Напоминание

"Педагогическое сопровождение сюжетно–ролевых игр детей 4–5лет


Автор: Куликова Лариса Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №35 Детский сад"Непоседы"
Населённый пункт: Город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическое сопровождение сюжетно–ролевых игр детей 4–5лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет.

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре

ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет. Игра социальна по своему

происхождению, так как ребенок живет в обществе и уже с первых лет жизни стремится к

общению с окружающими его людьми. Именно в игре, подражая действиям старших, он

творит, сопереживает, радуется и огорчается, строит догадки, выдвигает гипотезы и, таким

образом, приобщается к окружающей его жизни, в игре происходит непосредственное

общение со сверстниками, развиваются нравственные качества

В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

-

для

детей дошкольного

возраста (3

года

-

8

лет) - игровая

деятельность,

включая

сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение

и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в

которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и

отношения

взрослых,

используя

предметы-заместители.

Осваивая

сначала

действия

с

предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во

внутреннем плане.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина

игра

определяется

как

ведущий

вид

деятельности,

который

возникает

не

путём

спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и

воспитания. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны

психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В

игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Игра — наиболее

доступный

для

детей

вид

деятельности,

это

способ

переработки

полученных

из

окружающего

мира

впечатлений,

знаний.

Уже

в

раннем

детстве

ребенок

имеет

наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть

самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и

использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные

с сюжетом игры, ее правилами.

П р а в о

и г р а т ь

з а ф и к с и р о в а н о

и

в

К о н в е н ц и и

о

п р а в а х

р е б е н к а .

Право на игру декларативно признается и согласно ФГОС обеспечивается педагогами,

родителями, чиновниками.

В

современных

условиях

дети

зачастую

предпочитают

коллективным

играм

индивидуальные или компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется

спешащими и занятыми взрослыми, у которых вечно нет времени, бабушки и дедушки,

живущие

отдельно

от

внуков

и

тоже

работающие

и

воспитатели

далеко

не

все

обладающие игровой культурой

Между

тем

дети

хотят

играть,

считают

игру,

самым

любимым

видом

деятельности.

Существуют игры, в которые дети играют не одно десятилетие «Больница», «Магазин»,

«Семья».

У

дошкольников

нашего

времени

появились

новые

игровые

роли:

банкир,

визажист, дизайнер и т.д.) и новые игровые сюжеты «Агентство недвижимости», «Банк» и

др. Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей. Игры детей от

ориентированы на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и

человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен»,«Модель»).

Изменились и игрушки. Игрушки, «создаваемые» для детей взрослыми, всегда отражают

мировоззрение и представление об окружающем мире взрослых, технологию, моду и др.

Если

в XX веке девочки играми с куклами и пупсиками, а мальчики с солдатиками и

машинками,

то

сейчас

девочкам

навязан

образ

Барби,Винкс; мальчики

играют

в

трансформеров, Бетмен,Человека –Паука.

В нашем ДОУ дети играют в сюжетно-ролевые игры такие, как «Фотосалон», «Салон

красоты»,

«Зоопарк»и

другие,

в

которых

отражаются

их

знания,

впечатления,

представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. В эти игры

дети играют совместно спедагогами. В игровой ситуации мы показываем действия с

игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем

роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть

детям самостоятельно по их предпочтениям.

Игровая среда – это игровой материал и игровое пространство.

Игровой материал – это игрушки и разнообразные другие предметы, при

помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового

материала становится то, что в игре предмет может использоваться не в

своем собственном значении (песок, платки, пуговицы и т.п.), а в качестве

заместителей других недоступных ребенку практически предметов (сахар,

мука, ковер, одеяло, юбка, плащ, деньги, конфеты и т.п.).

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание

художественного вкуса детей во многом зависят от игры. Общеизвестно

влияние подлинно художественных игрушек на эстетическое воспитание

детей. От художественного решения детской игрушки зависит ее успешное

применение в игре, возрастает ее воспитательная ценность. Хорошая

игрушка радует ребенка, способствует его разнообразным действиям и

движениям, развивает воображение. Дети предпочитают играть с мягкими,

приятными на ощупь игрушками. Они любят тканевых или плюшевых

зверушек больше, чем подобные игрушки из твердых, жестких пластмасс.

