Автор: Макевнина Наталья Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ "Сказка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Лабытнанги
Наименование материала: Описание опыта работы
Тема: «Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с живописью»
Раздел: дополнительное образование
«Нравственно – эстетическое воспитание
детей дошкольного возраста через
ознакомление с живописью»
(описание опыта работы)
Макевнина Наталья Александровна
педагог дополнительного образования
2
ПОСТАНОВКА ПОБЛЕМЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от
тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова
его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.
Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную
роль
в
формировании
культуры
человека
играет
эстетическое
воспитание.
Культура включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и
образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования
творческой
личности,
способной
воспринимать,
чувствовать,
оценивать
прекрасное и создавать художественные ценности. Дети в дошкольном возрасте
способны
реагировать
на
красивое
в
окружающей
их
обстановке,
музыку,
поэзию,
предметы
изобразительного
искусства,
природу:
сами
стремятся
рисовать,
лепить,
петь,
сочинять
стихи.
Эти
наблюдения
за
детьми
дают
основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже
применительно к детям дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка.
Оно
способствует
обогащению
чувственного
опыта,
эмоциональной
сферы
личности, влияет на познание нравственной стороны действительности.
Результатом
эстетического
воспитания
–
является
эстетическое
развитие.
Составляющей
этого
процесса
становится
художественное
образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков,
развития способностей к художественному творчеству.
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития
творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в
жизнь
детей
и
в
педагогический
процесс,
включать
разнообразные
виды
художественной деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить
и наиболее полно реализовать себя и свою творческую активность.
Для решения нашей проблемы особо важное значение приобретают
положения,
разработанные
в
исследованиях
ученых
–
психологов
Л.С.Выготского,
Н.Н.Волкова,
Е.И.
Игнатьева,
Б.М.
Теплова
и
других
о
психологической
природе
детского
творчества,
его
развития
средствами
искусства.
Проблема
детского
творчества
остается актуальной на протяжении
длительного
времени.
Развитию
творческих
качеств
у
детей
в
процессе
общения с искусством большое
внимание
уделяли известные педагоги,
деятели культуры.
Роль детского сада – создание условий для формирования
гармоничной,
душевно
богатой,
физически
здоровой,
эстетически
развитой
личности,
обладающей
эстетическим
сознанием,
задатками
художественной
культуры,
творческими
способностями
к
индивидуальному
самовыражению
через различные формы творческой деятельности.
3
Материально- техническое оснащение дошкольного учреждения МДОУ
«Сказка», не только дает возможность в полной мере развивать эстетические
чувства детей в соответствии с требованиями образовательной программы, но и
проводить
встречи- занятия в картинной галерее основанной в 1993 году и
действующей вот уже 15 лет. Ее очень любят дети, а родители не только бывают
на
экскурсиях,
но
и
активно
включаются
в
совместную
творческую
деятельность. Посещают картинную галерею не только наши воспитанники, на
экскурсию приходят дети из других дошкольных образовательных учреждений
города, учащиеся МОУ МУК.
Приобретены
произведения
изобразительного
искусства;
предметы
народно
декоративно-
прикладного
искусства;
портреты
художников,
фотографии и иллюстрации, произведения графики и живописи (репродукции
картин и подлинные произведения искусства).
Сегодня мы можем сказать, что такая не совсем обычная для детского
сада форма работы помогает
успешно
решать
ряд воспитательно
-
образовательных задач:
Дать детям знания о живописи, ее значении и роли в жизни
людей, о творчестве художников и их произведениях
Развивать
связную,
образную
речь
детей,
обогащая
эпитетами, метафорами, образными сравнениями.
Во спитывать
эстетиче ский
вкус,
э м о ц и о н а л ь н о е
воспроизведение действительности.
Идея создания картинной галереи возникла по нескольким причинам.
Во – первых, мы живем на Севере, поэтому экскурсию в музей или
картинную галерею организовать довольно сложно, да и выставки
там не
рассчитаны на дошкольников, они организуются без учета возраста.
Во – вторых программа «Детство», по которой работает наш детский
сад,
предлагает
использование
интегрированных
форм
работы
с
детьми,
а
наличие картинной галереи позволяет полнее решить эту задачу.
Кроме того, в условиях большого детского сада (12 возрастных групп)
картинная галерея может стать небольшим центром культурно – эстетического
развития ребенка. Наличие картинной галереи позволяет активно привлекать
родителей
к совместной деятельности с детьми (участие
в
развлечениях,
викторинах, выставках),
что способствует укреплению семьи, просвещению
родителей.
