Автор: Маркова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8 "Теремок"
Населённый пункт: г.Великий Устюг, Вологодской обл.
Наименование материала: Проект
Тема: «Кто такой пожарный?»
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта проекта
содержание
пояснения
название проекта
«Кто такой пожарный?»
тип проекта
информационно- познавательный, детский
индивидуальный
авторы
Семён Марков,
педагоги: Маркова Н.А.
участники
Воспитатели средней группы, дети и родители.
сроки
Среднесрочный (март-апрель)
Актуальность.
Современный мир профессий многообразен. На разных
этапах развития общества одни профессии утрачивают
свою актуальность, появляются новые. Всё это,
несомненно, находит отражение в детской игре. Если
раньше популярными среди дошкольников были
профессии учителя, врача, милиционера, то сегодня
девочки мечтают стать фотомоделью, стилистом, мальчики
- менеджером, директором или бизнесменом.
При этом по наблюдениям педагогов, многие дети имеют
слабое представление о тех или иных профессиях:
- нет чётких представлений о разнообразии трудовой
деятельности взрослых;
- не сформированы знания о конкретных действиях
некоторых профессий;
- дети нечётко представляют, какие существуют
особенности в той или иной профессии;
- не могут назвать конкретные предметы, необходимые
одной или другой профессии.
Вступление ребёнка в социальный мир невозможно без
усвоения им первичных представлений о социальном
мире, в том числе и знакомства с профессиями. Знания
человека закладываются с детства, в том числе и
профессиональная направленность. Для того чтобы
ребёнок осмысленно сделал выбор во взрослой жизни, его
необходимо познакомить с наибольшим количеством
профессий. И в этом активно должны участвовать
родители и педагоги.
Цель проекта
Формирование представлений о профессии пожарного, его
личностных качествах и важности этой профессии для
людей.
Задачи проекта
Для Семёна:
-дать возможность при помощи взрослого (родителей,
педагогов) узнать о заинтересовавшей профессии-
профессии пожарного;
-стимулировать познавательные способности и мышление;
-развивать умение составлять рассказ и презентовать перед
детьми свои знания;
-воспитывать интерес и желание узнавать о различных
профессиях взрослых.
Для детей:
- обогащать и расширять представление об окружающем
мире, профессии пожарного и её значении;
- развивать мышление, воображение, речь;
активизировать словарь: огнетушитель, пожарный рукав,
брандспойт, каска, противогаз, багор;
- способствовать воспитанию активного слушателя:
умению слушать рассказ товарища;
-воспитывать уважительное отношение к людям труда.
Для педагогов:
- создать информационную и наглядно- методическую базу,
развивающую среду (плакаты, иллюстрации, атрибуты для
сюжетной игры);
- создать условия для успешного освоения ребёнком
(детьми группы) представлений по данной теме и развития
новых сюжетов в ролевых играх.
Для родителей:
- развитие творческих и познавательных способностей в
совместной деятельности (помочь ребёнку ответить на
интересующий его вопрос).
Узнать, рассказать, выполнить вместе, подготовить рассказ
о профессии пожарного.
Ожидаемый
результат
Для Семёна:
-совершенствовать монологическую форму речи,
активизировать и пополнить словарный запас, развивать
связную речь по теме проекта;
- расширять кругозор ребёнка, развивать интерес к
получению новой информации;
- возникновение желания взаимодействовать и налаживать
контакт с взрослым, задавать вопросы;
-повышать самооценку ребёнка посредством признания
ценности его достижений.
Для детей:
-сформировать новые знания о профессии пожарных и
ценностей их труда, продолжить формировать способность
активного слушателя;
-стимулировать инициативность, познавательную
активность, стремление получать новые знания и
информацию.
Для педагогов:
- осуществить связь между родителями, детьми,
педагогами (привлечение к обогащению предметно-
пространственной среды, повышение родительской
компетентности в общении с ребёнком, развитие интереса
родителей к жизни детей в детском саду);
-позволить активизировать природную любознательность
детей и направить её в нужное русло;
-повысить профессиональное мастерство.
