Напоминание

Создание мини–музея


Автор: Олейникова Вера Мерзабечевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дс ОРВ "Солнышко"
Населённый пункт: п . Усть–Донецкий, Ростовская область
Наименование материала: мастер класс
Тема: Создание мини–музея
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мини-музей «Волшебные сказки»

Цель:

создание условий для развития чувств дошкольников через организацию мини-

музея.

Задачи:

• сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

• расширить представления о содержании музейной культуры;

• создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и

детей;

• воспитывать интерес, любовь к сказкам и их героям;

• воспитывать сопереживание, любовь к героям сказок;

• учить детей вживаться в образ героя, переживать его чувства.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребенка;

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли

взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения.

План работы по созданию мини-музея «Волшебная сказка »:

Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат

Подготовительный этап. Родительское собрание февраль 2011

1. Озвучивание темы собрания и названия мини - музея.

2. Выбор места для размещения мини - музeя.

3. Подготовка необходимого оборудования для создания мини-музея

Практический этап. 1. Сбор экспонатов.

2. Оформление выставки.

3. Индивидуальная работа с детьми.

4. Проведение экскурсий в мини – музей при МДОУ д/с № 397 «Березка». февраль -

апрель 2011

Создания мини-музея «Волшебная сказка».

Подведение итогов 1. Смотр мини - музея апрель 2011 Альбом «Мини-музей «Волшебная

сказка».

.

Сотрудничество с родителями и их активная роль позволит нам разнообразить мини –

музей, расширить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании

прекрасного вокруг детей.

Экспонаты в мини – музее будут доступны непосредственному восприятию детей. У детей

формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не

ограничивается одним днем, и дети могут самостоятельно познакомиться с

понравившимися экспонатами.

Будет проводиться НОД по закреплению впечатлений от увиденного, дети будут выражать

свое эмоциональное отношение через рисунок, лепку, поделки, которые в дальнейшем

будут неотъемлемой частью нашего музея.

Наш мини-музей будет вызывать большой интерес у детей и взрослых. А этот интерес

побуждает детей говорить, рассуждать, высказывать своё отношение к герою, к его

поступкам. Экспонаты будут приобретены или изготовлены руками родителей вместе с

детьми. А в совместной деятельности формируются положительные партнёрские детско-

родительские взаимоотношения. При посещении музея дети с удовольствием будут

рассказывать историю игрушки, сделанной своими руками: откуда она взялась, кто и как

её делал, высказывать своё отношение к ней, выступать в роли экскурсоводов.

Экспонаты:

• мягкие игрушки

• куклы из кукольного театра

• фотографии сказочных героев

• восковые фигурки

• маски героев

• книги сказок

• иллюстрации сказок

• разукраски

• рисунки детей

• поделки детей (пластилин, аппликация)

Для открытия мини-музей будет составлен мини-проект, по которому дети смогут

выступить в роли экскурсовода.

Создание и планирование работы в мини-

музее группы "Сказка ложь, да в ней

намек…"

Презентации к уроку

Работа по созданию мини-музея в группе началась с сентября месяца с опроса родителей.

Было проведено анкетирование, с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают

ли родители с детьми музеи и какие, чтобы они могли предложить для создания мини-

музея в группе. После анализа анкет родителей, проводились беседы с детьми и как

результат, было решено организовать мини-музей “Сказка ложь, да в ней намек…”.

Цели деятельности:

1.

Приобщать детей к миру литературы и воспитывать интерес к чтению.

2.

Развивать связную речь, обогащать словарь, развивать моторику и

речедвигательный аппарат.

3.

Развивать фантазию и ручные умения при изготовлении предметов музея.

4.

Учить работать и играть в коллективе.

Мини-музей располагается в игровой комнате группы на столе. Все предметы сделаны

совместно с детьми из природного и бросового материала. Некоторые выставки

проводились совместно с родителями. Сюжеты – различные сказки. Имеется настольный

театр, театр на фланелеграфе, мультфильм, театр из природного материала и глиняной

игрушки. Так же приобретены театры-конструкторы, перчаточные куклы для

инсценировок.

Предлагаются темы экскурсий для детей других групп детского сада:

“Мир сказки”: “Три медведя” - детям раннего дошкольного возраста. Цель: знакомство с

различными сказками, инсценировка сказки “Три медведя”.

“205 лет со дня рождение В.И. Даля”: для детей старшей и средней групп. Цель: знакомить

с известным лексографом, собирателем народной мудрости В.И. Далем. По средствам

сказки понять поговорки, знакомить с устаревшими словами и объяснять смысл.

“Литературная викторина” – дети старшего дошкольного возраста.

Планируемые выставки:

“Сказка ложь, да в ней намек…”

“Вот пришла зима, много сказок принесла”

“В гостях у дедушки Корнея”.