Эстетическое
воспитание
–
неотъемлемая
часть
образовательной
программы ДОУ «Сказка», приоритетными направлениями которого являются:
нравственно – эстетическое развитие ребенка;
физическое развитие
Так в чем же новизна моей работы?
В основе инновационной работы
– глубокое убеждение в том, что
ребенок должен быть с раннего детства погружен в мир красоты и добра,
окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим.
4
Тогда культура естественным образом формирует сознание ребенка, как
бы «прорастает» в нем и становится потребностью. И в школьном возрасте
посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в
атмосфере творчества.
Направления инновационной работы:
Привлечение
к
сотрудничеству
учреждений
культуры:
музея,
детской
художественной
школы,
центр
детского
творчества.
Укрепления связей с объектами социокультурного назначения.
Разработка
тематики
и
содержания
выставок
и
экскурсий
для
различных возрастных групп.
Использование
нововведений
в
организации
воспитательно
–
образовательного
процесса
(различные
виды
занятий
–
интегрированные, комплексные, занятия – путешествия и др.)
И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, знакомое
каждому
ребенку,
необходимо
с
детства
развивать
эту
способность
фантазировать, открывать, познавать окружающий мир, эти качества пригодятся
ему в любой деятельности.
В дошкольной педагогике учеными Е.А.Флериной, Н.П.Сокулиной,
Н.А.Ветлугиной,
Т.С.Комаровой
и
др,
разработана
теория
эстетического
воспитания.
Особое
внимание
авторы
уделяли
развитию
умению
видеть
и
чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное;
воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного. Также
вопросы
восприятия
детьми
художественных
произведений
рассматривались
А.В.Запорожцем, Т.А. Репиной и др, иллюстраций - В.А.Езикеевой.
В "Типовой программе воспитания и обучения в д/с"
введен раздел
"Изобразительная
деятельность".
Знакомству
детей
с
произведениями
изобразительного
искусства
в
детском
саду,
их
эмоциональному
и
художественному развитию придается огромное значение. Ведь очень важно
научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений и как по -
разному их отображают в своем творчестве художники. Каждый показывает их
необычность, привлекает внимание к тому, что он любит, что ему нравится или
он огорчен, показывает свое отношение к изображаемому.
В
следующих
программах
"Радуга",
"Детство"
и
др,
мы
видим
продолжение
решения
этой
задачи:
для
более
серьезных
занятий
с
детьми
выделены
новые
виды
изобразительного
искусства,
новые
произведения,
художники, предложены новые подходы к решению данной проблемы.
Проанализировав
программы
дошкольного
воспитания
«Радуга»,
«Детство», пособие Р.М. Чумичевой «Дошкольникам о живописи», где автор
предлагает оригинальную систему методов и приемов ознакомления детей с
живописью,
Н.А.
Курочкиной
«Знакомим
с
пейзажной
живописью»,
В.В.
Курчевского « А что там за окном?», и, изучив требования
к разработке и
созданию учебных программ и систематизировав этот материал, я составила
свою
программу
по
ознакомлению
детей
с
живописью
«Путешествие
в
прекрасное».
5
Программа «Путешествие в прекрасное» основана на синтезе искусств,
где доминирующая роль отводится живописи, некоторые занятия объединяют
изобразительную и музыкальную деятельность, развитие речи и ознакомление с
окружающим миром.
Цель программы:
Развивать у детей личностные представления о красоте в произведениях
искусства и в окружающей жизни.
Задачи программы, через решение которых реализуется цель:
Задачи:
Развивать
художественное
восприятие
произведений
искусства,
учить эмоционально откликаться на воздействие художественного
образа, понимать содержание произведений.
Познакомить детей с различными видами искусства:
- народно – декоративно прикладное искусство;
- живопись;
- графика;
-скульптура;
- архитектура.
Учить детей понимать средства выразительности в произведениях
искусства.
Формировать умение высказывать свое отношение к произведениям
искусства.
Развивать
мыслительную
деятельность:
умение
сравнивать,
анализировать, обобщать.
Развивать
речь
детей,
умение
отвечать
на
вопросы
взрослого
развернутым ответом, способность самостоятельного суждения об
искусстве.
Ра зв иват ь
с вя зную
об ра зную
реч ь
д е т е й,
и с п о л ь з у я
художественные специальные термины.
Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
Для того, чтобы решить поставленные задачи программы, необходимо
комплексное
воздействие
при
приоритетном
использовании
средств
изобразительного
искусства
и
подключение
к
самостоятельной
детской
изобразительной
деятельности
таких
смежных
видов
искусств,
как
художественное
слово,
музыка,
умение
слушать,
видеть,
чувствовать
и
сопереживать
различным
эмоциональным
состояниям,
переданным
в
произведениях искусств.
Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведения
искусства
(музыкальное,
изобразительное,
литература),
ребенок
испытывает
положительные
эмоции,
на
основе
которых
формируются
образные
представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление
передать воспринятую красоту в рисунках.
6
Выработанная мной система занятий позволяет формировать систему
умений
и
навыков,
необходимые
детям
для
осуществления
творческого
процесса в различных видах художественной деятельности:
изобразительной (работа с гуашью, акварелью, восковыми мелками и
др.);
декоративной
(создание
и
украшение
предметов
декоративно-
прикладного значения или их эскизов);
музыкальной (поочередное включение
произведений в восприятие
ребенка, когда музыкальное произведение "дополняет" живописное,
или наоборот); одновременное включение живописных и музыкальных
произведений (музыкальное и художественное слово) обеспечивающее
восприятие живописного произведения на фоне музыки и наоборот;
художественно- речевой (учим воспринимать на слух произведения
разных жанров, чувствовать стихотворный ритм, авторское отношение
к
тому,
о
чем
рассказывает
в
своем
произведении,
передает
настроение героев, состояние природы).
Подводя итог, можно сказать: методика работы строится так, чтобы
средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у
ребенка
самостоятельность,
инициативность,
творческую
активность;
способствовать
снижению
напряженности,
скованности.
А
полученные
ребенком
знания,
умения
и
навыки
являются
не
целью,
а
средством
приобщения
его
к
мировой
и
национальной
культуре
и
собственному
художественному творчеству.
Работая с программами для себя, я определила последовательность
ознакомления
с
видами
и
жанрами
изобразительного
искусства,
средствами
выразительности.
Разделила на блоки:
1
блок-
знакомство
детей
с
цветом
-
цвет
как
средство
искусства:
продолжение знакомства с разнообразными оттенками цвета. Светлое и темное
в цвете (как восприятие цветового колорита). Практические задания на создание
цветового пространства на листе.
2 блок- знакомство детей с народной игрушкой, бытом и традициями
русского народа; воспитание любви и уважения к культуре своего народа.
3 блок- живопись включает в себя жанры: натюрморт, пейзаж, портрет,
которые
бывают
-
бытовые,
исторические,
анималистические
(изображение
животного мира), сказочные и др.
4 блок - графика вид изобразительного искусства, составляющей которой
является изображение, рисунок, выполненные художником на бумаге, картоне
карандашом, пером, углем, пастелью, кистью.
5 блок- скульптура - один из видов изобразительного искусства, передает
богатство
и
многогранность
человеческого
образа,
с
его
пропорциями,
пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.
6 блок- архитектура (строить, возводить)- искусство создавать здания,
сооружения по законам красоты.
7
Для того, чтобы подвести детей к ознакомлению с живописью,
первоначальным этапом в моей работе является введение детей в мир цветовой
гаммы. Ведь цвет является главным средством выразительности в живописи и
используется не
только как изобразительное средство, но и
выразительное.
Используя цвет как средство изобразительное, мы с детьми передаем предметы,
объем, материал, пространство, состояние освещенности, одновременно ими
воспринимается цвет как выразительное средство, его сочетания вызывают у нас
различные эмоции, пробуждают чувства, создают разные настроения: радостное,
грустное,
спокойное,
тревожное,
беспокойное.
Благодаря
цвету,
живописное
произведение
начинает
"звучать",
создается
впечатление,
будто
от
картины
исходят запахи, звуки. Знакомлю детей с основными и составными цветами
(умение различать контрастные цвета, теплые - холодные тона и использовать их
в своей деятельности),
с художественными материалами «Чем работают
художники?» (дети сравнивают гуашь и акварель), с инструментами художника
(палитра, холст, подрамник, кисть и др.) В своей работе я практикую занятия-
путешествия, тогда детьми материал усваивается более успешно: "Путешествие
в страну Рисовандию", "Сад короля Палитры", "В гостях у феи", "Посвящение в
художники".
Основываясь на полученных детьми знаниях о цвете,
продолжаю
знакомить
с
народным
декоративно-
прикладным
искусством,
бытом
и
традициями русского народа, воспитывать любовь и уважение к культуре своего
народа,
что
способствует
не
только
привитию
эстетического
вкуса,
но
и
развитию художественно творческих способностей, усвоению эталонов красоты,
развитию психических процессов.
Эту работу
начинаю с детьми средних
групп, а к подготовительной группе дети легко ориентируются и отличают виды
росписи
(хохломскую,
гжельскую,
дымковскую,
филимоновскую
и
др.)
На
интегрированных
занятиях
и
развлечениях
"В
городе
мастеров",
"Ярмарка,
ярмарка
широкая
ярмарка"
дети
показывают
высокие
результаты.
