Напоминание

"Методика проведения интегрированного занятия в детском саду"


Автор: Филиппенкова Татьяна Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №139
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика проведения интегрированного занятия в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №139 г. Пензы

КОНСУЛЬТАЦИЯ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

В ДЕТСКОМ САДУ

Выполнила:

музыкальный руководитель

Филиппенкова Т. И.

Пенза г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.

Введение

2. Методики интегрированных занятий в ДОУ

3. Проведение интегрированных занятий в ДОУ

4. Цели и задачи интегрированных занятий

5. Синтез искусств и художественной деятельности в занятии

6.

Требования к структуре интегрированных занятий

7. Примерная структура занятия

8. Преимущества интегрированных занятий

9. Закономерности интегрированного занятия

10. Трудности проведения интегрированного занятия

11. Конспект интегрированного занятия для подготовительной

группы «Волшебный мир осени»

В связи с новыми Федеральными государственными требованиями встает вопрос

об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста,

организации интегрированных занятий.

Потребность в этом объясняется целым рядом причин:

Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.

Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к

активному познанию окружающей действительности, развитию мышления,

коммуникативных способностей;

Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна; снимается

утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные

виды деятельности, повышается познавательный интерес;

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога.

Осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает

основным принципом построения содержания и приводит к такому важному

познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины

мира. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний.

Методики интегрированных занятий в ДОУ

Самое важное на интегрированных занятиях в ДОУ - единство целей, понимание

приемов, методов, задач, которые определяют гармоническое развитие личности ребенка,

другими словами, способность "вползать", "входить" в педагогический процесс, без

создания стрессов для детей, буквально физически снижаясь до уровня их глаз и

ориентируясь, в организации своей работы, на их правополушарные особенности.

Принципиально важным моментом в организации интегрированных занятий в ДОУ

будет являться активизация всех психических процессов, которые обеспечивают успешное

осуществление всей художественно-творческой деятельности ребенка. Всякая систем

интегрированных занятий должна базироваться на единых методиках обучения. Кроме

традиционных методов занятий в ДОУ должны применяться методики, способствующие

развитию осознанности восприятия, улучшению эмоциональной отзывчивости на музыку,

развивать воображение, творчество ребенка.

К таким методикам интегрированных занятий в ДОУ относятся:

1. Метод одномоментности - основан на одновременном восприятии произведений

различных видов искусства. Способствует наиболее полному усвоению информации, и

обеспечивает самостоятельный творческий поиск ребенка.

2. Метод контрастности - основан на противоречии эмоционально-образного настроя

разных произведений искусств. Способствует обострению остроты ощущений ребенком и

облегчает сопряжение произведений искусства с внутренним миром ребенка.

3. Метод “подмастерия” - позволят рассмотреть педагогический процесс занятий в ДОУ не

как воздействие, а как взаимопонимание ребенка и взрослого в едином творческом

процессе. Способствует переходу педагога с позиции назидания в позицию сотворчества и

сотрудничества.

Проведение интегрированных занятий в ДОУ

При проведении интегрированных занятий в ДОУ необходимо учитывать следующие

моменты:

Организационный - необходимо создать условия, которые обеспечат наилучший

эмоциональный настрой ребенка на занятие.

Информационно-чувственный - необходимо актуализировать процессы восприятия, и

оптимизировать условия получения ребенком необходимой информации на

чувствительном уровне.

Проблемно-мотивационный - необходимо стимулировать активность ребенка за счет

ограниченного включения проблемной ситуации в ходе занятий таким образом, чтобы

ребенок воспринял ее как личную.

Деятельностная основа интегрированных занятий в ДОУ будет обеспечивать и

развивающий эффект и создавать благоприятные условия для анализа художественных

образов и их дальнейшего воссоздания в иных видах деятельности: в пантомиме,

словесности, музыкально-ритмических движениях и т.д. При этом, этот вид обучения

будет сильно отличаться от иных форм обучения тем, что в это время ребенок не будет

накапливать знания, а наоборот, отдавать их, при всем при этом, обретая уникальный опыт

творческой самореализации.

Цели и задачи интегрированных занятий

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в

целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об

окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих

способностей (музыкальных, сценических, литературных, изобразительной

деятельности).

Основными задачами занятий являются:

-формирование эстетического восприятия окружающего мира;

приобщение к миру искусства;

-воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать,

увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в

произведениях искусства;

-развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной

деятельности.

Представим более подробно, какие виды искусства и художественной деятельности можно

синтезировать в одном занятии.

