Автор: Салем Алла Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №68
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: отчет по самообразованию
Тема: Формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр
Раздел: дошкольное образование
Отчет по самообразованию на тему
«Формирование у детей дошкольного возраста
элементарных математических представлений
посредством дидактических игр».
Подготовила воспитатель первой категории
МБДОУ №68
Салем Алла Александровна
Без игры нет, и не может быть полноценного развития.
Игра- это огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается живительный
поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности.
В.А.Сухомлинский.
Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес
к математическим категориям: количество, форма, время,
пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах
и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с
другом, способствуют формированию понятий.
Элементарные математические представления складываются у детей
рано.
Уже к четырем годам у дошкольников есть элементарные
математические представления, которые необходимо обобщать и
систематизировать.
Дидактическая игра ценна только в том случае, если она содействует
лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и
формированию знаний детей. Таким образом, дидактическая игра –
это целенаправленная творческая деятельность, в
процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают и явления
окружающей действительности и познают мир.
Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь
интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста.
Применение дидактических игр повышает эффективность
педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию
памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на
умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в
процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр
перешла в радость учения.
При использовании дидактических игр широко применяются
различные предметы и наглядный материал, который способствует тому,
что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.
Все дидактические игры я разделила на группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировку в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами.
Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу, обучая детей
математике.
«Сосчитай себя».
- Назвать части своего тела, которых по одной (например: голова, нос, рот,
язык)
Назвать парные органы тела (2 уха, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги)
- Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и
ног)
Предлагаю детям зажечь столько “звезд на небе”, сколько изображено
фигур на числовой карточке.
Тоже самое. Выполнять, ориентируясь по слуху на количество ударов в
бубен или мяча об пол, сделанных взрослым или самими детьми.
« Ленточки»
Игровой материал: полоски бумаги разной длины- модели лент. Набор
карандашей.
- Самую длинную "ленточку" закрасить синим карандашом, "ленточку"
покороче закрасить красным карандашом и т.д.
- Уравнять все "ленточки" по длине.
«Разложи карандаши»
На ощупь разложить карандаши разной длины в порядке возрастания или
убывания.
«Разложи коврики»
Разложить "коврики" в возрастающем и убывающем порядке по ширине.
Методы исследования представлений о геометрических фигурах.
«Какой формы»?
Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.
- Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а
ребёнок карточку с геометрической формой, соответствующей форме
названного предмета.
- Взрослый называет предмет, а ребёнок словесно определяет его форму.
Например, косынка-треугольник, яйцо - овал и т.д. Предлагала детям
узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата,
прямоугольника. Например, какую геометрическую фигуру напоминает
дно тарелки? Лист бумаги?
«Много- мало»
Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше»,
«меньше», «поровну».
Так же предложила детям игры сделанные своими руками:
«Подбери большие и маленькие предметы» (Дети сравнивают по
величине и подбирают карточки с изображением разных предметов).
«Помоги бабушке сварить компот» (дети подбирают фрукты по цвету).
«Найдем для каждой бабочки свой цветок» ( дети подбирают по цвету, по
количеству).
При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с
математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и
сделать его эмоционально насыщенным. В развитии мелкой моторики я
использовала пальчиковую гимнастику во время физминутки,
одновременно закрепляя пространственные знания – левая, правая руки,
вверху, внизу.
В течении года проводила индивидуальные консультации и беседы по
запросам родителей. Так же провела консультации на тему « Роль
дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».
«Как организовать игры детей дома с использованием дидактических игр».
Анализ моей работы показал положительные результаты в
формировании у детей элементарных математических представлений
посредством дидактических игр. В дальнейшем планирую
продолжить работу по этой теме.