Напоминание

Коррекционный уголок группы как часть предметно – развивающей среды


Автор: Чухина Марина Александровна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР г. Калининграда д⁄с № 87
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Коррекционный уголок группы как часть предметно – развивающей среды
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды

учитель – логопед МАДОУ ЦРР г. Калининграда д/с № 87

Чухина М.А.

Доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает

окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях

дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.

Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или

самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания

детей в саду. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и

подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-

развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия

ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех

детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети

реализуют свои способности.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой

специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его

оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой,

дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции

отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.

При подборе дидактического материала учитывается:

- наполняемость уголка;

- разнообразие материала;

- соответствие возрасту;

- доступность;

- системность;

- эстетика оформления;

- ведущая игрушка («хозяйка коррекционного уголка»).

В основу наполняемости ложится тематическое планирование по лексическим темам.

Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер.

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие

(коррекцию) речи и неречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую

базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном

уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится

материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое

оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его

саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к

безделию и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, так как это

1

затрудняет выбор. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше

потребность в общении.

Весь материал в рамках лексической темы, подобранный специалистами группы, должен

соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников,

обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра

создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым,

предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным

для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом.

Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексико-

грамматическим темам уже предполагает системность в работе. Но и его расположение может

быть включено в систему. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или

решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. А помогают им в

этом введение цветовых маркеров на конвертах и накопителях, содержащих игры. Мелкий

игровой материал помещается в пластиковые, прозрачные контейнеры с легко снимающимися

крышками.

Создавая развивающую среду, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была

комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому надо много внимания уделять

эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и

вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить

детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером

в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как

преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и

саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка является игрушка. Ведущей в

коррекционном уголке может быть мягкая игрушка, игрушка-трансформер, кукла (обычная, би-ба-

бо, марионетка). Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть

одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка),

задавать вопросы или отвечать на них, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей

живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный

язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной

гимнастики. Ее одежда содержит различные элементы для развития мелкой моторики рук

(кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки. Молнии, ленточки, зажимы и т.п.). Ткань, из

которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия

материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая

гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или

лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в

определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе.

Примерный перечень учебно-игрового материала для речевого уголка:

1.

Настольно-печатные игры: «Покажи и назови», «Ботаническое лото», «Зоологическое

лото», «Животные и их детеныши», «Лото для малышей», «В саду и в огороде»,

«Маленькая хозяйка», «Помоги Оле» и др.

2.

Звуковые линейки № 1, 2, звуковые сигналы, полоски для составления схемы слова и

предложения, цветные фишки для звукового анализа слов.

2

3.

Подбор пособий для развития зрительного, слухового и тактильного анализаторов:

«Почтовый ящик», «Музыкальные шкатулки», «Загадочные коробочки», «Чудесный

мешочек», «Волшебная варежка», «Сундучок с секретом» и др.

4.

Набор игрушек для развития физиологического дыхания.

5.

Пособие для развития мелкой моторики рук.

6.

Предметные картинки (по формированию обобщающих понятий, по автоматизации и

дифференциации звуков), сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

7.

Художественная литература.

1-я младшая группа

1.

Картинки по лексическим темам.

2.

Каталог игр:

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

- пальчиковой гимнастике.

3.

Художественные произведения по программе и др.

4.

Словесные дидактические игры.

5.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.

Предметные картинки.

7.

Различные виды театров.

8.

Картинки:

- с изображением явлений природы;

- предметами домашнего обихода;

3

- основными частями транспорта: (кабина, руль, окна, двери, колеса);

- изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

- с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т.п., чистый, грязный, сладкий,

горький, большой, маленький и т.п.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и

т.д.).

2-я младшая группа

1.

Картины по лексическим темам (альбомы).

2.

Каталог игр:

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

- пальчиковой гимнастике.

3.

Художественные произведения по программе и др.

4.

Словесные дидактические игры.

5.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7.

различные виды театров.

8.

Картинки:

- с изображением характерных особенностей времен года;

- предметами домашнего обихода;

4

- деталями предметов;

- с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

- с изображением размера, цвета, качества предметов;

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и

т.п.).

Средняя группа

1.

Картинки по лексическим темам.

2.

Каталог игр:

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

- пальчиковой гимнастике.

3.

Художественные произведения по программе и др.

4.

Словесные дидактические игры.

5.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7.

Различные виды театров.

8.

Картинки:

- с изображением явлений природы;

- предметами домашнего обихода;

- основными частями предметов;

5

- изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет и т.п.);

- с изображением размера, цвета, качества предметов (красный и т.д.,

чистый, грязный, сладкий, горький, большой, маленький и т.п.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит а

т.п.);

- с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов; одна кукла –

много кукол и т.п.);

- для согласования существительных с числительными (одна груша, две груши, пять груш и т.п.).

9.

Зеркало или индивидуальные зеркала.

Старшая группа

1.

Картинки по лексическим темам.

2.

Каталог игр:

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

- пальчиковой гимнастике;

- игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3.

Художественные произведения по программе и др.

4.

Словесные дидактические игры.

5.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

6

7.

Картинки:

- с изображением явлений природы;

- картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод,

сельхозработники, закройщик, швея, военный, врач, учитель);

- основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

- с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор,

панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая

мясорубка, миксер);

- с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький,

звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и

т.д.);

- с изображением синонимов;

- с изображением животных во множественном числе;

- с изображением предметов во множественном числе;

- для согласования существительных с числительными (одна кукла, две куклы, пять кукол);

- с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).

8.

Зеркало или индивидуальные зеркала.

Подготовительная группа

1.

Картинки по лексическим темам.

2.

Каталог игр:

- по звуковой культуре речи;

- упражнений артикуляционной гимнастики;

- упражнений дыхательной гимнастики;

- пальчиковой гимнастике;

7

- игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).

3.

Художественные произведения по программе и др.

4.

Словесные дидактические игры.

5.

Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6.

Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7.

Картинки:

- с изображением явлений природы;

- картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод,

сельхозработники, закройщик, швея, военный, врач, учитель);

- основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

- с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор,

панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая

мясорубка, миксер);

- с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький,

звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);

- с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит и

т.д.);

- с изображением синонимов;

- с изображением животных во множественном числе;

- с изображением предметов во множественном числе;

- для согласования существительных с числительными (одна кукла, две куклы, пять кукол);

- с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).

8.

Зеркало или индивидуальные зеркала.

8

9



В раздел образования