Напоминание

"Ранняя профориентация в системе дополнительного образования"


Автор: Горланова Наталья Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДОД ЭБЦ
Населённый пункт: г. Николаевск - на - Амуре
Наименование материала: статья
Тема: "Ранняя профориентация в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Ранняя профориентация в системе дополнительного образования»

Образовательные организации системы

дополнительного образования

детей

призваны

предоставить

учащимся

возможность

реализовать

свой

творческий

потенциал,

найти

применение

своим

спо собно стям,

сориентироваться

в

выборе

профессии,

получить

допрофессиональную

подготовку. Их основная задача - создание условий для свободного выбора

каждым

ребенком

образовательной

области,

профиля

дополнительной

образовательной программы и времени ее освоения. Выступая в качестве

одного из компонентов единого образовательного пространства эколого –

биологический

центр обладает

широким

диапазоном

выбора

ребенком

направлений

и

видов

творчества

и,

откликаясь

на

требования

времени,

выполняет миссию отвлечения детей и подростков от асоциальных форм

поведения, обеспечивает для них реальную возможность выбора социально

приемлемых

точек

приложения

своей

энергии,

выбора

и

ориентации

в

различных профессиональных средах. В

Экоцентре ведутся занятия по

четырем направленностям.

Программы

художественной

направленности

в

с и с т е м е

дополнительного

образования

ориентированы

на

развитие

творческих

способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу

духовного

и

культурного

опыта

человечества,

воспитанию

творческой

личности,

получению

учащимися

основ

будущего

профессионального

образования.

Основной

целью

данного

направления

является:

раскрытие

творческих

способностей

обучающихся,

нравственное

и

художественно-

эстетическое развитие личности ребёнка. Учащиеся, выбравшие программы

этого направления

Программы естественнонаучной направленности

Программы

естественнонаучной

направленности

в

системе

дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной

активности,

самостоятельности,

любознательности,

на

дополнение

и

углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии,

1

геоботанике,

химии,

способствует

формированию

интереса

к

научно-

исследовательской деятельности учащихся.

Программы социально-педагогической направленности

Программы

социально-педагогической

направленности

в

системе

дополнительного образования ориентированы на изучение психологических

особенностей

личности,

познание

мотивов

своего

поведения,

изучение

методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в

будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений,

адаптацию

в

коллективе.

Социальное

самоопределение

детей

и

развитие

детской социальной инициативы является на современном этапе одной из

главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна,

прежде

всего,

потому,

что

сейчас

на

передний

план

выходит

проблема

воспитания

личности,

способной

действовать

универсально,

владеющей

культурой социального самоопределения.

Программы туристко-краеведческой направленности

способствуют

вс е стороннему

развитию

лич но сти

ребенка,

направлены

н а

совершенствование

его

интеллектуального,

духовного

и

физического

развития, изучению Родного края и любви к малой родине, приобретению

навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско-краеведческой

деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как

упорство, честность, мужество, взаимовыручка.

В

воспитательной

программе

Экоцентра

разработана

подпрограмма

«Профориентация», работа по ней позволяет вырабатывать у учеников и их

родителей понимание важности целенаправленного раннего

знакомства с

миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность

в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к

людям любого труда, как к высшей ценности общества. В течение года

педагогами в объединениях, в соответствие в воспитательным планом, были

проведенным

такие

мероприятия:

Викторина

«Все

работы

хороши»,

Праздник

«Все сумею сделать сам» Игровая программа

«Калейдоскоп

2

профессий», Праздник

«Все профессии нужны, все профессии важны»,

КВН« Когда ты станешь взрослым», Спортивно- игровая программа « Юный

пожарный»,

Устный

журнал

«

В

мире

профессий»,

Спортивно-

познавательная программа « Папа, мама, я – туристская семья»

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит

уже в дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми

и

средства

массовой

информации

узнают

о

разных

профессиях.

В

зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента

и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей

формируется

система

знаний

о

профессиях,

интересы

и

отношение

к

определенным видам деятельности.

Работа

по

ранней

профориентации

дошкольников

может

быть

осуществлена

через

совместную

деятельность

педагога

с

детьми

и

самостоятельную

деятельность

детей,

которая

проходит

че р е з

познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Маленькие дети –

это маленькие – исследователи, детки - мечтатели и фантазеры. Ведь вокруг

столько

всего

интересного,

неизвестного,

непознанного.

Обнаруженные

явления

не

столь

сильно

интересуют

их

с

практической

точки

зрения.

Засахарившееся варенье позволяет увидеть воочию процесс кристаллизации

сахара, и это гораздо важнее, чем то, каким оно будет на вкус. Маленькому

исследователю важно, чтобы у него были карты и атласы, энциклопедии и

словари. Им нужно разглядывать мир через микроскоп или хотя бы через

лупу. Они любят смотреть, как взрослые играют в шахматы или решают

кроссворды. Благодаря сплаву логики и интуиции они очень догадливы. И

наши

педагоги

стараются

развивать,

поддерживать

этот

интерес

через

использование на своих занятиях методов наблюдения, исследования, путем

проведения различных опытов и экспериментов.

Необходимо развить у ребенка веру в свои силы путем поддержки его

начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и пр. Чем больше разных

3

умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и

оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Педагогический

коллектив

осуществляет

изучение

научно-

теоретических основ и практического опыта профориентационной работы с

младшими школьниками, что позволят целенаправленно и последовательно

заниматься вопросами ранней профессиональной ориентации учащихся. В

результате ученики будут понимать, насколько многообразен мир профессий,

какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе

для успешного освоения выбранной профессии.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно

усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует

реализации

знаний

и

умений,

стимулирует

познавательную

мотивацию

обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети

могут

развивать

свои

потенциальные

способности

и

адаптироваться

в

современном обществе.

4



В раздел образования