Синтез искусств и художественной деятельности в занятии

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре, развитие у них способности

эмоционально воспринимать мелодию возможно на основе интеграции музыки и

музыкальной деятельности. Для этого педагог рассказывает детям о различных

музыкальных жанрах, развивает у них желание слушать музыку. Ведь в процессе

слушания мелодий у дошкольников формируется умение определять ее настроение,

характер и использованные средства выразительности. Одной из основных задач является

развитие умения передавать в интонации, творческом движении настроение музыкального

образа. Наряду с этим педагог развивает музыкальные и творческие способности,

поддерживает желание воспитанников отражать настроение музыкального произведения в

рисунке.

Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у

детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических

действий, а также представлений об особенностях различных видов театра. Для этого

важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию,

мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы

заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций,

костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую

организации самостоятельной театрализованной деятельности.

Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования

у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует

приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас

художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и

выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной

литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные

представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном

занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них

эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо

формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной

выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в

продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном

труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Требования к структуре интегрированных занятий

• Четкость, компактность, сжатость учебного материала.

• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на

каждом занятии.

• Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на

каждом этапе занятия.

• Большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии.

• Систематичность и доступность изложения материала.

• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура занятия

1.Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к

поиску ее решения

2.Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного

вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность,

Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3.Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические

игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее

усвоенной.

Преимущества интегрированных занятий:

• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного

интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких

сторон;

• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию

умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение,

перегрузку;

• углубляют представление о понятии, закономерностях связанных с понятием, расширяют

кругозор;

• основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или

углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

• эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи,

литературы, пластики движения и др.

Закономерности интегрированного занятия:

• все занятие подчинено авторскому замыслу;

• занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;

• этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;

• отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;

• цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только

структурную, но и смысловую связанность.

Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать занятие как научно – деловое

построение, в котором важны:

• комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;

• соотношение изученного и изучаемого;

• соединение отдельных зачетов в один общий.

Трудности проведения интегрированного занятия

• Сложность отбора учебного материала.

• Подробное структурирование занятия.

• Проблема личной совместимости педагогов.

• Общий подход к оценке знаний и умений детей.

• Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть

различной. Однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный

поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.

МБДОУ№139

Конспект

интегрированного занятия

«Волшебный мир осени»

Подготовительная группа

г. Пенза

Цель:

Обобщить представления детей о признаках осени используя разные виды

образовательной деятельности ( музыку, художественное творчество, познание, чтение

художественной литературы.)

Задачи:

Образовательные

закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года

совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении

стихотворений.

закреплять практические навыки выразительного исполнения песен.

Развивающие:

способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

развивать умение видеть красоту созданного изображения.

развивать чувство ритма ,вокально-хоровые навыки.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

воспитывать самостоятельность, расширять кругозор

воспитывать доброжелательность , готовность выручить сверстника.

Вводная часть:

( дети заходят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель, держа в

руках красивую коробку)

Музыкальный руководитель: Доброе утро ребята! ( ответ детей) А доброе оно потому,

что мы вновь встретились с вами в музыкальной гостиной. И вы наверное уже догадались

какое время года у нас в гостях ( ответ детей). Правильно ребята – это осень. И сегодня я

приглашаю вас в волшебный мир осенних звуков, красок и стихов.

Тихо, тихо встанем рядом,

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

В разноцветном расписном!

…. Слышите?

( в грамзаписи звучат звуки дождя)

Музыкальный руководитель: Ой, ребята, кажется, пошел дождь , где же мой зонтик?

(достает и открывает зонтик, пряча под ним детей, а в это время коробку убирают)

Вот и закончился дождик. Вдаль бегут лесные тропки

Тают в дымке голубой

Это музыка торопит

И зовет нас за собой …..

( музыкальный руководитель оглядывается, ищет свою коробку)

А где же моя коробочка? Вы не видели? Куда же она подевалась? (ответы детей) В этой

коробочке у меня лежали звуки, краски и стихи осени, что же мы будем делать? Где же мы

теперь будем их искать?

( ответ детей)

Музыкальный руководитель: Правильно ребята за стихами мы пойдем к поэту, звуки

найдем у композитора, а краски нам подарит художник. Ну что ж в путь. По местам!!!

