Напоминание

Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр


Автор: Салем Алла Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №68
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: отчет по самообразованию
Тема: Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




Отчет по самообразованию на тему

«Формирование у детей дошкольного возраста

элементарных математических представлений

посредством дидактических игр».

Подготовила воспитатель первой категории

МБДОУ №68

Салем Алла Александровна

Без игры нет, и не может быть полноценного развития.

Игра- это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности.

В.А.Сухомлинский.

Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес

к математическим категориям: количество, форма, время,

пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах

и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с

другом, способствуют формированию понятий.

Элементарные математические представления складываются у детей

рано.

Уже к четырем годам у дошкольников есть элементарные

математические представления, которые необходимо обобщать и

систематизировать.

Дидактическая игра ценна только в том случае, если она содействует

лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и

формированию знаний детей. Таким образом, дидактическая игра –

это целенаправленная творческая деятельность, в

процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают и явления

окружающей действительности и познают мир.

Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь

интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста.

Применение дидактических игр повышает эффективность

педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию

памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на

умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в

процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр

перешла в радость учения.

При использовании дидактических игр широко применяются

различные предметы и наглядный материал, который способствует тому,

что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Все дидактические игры я разделила на группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами.

Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей

математике.

«Сосчитай себя».

- Назвать части своего тела, которых по одной (например: голова, нос, рот,

язык)

Назвать парные органы тела (2 уха, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги)

- Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и

ног)

Предлагаю детям зажечь столько “звезд на небе”, сколько изображено

фигур на числовой карточке.

Тоже самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в

бубен или мяча об пол, сделанных взрослым или самими детьми.

« Ленточки»

Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор

карандашей.

- Самую длинную "ленточку" закрасить синим карандашом, "ленточку"

покороче закрасить красным карандашом и т.д.

- Уравнять все "ленточки" по длине.

«Разложи карандаши»

На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или

убывания.

«Разложи коврики»

Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.

Методы исследования представлений о геометрических фигурах.

«Какой формы»?

Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.

- Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а

ребёнок карточку с геометрической формой, соответствующей форме

названного предмета.

- Взрослый называет предмет, а ребёнок словесно определяет его форму.

Например, косынка-треугольник, яйцо - овал и т.д. Предлагала детям

узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата,

прямоугольника. Например, какую геометрическую фигуру напоминает

дно тарелки? Лист бумаги?

«Много- мало»

Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше»,

«меньше», «поровну».

Так же предложила детям игры сделанные своими руками:

«Подбери большие и маленькие предметы» (Дети сравнивают по

величине и подбирают карточки с изображением разных предметов).

«Помоги бабушке сварить компот» (дети подбирают фрукты по цвету).

«Найдем для каждой бабочки свой цветок» ( дети подбирают по цвету, по

количеству).

При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с

математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и

сделать его эмоционально насыщенным. В развитии мелкой моторики я

использовала пальчиковую гимнастику во время физминутки,

одновременно закрепляя пространственные знания – левая, правая руки,

вверху, внизу.

В течении года проводила индивидуальные консультации и беседы по

запросам родителей. Так же провела консультации на тему « Роль

дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

«Как организовать игры детей дома с использованием дидактических игр».

Анализ моей работы показал положительные результаты в

формировании у детей элементарных математических представлений

посредством дидактических игр. В дальнейшем планирую

продолжить работу по этой теме.



В раздел образования