Автор: Олейникова Вера Мерзабечевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ дс ОРВ "Солнышко"
Населённый пункт: п . Усть–Донецкий, Ростовская область
Наименование материала: мастер класс
Тема: Создание мини–музея
Раздел: дошкольное образование
Мини-музей «Волшебные сказки»
Цель:
создание условий для развития чувств дошкольников через организацию мини-
музея.
Задачи:
• сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;
• расширить представления о содержании музейной культуры;
• создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и
детей;
• воспитывать интерес, любовь к сказкам и их героям;
• воспитывать сопереживание, любовь к героям сказок;
• учить детей вживаться в образ героя, переживать его чувства.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
• принцип опоры на интересы ребенка;
• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли
взрослого;
• принцип наглядности;
• принцип последовательности;
• принцип сотрудничества и взаимоуважения.
План работы по созданию мини-музея «Волшебная сказка »:
Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
Подготовительный этап. Родительское собрание февраль 2011
1. Озвучивание темы собрания и названия мини - музея.
2. Выбор места для размещения мини - музeя.
3. Подготовка необходимого оборудования для создания мини-музея
Практический этап. 1. Сбор экспонатов.
2. Оформление выставки.
3. Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение экскурсий в мини – музей при МДОУ д/с № 397 «Березка». февраль -
апрель 2011
Создания мини-музея «Волшебная сказка».
Подведение итогов 1. Смотр мини - музея апрель 2011 Альбом «Мини-музей «Волшебная
сказка».
.
Сотрудничество с родителями и их активная роль позволит нам разнообразить мини –
музей, расширить интересы детей, объединить одной идеей творчества в создании
прекрасного вокруг детей.
Экспонаты в мини – музее будут доступны непосредственному восприятию детей. У детей
формируется способность любоваться, наслаждаться экспонатами. Срок экспозиции не
ограничивается одним днем, и дети могут самостоятельно познакомиться с
понравившимися экспонатами.
Будет проводиться НОД по закреплению впечатлений от увиденного, дети будут выражать
свое эмоциональное отношение через рисунок, лепку, поделки, которые в дальнейшем
будут неотъемлемой частью нашего музея.
Наш мини-музей будет вызывать большой интерес у детей и взрослых. А этот интерес
побуждает детей говорить, рассуждать, высказывать своё отношение к герою, к его
поступкам. Экспонаты будут приобретены или изготовлены руками родителей вместе с
детьми. А в совместной деятельности формируются положительные партнёрские детско-
родительские взаимоотношения. При посещении музея дети с удовольствием будут
рассказывать историю игрушки, сделанной своими руками: откуда она взялась, кто и как
её делал, высказывать своё отношение к ней, выступать в роли экскурсоводов.
Экспонаты:
• мягкие игрушки
• куклы из кукольного театра
• фотографии сказочных героев
• восковые фигурки
• маски героев
• книги сказок
• иллюстрации сказок
• разукраски
• рисунки детей
• поделки детей (пластилин, аппликация)
Для открытия мини-музей будет составлен мини-проект, по которому дети смогут
выступить в роли экскурсовода.
Создание и планирование работы в мини-
музее группы "Сказка ложь, да в ней
намек…"
Презентации к уроку
Работа по созданию мини-музея в группе началась с сентября месяца с опроса родителей.
Было проведено анкетирование, с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают
ли родители с детьми музеи и какие, чтобы они могли предложить для создания мини-
музея в группе. После анализа анкет родителей, проводились беседы с детьми и как
результат, было решено организовать мини-музей “Сказка ложь, да в ней намек…”.
Цели деятельности:
1.
Приобщать детей к миру литературы и воспитывать интерес к чтению.
2.
Развивать связную речь, обогащать словарь, развивать моторику и
речедвигательный аппарат.
3.
Развивать фантазию и ручные умения при изготовлении предметов музея.
4.
Учить работать и играть в коллективе.
Мини-музей располагается в игровой комнате группы на столе. Все предметы сделаны
совместно с детьми из природного и бросового материала. Некоторые выставки
проводились совместно с родителями. Сюжеты – различные сказки. Имеется настольный
театр, театр на фланелеграфе, мультфильм, театр из природного материала и глиняной
игрушки. Так же приобретены театры-конструкторы, перчаточные куклы для
инсценировок.
Предлагаются темы экскурсий для детей других групп детского сада:
“Мир сказки”: “Три медведя” - детям раннего дошкольного возраста. Цель: знакомство с
различными сказками, инсценировка сказки “Три медведя”.
“205 лет со дня рождение В.И. Даля”: для детей старшей и средней групп. Цель: знакомить
с известным лексографом, собирателем народной мудрости В.И. Далем. По средствам
сказки понять поговорки, знакомить с устаревшими словами и объяснять смысл.
“Литературная викторина” – дети старшего дошкольного возраста.