Основная часть:

игра «Мы - шофёры» (Авт. А.Е. Алябьева)

Едем, едем на машине, («Держат руль», поворачивая слегка вправо - влево)

Нажимаем на педаль, (Носок правой ноги приподнять вверх и прижать к полу)

Газ включаем, выключаем, (Выставить правую руку, сжатую в кулачок, вперёд, вернуть в

исходное положение)

Смотрим пристально мы вдаль, (Правая рука «козырьком»)

Дворники стирают капли, (Руки, согнутые в локтях поднять кверху)

Вправо, влево - чистота, (Покачать вправо - влево - вправо)

Волосы ерошит ветер, (Приподнять волосы)

Мы шофёры - хоть куда!(Большие пальцы кистей 2-й поднять кверху)

Музыкальный руководитель :

Мы в волшебный лес попали,

Мы тут раньше не бывали,

Полон звуков этот лес,

Очень много здесь чудес…

Смотрите какие вокруг красивые деревья, и пенечки и грибочки , а листьев сколько!!!

( дети создают композицию)

Ребята, а какую осень мы с вами знаем?

Дети.Раннюю, золотую и позднюю.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте мы с вами прочтем стихи о том, какая

бывает осень.

Стихи:

«Приметы осени» Т. Шорыгина

«Дождик на дворе» А.Веденин

«Уж небо осенью дышало» А.С. Пушкин,

Музыкальный руководитель: Ребята, какой поэт написал это стихотворение?

( ответ детей)

Как поэты красиво рассказали нам о осени . Ребята, а хотите, я вам расскажу историю,

которая случилась с маленьким ветерком.

Дети. Да!

«Пластический импровизационный этюд с осенними листьями»

«Осенняя песнь» П.И. Чайковский

Музыкальный руководитель. Однажды Ветерок почувствовал приближение холодов и

решил улететь в теплые края. Путь туда лежал через лес , в котором жили его друзья –

листочки. (МУЗЫКА) Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежал необыкновенной

красоты ковер из разноцветных листьев. Ветерок опустился вниз и начал играть с

листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал в воздух, кружил в осеннем

прощальном танце, собирал в букеты, разбрасывал в разные стороны, а потом опять

кружил, кружил. Но вот Ветерок последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки

тихо опустились на землю, стараясь улечься так, чтобы получился яркий, красивый ковер.

Дети бегают врассыпную по залу, останавливаются, поднимают листья, далее дети

импровизируют в соответствии с текстом. В конце этюда дети останавливаются в кругу,

оставляя листья на ковре.

Музыкальный руководитель: Ребята, пора нам дальше в путь, только кажется, мы

заблудились! Вижу, вдалеке волшебный домик заглянем туда?

( дети садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель: Посмотрите, у кого мы оказались в гостях?

( музыкальный руководитель обращает внимание на портрет Антонио Вивальди)

( ответ детей)

Музыкальный руководитель. Да, действительно, мы сегодня оказались с вами у

итальянского композитора Антонио Вивальди. Сейчас мы с вами послушаем отрывок

музыкального произведения итальянского композитора Антонио Вивальди «Осень» из

цикла «Времена года».

Дети слушают муз. отрывок из концерта №3 А.Вивальди "L'autunno" (Осень) II – Adagio

molto(«Времена года»).

Музыкальный руководитель. Подумайте и скажите, какое настроение у этого

музыкального произведения?

Дети.Грустное, печальное, жалобное, серое, плачущее.

Музыкальный руководитель. Да, в этой пьесе выражено тоскливое, подавленное,

печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы.

Музыка звучит монотонно, жалобно. А про эту музыку можно сказать сумрачная?

Дети.Да.

Музыкальный руководитель: Ребята, если мы с вами послушаем слова Сентябрь,

Октябрь, Ноябрь, то первые звуки этих слов образуют слово( СОН) Правильно ребята

потому, что природа засыпает.

Музыкальный руководитель: Кто же в домике живет? Может это язычок?

Артикуляционная гимнастика:

Зарядка для язычка:

Влево, вправо проткнуть язычком левую щеку, затем правую

Раз , два еще раз левую, еще раз правую щеку

Вверх, вниз проткнуть язычком верхнюю губу, затем нижнюю

Язычок, не ленись! еще раз верхнюю губу ,еще раз нижнюю губу,

Губы просыпайтесь! «вибрато» губами

Ротик, открывайся! широко открыть рот

Язычок, покажись высовывать язык вперед и убирать назад

И зубов не страшись! покусывая всю поверхность языка,

А зубы-то, а зубы

Кусают даже губы покусать нижнюю губу по всей поверхности

Кусаются, кусаются покусать верхнюю губу по всей поверхности

И не унимаются

А губы то хохочут в улыбке открыть верхние зубы

То сильно обижаются, вывернуть нижнюю губу придав лицу

обиженное выражение,

То весело хохочут в улыбке открыть верхние зубы

То снова обижаются. Вывернуть нижнюю губу

Зубам надоело кусать-

Стали язык жевать. Пожевать язык боковыми зубами

Язычок – не лист капустный

И совсем, совсем невкусный!