При
целенаправленных
занятиях
у
детей
изменяется
восприятие
красоты.
Дети
начинают понимать сочетание красок, линий, видеть ритмичность в картине.
Чем глубже и разнообразнее знания детей об окружающей их действительности,
тем сильнее чувства.
Дети
воспринимают
выразительные
средства
-
как
форма
передачи
содержания
произведения,
его
настроения.
Дети
легко
определяют
цвет
в
картине, так как он ярок, знаком им. Дети старшего возраста воспринимают
цвет, как средство для раскрытия основной мысли содержания картин. Дети
характеризуют картину, если она написана яркими красками, выделяют теплые
тона,
веселые,
рассказывают
о
своем
настроении,
чувствах,
эмоциях
(Б.Кустодиев "Масленица", И.Грабарь "Февральская лазурь").
Кроме
цвета
дети
легко
воспринимают
мимику
лица
в
портрете.
С
интересом
рассматривают
губы,
глаза,
брови
(У
Аленушки
глаза
грустные,
брови опущены, настроение печальное. И все здесь темное: лес, озеро, деревья.
В.Васнецов «Аленушка»).
Рассматривая жанр пейзаж, я использую музыкальный материал, что
позволяет детям определить настроение природы в картинах. Например, при
8
рассматривании картины И.Левитана "Березовая роща", слушаем пение птиц,
шум деревьев. Дети мысленно переносятся на лесную полянку и, затем, делятся
своими впечатлениями. Дети знают виды пейзажа - городской, лесной, горный,
сельский
и
др.
Восприятие
картин
сопровождаем
художественным
словом:
И.Левитан «Золотая осень», А.С.Пушкин «Унылая пора...»
Так
же
знакомлю
детей
с
жанром
изобразительного
искусства
–
натюрморт. Этот жанр отражает предметы быта, цветы в букете, орудия труда,
книги, посуду, т.е. все, что создано человеком и природой. В этом жанре дети
различают форму и цветовое сочетание
различных предметов, выражая свое
отношение к
ним. Знакомясь более
подробно с натюрмортом, дети по -
другому
начинают
относится
к
вещам,
предметам,
на
которые
раньше
не
обращали
внимания
и,
в
результате
этого
воспринимают
их
как
ценность
созданную руками человека и природой.
Дети выделяют композиционный
центр,
главный
предмет,
обозначенный
контрастом,
светотенью,
цветом,
расположением.
Обобщая полученные знания о каждом виде живописи, я использую
выставки картин, нарисованные детьми: "Осенний вернисаж", "Портрет моей
мамы", "Натюрморт".
Проблема развития речи детей всегда оставалась и остается актуальной
Поэтому,
приобщая
детей
к
живописи,
я
учитываю
особенности
развития связной речи ребенка, особое внимание уделяю смысловой стороне
речи.
Именно
яркие
зрительные
картины
развивают
эмоциональное
восприятие детей, способствую выражению их мысли. Дети учатся видеть в
картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в
последовательности, придумывать предшествующие и последующие события.
Таким
образом,
формируется
представление
о
художественном
образе
произведения, и на этой основе развивается умение высказываться связно и
образно на тему произведения живописи. Дети могут рассказывать о картине,
объяснять выбранный художником колорит, настроение автора и переданные
чувства,
соотнося
при
этом
картину
с
литературным
произведением,
что
способствует
сознательному
использованию
разнообразных
выразительных
средств, в связных высказываниях.
Одним из основных результатов
моей
работы явились достижения в
обогащении,
развитии
терминологического
словаря
детей:
он
пополнился
художественной специальной терминологией (картина написана, репродукция,
изображение,
эскиз,
экскурсовод
и
др.)
новыми
словами,
выражениями
и
активизацией в речи. Чтобы сформировать у детей эмоционально – личностное
отношение
к
картине,
которое
характеризовалось
бы
развернутостью,
эмоциональными
ассоциациями,
я
использую
методы
и
приемы,
усложняющиеся по мере
овладения умением «читать» картину, понимать ее
содержание
и
выразительные
средства.
Единство
приемов
и
методов,
используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у
дошкольников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений,
эмоциональности их отношений к содержанию живописи. «Ребенок по своей
природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед
9
ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках
-
в
сказке,
игре,
в
собственном
творчестве,
в
красоте»
-
так
говорил
В.Н.
Сухомлинский
.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЙ С ЖИВОПИСЬЮ
Метод
Содержание методов
Метод вызывания
адекватных реакций
Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей
определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные
состоянию изображенного образа. Необходимо
непосредственное, горячее участие эмоций.
