Напоминание

Особенности проектирования образовательной среды для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.


Автор: Нилова Елена Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№24
Населённый пункт: Санкт –Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности проектирования образовательной среды для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности проектирования образовательной среды для детей

старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Проектирование образовательной среды в условиях семьи – это организация

пространства и использования оборудования и другого оснащения в соответствии с

целями обеспечения безопасности психического благополучия ребёнка, а также его

развития.

При создании образовательной среды необходимо помнить, что проектировать

пространство важно с учётом следующих факторов:

Комфортность и безопасность домашней обстановки.

В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребёнка складываются

предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса,

что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Предметы необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие

цвета, форм, материалов.

Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.

Такой подход ставит ребёнка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается

на приобретении опыта социальной жизни, развивает его самостоятельность и

инициативность.

Обеспечение возможности для исследования и обучения.

Здесь следует учитывать особенности восприятия ребёнком окружающего мира.

Особенности развевающей среды помещения во многом определяются личностными

качествами и педагогическими замыслами родителей.

Например: если семья – знаток своего города, любит изучать его вместе с ребёнком,

конечно, это найдёт отражение в обстановке.

Принцип удовлетворения потребностей ребёнка.

У каждого ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности:

1.

потребность в движении,

2.

потребность в общении,

3.

потребность в познании.

Среда должна эти потребности удовлетворять, чтобы у ребёнка был самостоятельный

выбор: с кем, как, где, во что играть. Помните, что дети нуждаются в значительном по

площади свободном пространстве. Оно необходимо для активной деятельности, ролевых

игр, для «неприятных» игр (с водой, песком, глиной и т. п.), для спокойных игр и занятий в

одиночестве. При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого

зонирования. Такое пространство помогут создать невысокие ширмы, которые

одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для

наблюдения.

Принцип уважения мнения ребёнка.

Развивающую среду выстраивают для детей родители. Однако нельзя забывать, что

представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с

представлениями ребёнка об этом. При этом нужно стараться сделать так, чтобы

окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы

оборудование было расставлено удобно для ребёнка.

Принцип функциональности.

Это означает то, что в помещении находятся только те материалы и предметы, которые

могут быть востребованы ребёнком и выполняют развивающую функцию. Имеющееся

оборудование и материалы необходимо постоянно обновлять, учитывая их

привлекательность и развивающий потенциал.

Принцип учёта возраста и особенностей ребёнка.

Родителям необходимо, подбирать в уголок те материалы, которые подходят именно их

ребёнку.

Принцип динамичности – статичности среды.

Ребёнок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается.

Развивающая среда не может быть построена раз и навсегда, завтра она уже перестанет

стимулировать развитие ребёнка, а послезавтра станет его тормозить. Организовывать

развивающее пространство можно с помощью модульной мебели, что создаёт условия

для взаимодействия, взаимообучения ребёнка.

При проектировании развивающей – образовательной среды следует исходить из

необходимости учёта следующих факторов:

индивидуальности интересов, склонностей, предпочтений ребёнка;

потребностей ребёнка;

любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей

ребёнка;

возрастных, индивидуальных и социально – психологических особенностей

ребёнка;

особенностей эмоционального – личностного развития ребёнка.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей

развивающая среда должна обеспечивать ребёнку право и свободу выбора любимого

занятия. Для этого предусматривается периодическое обновление материала и

оборудования, ориентированное на возникающие интересы ребёнка.

Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих

способностей ребёнка основано на создании спектра возможностей для поиска,

моделирования и экспериментирования с различными материалами.

Учёт возрастных особенностей ребёнка, требует при проектировании развивающего

пространства предусматривать возрастное предназначение оборудования и материалов.

Социально – психологические особенности ребёнка дошкольного возраста предполагают

стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а

также время от времени возникающую потребность в уединении.

Учёт индивидуальных особенностей эмоционально – личностного развития ребёнка

требует проектирования своеобразных «зон приватности» - специальных мест, в которых

ребёнок может уединится, хранить свое личное имущество: любимую игрушку, открытку,

значки, фотографию и т.д.



В раздел образования