Проблема заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать

игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок

находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с

детьми во дворе ограничено. Игровой опыт, как это было раньше, не передается от

старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуться игрой.

Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку

должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, что дети умеют

играть, там, где играет сам воспитательгде высокая игровая грамотность. Обучение игре

представляет

собой

механизм

естественной

помощи

воспитателя

ребенку,

то

есть

взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение

перспектив

развития

игры.

Воспитателю

необходимо

стать

привлекательным

для

ребенка игровым партнером, который внесет в детскую игру новое содержание и новые

умения.

Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на

каждом

его

этапе

следует

разворачивать

игру

таким

образом,

чтобы

дети

сразу

«открывали»

и

усваивали

новый,

более

сложный

способ

ее

по строения.

Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и

интересов. В процессе воспитатель обращает внимание на начало игры (кто проявил

инициативу), на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие

игровые умения используются, диалог, что отражается в содержании игры, эмоции), на

окончание. Непосредственное (прямое) развитие игры должно обеспечить обогащение

содержания, развитие сюжета и игровых умений, развитие взаимоотношений между

детьми. Прямое развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное

ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнера. Педагог помогает

детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и т.д. Отношения становятся партнерские,

равноправные.

Игровой

процесс

должен

протекать

естественно,

у

детей

не

должно

возникать ощущение, что их «обучают» в игре. Самостоятельности детей в игре зависит

от сопровождения игровой деятельности воспитателем. Вначале педагог как партнер

(носитель игровых идей и умений активизирующего общения в игре). Далее, педагог

выступает как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает оперативную

помощь в случаях затруднения в развертывания сюжете). Когда опыт осуществления

игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей(оказывает непрямую

помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная

ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх).Естественность игры при

этом

нарушается.

Педагогу

необходимо

развивать

умение

быть

игроком,

партнером

ребенка в игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя, способность

воспитателя «превратиться в ребенка», установить доверительные отношения с детьми.

Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений

между

людьми,

которые

являются

основой

построения

сюжета.

Следовательно,

воспитателю необходимо продумывать ситуации, которые позволят строить сюжет на

основе

творческого

моделирования

отношений

между

персонажами.

Важно,

чтобы

ситуации, выбранные для моделирования в сюжетно-ролевой игре, вызывали у детей

эмоционально-положительное

отношение

и

интерес.

Это

является

условием

с а м о с т оя т е л ь н о с т и

и

а к т и в н о с т и

д е т е й

в

с юж е т н о - р о л е в ы х

и г р а х .

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по

подготовке

к

игре:

накопление

содержания

для

игр,

моделирование

возможных

игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр;

организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение

новых игровых умений и нового содержания;

создание

условий

для

самостоятельной,

инициативной

и

творческой

игровой

деятельности детей.

В нашем ДОУ одной из эффективных форм работы с педагогами является организация

взаимопосещений

педагогами

сюжетно-ролевых

игр.

Приглашенные

воспитатели

становятся не просто зрителями, но и участниками игровых сюжетов: «Экскурсия в

Ангарскую деревню», «Салон красоты», «Выставка собак», «Торговый центр Байкал». Во

время таких мероприятий молодые педагоги

перенимают опыт профессионалов по

взаимодействию с детьми в игре, обмениваются идеями по использованию разнообразных

методов и приёмов сопровождения игры, вносят свои предложения по развертыванию

сюжета.

Эффективность

методической

работы

возрастает

при

условии

вовлечения

родителей

в образовательный процесс.

В этих целях используются такие формы взаимодействия с семьёй: семинары-практикумы

по обсуждению проблемы детской игры; мастер-классы, тренинги, детско- родительские

творческие проекты.

Литература:

1 Зворыгина Е.В. «Роль игры в воспитательном процессе». — М.:

Просвещение, 1988г.

2 «Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста». —

М., 2012г., статья Морозовой Г.В.

3 Журнал «Дошкольное образование» 2011г. № 14 (302), статья

Коньковой Н.О. «Организация сюжетно-ролевых игр»

4 Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в

детском саду». — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009г.

5 Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре». — М.:

Просвещение, 1983г.

6 Эльконин Д.Б. «Детская психология». — М.: Учпедгиз.,1960г.



В раздел образования