Тактильно –
чувственный метод
Данный метод заключается в том, что в процессе
восприятия портрета воспитатель прикасается к
ребенку руками ( поглаживает, обнимает, ласкает,
удерживает и т.д.) повторяя движения рук на картине.
Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить
адекватное состояние изображенного образа,
почувствовать любовь к себе другого человека.
Метод оживления
детских эмоций с
помощью
литературных и
песенных образов
Выразительное чтение литературных произведений и ли
песен заставляет работать эмоциональную память
детей, что способствует оживлению у них ранее
пережитых эмоций в процессе восприятия портрета.
Метод музыкального
сопровождения
При восприятии детьми картины звучит музыка,
характер, настроение которой созвучно настроении,
картины, т. е. происходит воздействие на зрительный и
слуховой анализатор, что в свою очередь облегчает
процесс восприятия, делает его более глубоким,
утонченным.
Метод беседы,
рассказа
Используется в различных ситуациях по – разному: как
метод на фронтальных занятиях, как прием в различных
формах индивидуальной и групповой работы, особенно
с детьми застенчивыми, малоактивными, с низким
уровнем развития речи.
ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЖВИВОПИСЬЮ
Прием
Содержание приемов
Искусствоведческий
рассказ педагога
Выбор искусствоведческого рассказа как приема
ознакомления дошкольников с живописью обусловлен
содержанием и построением произведения, в котором
отражены в логической взаимосвязи его элементы. Дети
начинают адекватно отвечать на поставленные после
рассказа вопросы по содержанию картины и
приобретают навык монологической речи при ответе на
10
вопрос, о чем картина.
Прием «вхождения» в
картину
Применение этого приема при ознакомлении детей с
живописью целесообразно потому, что он тесно связан с
игрой, творческой фантазией, с установкой на
развернутое выразительное рассказывание.
Рассказ - образец
личностного
отношения педагога к
понравившейся
картине
В этом приеме важно отразить: кто написал картину и
как она называется, рассказать, о чем произведение,
какими красками написано, какое в нем настроение, что
особенно понравилось, какие возникают чувства, мысли
когда смотришь на эту картину.
Прием мысленного
«вхождения» в
картину
Дети с закрытыми глазами представляют, чтобы они
увидели или услышали, если бы вошли в картину.
Прием точных
установок
Используется если дети без подробного
предварительного анализа произведения в слух или без
искусствоведческого рассказа затрудняются сразу
ответить на вопрос, о чем картина.
Применение точных установок как приема
ознакомления детей с живописью позволяет научить их
логично рассуждать и открывает путь к
самостоятельному поиску ответа на поставленный
вопрос, учит рациональному восприятию живописи.
Прием
композиционных и
колористических
вариантов
Суть приемов заключается в том, что педагог словесно
или наглядно показывает, как меняются содержание
картины, чувства, настроение, выраженные в ней в
зависимости от изменения композиции или колорита в
картине.
Прием сравнения
Ознакомление с произведением живописи через
сравнение позволяет дошкольнику глубже вникнуть в
содержание ранее воспринятых произведений, по –
новому увидеть их. Повышает мыслительную
активность детей, способствует развитию
мыслительных действий: анализа, синтеза,
умозаключения.
Прием мысленного
создания собственной
картины по названию,
данному художником.
Этот прием интересен для ребенка тем, что как бы
ставит его в позицию «сотворчества» с художником.
Прием точных
установок
Воспитатель несколько усложняет вопросы, чтобы не
только учить детей излагать свои мысли в определенной
последовательности, но и формировать у них умение
мысленно создавать картину по законам живописи,
готовить их к самостоятельной творческой
изобразительной и словесной деятельности, а также
11
развивать такие мыслительные действия, как анализ,
синтез, сравнение, обобщение.
Игровые приемы
Игровые приемы сосредотачивают, внимание детей на
необходимой для восприятия части портрета,
активизировали мыслительную деятельность детей,
создавали интерес к произведению, формировали
положительное эмоциональное отношение к жанру
портрет.
Переходя к следующему блоку «Графика, я ставлю перед собой такие
задачи:
-
научить детей
содержание книги и узнавать персонажей, выделять
особенности их внешнего вида определять характер настроения;
- познакомить с творчеством художников иллюстраторов детской книги
(Ю.Васнецов, Е.Рачев, В.Лебедев и др.)
- учить выделять выразительные средства (цвет, композиция, украшение,
одежда, поза, движение, материал).
Большее
внимание
уделяю
книжной
графике,
например:
"Кто
и
как
создает
рисунки
в
книжках",
"Изобразительные
материалы,
которыми
пользуются художники иллюстраторы", "Играющие линии" и др.
