Автор: Горланова Наталья Анатольевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДОД ЭБЦ
Населённый пункт: г. Николаевск - на - Амуре
Наименование материала: статья
Тема: "Ранняя профориентация в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
«Ранняя профориентация в системе дополнительного образования»
Образовательные организации системы
дополнительного образования
детей
призваны
предоставить
учащимся
возможность
реализовать
свой
творческий
потенциал,
найти
применение
своим
спо собно стям,
сориентироваться
в
выборе
профессии,
получить
допрофессиональную
подготовку. Их основная задача - создание условий для свободного выбора
каждым
ребенком
образовательной
области,
профиля
дополнительной
образовательной программы и времени ее освоения. Выступая в качестве
одного из компонентов единого образовательного пространства эколого –
биологический
центр обладает
широким
диапазоном
выбора
ребенком
направлений
и
видов
творчества
и,
откликаясь
на
требования
времени,
выполняет миссию отвлечения детей и подростков от асоциальных форм
поведения, обеспечивает для них реальную возможность выбора социально
приемлемых
точек
приложения
своей
энергии,
выбора
и
ориентации
в
различных профессиональных средах. В
Экоцентре ведутся занятия по
четырем направленностям.
Программы
художественной
направленности
в
с и с т е м е
дополнительного
образования
ориентированы
на
развитие
творческих
способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу
духовного
и
культурного
опыта
человечества,
воспитанию
творческой
личности,
получению
учащимися
основ
будущего
профессионального
образования.
Основной
целью
данного
направления
является:
раскрытие
творческих
способностей
обучающихся,
нравственное
и
художественно-
эстетическое развитие личности ребёнка. Учащиеся, выбравшие программы
этого направления
Программы естественнонаучной направленности
Программы
естественнонаучной
направленности
в
системе
дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной
активности,
самостоятельности,
любознательности,
на
дополнение
и
углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии,
1
геоботанике,
химии,
способствует
формированию
интереса
к
научно-
исследовательской деятельности учащихся.
Программы социально-педагогической направленности
Программы
социально-педагогической
направленности
в
системе
дополнительного образования ориентированы на изучение психологических
особенностей
личности,
познание
мотивов
своего
поведения,
изучение
методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в
будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений,
адаптацию
в
коллективе.
Социальное
самоопределение
детей
и
развитие
детской социальной инициативы является на современном этапе одной из
главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна,
прежде
всего,
потому,
что
сейчас
на
передний
план
выходит
проблема
воспитания
личности,
способной
действовать
универсально,
владеющей
культурой социального самоопределения.
Программы туристко-краеведческой направленности
способствуют
вс е стороннему
развитию
лич но сти
ребенка,
направлены
н а
совершенствование
его
интеллектуального,
духовного
и
физического
развития, изучению Родного края и любви к малой родине, приобретению
навыков самостоятельной деятельности. В процессе туристско-краеведческой
деятельности у детей формируются такие жизненно важные качества, как
упорство, честность, мужество, взаимовыручка.
В
воспитательной
программе
Экоцентра
разработана
подпрограмма
«Профориентация», работа по ней позволяет вырабатывать у учеников и их
родителей понимание важности целенаправленного раннего
знакомства с
миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность
в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к
людям любого труда, как к высшей ценности общества. В течение года
педагогами в объединениях, в соответствие в воспитательным планом, были
проведенным
такие
мероприятия:
Викторина
«Все
работы
хороши»,
Праздник
«Все сумею сделать сам» Игровая программа
«Калейдоскоп
2
профессий», Праздник
«Все профессии нужны, все профессии важны»,
КВН« Когда ты станешь взрослым», Спортивно- игровая программа « Юный
пожарный»,
Устный
журнал
«
В
мире
профессий»,
Спортивно-
познавательная программа « Папа, мама, я – туристская семья»
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит
уже в дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми
и
средства
массовой
информации
узнают
о
разных
профессиях.
В
зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента
и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей
формируется
система
знаний
о
профессиях,
интересы
и
отношение
к
определенным видам деятельности.
Работа
по
ранней
профориентации
дошкольников
может
быть
осуществлена
через
совместную
деятельность
педагога
с
детьми
и
самостоятельную
деятельность
детей,
которая
проходит
че р е з
познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Маленькие дети –
это маленькие – исследователи, детки - мечтатели и фантазеры. Ведь вокруг
столько
всего
интересного,
неизвестного,
непознанного.
Обнаруженные
явления
не
столь
сильно
интересуют
их
с
практической
точки
зрения.
Засахарившееся варенье позволяет увидеть воочию процесс кристаллизации
сахара, и это гораздо важнее, чем то, каким оно будет на вкус. Маленькому
исследователю важно, чтобы у него были карты и атласы, энциклопедии и
словари. Им нужно разглядывать мир через микроскоп или хотя бы через
лупу. Они любят смотреть, как взрослые играют в шахматы или решают
кроссворды. Благодаря сплаву логики и интуиции они очень догадливы. И
наши
педагоги
стараются
развивать,
поддерживать
этот
интерес
через
использование на своих занятиях методов наблюдения, исследования, путем
проведения различных опытов и экспериментов.
Необходимо развить у ребенка веру в свои силы путем поддержки его
начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и пр. Чем больше разных
3
умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и
оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Педагогический
коллектив
осуществляет
изучение
научно-
теоретических основ и практического опыта профориентационной работы с
младшими школьниками, что позволят целенаправленно и последовательно
заниматься вопросами ранней профессиональной ориентации учащихся. В
результате ученики будут понимать, насколько многообразен мир профессий,
какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе
для успешного освоения выбранной профессии.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно
усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует
реализации
знаний
и
умений,
стимулирует
познавательную
мотивацию
обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети
могут
развивать
свои
потенциальные
способности
и
адаптироваться
в
современном обществе.
4