Автор: Маркова Вера Афанасьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Верхоянский детский сад №2"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Верхоянский район, г.Верхоянск
Наименование материала: статья
Тема: "Съемки детей в кино"
Раздел: дошкольное образование
Маленькие актеры
Великое и неповторимое искусство – кино. Дети, посмотрев кинофильм, выходят
радостные, испытывают счастье общения с другим миром, красивым и легким,
стремительным и интересным.
Первый сеанс вызывает у детей потрясающее впечатление. Кино – это самый
популярный вид искусств.
Актуальность нашей работы заключается в создании на экране сказочной
кинореальности, сочетании драматургии и изобразительного решения, живой натуры и
декораций, выразительной актерской игры и комбинированной съемки, необходимые для
чудесных превращений, ребенок смог передать через актерское мастерство - народную
мудрость, философскую глубину, безудержанную фантазию, доброту и абсолютную
убежденность в победе добра над злом, свойственные якутской народной сказке.
Современный ребенок живет век информационных технологий и практически с
рождения смотрит мультфильмы и кинофильмы. Кино влияет на духовное и умственное
развитие детей, воспитывает их вкусы и формирует мировосприятие, исходя из этого, мы
решили начать съемки детских фильмов, созданные по мотивам местных якутских
народных сказок и преданий, которые могут эффективно использоваться для речевого
развития.
Целью стало развитие творческих способности детей средствами актерского
мастерства.
Перед собой поставили такие задачи:
- познакомить детей с искусством кино, актерскими профессиями;
- приобщать к ценностям художественной культуры своего народа;
- распространять произведения местных авторов и воспитание в детях любви и
уважения к народному творчеству;
- расширять представления об особенностях сценического искусства: ….
-
развивать
творческое
воображение,
актерское
мастерство,
эмоционально-
эстетическое сознание через воспитание способности чувствовать, переживать роль в
игре, движениях, мимике;
- развивать четкую интонационную дикцию, выразительность речи;
- развивать художественно-образные исполнительские умения, самовыражение в
роли;
-
развивать
методико-интонационные
компоненты
произношения,
творческую
фантазию и воображение;
- формировать выразительность и пластичность движений;
-
формировать
правильную
осанку,
ощущение
ритма,
пространственную
ориентацию, умение расслаблять мышцы тела (релаксировать);
- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
- способствовать творческой самореализации каждого ребенка;
-
повысить
и
усилить
авторскую
позицию
ребенка
в
процессе
актерской
деятельности
(например:
самостоятельное
сочинение
сказки,
выбор
героя,
создание
костюма и т.д.)
Прежде чем сниматься в кино, вызываем интерес у детей к актерской деятельности,
создаем условия для сопричастности к драматизации. Способствуем развитию творческих
способностей через актерскую деятельность. У детей развивается самостоятельность,
инициатива, способность к самоконтролю и ответственность, учатся у героев фильмов
доброте, справедливости, правильным поступкам, умению сопереживать, уважать людей
старшего возраста.
В 2013 году, мы решили снять фильм с участием наших воспитанников. Работу
начали с беседы с родителями детей и дали согласие помочь при подготовке с атрибутами
и костюмами.
При
выборе
постановки,
предпочли
произведения
местных
авторов,
народных
преданий и сказок. Для этого педагоги и родители глубоко изучили местный фольклорный
материал и «Верхоянский сборник» Ивана Александровича Худякова, который отбывал
ссылку в нашем городе.
Первой киносказкой стал фильм «Таал – таал эмээхсин», опираясь на сказки из
сборника И.А. Худякова, следуя их принципам и духу. Сценарий создан мной. Включены
волшебные события: разговаривают природные явления, животные (очеловечевание).
Детям было трудно сниматься: от него требуется особое искусство перевоплощения,
умение двигаться, носить любой странный костюм. В этом фильме в конце побеждает
Мать – Земля.
Второй киносказкой стал фильм «Дьыл о5уьа уонна киьи» . Опираясь на сценарий
отличника культуры РС(Я) В. Стручкова. Этот фильм погрузил героев в стихию зимы,
окутал метелью вальса снежинок. Весь уклад народной жизни, быт и обычаи, присказки и
приметы, берущие истоки в языческих верованиях – все настроено на длинную холодную,
суровую зиму, полна могучей магии и волшебства. «Дьыл О5уьа» проступает сквозь
какую -то ледяную корку – и вот уже взметают метели, шагает по верхушкам заснеженных
гор Верхоянского хребта, гоняя все живое. Зимние чары тают под весенним солнцем.
Добро, устойчивость, терпеливость якута побеждает зло. Мы стремились увидеть в
фольклоре главную идею, раскрыть языком кино ее смысл.
Третьей киносказкой стал фильм «Ини биилэр» (Братья). Кино сняли опираясь на
сказки И.А. Худякова, действие развивается в реальном балагане с утварью, обычаями и
представленными народными характерами. Жизнь простого человека органично включил
волшебные события, с неба спускаются стерхи, и превращаются в девушек. Поумневший
Удьуйэн спасает свою жену и ребенка. Любовь побеждает любое злое колдовство.
В каждом фильме использована музыка. Музыка раскрывает характер эпизода или
персонажа, иллюстрировать сюжет, звучать во вставных номерах, может сама становиться
частью сюжета. Якутская музыка очень лиричная, нежная, контиленная, переходящая к
концу в торжественный марш, радует слух и чувства добрые пробуждает.
После каждой съемки кинофильмов предлагаем детям следующие виды работ:
1. Просмотр фильма и обмен впечатлениями;
2. Просмотр фильма по фрагментам с последующим пересказом;
3. Просмотр специально скомпонованных фрагментов (в виде презентации) для
привлечения внимания ребенка к конкретным героям, их действиям и поступкам;
4. Просмотр фильма с целью определения сказки, по мотивам которой был создан
фильм; сравнение фильма и текста сказки; подбор декорации к фильму; использование
эпизодов по ролям.
5. Анализ фильма с целью выявления правды и вымысла.
Сказка – ложь, да в ней намек: правде характеров и ситуаций эта искусственность
совершенно не мешает
Суровые климатические условия и совершенно уникальный северный характер не
проявляет бурных чувств.
В процессе проделанной работы выявились следующие результаты:
Повысилась заинтересованность и ответственность родителей за
участие
детьми в постановках, сценках и фильмах.
Дети становятся более раскрепощенными, приобретают умение свободно и
уверенно держаться на публике и перед камерой.
Участие на улусных конкурсах чтения художественного слова.
Разнообразили методический материал электронной библиотеки детского
сада по ознакомлению детей с местным фольклором.
Выводы. Привлекать детей сниматься в кино, продолжать развивать у них актерское
мастерство. Продолжать знакомить с особенностями сниматься перед камерой и публикой.
Распространение фильмы в других детскх садах и стать примером