При ознакомлении с архитектурой мы с детьми:
- сравниваем старинные и современные здания, находим их различия;
- учимся видеть облик своей улицы, города;
- видеть особенности зданий, их назначение форму зданий, окон, дверей,
балконов, их расположение и украшение, цветовое решение (магазины
- большие окна);
- знакомимся с парковой архитектурой: красота парка, деревьев, кустов,
фонарей;
-
учимся выделять сказочную архитектуру (избушки, терема, дворцы).
Знакомство происходит через экскурсии по городу, где рассматриваем
жилые
дома,
детские
сады,
школы,
магазины
-
определяем
характерные
особенности этих зданий, которые зависят от их назначения.
Также рассматриваем здания на иллюстрациях, репродукциях картин,
фотографиях, открытках – здесь учимся видеть
разнообразие архитектурных
строений.
Иллюстрации
в
книгах
с
изображением
сказочных
зданий
–
рассказывают о необычности форм этих зданий, их крыш, окон, украшений.
Определяем элементы сказочности с использованием художественного слова
(сказка, стихотворение), где дано описание теремов, домов, подбор образных
сравнений, например
Вот открыл царевич очи,
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой.
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
12
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Знакомя детей со скульптурой,
вызываю у них интерес к скульптуре,
эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к ней, как произведению
изобразительного
искусства.
Дети
различают
скульптуру
малой
формы
от
монументальной. Так же как в портрете, различают видеть образы животных и
человека
в
скульптуре,
характерные
признаки
внешнего
вида,
настроение,
понимание
содержания.
Видят
выразительные
средства,
образ,
созданный
скульптором. И чем старше дети, тем глубже они начинают понимать замысел
автора, видеть характер образа, его настроение (грустный, задумчивый, усталый,
веселый, хитрый, забавный).
Постепенно, решая задачи по ознакомлению со скульптурой, развиваю у
детей
потребность
в
прекрасном:
желание
самостоятельно
рассматривать,
анализировать, делать умозаключения.
При
непосредственном
изучении
жанровой
живописи
использую
множество
дидактических
игр,
которые
помогают
в
развитии
психических
процессов ребенка (воображения, мышления),
активизации и обогащении их
словарного запаса, развитии связной речи ребенка.
Например: - «Представьте на минутку, что картина ожила. Что вы
услышали?»
-
« Открой тайну, которую скрыл от нас художник»,
-
«Назови слова передающие настроение человека»,
-
«Когда это бывает»
Составляя
этюд
по
картине,
развиваю
воображение
ребенка,
умение
творчески мыслить, сопоставлять, ведь ему надо придумать свое название к
картине и изобразить действие в движении.
На занятиях, физминуткам отводится немаловажная роль, они помогают,
детям расслабится, отдохнуть, настроится на следующий этап работы. В своих
занятиях я использую разнообразные физминутки позволяющие развитию и
обогащению у детей словарного запаса. Детям паузы очень нравятся, так как
они проходят в игровой форме
Развивающая среда – важное условие для развития ознакомления
детей с живописью
Дошкольный
возраст
характеризуется
наглядно
–
действенным
и
наглядно – образным мышлением.
Поэтому, очень важно
в какой среде
развивается
ребенок.
Необходимо
создать
такую
атмосферу
в
картинной
галерее,
в
которой
каждый
ребенок
чувствовал
бы
себя
комфортно,
раскрепощено и мог высказать свое отношение к происходящему.
Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует не
только
создания
материальных
условий,
организации
изостудии,
подбор
репродукций,
но
и
создании
педагогом,
атмосферы
увлеченности,
заинтересованности
искусством,
душевного
контакта
между
взрослыми
и
детьми.
Для
эффективности
использования
программы
«Путешествие
в
прекрасное»,
необходимы
соответствующие
материалы
и
оборудование.
13
Программные выставки репродукций картин, а также подлинных произведений
живописи (пейзажи), стенды - выставки, для лучших работ по изодеятельности.
Иллюстрационный материал, соответствующую литературу.
Материалы для занятий:
Мольберты, иллюстрации по темам, игры, тематические конспекты занятий,
предметы народно - декоративного творчества,
муляжи для составления натюрмортов, образцы скульптуры, архитектуры в
буклетах.
Для практических работ пособия и материалы по изодеятельности: гуашь,
акварель, кисти, бумага и т.д.
Разнообразные формы работы по ознакомлению детей с живописью
Одна из форм ознакомления детей с живописью – занятия.
