общественных местах» - формирование навыков

поведения. Игра «Собираемся в гости»

- «Что недопустимо в поведении мальчиков?» «Смайлик» и др.

- «Как следует вести себя девочкам.» Игра «Маленькая хозяйка» и др.

- «Чему хорошему мы можем научиться друг у друга?» Игра «давайте

говорить друг другу комплименты!» и др.

3 Организация игровой совместной и самостоятельной деятельности для

формирования у ребёнка ценностного отношения к себе, к

противоположному полу, к своей семье. Сентябрь- май

4 Воспитание через игру. «Характеры и игры». Разнообразие игр.

(Картотека игр.) Сентябрь- май

- Моделирование жизненно - значимых ситуаций.

Специально организованные виды деятельности.

- Игра – первые сюжетные линии. Ребенок в роли

режиссера (перевоплощение).

- Игры – состязания, символические, имитационные, дидактические игры.

- Знакомство со сказками и игры по ним «Поговорим с героем сказки»

Русские народные игры.

5 Приобщение ко взрослой деятельности: -в ДОУ совместная деятельность со

взрослыми и сверстниками- посильные поручения. Сентябрь- май

6 Знакомство с трудом взрослых -экскурсии по детскому саду: кухня,

прачечная, труд дворника, воспитателя и его помощника.

Игра «Отгадай профессию» и др. Сентябрь- май

7 Привлечение ребенка к посильной помощи дома, маме по дому

и папе по хозяйству.

Игры «Помощники», «Наши папы, наши мамы», и др. Сентябрь- май

Основные мероприятия с родителями

1 Мотивационные беседы с родителями на совместную работу по

воспитанию детей с акцентом на гендерную социализацию.

Консультация «Актуальность гендерного воспитания» Сентябрь-октябрь

2 Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в

группе и на площадке Сентябрь- май

3 Консультация на информационном стенде для родителей «Авторитет

родителей в семье» сентябрь

4 Сбор детских фотографий мам у девочек и пап у мальчиков Октябрь-ноябрь

5 Консультация на информационном стенде для родителей «Все дети

разные» (о разном и индивидуальном подходе к ребенку) ноябрь

6 Фотосессия «Скоро в школу» декабрь-май

7 «Значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих

социальных ролей» - информация для родителей Декабрь-январь

8 Ознакомление родителей с картотекой игр для эффективного проведения

зимних каникул Декабрь-январь

9 Буклет «Такие разные девочки и мальчики» Февраль

10 Предложить родителям для прочтения книгу А. М. Васютин, Н. С.

Васютина «Самая лучшая книга по воспитанию детей» (много практических

советов) Февраль-май

11 Консультация «Простые правила воспитания мальчиков», «Простые

правила воспитания девочек» Март

11 Фотовыставка «Мальчишки и девчонки, а также их родители!»

Для начала работы по теме изучила теоретический материал, подобрала

книги и консультации для родителей. Для реализации плана

моего самообразования по гендерному воспитанию в начале года я с

родителями каждого ребенка провела беседу о необходимости

внедрения гендерного аспекта в воспитательно-образовательный процесс и

выстраивание единой линии в группе детского сада и дома. На протяжении

всего года периодически менялась, трансформировалась, обогащалась среда

группы при неизменной поддержке родителей.

В течение текущего учебного года множество аспектов гендерного

воспитания и как следствие, поведения, было затронуто в игре, режимных

моментах в свободной деятельности, совместно проведенное с родителями

время – праздники, игры, прогулки и субботники дали детям элементарные

представления о поведенческих различиях мальчиков и девочек как

представителей разных полов.

Через моделирование ситуаций «Я и моя семья» ,специально организованные

виды деятельности «Мальчики-защитники» ,»Будущие папы», «Девочки

маленькие принцессы, будущие мамы, утешительницы…»и т. д., игры разной

формы и направленности мы освоили нормы поведения и правила, присущие

разным полам в обществе.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим

условием полноценного развития ребенка. Как известно, воспитательно-

образовательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов –

организации различных форм помощи родителям и содержательно-

педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в

условиях ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.

Нам удалось осуществить преемственность педагогического воздействия

при работе с детьми, так как было выполнено важнейшее условие -

установление доверительного делового контакта между семьей и детским

садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни

одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать

полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если

в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к

участию в образовательно-воспитательном процессе.

Литература:

1. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для

методистов, воспитателей и родителей. /Авт. -сост. Глебова СВ. - Воронеж:

ТЦ «Учитель», 2005

2. Клецина И. С., Практикум по гендерной психологии

3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира

(половое воспитание, гендерное воспитание)

4. Кардаш Л. И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество //

Молодой ученый. 2014.№18.

5. Пол или гендер? (Девочки налево, мальчики направо) Воспитание

дошкольников: «Обруч» №3 -2009

6. Суслова Эмма Константиновна – профессор кафедры дошкольной

педагогики МПГУ г. Москва «ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для

факультетов дошкольного воспитания

7. Марина Рындина «Мальчики и девочки — два разных мира!» Консультация

для воспитателей

8. Бутылина Оксана Александровна «Личностно-ориентированный подход

в воспитании мальчиков и девочек» Консультация для воспитателей

9. Сергина Оксана Геннадьевна «Гендерные аспекты воспитания и обучения

детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей

10. А. А. Чекалина «Гендерная психология» Учебное пособие.

Издательство «Ось-89» Москва 2009

11. А. М. Васютин, Н. С. Васютина «Самая лучшая книга по воспитанию

детей».

ООО «Феникс» Ростов-на-Дону 2010



В раздел образования