Планируемые выставки:
“Сказка ложь, да в ней намек…”
“Вот пришла зима, много сказок принесла”
“В гостях у дедушки Корнея”.
“Победа в воздухе не вьется, а руками достается”.
План работы в мини-музее на учебный год
Месяц
Работа в мини-музее
Сентябрь.
Анкетирование родителей об использовании новой формы работы: мини-музей
группы.
Обсуждение с детьми проекта и выбор названия мини-музея.
Октябрь.
Подбор атрибутов, выбор места, изготовление предметов, оформление мини-
музея.
Ноябрь.
“205 лет со Дня рождения В.И. Даля”. Сказка “Привередница” в обр. В.И.
Даля.
Цель: знакомить с известным лексографом, собирателем народной мудрости
В.И. Далем. По средству сказки понять поговорки, знакомить с устаревшими
словами и объяснять смысл. Инсценировка детьми сказки на фланелеграфе.
Знакомство со сказкой “Лиса-лапотница”.
Цель: знакомить с пересказом в обр. Даля. Беседа о поступке лисы, определить
ее характер. Словарь: лапоть.
Экскурсия для детей старшего и среднего возраста с показом сказки.
Декабрь.
“Три поросенка”.
Цель: учить пересказывать сказку при помощи настольного театра,
изготовленного совместно с детьми. Учить интонационной выразительности
для передачи характера героя.
Январь.
“Заяц-хваста”.
Цель: по русской народной сказке создать мультфильм “Заяц-хваста”. Учить
выделять эпизоды из целого сюжета, обсуждать “кадры” и составлять
нарисованную композицию каждой сцены. При озвучивании выделять
характерные фразы героев, передавать голосом эмоциональное состояние
героев.
Февраль.
“Лисичка-сестричка и серый волк”.
Цель: далее знакомить с русской народной сказкой. Изготовить из бросового
материала сценку из сказки. Учить описывать лису и волка. Узнавать их в
разных сказках.
В.И. Даль “Девочка Снегурочка”.
Цель: далее закреплять знания о творчестве В.И. Даля. Учить пересказывать
сказку при помощи серии сюжетных картин.
Март.
Экскурсия в мини-музей детей раннего возраста.
Цель: учить детей монологической речи, выступая в роли экскурсовода.
Показать сказку для малышей.
“В гостях у дедушки Корнея”. Досуг, посвященный 125-летию со Дня
рождения К. И. Чуковского.
Цель: знакомить с различными произведениями, заинтересовать историей
вещей. Вызвать желание помогать героям сказок при изготовлении атрибутов.
Используя кукольный настольный театр, инсценировать эпизоды
произведений.
Апрель.
“Небылицы в лицах, небывальщина”.
Цель: знакомить с потешным фольклором. Составление потешного рассказа,
небылиц. Создание книжки с потешным фольклором и иллюстрирование ее
детскими работами. Отдельная книга с сочиненными небылицами детей и
оформленная различными способами.
Май.
“Каша из топора”.
Цель: знакомить с солдатскими сказками, солдатской мудростью. Воспитывать
патриотизм, любовь и уважение к защитникам Отечества. Разучивание
пословиц о солдатах. Издание книжки-малышки с пословицами и поговорками
о солдатах.
“В гостях у дедушки Корнея”. Досуг, посвященный 125-летию со Дня рождения К. И.
Чуковского.
Цель: знакомить с различными произведениями, заинтересовать историей вещей. Вызвать
желание помогать героям сказок при изготовлении атрибутов. Используя кукольный
настольный театр, инсценировать эпизоды произведений.
План работы.
1.
Чтение произведений: “Телефон”, “Айболит”, “Муха-цокотуха”, “Мойдодыр”,
“Федорино горе”.
2.
На примере произведений познакомить с историей вещей: телефон, посуда,
самовар, умывальник.
3.
На занятии по конструированию изготовить “Аптечку”. На занятии по лепке из
глины лепить посуду и украшать ее узорами путем раскрашивания. Изготавливать
атрибуты к сказкам.
Досуг “В гостях у дедушки Корнея”.
Цель: закрепить знания произведений Чуковского, умение показывать эпизод сказки,
отгадывание загадок. Развитие памяти, логического мышления.
Ход досуга
В мини-музее портрет К.И. Чуковского, книжки с иллюстрациями различных художников,
персонажи сказок.
В.: Ребята, посмотрите, сколько разных книг! Вы узнали, что это за книги? (Да).
А что это за произведения? (Дети называют названия книг).
А кто написал все эти сказки? (К.И. Чуковский).
Подходим к портрету.
В.: В этом году исполнилось 125 лет со дня, как появился на свет мальчик по имени
Николай Корнейчуков, который взял псевдоним – Корней Чуковский. Многие писатели
придумывают себе литературное имя. Корней Чуковский знаменит во всем мире. Он
хорошо знал английский язык и переводил на русский много произведений.
