Автор: Наквасина Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8 "Теремок"
Населённый пункт: г.Великий Устюг, Вологодской обл.
Наименование материала: Опыт работы
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ПОДДЕРЖКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ
Раздел: дошкольное образование
1
Наквасина Лариса Владимировна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 8 «Теремок»
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АК-
ТИВНОСТИ, ПОДДЕРЖКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕ-
ТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок яв-
ляется первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружа-
ет. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь.
В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему
необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на
вкус, подергать, покрутить, постукать… Ребенок, таким образом, познает
окружающий мир. Задача взрослых – поддерживать этот интерес, не дать
ему угаснуть.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к по-
знавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности и
творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой лич-
ности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Федеральный госу-
дарственный стандарт диктует нам сегодня направление на развитие ин-
тересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формиро-
вание познавательных действий, интеллектуального развития, детской ода-
ренности.
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы
развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться
на слова Н.Н. Поддъякова: « Причины встречающейся интеллектуальной
пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных
впечатлений и интересов». Таким образом, возникла необходимость обога-
тить детские впечатления и развивать их интересы, поддерживать развитие
детской любознательности с помощью различных видов познавательной
деятельности.
В своей работе по этому направлению решила использовать различные
формы работы с детьми: не только инновационные, но и традиционные.
Систему работы выстроила из трех блоков:
- работа с детьми;
2
- сотрудничество с родителями;
- совместная работа взрослых и детей (дети, педагоги, родители).
Начала работу с планирования сетки занятий по познавательному развитию
в соответствии с программой, продумала формы, методы и приемы работы
с детьми, их эффективное использование в утренние и вечерние часы.
Спланировала работу с родителями: формы сотрудничества, консультации
и темы родительских собраний. Затем скорректировала свой план с пер-
спективным тематическим планированием на год и планом ДОУ на новый
учебный год. Далее продумала оформление развивающей среды, сменяе-
мость игрового, познавательного материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую актив-
ность детей. Приготовила картотеки с наблюдениями, опытами – экспери-
ментами, беседами по познавательной деятельности, запланировала (по ме-
сяцам) использование дидактических игр по темам и проектную деятель-
ность.
Книга – источник знаний, интересующей информации. Поэтому в нашей
группе всегда новая книга, выставки книг по темам недели и наша первая
экскурсия- экскурсия в экологическую библиотеку « Дом, где живут кни-
ги». Дети узнали: что такое библиотека, для чего она нужна, какие книги в
ней находятся, кто такой библиотекарь и многое другое. Так же в ДОУ про-
шла акция « Подари книгу детям», с помощью которой мы собрали новую
библиотечку для группы.
Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и
явлений окружающего мира. Актуальность метода заключается в том, что
он дает детям представления о различных сторонах изучаемого объекта, о
его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В группе
создан экспериментальный центр «Уголок чудес и превращений». В про-
цессе опытов с бумагой, магнитом, лупой, водой и снегом, тканями и крас-
ками, камешками и листьями побуждала детей к обследованию, сравне-
нию, установлению связей и зависимостей, дети приобрели опыт поис-
ковых действий, радовались маленьким самостоятельным открытиям, у
них сформировались элементарные понятия и умозаключения. С помощью
дидактических игр, игр – экспериментов, игр на познание и классифика-
цию объектов окружающего мира, игр на развитие чувственного восприя-
тия и формирования основ экологического самосознания дети расширили,
углубили, закрепили свои знания. Игры способствовали сенсорному разви-
тию, любознательности и познавательной активности.
3
Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке, где ис-
пользую специальные приемы, организующие восприятие детей: продук-
тивный диалог, поисковые вопросы, обследование объекта, сравнение
объектов между собой, установление связей между отдельными объектами
или явлениями природы, загадки и стихи. При наблюдениях побуждаю де-
тей думать, вспоминать, действовать и искать ответ на поставленный во-
прос. Стараюсь, чтобы каждое наблюдение совершенствовало знания де-
тей, постепенно расширяло и углубляло первоначальные знания об объек-
те. Полученные знания закрепляю в других видах детской деятельности:
беседах об увиденном, чтении книг о природе, рассматривании репродук-
ций картин художников, изобразительной деятельности. Развитию любо-
знательности также способствуют наблюдения из окна в утренние и вечер-
ние часы с использованием художественного слова (стихов и загадок).
Познавательные занятия. Организация и содержание этих занятий зависит
от программных образовательных задач, а также от самой познавательной
деятельности (автор разработки О.В. Дыбова; программа « От рождения до
школы»). Непосредственно образовательную деятельность с детьми прово-
жу в игровой форме, в ходе занятия активно использую игровые приемы.