Разнообразные формы их проведения помогают повысить эффективность
занятий, развивают неподдельный интерес к учебной деятельности:
- тематические занятия,
- интегрированные занятия,
- занятия – встречи (посиделки),
- игра – путешествие,
- занятия – беседы,
- использование физминуток, дидактических игр,
- обсуждение литературных произведений
При выборе той или иной формы занятий учитывались психологические
особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста, уровень их
развития. Насыщение занятий занимательным материалом (загадки, стихи,
ребусы) способствовало развитию у детей внимания, любознательности,
логического мышления.
Одной из эффективных форм закрепления знаний детей является
развлечение. Мной были разработаны сценарии и проведены развлечения на
различные темы: «Праздник красок», «Посвящение в юные художники»,
«Именины галереи», «В городе мастеров», «Волшебный цветок», «Ярмарка,
ярмарка широкие ярмарка», «В гостях у Акварелькина» и др. В развлечениях
дети заняты различными видами деятельности: театральной, изобразительной,
музыкальной, интеллектуально – познавательной, игровой. Данные праздники
необходимы, т. к. позволяют закрепить не только полученные ранее знания, но и
получить новые, позволяют детям более полно раскрепостится, принять участие
в любимых видах деятельности, т.е. реализовать свои умственные и творческие
способности, проявить активность. Развлечение – это оптимальный вариант
соединения знаний, умений и навыков.
Современные развивающие технологии как средство повышения
эффективности обучения
Современные развивающие технологии помогают повысить
эффективность занятий. Такие типы развивающего обучения, как проблемное,
непрямое и опосредованное, помогают развитию у ребенка способности
рассуждать, делать выводы, самостоятельно решать поставленную задачу.
14
Активизации познавательных процессов способствуют все формы моей
работы. Выбирая ту или иную форму работы, я руководствуюсь высказыванием
Дистерверга:
«Плохой
учитель
преподносит
истину,
хороший
учит
ее
находить».
Для того чтобы ребенок не боялся ответить неправильно, чтобы он
эмоционально переживал успешность обучения, я на каждом занятии создаю
ситуацию успеха: «У тебя получится!» Авансирую успех, акцентируя внимание
на положительных чертах ребенка « Ты внимательный, догадливый». Все это
благотворно сказывается на качестве обучения.
Подводя итог, можно сказать: методика работы строится так, чтобы
средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у
ребенка
самостоятельность,
инициативность,
творческую
активность;
способствовать
снижению
напряженности,
скованности.
А
полученные
ребенком
знания,
умения
и
навыки
являются
не
целью,
а
средством
приобщения
его
к
мировой
и
национальной
культуре
и
собственному
художественному творчеству.
Для
того
чтобы
создать
единую
систему
ознакомления
детей
с
изоискусством, я тесно взаимодействую с педагогами ДОУ, которые должны
иметь минимум искусствоведческих знаний и в нужный момент побеседовать с
ребенком
и
закрепить
знания,
полученные
в
картинной
галерее.
Знакомлю
воспитателей с дидактическими играми по ознакомлению детей с живописью,
которые они могут использовать в своей работе с детьми.
Основной целью
моей работы с кадрами является:
1. Привитие интереса сотрудников к работе по эстетическому направлению
через:
-
конкурсы,
развлечения,
изготовление
атрибутов,
оформление
групп,
помещений, эстетику одежды, культуру отношений взрослых и детей.
2.Формирование потребности эстетики быта, речевой культуры.
3. Проведение просветительской работы по направлениям:
- встречи в гостиной искусств;
- школа этикета.
- семинары, мастер - классы
4. Изучение литературы по эстетическому воспитанию, искусству, живописи,
музыкальному развитию с целью самообразования и применения знаний на
практике.
Эффективность моей работы зависит и от заинтересованности родителей в
эстетическом
воспитании
детей.
Поэтому
оказываю
помощь
в
овладении
педагогическими
формами
и
методами
воспитания
эстетических
речевых,
художественных и творческих способностей. Для этого провожу:
1.Анкетирование
родителей
на
темы:
"Обучение
живописи"
"Формирование эстетической личности в условиях детского сада".
2.Дни открытых дверей
3. Выставки совместных работ детей и родителей.
4.Организацию совместных мероприятий с детьми.
15
5. Консультации, семинары на темы: "Речевое развитие детей", "Беседы о
творчестве
художников",
«Как
смотреть
картину»,
«О
чем
говорят
картины»,
«Как
организовать
музей»,
«Средства
выразительности
в
живописи». Форма – беседы, совещания, дискуссии.
6. Посещение тематических занятий, развлечений, праздников родителями.
7. Помощь родителей в работе по направлениям.
8. Творческие вечера.
В
результате
проводимой
работы
уровень
родительской
активности
повысился.
Взаимосвязь с инфраструктурой города
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Результатами моей работы являются: увеличение количества детей с высоким
уровнем
усвоения
программного
материала.
