Автор: Чухина Марина Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР г. Калининграда д⁄с № 87
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Коррекционный уголок группы как часть предметно – развивающей среды
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды
учитель – логопед МАДОУ ЦРР г. Калининграда д/с № 87
Чухина М.А.
Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает
окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях
дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или
самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания
детей в саду. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и
подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-
развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия
ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех
детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети
реализуют свои способности.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой
специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его
оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой,
дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции
отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
При подборе дидактического материала учитывается:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка коррекционного уголка»).
В основу наполняемости ложится тематическое планирование по лексическим темам.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие
(коррекцию) речи и неречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую
базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном
уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится
материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое
оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его
саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к
безделию и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это
1
затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше
потребность в общении.
Весь материал в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, должен
соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников,
обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра
создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым,
предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным
для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.
Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексико-
грамматическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может
быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или
решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогают им в
этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. Мелкий
игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися
крышками.
Создавая развивающую среду, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была
комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому надо много внимания уделять
эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и
вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить
детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером
в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как
преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и
саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка является игрушка. Ведущей в
коррекционном уголке может быть мягкая игрушка, игрушка-трансформер, кукла (обычная, би-ба-
бо, марионетка). Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть
одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка),
задавать вопросы или отвечать на них, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей
живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный
язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной
гимнастики. Ее одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук
(кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки. Молнии, ленточки, зажимы и т.п.). Ткань, из
которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия
материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая
гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или
лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.
В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в
определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе.
Примерный перечень учебно-игрового материала для речевого уголка:
1.
Настольно-печатные игры: «Покажи и назови», «Ботаническое лото», «Зоологическое
лото», «Животные и их детеныши», «Лото для малышей», «В саду и в огороде»,
«Маленькая хозяйка», «Помоги Оле» и др.
2.
Звуковые линейки № 1, 2, звуковые сигналы, полоски для составления схемы слова и
предложения, цветные фишки для звукового анализа слов.
2
3.
Подбор пособий для развития зрительного, слухового и тактильного анализаторов:
«Почтовый ящик», «Музыкальные шкатулки», «Загадочные коробочки», «Чудесный
мешочек», «Волшебная варежка», «Сундучок с секретом» и др.
4.
Набор игрушек для развития физиологического дыхания.
5.
Пособие для развития мелкой моторики рук.
6.
Предметные картинки (по формированию обобщающих понятий, по автоматизации и
дифференциации звуков), сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
7.
Художественная литература.
1-я младшая группа
1.
Картинки по лексическим темам.
2.
Каталог игр:
- по звуковой культуре речи;
- упражнений артикуляционной гимнастики;
- упражнений дыхательной гимнастики;
- пальчиковой гимнастике.
3.
Художественные произведения по программе и др.
4.
Словесные дидактические игры.
5.
Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6.
Предметные картинки.
7.
Различные виды театров.
8.
Картинки:
- с изображением явлений природы;
- предметами домашнего обихода;
3
- основными частями транспорта: (кабина, руль, окна, двери, колеса);
- изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
- с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т.п., чистый, грязный, сладкий,
горький, большой, маленький и т.п.);
- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и
т.д.).
2-я младшая группа
1.
Картины по лексическим темам (альбомы).
2.
Каталог игр:
- по звуковой культуре речи;
- упражнений артикуляционной гимнастики;
- упражнений дыхательной гимнастики;
- пальчиковой гимнастике.
3.
Художественные произведения по программе и др.
4.
Словесные дидактические игры.
5.
Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6.
Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7.
различные виды театров.
8.
Картинки:
- с изображением характерных особенностей времен года;
- предметами домашнего обихода;
4
- деталями предметов;
- с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
- с изображением размера, цвета, качества предметов;
- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и
т.п.).
Средняя группа
1.
Картинки по лексическим темам.
2.
Каталог игр:
- по звуковой культуре речи;
- упражнений артикуляционной гимнастики;
- упражнений дыхательной гимнастики;
- пальчиковой гимнастике.
3.
Художественные произведения по программе и др.
4.
Словесные дидактические игры.
5.
Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6.
Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7.
Различные виды театров.
8.
Картинки:
- с изображением явлений природы;
- предметами домашнего обихода;
- основными частями предметов;
5
- изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет и т.п.);
- с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т.д.,
чистый, грязный, сладкий, горький, большой, маленький и т.п.);
- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит а
т.п.);
- с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов; одна кукла –
много кукол и т.п.);
- для согласования существительных с числительными (одна груша, две груши, пять груш и т.п.).
9.
Зеркало или индивидуальные зеркала.
Старшая группа
1.
Картинки по лексическим темам.
2.
Каталог игр:
- по звуковой культуре речи;
- упражнений артикуляционной гимнастики;
- упражнений дыхательной гимнастики;
- пальчиковой гимнастике;
- игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3.
Художественные произведения по программе и др.
4.
Словесные дидактические игры.
5.
Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6.
Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
6
7.
Картинки:
- с изображением явлений природы;
- картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод,
сельхозработники, закройщик, швея, военный, врач, учитель);
- основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
- с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор,
панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая
мясорубка, миксер);
- с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький,
звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и
т.д.);
- с изображением синонимов;
- с изображением животных во множественном числе;
- с изображением предметов во множественном числе;
- для согласования существительных с числительными (одна кукла, две куклы, пять кукол);
- с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).
8.
Зеркало или индивидуальные зеркала.
Подготовительная группа
1.
Картинки по лексическим темам.
2.
Каталог игр:
- по звуковой культуре речи;
- упражнений артикуляционной гимнастики;
- упражнений дыхательной гимнастики;
- пальчиковой гимнастике;
7
- игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3.
Художественные произведения по программе и др.
4.
Словесные дидактические игры.
5.
Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6.
Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7.
Картинки:
- с изображением явлений природы;
- картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод,
сельхозработники, закройщик, швея, военный, врач, учитель);
- основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
- с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор,
панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая
мясорубка, миксер);
- с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький,
звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и
т.д.);
- с изображением синонимов;
- с изображением животных во множественном числе;
- с изображением предметов во множественном числе;
- для согласования существительных с числительными (одна кукла, две куклы, пять кукол);
- с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).
8.
Зеркало или индивидуальные зеркала.
8
9