Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ПОДДЕРЖКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ


Автор: Наквасина Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8 "Теремок"
Населённый пункт: г.Великий Устюг, Вологодской обл.
Наименование материала: Опыт работы
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ПОДДЕРЖКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 4–5 ЛЕТ
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Наквасина Лариса Владимировна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 8 «Теремок»

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АК-

ТИВНОСТИ, ПОДДЕРЖКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕ-

ТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок яв-

ляется первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружа-

ет. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь.

В ребенке с рождения заложен этот самый познавательный интерес: ему

необходимо самому все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на

вкус, подергать, покрутить, постукать… Ребенок, таким образом, познает

окружающий мир. Задача взрослых – поддерживать этот интерес, не дать

ему угаснуть.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к по-

знавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности и

творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой лич-

ности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Федеральный госу-

дарственный стандарт диктует нам сегодня направление на развитие ин-

тересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формиро-

вание познавательных действий, интеллектуального развития, детской ода-

ренности.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы

развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться

на слова Н.Н. Поддъякова: « Причины встречающейся интеллектуальной

пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных

впечатлений и интересов». Таким образом, возникла необходимость обога-

тить детские впечатления и развивать их интересы, поддерживать развитие

детской любознательности с помощью различных видов познавательной

деятельности.

В своей работе по этому направлению решила использовать различные

формы работы с детьми: не только инновационные, но и традиционные.

Систему работы выстроила из трех блоков:

- работа с детьми;

2

- сотрудничество с родителями;

- совместная работа взрослых и детей (дети, педагоги, родители).

Начала работу с планирования сетки занятий по познавательному развитию

в соответствии с программой, продумала формы, методы и приемы работы

с детьми, их эффективное использование в утренние и вечерние часы.

Спланировала работу с родителями: формы сотрудничества, консультации

и темы родительских собраний. Затем скорректировала свой план с пер-

спективным тематическим планированием на год и планом ДОУ на новый

учебный год. Далее продумала оформление развивающей среды, сменяе-

мость игрового, познавательного материала, появление новых предметов,

стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую актив-

ность детей. Приготовила картотеки с наблюдениями, опытами – экспери-

ментами, беседами по познавательной деятельности, запланировала (по ме-

сяцам) использование дидактических игр по темам и проектную деятель-

ность.

Книга – источник знаний, интересующей информации. Поэтому в нашей

группе всегда новая книга, выставки книг по темам недели и наша первая

экскурсия- экскурсия в экологическую библиотеку « Дом, где живут кни-

ги». Дети узнали: что такое библиотека, для чего она нужна, какие книги в

ней находятся, кто такой библиотекарь и многое другое. Так же в ДОУ про-

шла акция « Подари книгу детям», с помощью которой мы собрали новую

библиотечку для группы.

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и

явлений окружающего мира. Актуальность метода заключается в том, что

он дает детям представления о различных сторонах изучаемого объекта, о

его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В группе

создан экспериментальный центр «Уголок чудес и превращений». В про-

цессе опытов с бумагой, магнитом, лупой, водой и снегом, тканями и крас-

ками, камешками и листьями побуждала детей к обследованию, сравне-

нию, установлению связей и зависимостей, дети приобрели опыт поис-

ковых действий, радовались маленьким самостоятельным открытиям, у

них сформировались элементарные понятия и умозаключения. С помощью

дидактических игр, игр – экспериментов, игр на познание и классифика-

цию объектов окружающего мира, игр на развитие чувственного восприя-

тия и формирования основ экологического самосознания дети расширили,

углубили, закрепили свои знания. Игры способствовали сенсорному разви-

тию, любознательности и познавательной активности.

3

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке, где ис-

пользую специальные приемы, организующие восприятие детей: продук-

тивный диалог, поисковые вопросы, обследование объекта, сравнение

объектов между собой, установление связей между отдельными объектами

или явлениями природы, загадки и стихи. При наблюдениях побуждаю де-

тей думать, вспоминать, действовать и искать ответ на поставленный во-

прос. Стараюсь, чтобы каждое наблюдение совершенствовало знания де-

тей, постепенно расширяло и углубляло первоначальные знания об объек-

те. Полученные знания закрепляю в других видах детской деятельности:

беседах об увиденном, чтении книг о природе, рассматривании репродук-

ций картин художников, изобразительной деятельности. Развитию любо-

знательности также способствуют наблюдения из окна в утренние и вечер-

ние часы с использованием художественного слова (стихов и загадок).

Познавательные занятия. Организация и содержание этих занятий зависит

от программных образовательных задач, а также от самой познавательной

деятельности (автор разработки О.В. Дыбова; программа « От рождения до

школы»). Непосредственно образовательную деятельность с детьми прово-

жу в игровой форме, в ходе занятия активно использую игровые приемы.