Дети
стали
эмоционально
откликаться
на
воздействие
художественного
образа,
понимать
содержание
произведений. Хорошо ориентируются в различных видах искусства: особенно
повысился интерес к произведениям живописи и декоративно – прикладного
искусства. Значительно расширился кругозор детей и обогатился словарный
запас,
дети
стали
использовать
в
речи
художественные
термины
(эскиз,
композиция, холст, палитра и др.) Возросла заинтересованность педагогов и
родителей в ознакомлении детей с живописью. Дети научились понимать и
видеть красоту окружающего мира.
Участвуя с детьми в городских и окружных конкурсах, мы добились
определенных результатов.
Принимая
участие
во
всех
городских
выставках,
дети
дошкольники
показывают
свое
мастерство
и
творчество,
что
помогает
им,
стремится
к
достижениям
более
высокого
уровня.
Многие
выпускники
ДОУ
посещают
художественную школу, продолжая пополнять свои знания и умения в искусстве.
Основной
идеей
моей
работы
является
научить
видеть,
понимать
и
воспринимать красоту.
Хочу и стремлюсь к тому, чтобы каждая встреча с детьми стала для них
познанием красоты.
Закончить описание своей работы я хочу небольшим стихотворением.
В детстве не было лучше подарка:
Краски, кисточки, тонкий альбом…
Рисовали мы смело и ярко
Солнце желтое на голубом,
Папу с мамой, цветы без названья
И морозный узор января,
Чуть завидуя тем, чье призванье –
Быть художником, радость творя.
Если глубже в картину вглядеться,
Сразу вспомнишь о чем – то своем.
Все художники родом из детства,
Их коснулась жар- птица крылом!
16
Я верю, что жар – птица живет в нашей галерее и одаряет нас и наших
детей способностью чувствовать и понимать, как бесконечно прекрасен
окружающий мир.
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова А.П. "Изобразительная деятельность в детском саду", Москва: Мозаика- 2.
Синтез, 2003г.
2. Бусина Н., Суслова О. "Скисточкой и музыкой в ладошке", М.: Линка-Пресс, 1997г.
3. Доронова Т.Н. "Дошкольникам об искусстве", М.: Просвещение, 1999г.
4. Грибовская А.А. "Детям о народном искусстве", Москва: Просвещение, 2001г.
5. Грибовская А.А. "Ознакомление дошкольников со скульптурой", Москва: Пед. общество
России, 2004г.
6. Грибовская А.А. "Ознакомление дошкольников с архитектурой", Москва: Пед. общество
России 2004г.
7. Грибовская А.А. " Ознакомление дошкольников с графикой и живописью", Москва:
Пед. общество России, 2004г.
8. Дрожин Ю.Г. "Мезенская роспись", Рабочая тетрадь по основам народного искусства,
Москва: мозаика-Синтез, 1999г.
9. Куревина, О.А. Селезнева Г.Е. "Путешествие в прекрасное", Москва: "Баласс", 2001г.
10. Курочкина Н.А. "Знакомство с натюрмортом", С.-Пб.: Детство-Пресс, 1996г.
11. Курочкина Н.А "Дети и пейзажная живопись", С.-Пб.: Детство-Пресс, 2003г.
12. Курочкина Н.А "Детям о графике ", С.-Пб.: Детство-Пресс, 2003г.
13. Курочкина Н.А "Знакомим с пейзажной живописью", С.-Пб.: Детство-Пресс, 2000г.
14. Курочкина Н.А "Знакомим с книжной графикой", С.-Пб.: Детство-Пресс, 2001г.
15. Курочкина Н.А "Знакомим с натюрмортом", С.-Пб.: Детство-Пресс, 2000г.
16. Кузин, Кубышкина Э.И. "Изобразительное искусство", Москва: Дрофа, 2004г.
17. Куревина О.А. Синтез искусств", Москва: Линка-Пресс, 2003г.
18. Корчаловская Н.В. Посевина Г.Д. "Комплексные занятия по развитию творческих
способностей дошкольников", Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г.
19. Мосин И.Г. "Виды искусства", Екатеринбург: У-Фактория, 2000г
20..Новикова Г.П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей
старшего возраста", Москва: Аркти, 2002г.
21. Орлова Л.В. "Хохломская роспись", Рабочая тетрадь по основам народного искусства,
Москва: мозаика-Синтез, 1999г.
22. Полуянов Ю.А. "Педагогика – родителям", Дети рисуют, Москва: Педагогика.
23. Ушакова О.С. "Развитие речи и творчества дошкольников", Москва: Творческий центр
2002г.
24. Чумичева Р.М. "Дошкольникам о живописи", Москва: Прсвещение, 1992г.
17
18