Раздается звонок телефона (запись магнитофона).
В.:
У меня зазвонил телефон!
Кто говорит?
Слон?
Откуда?
От верблюда?
Ничего не понимаю.
Ребята, а всегда ли был телефон? Как раньше люди общались без телефона?
Дид. игра “Угадай, что нарисовано” – по рисункам определить, что хотел сказать
рисовавший.
“Разложи по порядку” – разложить в последовательности появления телефона.
В.: Ребята, а по какому из этих телефонов говорил Айболит?
Опять звонок телефона.
В.:
Где Айболит?
Не могу вам сказать.
Позвоните по номеру 125.
Появляется кукла Айболит (ребенок).
А.: Здравствуйте, ребята.
Я приехал только что из далека. Откуда я приехал?
Зачем ездил в Африку?
Кто сообщил мне о том, что заболели звери?
Дид. игра “Кто за кем” – разложить последовательно кто помог добраться доктору
Айболиту в Африку.
А.: Ребята, я забыл аптечку, как же теперь я буду лечить зверей?
Р.: А мы сделали тебе аптечку, выбирай любую.
А.: Но мне нужны инструменты.
Дид. игра “Сложи предметы доктора” – предметы или предметные картинки,
соответствующие разным профессиям.
А.: Что бы быть здоровым надо делать… (зарядку).
Физ. минутка “Зарядка”.
Появляется кукла Мальчик-грязнуля.
М.: Добрый доктор, помоги мне, пожалуйста.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка
Ускакала от меня.
А.: А чем я могу тебе помочь?
Входит Мойдодыр.
М.:
Я Великий Умывальник
Знаменитый Мойдодыр
Умывальников начальник
И мочалок командир.
Что случилось?
Чем помочь?
Дети: Этот мальчик не умывался и грязнуля.
А.:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А не чистым трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!
М.:
Я все понял!
Да здравствует, мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Отбирает принадлежности для мытья.
В.: Доктор Айболит, Мойдодыр, Мальчик оставайтесь с нами. Наши дети покажут как
умеют отгадывать загадки.
Загадки К. Чуковского.
На столе лежат картинки – дид. игра “Из какой сказки К. Чуковского персонаж?”
В.: Вот сколько много произведений К. Чуковского мы знаем. А теперь пора прощаться со
сказками К. Чуковского, но вскоре мы с ними еще встретимся.
Выставка, посвященная К.И. Чуковскому, позволила не только познакомить с
произведениями, но и вызвала интерес у детей историей вещей:
“Телефон” – история и виды телефонов. Вопрос детям: С какого телефона звонили? (С
мобильного).
“Федорино горе” – история посуды, утюга и др. предметов быта (Посещение “Русской
избы”). Лепка из глины посуды и роспись известными декоративными росписями
(подарки мамам).
“Муха-цокотуха” – история самовара, традиции чаепития на Руси, пословицы и поговорки.
Еще один опыт – знакомство с потешным фольклором. Очень интересное и увлекательное
занятие, в результате которого с детьми сделали вывод о том, что придумать небылицу
очень сложно. Наиболее запомнившиеся мы нарисовали на занятии по рисованию.
В результате работы можно сделать вывод: мини-музей помог в освоении сложных тем и
вызвал интерес ко множеству тем. К истории вещей, к ознакомлению с искусством
(иллюстрации художников, м/ф, народные промыслы, театр). Помог решить задачу
приобщения к литературе. Обогатился словарь детей, при встрече с устаревшими словами
дети понимают суть произведения, и понимают о чем речь. Решение комплексных задач
при помощи мини-музея дают больший развивающий эффект, чем проведение обычных
занятий.
Список литературы:
1.
Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребёнок и книга. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
2.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-
Синтез, 2006.
3.
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. СПб.: Детство- Пресс, 1999.
4.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению.
М.: Линка-Пресс, 2003.
5.
Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии
творческих способностей старших дошкольников. М.: Скрипторий 2003, 2006.
6.
Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. СПб.:
Детство-Пресс, 2003
7.
Кузьменкова Е., Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Литературно-
художественное развитие детей 3-5 лет. М.: Чистые пруды, 2005
8.
Кузьменкова Е. Как играть в стихи. Игровые интегрированные занятия с
использованием поэтических текстов для детей от четырёх лет. М.: Чистые пруды,
2008.
9.
Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… М.: Мегатрон, 1999.
10. Лебедев Ю.А. научный руководитель. Сказка как источник творчества детей. М.:
Владос, 2001.
11. Неизвестных И.Г. Настольный театр на крутящейся платформе. Музыкальный
руководитель № 4, 2006, стр. 89.
12. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ.
Интегрированные занятия под ред. К.Ю. белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”,
2005.
13. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. морозовой,
О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
14. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-
Пресс, 2008.
15. Алябьева Е.а. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и
конспекты. М.: ТЦ “Сфера”, 2001.