Зубки, зубки успокойтесь,

Хорошенечко умойтесь, провести языком между верхней губой и зубами

Не сердитесь, не кусайтесь провести язычком между нижней губой зубами

А вместе с нами улыбайтесь! Улыбнуться.

2. Распевка:

Игра «Осень, холодно» - ( музыкальный руководитель предлагает детям погулять по

лесенке с песенкой)

Игра « Тучка – сердючка» - (музыкальный руководитель предлагает детям показать, как

может петь тучка (грустно, весело, удивленно, сердито)

3. Ритмодикламация:

Игра « Сильный дождь» - (фразу «кап-кап-кап» произносит сначала один ребенок , затем

два , три и так далее так постепенно включаются все дети и происходит нарастание

звука.)

4. Песня « Вредный дождик» ( музыка и слова Л. Лугарева )

- узнай песню по мелодии

- ритмические помощники

- спрячь песенку

Песня «Мой щенок» индивидуальное исполнение

Песня « Осень» А. Арутюнов –

исполнение песни подгруппой детей ( девочки)

5.Гимнастика для глаз.

«Осенний лес»

Вот стоит осенний лес! Смотрят вперед

В нем много сказочных чудес Не поворачивая головы,

выполняют круговые движения глазами

Слева сосны, справа дуб Не поворачивая головы, смотрят влево, вправо

Дятел сверху, тук да тук Выполняют движения глазами вверх- вниз

Глазки ты закрой открой Закрывают и открывают глаза

И скорей беги домой Быстрое моргание глазами.

Заключительная часть:

Музыкальный руководитель: Ой, ребята смотрите, кого я вижу? Это

художник, пойдемте, поздороваемся с ним.

( дети вместе в музыкальным руководителем подходят к художнику и здороваются

разными способами (песенкой, весело, хитро и т. д.)

Музыкальный руководитель: Смотрите ребята, наш художник, кажется грустный, нет,

нет внимательно посмотрю – он задумчивый. О чём задумался наш художник?

Художник: Думаю, я, какими красками в этом году осень раскрасить. Хочется мне и

желтыми и оранжевыми и красными. А может добавить немного серебра. А как вы

думаете ребята можно ли разделить осень по цветам?( ответ детей)

Дети. Ранняя осень – это зеленый и немного желтого цвета. Золотая – желтый, красный,

оранжевый и немного

зеленого, а поздняя – белый или серебристый.

Художник: Только боюсь я ребята ,что не успею я раскрасить осень.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поможем художнику осень раскрасить!

(ответ детей) Только мы просим тебя поиграть с нами сначала в нашу любимую игру «

Кто скорее?».

Художник: С большим удовольствием!!!

Игра « Кто скорее?» муз. Шварца

Музыкальный руководитель : Художник, кисточка у тебя одна ,как же мы будем тебе

помогать ?

Художник: Не волнуйтесь , у меня есть много волшебных кисточек.

( дети проходят за столы и приступают к рисованию нетрадиционным способом

картины осени, в это время в зале звучит отрывок концерта №3 А.Вивальди "L'autunno"

Осень 1 часть («Времена года»).

Музыкальный руководитель: Какая красивая получается осень, какие разные цвета, как

красиво!!!

(Выполненные работы взрослые располагают на центральной стене зала)

Художник: Какой молодец, как ты назовешь свою картину? (ответы детей)

Музыкальный руководитель: Ой, ребята смотрите, смотрите , нашлась моя коробочка!

Вот так чудеса!!!

( дети подходят к музыкальному руководителю). Сегодня мы с вами побывали в

волшебном мире осенних звуков,

красок и стихов. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, станет знаменитым

композитором, поэтом или

художником. А помогут ему в этом наши встречи в музыкальной гостиной. Давайте

посмотрим, что в коробочке!

(В грамзаписи звучит песня «Где водятся волшебники», музыкальный

руководитель открывает коробочку, а там угощение для детей).



В раздел образования