Автор: Пелевина Елена Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 26
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: Конспект совместного занятия родителей с детьми
Тема: Фольклор–душа народа
Раздел: дошкольное образование
Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству, на
примере пословиц, потешек, загадок, русских народных игр
Задачи:
Познакомить с характерными чертами русского
народного фольклора.
Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.
Приобщить родителей и детей к совместной деятельности.
Развивать связную речь, мышление, память.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Материал к занятию:
Интерьер избы,печь, лавки, игрушки петуха, кошки
русские костюмы для каждого ребенка, нарядный сарафан для
Хозяюшки
Конспект образовательной деятельности «Сказочное царство-фольклорное
государство».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель в русском народном костюме(выходит)входит в группу, где ее
ждут дети и родители (дети также одеты в русские наряды, у родителей на
плечах платки (желательно Павловские).
Воспитатель: -Здравствуйте, люди, добрые, милые мои дети, дорогие гости!
Вижу, получили мое письмо-приглашение, нарядились, приоделись. Рада
видеть вас, ждет нас сегодня путешествие в старину глубокую, в сказочное
царство-фольклорное государство.
Знаю, что вы учили много песенок, прибауток, потешек, загадок, которые
сочинял русский народ. Вот это и называется русское народное творчество,
которое люди из поколения в поколение передавали, вот и оно пришло к
нам.
А приглашу я вас сегодня в деревню на посиделки. На посиделки собирался и
стар и мал, песни пели, пряли, вязали, в русские народные игры играли.
Звучит песня гр. Фольклор «Красота» (приглушенно).
Воспитатель: - Слышите, звучит песня, это красны девицы, да добры молодцы
хоровод заводят. Вот и мы с вами сейчас пойдем хороводом, только не
круговым, а змейкой. (Дети берутся за руки с родителями и идут за
воспитателем под музыку хороводом).
Воспитатель: Вот мы и пришли в избу деревенскую, -смотрите, как здесь
тепло, красиво. Печка-матушка стоит, она всем в доме заправляет.
Воспитатель: Скажите, а зачем нужна печка? (Ответы детей, родители
помогают).
Воспитатель: в печке можно испечь оладушки. А, вы, поможете мне их
испечь? Дети рассказывают потешку «ладушки-ладушки, пекла бабка
оладушки»
Воспитатель: Когда испекутся оладушки, мы с вами будем пить чай.
(Включается запись мурлыканье кошки).
Воспитатель: Вот и мурка, моя пришла, спряталась под лавочку. (Берет киску-
игрушку в руки), давайте, расскажем киске потешку «Кисонька-Мурысонька»
Дети встают в круг, один ребенок берет киску в руки и встает в середину.
Воспитатель: Мурка, ты, наверное замерзла, иди на печку погрейся, да на нас
посмотри. Ребята, на посиделках дети и взрослые не только сидели, а еще
играли, приглашаю вас поиграть в старинную русскую игру «Кукушечка».
(Включается аудиозапись пения петуха).
Воспитатель: Кто там кричит? (Ответы детей). Воспитатель заносит петушка в
дом. Петушок у нас всех раньше встает, деткам спать не дает, давайте, споем
ему песенку. (Исполняется песня «Петушок, петушок, золотой гребешок»).
Понравилась петушку наша песенка. Иди, петушок, садись на забор, да
смотри как дети играют.
Воспитатель: Ребята, петушок рано встает, а вот солнышко еще нет. Давайте,
позовем его закличкой «Солнышко, солнышко, выгляни в оконышко». Ну вот
и солнышко проснулось, стало еще веселей.
Смотрите, ребята, что у меня еще в доме есть? Кто знает, что это? Правильно-
это сундук. Давайте посмотрим что в нем лежит (открываю сундук).
Да, в нем живут сказки, загадки.
1.Трудно дедушке седому
С грядки урожай собрать
Он решил друзей позвать
Друг за друга, взявшись крепко
Тянут все из грядки…. (Репку).
2. От родной своей сторонки
Убежал он по дорожке
Бегать он умел без ног
Кто же это? ….. (Колобок).
Воспитатель: Смотрите, ребята, что еще в сундуке лежит?
(Достаю куклы мотонки)
Ребята, раньше у детей не было таких кукол как у вас, а были только
тряпичные куклы, которые мастерили им мамы, бабушки, сами девочки,
которые постарше. Вот и мы сейчас с вами немного потрудимся, будем
мастерить с мамами и бабушками куколок мотонок. (Дети и родители садятся
за большой стол и проводится мастер- класс по изготовлению самой простой
куколки).
Воспитатель: Ой, посмотрите, сколько красивых куколок у нас теперь,
здорово мы потрудились. Молодцы!
Давайте возьмем куколок в руки, покачаем их, и споем им колыбельную
песенку. (Дети качают кукол и поют колыбельную «Баю, Баю, засыпай»).
Уснули наши куколки. Давайте положим их в люльку, пусть спят. А мы пойдем
во двор и поиграем в русскую народную игру «Ручеек». (Включается
аудиозапись для игры).
Воспитатель: Вот, ребята, мы с вами и поиграли и потрудились, понравилось
вам у меня? –Тогда я вас приглашаю в гости еще на Пасху, будем с вами
играть с пасхальными яйцами.
А сейчас вам пора отправляться домой. Давайте, пойдем опять хороводом
змейкой.