Дети узнают и закрепляют знания о предметах из стекла, дерева, пластмас-

сы, знакомятся со свойствами, происхождением, использованием предме-

тов. Так же продолжают получать новые знания о профессиях взрослых, о

природе: домашних (диких) животных и растениях. Игровая мотивация, ис-

пользование разных видов игр и наглядный материал помогают детям про-

явить познавательную и коммуникативную активность, инициативу.

Также дети могут « утолить» свое любопытство и еще раз поэксперименти-

ровать в конструкторской деятельности с различными материалами: бума-

гой, природными материалами и различным строительным материалом, в

том числе и «лего» на занятиях по конструированию и в самостоятельной

деятельности.

Одним из эффективных методов по формированию любознательности, по-

знавательной активности и поддержке исследовательского поведения детей

является метод проектов. Это замечательная форма работы с детьми, где

происходит взаимопроникновение разделов программы и видов деятельно-

сти друг в друга, взаимное решение различных задач и образовательных

технологий, где сотрудничают и взаимодействуют взрослые и дети. Осо-

бенной ценностью является участие самых близких ребенку людей – их ро-

дителей. В начале работы с родителями были проведены собрания «Что та-

4

кое проектная деятельность в ДОУ», « Как прекрасен этот мир. Растим ре-

бенка любознательным», консультации на темы « Как помочь ребенку

участвовать в проекте», « Как отвечать на детские вопросы», анкетирова-

ние родителей « Интересы вашего ребенка». Родители посещали «Клуб вы-

ходного дня» вместе с детьми. Мы посетили музей природы с экскурсиями

« В гостях у Лисы Патрикеевны», « В гостях у трех медведей». Что очень

сплотило наш коллектив детей и взрослых и позволило родителям с другой

стороны взглянуть на образование своих детей. Вот тут - то родители узна-

ли о том, какие у них любознательные дети.

В рамках проекта « Любимый город» мы посетили музей храма Жен Миро-

носиц с экскурсией « Народная игрушка», где дети узнали для себя много

нового: что такое музей, как в нем себя вести, о профессии экскурсовода, в

какие игрушки играли дети много лет назад, из какого материала они сде-

ланы. Ярко представлена информация о происхождении игрушек ( интерес-

ные легенды и истории), дети с удовольствием поиграли в народные игры.

А для родителей был представлен фоторепортаж об экскурсии.

По теме « Как отвечать на детские вопросы?» родители представили разно-

образный наглядный материал (стенгазета, книжки – малышки), который

мы в дальнейшем будем использовать в разных видах деятельности.

Наше сотрудничество с родителями продолжилось с участием их в выстав-

ках рисунков и поделок в тематических неделях. В группе была создана

рубрика «Наша игротека», где ребенок приносил любимую познаватель-

ную настольную игру и сам учил сверстников в нее играть. Развивалась

инициатива, самостоятельность и коммуникативные навыки ребенка. А у

других игроков повышалась познавательная активность, желание сотруд-

ничать и ожидание новых игр. А экспериментирование продолжилось в та-

ких проектах как « Песочные фантазии», « Огород на подоконнике». В по-

следнем родители приняли участие в выращивании рассады со своим ре-

бенком, где самостоятельно провели исследовательскую деятельность и за-

фиксировали результаты.

Задачи по выработке новых навыков взаимодействия с ребенком, активиза-

ции коммуникации в семье решались в детском проекте «Кто такой пожар-

ный», где продуктом совместной деятельности стал леп-бук и иллюстра-

тивная папка с рисунками ребенка. Так с помощью знаний одного ребенка

его сверстники познакомились с профессией пожарного и узнали много но-

вого по теме безопасности.

5

В результате такой системы работы 70% детей группы:

- стали более инициативны и самостоятельны в познавательно-исследова-

тельской деятельности, конструировании;

- проявляют любознательность, активно задают вопросы взрослым и

сверстникам, с любопытством рассматривают книги и слушают познава-

тельную литературу;

- интересуются причинно - следственными связями, возросла склонность к

наблюдению, экспериментированию (сформированы умения получать све-

дения о новом объекте в процессе его практического исследования).

Дети научились свой чувственный опыт фиксировать в речи, а результаты

эксперимента и наблюдения - в рисунке (схеме). Появилась активная ком-

муникация между сверстниками в виде передачи информации « что я ви-

дел, узнал».

Установились партнерские отношения между педагогами, детьми и родите-

лями, создалась атмосфера общности интересов. Повысилась педагогиче-

ская культура родителей. Сотрудничество между родителями и педагогами

группы активно развивается, видна сплоченность родительского коллекти-

ва и педагогов. А родители стали активней участвовать в проектной дея-

тельности, интересоваться жизнью детей в детском саду, также

повысился интерес родителей к вопросам воспитания детей.



В раздел образования