Дети узнают и закрепляют знания о предметах из стекла, дерева, пластмас-
сы, знакомятся со свойствами, происхождением, использованием предме-
тов. Так же продолжают получать новые знания о профессиях взрослых, о
природе: домашних (диких) животных и растениях. Игровая мотивация, ис-
пользование разных видов игр и наглядный материал помогают детям про-
явить познавательную и коммуникативную активность, инициативу.
Также дети могут « утолить» свое любопытство и еще раз поэксперименти-
ровать в конструкторской деятельности с различными материалами: бума-
гой, природными материалами и различным строительным материалом, в
том числе и «лего» на занятиях по конструированию и в самостоятельной
деятельности.
Одним из эффективных методов по формированию любознательности, по-
знавательной активности и поддержке исследовательского поведения детей
является метод проектов. Это замечательная форма работы с детьми, где
происходит взаимопроникновение разделов программы и видов деятельно-
сти друг в друга, взаимное решение различных задач и образовательных
технологий, где сотрудничают и взаимодействуют взрослые и дети. Осо-
бенной ценностью является участие самых близких ребенку людей – их ро-
дителей. В начале работы с родителями были проведены собрания «Что та-
4
кое проектная деятельность в ДОУ», « Как прекрасен этот мир. Растим ре-
бенка любознательным», консультации на темы « Как помочь ребенку
участвовать в проекте», « Как отвечать на детские вопросы», анкетирова-
ние родителей « Интересы вашего ребенка». Родители посещали «Клуб вы-
ходного дня» вместе с детьми. Мы посетили музей природы с экскурсиями
« В гостях у Лисы Патрикеевны», « В гостях у трех медведей». Что очень
сплотило наш коллектив детей и взрослых и позволило родителям с другой
стороны взглянуть на образование своих детей. Вот тут - то родители узна-
ли о том, какие у них любознательные дети.
В рамках проекта « Любимый город» мы посетили музей храма Жен Миро-
носиц с экскурсией « Народная игрушка», где дети узнали для себя много
нового: что такое музей, как в нем себя вести, о профессии экскурсовода, в
какие игрушки играли дети много лет назад, из какого материала они сде-
ланы. Ярко представлена информация о происхождении игрушек ( интерес-
ные легенды и истории), дети с удовольствием поиграли в народные игры.
А для родителей был представлен фоторепортаж об экскурсии.
По теме « Как отвечать на детские вопросы?» родители представили разно-
образный наглядный материал (стенгазета, книжки – малышки), который
мы в дальнейшем будем использовать в разных видах деятельности.
Наше сотрудничество с родителями продолжилось с участием их в выстав-
ках рисунков и поделок в тематических неделях. В группе была создана
рубрика «Наша игротека», где ребенок приносил любимую познаватель-
ную настольную игру и сам учил сверстников в нее играть. Развивалась
инициатива, самостоятельность и коммуникативные навыки ребенка. А у
других игроков повышалась познавательная активность, желание сотруд-
ничать и ожидание новых игр. А экспериментирование продолжилось в та-
ких проектах как « Песочные фантазии», « Огород на подоконнике». В по-
следнем родители приняли участие в выращивании рассады со своим ре-
бенком, где самостоятельно провели исследовательскую деятельность и за-
фиксировали результаты.
Задачи по выработке новых навыков взаимодействия с ребенком, активиза-
ции коммуникации в семье решались в детском проекте «Кто такой пожар-
ный», где продуктом совместной деятельности стал леп-бук и иллюстра-
тивная папка с рисунками ребенка. Так с помощью знаний одного ребенка
его сверстники познакомились с профессией пожарного и узнали много но-
вого по теме безопасности.
5
В результате такой системы работы 70% детей группы:
- стали более инициативны и самостоятельны в познавательно-исследова-
тельской деятельности, конструировании;
- проявляют любознательность, активно задают вопросы взрослым и
сверстникам, с любопытством рассматривают книги и слушают познава-
тельную литературу;
- интересуются причинно - следственными связями, возросла склонность к
наблюдению, экспериментированию (сформированы умения получать све-
дения о новом объекте в процессе его практического исследования).
Дети научились свой чувственный опыт фиксировать в речи, а результаты
эксперимента и наблюдения - в рисунке (схеме). Появилась активная ком-
муникация между сверстниками в виде передачи информации « что я ви-
дел, узнал».
Установились партнерские отношения между педагогами, детьми и родите-
лями, создалась атмосфера общности интересов. Повысилась педагогиче-
ская культура родителей. Сотрудничество между родителями и педагогами
группы активно развивается, видна сплоченность родительского коллекти-
ва и педагогов. А родители стали активней участвовать в проектной дея-
тельности, интересоваться жизнью детей в детском саду, также
повысился интерес родителей к вопросам воспитания детей.