“Победа в воздухе не вьется, а руками достается”.

План работы в мини-музее на учебный год

Месяц

Работа в мини-музее

Сентябрь.

Анкетирование родителей об использовании новой формы работы: мини-музей

группы.

Обсуждение с детьми проекта и выбор названия мини-музея.

Октябрь.

Подбор атрибутов, выбор места, изготовление предметов, оформление мини-

музея.

Ноябрь.

“205 лет со Дня рождения В.И. Даля”. Сказка “Привередница” в обр. В.И.

Даля.

Цель: знакомить с известным лексографом, собирателем народной мудрости

В.И. Далем. По средству сказки понять поговорки, знакомить с устаревшими

словами и объяснять смысл. Инсценировка детьми сказки на фланелеграфе.

Знакомство со сказкой “Лиса-лапотница”.

Цель: знакомить с пересказом в обр. Даля. Беседа о поступке лисы, определить

ее характер. Словарь: лапоть.

Экскурсия для детей старшего и среднего возраста с показом сказки.

Декабрь.

“Три поросенка”.

Цель: учить пересказывать сказку при помощи настольного театра,

изготовленного совместно с детьми. Учить интонационной выразительности

для передачи характера героя.

Январь.

“Заяц-хваста”.

Цель: по русской народной сказке создать мультфильм “Заяц-хваста”. Учить

выделять эпизоды из целого сюжета, обсуждать “кадры” и составлять

нарисованную композицию каждой сцены. При озвучивании выделять

характерные фразы героев, передавать голосом эмоциональное состояние

героев.

Февраль.

“Лисичка-сестричка и серый волк”.

Цель: далее знакомить с русской народной сказкой. Изготовить из бросового

материала сценку из сказки. Учить описывать лису и волка. Узнавать их в

разных сказках.

В.И. Даль “Девочка Снегурочка”.

Цель: далее закреплять знания о творчестве В.И. Даля. Учить пересказывать

сказку при помощи серии сюжетных картин.

Март.

Экскурсия в мини-музей детей раннего возраста.

Цель: учить детей монологической речи, выступая в роли экскурсовода.

Показать сказку для малышей.

“В гостях у дедушки Корнея”. Досуг, посвященный 125-летию со Дня

рождения К. И. Чуковского.

Цель: знакомить с различными произведениями, заинтересовать историей

вещей. Вызвать желание помогать героям сказок при изготовлении атрибутов.

Используя кукольный настольный театр, инсценировать эпизоды

произведений.

Апрель.

“Небылицы в лицах, небывальщина”.

Цель: знакомить с потешным фольклором. Составление потешного рассказа,

небылиц. Создание книжки с потешным фольклором и иллюстрирование ее

детскими работами. Отдельная книга с сочиненными небылицами детей и

оформленная различными способами.

Май.

“Каша из топора”.

Цель: знакомить с солдатскими сказками, солдатской мудростью. Воспитывать

патриотизм, любовь и уважение к защитникам Отечества. Разучивание

пословиц о солдатах. Издание книжки-малышки с пословицами и поговорками

о солдатах.

“В гостях у дедушки Корнея”. Досуг, посвященный 125-летию со Дня рождения К. И.

Чуковского.

Цель: знакомить с различными произведениями, заинтересовать историей вещей. Вызвать

желание помогать героям сказок при изготовлении атрибутов. Используя кукольный

настольный театр, инсценировать эпизоды произведений.

План работы.

1.

Чтение произведений: “Телефон”, “Айболит”, “Муха-цокотуха”, “Мойдодыр”,

“Федорино горе”.

2.

На примере произведений познакомить с историей вещей: телефон, посуда,

самовар, умывальник.

3.

На занятии по конструированию изготовить “Аптечку”. На занятии по лепке из

глины лепить посуду и украшать ее узорами путем раскрашивания. Изготавливать

атрибуты к сказкам.

Досуг “В гостях у дедушки Корнея”.

Цель: закрепить знания произведений Чуковского, умение показывать эпизод сказки,

отгадывание загадок. Развитие памяти, логического мышления.

Ход досуга

В мини-музее портрет К.И. Чуковского, книжки с иллюстрациями различных художников,

персонажи сказок.

В.: Ребята, посмотрите, сколько разных книг! Вы узнали, что это за книги? (Да).

А что это за произведения? (Дети называют названия книг).

А кто написал все эти сказки? (К.И. Чуковский).

Подходим к портрету.

В.: В этом году исполнилось 125 лет со дня, как появился на свет мальчик по имени

Николай Корнейчуков, который взял псевдоним – Корней Чуковский. Многие писатели

придумывают себе литературное имя. Корней Чуковский знаменит во всем мире. Он

хорошо знал английский язык и переводил на русский много произведений.

Раздается звонок телефона (запись магнитофона).

В.:

У меня зазвонил телефон!

