Автор: Нестерова Варвара Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №89 Фрунзенского района
Населённый пункт: Санкт–Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Проекты по воспитанию у дошкольников средней группы заботливого отношения к домашним животным
Раздел: дошкольное образование
Нестерова В.А., воспитатель
ГБДОУ детский сад №89 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
ПРОЕКТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ДОМАШНИМ ЖИВОТНЫМ
Дошкольный
возраст
-
период
активного
освоения
норм
морали,
формирования
нравственных привычек, чувств, отношений.
В
дошкольном
возрасте
создаются
наиболее
благоприятные
условия
для
нравственного
развития
детей.
С
возрастом
4
-
5
лет
происходит
постепенное
осознание
ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного
опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах
проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Осознанное правильное
отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении
к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании
приспособительных
зависимостей
существования
живых
организмов
от
факторов
внешней
среды, взаимосвязей внутри природных сообществ.
Общение ребенка с живыми объектами природы придает яркую эмоциональную окраску
его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует
сострадание
к
живому
существу,
желание
заботиться
о
нем,
радость
и
восхищение
от
взаимодействия с природой, т. е. положительную мотивация на отношение к природе.
Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств
ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь
тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т. п. Мы отвечаем за живое - и за
животное и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.
Вот почему очень важно подробно рассказать дошкольникам о значении животных в
природе, а также формировать представление о том, что к неприятным на вид животным
нельзя относиться негативно, а тем более проявлять это отношение в своих поступках, ведь
большинство из них являются надёжными помощниками человека. А сам человек – друг
животного, друг сильный, умный, справедливый. Эту истину каждый должен усвоить с
детства.
Эмоциональная отзывчивость детей среднего дошкольного возраста - одна из важных
особенностей, определяющих их нравственное развитие. Задаче формирования нравственных
чувств детей - любви к природе, к родному городу, любви к Родине уделяется в этот период
первостепенное внимание.
В дошкольных учреждениях наиболее эффективным средством решения поставленной
задачи является проектная деятельность - система планируемых и реализуемых действий, а
также характеристика условий и средств достижения поставленной задачи.
Проектная деятельность многогранна, она позволяет раскрыть творческий потенциал
ребенка и в тоже время дает педагогу огромную возможность творить. Использование метода
проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, быть
командой, действовать всем вместе.
Работая одной командой, у детей среднего возраста повышается самостоятельность,
активность, любознательность. У детей развивается творческое мышление, умение находить
выход из трудной ситуации. Дети становятся увереннее в своих силах. В дальнейшем ребенку
будет легче адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
Проектная деятельность это совокупность исследовательских, поисковых методов,
приемов
действий
педагога
для
достижения
поставленной
задачи.
Метод
проектов
рассматривается,
как
набор
смоделированных
ситуаций,
организация
образовательных
ситуаций, в которых ставятся и решаются определенные задачи.
Дети среднего дошкольного возраста еще не достаточно знакомы с разнообразием
домашних животных, несмотря на то, что у многих живут дома кошки, собаки, попугайчики,
черепашки.
Не
имеют
достаточного
представления
о
взаимодействии
с
животными,
их
особенностях, повадках, какую пользу приносят домашние животные человеку.
И
где,
как
не
в
проектной
деятельности
ребенок
узнает
много
нового,
сможет
поучаствовать
в
исследованиях,
переживать,
учиться,
взрослеть? Исследовательско
–
познавательные
проекты
позволяют
расширять
представления
детей
о
разнообразии
домашних животных; закреплять знания о том, чем питаются, как передвигаются, какие
звуки издают; развивают интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Творческие проекты в средней группе предполагают соответствующее оформление
результатов в виде детского праздника, детского дизайна. Воспитатель средней группы и дети
учатся договариваться о планируемых результатах и форме представления. Итогом проекта
может быть совместная газета с фотографиями «Я и мой питомец», видеофильм «Кто живет у
меня дома?», совместная поделка с родителями «Домашний питомец» и т.п.
Ознакомительно – ориентировочные (информационные) проекты – этот тип проектов
изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается
ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Пример проекта «В мире домашних животных»:
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: краткосрочный, семейный, групповой
Участники: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель проекта: совершенствовать знания детей о домашних животных.
Задачи:
- Расширение представлений детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни
(об особенностях поведения, чем питаются, какую пользу приносят);
-
Обогащение
слова
детей
словами,
обозначающими
способы
передвижения
животных,
способы питания.
- Воспитание любви к природе и заботливого отношения к животному миру.
Этапы проекта:
1 этап - Подготовительный:
- Подбор детской художественной литературы, дидактических игр, сюжетно – ролевых игр.
Рассматривание иллюстраций, беседы.
- Проведение бесед с родителями о важности воспитания у детей любви к природе через
познание животного мира на примере домашних животных.
2 этап - Реализация проекта:
Социально - коммуникативное развитие:
- Игровые ситуации: «На ферме (кто живёт на ферме)», «Сможет ли корова Ночка, конь
Орлик и свинья Фрося жить в городе?» и т.д.
- Рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов: «Приключения гномов на ферме
у бабушки Федоры».
- Настольные игры: Лото, домино, вкладыши: «Чей домик, «Наведи порядок на ферме», «
Найди пару» .
-Изготовление масок домашних животных для драматизации с привлечением родителей.
Культурно-гигиенические
навыки:
обязательно
мыть
руки
с
мылом
после
общения
с
домашними животными!
Безопасность: Ситуативный разговор: «Как вести себя, если…(по улице идёт
лошадь,
собака, корова …)»
Познание:
- Беседы с детьми: «Как надо ухаживать за домашними животными», «Какие домашние
животные есть у вас дома?», Беседа о пользе продуктов, которые дают домашние животные.
- Д /и: «Один-много», «Кто что делает?», «Что лишнее?», «Отгадай по звуку», «Назови
ласково».
Речевое развитие:
- Загадывание и составление загадок о домашних животных; Составление рассказов по
картине о домашних животных; Пальчиковая гимнастика, речь с движениями
Физическое развитие:
- Подвижные игры: «Лохматый пёс», «Где чей дом», «Кот и мыши», «Гуси – гуси»;
Проведение физминуток с использованием стихотворного текста о домашних животных
Художественно – эстетическое развитие:
- Рисование: «Травушка для козочек»; Аппликация: «Праздничная рубашка для кота
Неумейки», «Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки»; Лепка «Кошечка»; Работа
с
природным
материалом
«Собачка»;
Конструирование
«Построим
будку
для
собачки»;
Показ кукольного театра: «Утята – шалуны», «Три поросёнка», «Репка»; Прослушивание
песенок: «Васька – кот», «Пляска для лошадки».
3 этап – Заключительный:
- Развлечение «В гости к бабушке Федоре»;
- Творческая выставка «Наши домашние животные»;
-Семейная фотовыставка «Я и мое домашнее животное»
Работа с родителями: Проведение бесед, рассматривание иллюстраций, чтение книг
о
домашних
животных
с
детьми
дома.
Изготовление
фотоколлажей
для
семейной
фотовыставки «Я и мое домашнее животное».
Результаты реализации проекта: в результате проведенной работы отмечено развитие у детей
интереса к представителям животного мира – домашним животным. Активное включение
родителей
в
педагогический
процесс.
Данный
проект
позволил
развить
творческое
мышление
дошкольников,
умение
приобретать
знания
из
различных
источников,
анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря
проведённым
занятиям,
беседам,
игровой
деятельности
произошло
закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.