Автор: Нилова Елена Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№24
Населённый пункт: Санкт –Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Особенности проектирования образовательной среды для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Раздел: дошкольное образование
Особенности проектирования образовательной среды для детей
старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Проектирование образовательной среды в условиях семьи – это организация
пространства и использования оборудования и другого оснащения в соответствии с
целями обеспечения безопасности психического благополучия ребёнка, а также его
развития.
При создании образовательной среды необходимо помнить, что проектировать
пространство важно с учётом следующих факторов:
Комфортность и безопасность домашней обстановки.
В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребёнка складываются
предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса,
что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
Предметы необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие
цвета, форм, материалов.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
Такой подход ставит ребёнка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается
на приобретении опыта социальной жизни, развивает его самостоятельность и
инициативность.
Обеспечение возможности для исследования и обучения.
Здесь следует учитывать особенности восприятия ребёнком окружающего мира.
Особенности развевающей среды помещения во многом определяются личностными
качествами и педагогическими замыслами родителей.
Например: если семья – знаток своего города, любит изучать его вместе с ребёнком,
конечно, это найдёт отражение в обстановке.
Принцип удовлетворения потребностей ребёнка.
У каждого ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности:
1.
потребность в движении,
2.
потребность в общении,
3.
потребность в познании.
Среда должна эти потребности удовлетворять, чтобы у ребёнка был самостоятельный
выбор: с кем, как, где, во что играть. Помните, что дети нуждаются в значительном по
площади свободном пространстве. Оно необходимо для активной деятельности, ролевых
игр, для «неприятных» игр (с водой, песком, глиной и т. п.), для спокойных игр и занятий в
одиночестве. При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого
зонирования. Такое пространство помогут создать невысокие ширмы, которые
одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для
наблюдения.
Принцип уважения мнения ребёнка.
Развивающую среду выстраивают для детей родители. Однако нельзя забывать, что
представления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с
представлениями ребёнка об этом. При этом нужно стараться сделать так, чтобы
окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы
оборудование было расставлено удобно для ребёнка.
Принцип функциональности.
Это означает то, что в помещении находятся только те материалы и предметы, которые
могут быть востребованы ребёнком и выполняют развивающую функцию. Имеющееся
оборудование и материалы необходимо постоянно обновлять, учитывая их
привлекательность и развивающий потенциал.
Принцип учёта возраста и особенностей ребёнка.
Родителям необходимо, подбирать в уголок те материалы, которые подходят именно их
ребёнку.
Принцип динамичности – статичности среды.
Ребёнок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается.
Развивающая среда не может быть построена раз и навсегда, завтра она уже перестанет
стимулировать развитие ребёнка, а послезавтра станет его тормозить. Организовывать
развивающее пространство можно с помощью модульной мебели, что создаёт условия
для взаимодействия, взаимообучения ребёнка.
При проектировании развивающей – образовательной среды следует исходить из
необходимости учёта следующих факторов:
индивидуальности интересов, склонностей, предпочтений ребёнка;
потребностей ребёнка;
любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей
ребёнка;
возрастных, индивидуальных и социально – психологических особенностей
ребёнка;
особенностей эмоционального – личностного развития ребёнка.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей
развивающая среда должна обеспечивать ребёнку право и свободу выбора любимого
занятия. Для этого предусматривается периодическое обновление материала и
оборудования, ориентированное на возникающие интересы ребёнка.
Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих
способностей ребёнка основано на создании спектра возможностей для поиска,
моделирования и экспериментирования с различными материалами.
Учёт возрастных особенностей ребёнка, требует при проектировании развивающего
пространства предусматривать возрастное предназначение оборудования и материалов.
Социально – психологические особенности ребёнка дошкольного возраста предполагают
стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а
также время от времени возникающую потребность в уединении.
Учёт индивидуальных особенностей эмоционально – личностного развития ребёнка
требует проектирования своеобразных «зон приватности» - специальных мест, в которых
ребёнок может уединится, хранить свое личное имущество: любимую игрушку, открытку,
значки, фотографию и т.д.