Кто говорит?

Слон?

Откуда?

От верблюда?

Ничего не понимаю.

Ребята, а всегда ли был телефон? Как раньше люди общались без телефона?

Дид. игра “Угадай, что нарисовано” – по рисункам определить, что хотел сказать

рисовавший.

“Разложи по порядку” – разложить в последовательности появления телефона.

В.: Ребята, а по какому из этих телефонов говорил Айболит?

Опять звонок телефона.

В.:

Где Айболит?

Не могу вам сказать.

Позвоните по номеру 125.

Появляется кукла Айболит (ребенок).

А.: Здравствуйте, ребята.

Я приехал только что из далека. Откуда я приехал?

Зачем ездил в Африку?

Кто сообщил мне о том, что заболели звери?

Дид. игра “Кто за кем” – разложить последовательно кто помог добраться доктору

Айболиту в Африку.

А.: Ребята, я забыл аптечку, как же теперь я буду лечить зверей?

Р.: А мы сделали тебе аптечку, выбирай любую.

А.: Но мне нужны инструменты.

Дид. игра “Сложи предметы доктора” – предметы или предметные картинки,

соответствующие разным профессиям.

А.: Что бы быть здоровым надо делать… (зарядку).

Физ. минутка “Зарядка”.

Появляется кукла Мальчик-грязнуля.

М.: Добрый доктор, помоги мне, пожалуйста.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка

Ускакала от меня.

А.: А чем я могу тебе помочь?

Входит Мойдодыр.

М.:

Я Великий Умывальник

Знаменитый Мойдодыр

Умывальников начальник

И мочалок командир.

Что случилось?

Чем помочь?

Дети: Этот мальчик не умывался и грязнуля.

А.:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А не чистым трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

М.:

Я все понял!

Да здравствует, мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Отбирает принадлежности для мытья.

В.: Доктор Айболит, Мойдодыр, Мальчик оставайтесь с нами. Наши дети покажут как

умеют отгадывать загадки.

Загадки К. Чуковского.

На столе лежат картинки – дид. игра “Из какой сказки К. Чуковского персонаж?”

В.: Вот сколько много произведений К. Чуковского мы знаем. А теперь пора прощаться со

сказками К. Чуковского, но вскоре мы с ними еще встретимся.

Выставка, посвященная К.И. Чуковскому, позволила не только познакомить с

произведениями, но и вызвала интерес у детей историей вещей:

“Телефон” – история и виды телефонов. Вопрос детям: С какого телефона звонили? (С

мобильного).

“Федорино горе” – история посуды, утюга и др. предметов быта (Посещение “Русской

избы”). Лепка из глины посуды и роспись известными декоративными росписями

(подарки мамам).

“Муха-цокотуха” – история самовара, традиции чаепития на Руси, пословицы и поговорки.

Еще один опыт – знакомство с потешным фольклором. Очень интересное и увлекательное

занятие, в результате которого с детьми сделали вывод о том, что придумать небылицу

очень сложно. Наиболее запомнившиеся мы нарисовали на занятии по рисованию.

В результате работы можно сделать вывод: мини-музей помог в освоении сложных тем и

вызвал интерес ко множеству тем. К истории вещей, к ознакомлению с искусством

(иллюстрации художников, м/ф, народные промыслы, театр). Помог решить задачу

приобщения к литературе. Обогатился словарь детей, при встрече с устаревшими словами

дети понимают суть произведения, и понимают о чем речь. Решение комплексных задач

при помощи мини-музея дают больший развивающий эффект, чем проведение обычных

занятий.

Список литературы:

1.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребёнок и книга. СПб.: Детство-Пресс, 1999.

2.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-

Синтез, 2006.

3.

Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной

культуры. СПб.: Детство- Пресс, 1999.

4.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению.

М.: Линка-Пресс, 2003.

5.

Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии

творческих способностей старших дошкольников. М.: Скрипторий 2003, 2006.

6.

Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. СПб.:

Детство-Пресс, 2003

7.

Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Литературно-

художественное развитие детей 3-5 лет. М.: Чистые пруды, 2005

8.

Кузьменкова Е. Как играть в стихи. Игровые интегрированные занятия с

использованием поэтических текстов для детей от четырёх лет. М.: Чистые пруды,

2008.

9.

Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… М.: Мегатрон, 1999.

10. Лебедев Ю.А. научный руководитель. Сказка как источник творчества детей. М.:

Владос, 2001.

11. Неизвестных И.Г. Настольный театр на крутящейся платформе. Музыкальный

руководитель № 4, 2006, стр. 89.

12. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ.

Интегрированные занятия под ред. К.Ю. белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”,

2005.

13. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. морозовой,

О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

14. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-

Пресс, 2008.

15. Алябьева Е.а. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и

конспекты. М.: ТЦ “Сфера”, 2001.



В раздел образования