Для родителей:
- проявлять интерес к совместной с ребёнком
коммуникативной и познавательной деятельности;
-получить чувство удовлетворения за успехи своего
ребёнка и своё сопричастие;
Содержание проектирования
Подготовительный
этап
Педагог:
- Планирование проекта (этапы);
- Проведение разъяснительной работы о значимости
детского, индивидуального проекта, информирование
родителей об их роли в проекте;
- Координирование взаимодействия родителей и ребёнка.
Взаимодействие с семьёй:
-информирование об участии ребёнка в проектной
деятельности;
-беседы о планировании проектной деятельности, выбор
продукта данной деятельности;
-оказание педагогической помощи в ходе выполнения
проектной деятельности, консультирование.
С ребёнком:
- диагностика имеющихся знаний,
-побудить к получению новой информации, заинтересовать
новым видом деятельности,
- обсудить форму представления и продукт проекта.
Практический.
Поиск
информации.
формы
педагог
родители
Беседы
«Важные
профессии», «День
из жизни
пожарного», «Кто
днём и ночью на
посту».
«Пожарный -
смелая
профессия»,
«Куда мчит
пожарная
машина».
Наблюдения
Мини- экскурсия
по детскому саду о
средствах
пожарной
безопасности.
Пожарные
машины на
стоянке.
Поездки
Экскурсия в
пожарную часть
Дидактические и
настольные игры
«Разложи по
порядку», «Найди
тень»,
«Лабиринты», «Что
нужно
пожарному?».
Конструктор
«Лего»- собери
пожарную
машину.
Чтение
художественной
литературы
Загадки о пожарной
безопасности;
К.И.Чуковский
«Путаница»,
К.Оленёв «Мчится
красная машина»,
диафильм
С.Маршак
«Пожар».
Л.Толстой
«Пожарные
собаки»»; стихи
о профессии
пожарных.
Художественная
деятельность
Игры-лабиринты,
раскраски.
Рисование
пожарных
автомобилей.
Совместная
игровая
деятельность
Подвижные игры:
«На пожар»,
«Тушение пожара»,
«Кто быстрей
свернёт
бранспойт?»
Оснащение
предметно-
пространственно
й среды
Плакат о пожарной
безопасности,
атрибуты к
сюжетно- ролевой
игре.
Презентация « Я б
в пожарные
пошёл…»
Подборка стихов и
загадок по теме.
Лэпбук «пожарная
безопасность»
Книга для
рассматривания
детям
«Пожарный –
смелая
профессия».
Самостоятельно
организованные
игры
«Мы пожарные»,
«Тушение пожара».
Заключение.
Анализ и
систематизация
информации.
Результаты для ребёнка:
- продемонстрировал свои лидерские качества, проявил
познавательную инициативу, освоил новую форму
коммуникации со сверстниками – презентация
собственного опыта и знаний;
Педагоги и родители:
-Мы смогли провести проект так, что ребёнок сам ответил
на свой вопрос, раскрыл интересующую его проблему,
актуальную для него в данный момент. Увидели, что
ребёнок готов к партнёрским отношениям с родителями,
педагогами и сверстниками.
-Этот проект стимулировал креативное мышление
родителей и педагогов, повысил профессиональные
качества в сфере образования детей, педагогическую
культуру родителей и активность в сотрудничестве с
педагогами.
Презентация
проекта
(трансляция
результатов)
Представление ребёнком (с помощью мамы и педагога)
лэпбука, журнала с интересной информацией для детей и
презентации «Пожарный - смелая профессия», игра со
сверстниками « Что нужно пожарнику для тушения
пожара». В любой момент дети и педагоги группы могут
обратиться к данной информации. Например, по темам:
«Пожарная безопасность», «Профессии» и дополнить
материал в других возрастных группах.
Содержание лэпбука и приложения к проекту:
- Загадки и стихи,
- Дидактические игры,
- Задания: лабиринты, раскраски,
- картотека различных игр по теме «Пожарная
безопасность»,
- Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности».
Так же приобретены в группу: атрибуты для сюжетной
игры в пожарных – это каска, рация, огнетушитель, багор,
топорик (игрушки).