Напоминание

«Чудесные превращения» нетрадиционные техники рисования


Автор: Алтанская Оксана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Ромашка" №34
Населённый пункт: Ростовская область, Аксайский район, х.Ленина
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Чудесные превращения» нетрадиционные техники рисования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Алтанская Оксана Николаевна,

воспитатель,

МБДОУ д/с «Ромашка»№34,

Ростовская обл.,Аксайский р-он,х.Ленина.

Чудесные превращения

нетрадиционные техники рисования

Годовой проект

«Чудесные превращения нетрадиционные техники рисования»

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Автор:

Алтанская Оксана Николаевна – воспитатель

2018-2019г

Актуальность темы:

Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие - важнейшая задача

педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном

детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных

техник,

способов

и

форм

её

организации.

Практика

показывает:

нетрадиционные

художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками

закономерностей

композиции

и

колорита

и

могут

обеспечить

развитие

детского

изобразительного

творчества

в

целом.

Творчество

-

это

обязательное

условие

всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает

фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе

творчества

ребёнок

развивается

интеллектуально

и

эмоционально,

определяет

своё

отношение к жизни, и своё место в неё, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт

взаимоотношений,

совершенствует

навыки

работы

с

различными

инструментами

и

материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности:

зрительную

оценку

формы,

ориентирование

в

пространстве,

чувство

цвета.

Также

развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки. Изобразительная

деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее

благоприятной для развития творческих способностей детей, способствует раскрытию

творческого потенциала каждого ребенка.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доcтавляет дошкольникам истинную

радоcть, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с

удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело

берутся

за

художественные

материалы,

малышей

не

пугает

их

многообразие

и

перспектива

самостоятельного

выбора.

Им

доcтавляет

огромное

удовольствие

сам

процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем

лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы

демонстрируя

свой

успех,

и

радуются,

привлекая

внимание

взрослого

к

своим

достижениям. В процессе его реализации раскрываются и развиваются индивидуальные

художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

«Каждый ребенок – художник! » Научиться рисовать мечтает каждый, не так ли? Ведь

открыв для себя изобразительное искусство, человек получает личное и эстетической

развитие, умение выражать свои мысли и мироощущение с помощью красок, карандашей

и других материалов. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения

нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои

идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия

и воображение.

Цель:

Развитие

творческих

способностей

и

детской

одаренности

через

знакомство

с

нетрадиционной техникой рисования в детском саду и семье.

Задачи:

Познакомить

детей

с

техникой

нетрадиционного

рисования.

Прививать

интерес

к

рисованию нетрадиционными способами.

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе

нетрадиционными техниками.

Учить

детей

выбирать

материал

для

нетрадиционного

рисования

и

умело

его

использовать.

Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.

Поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники рисования при создании

изображения.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные

композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать,

формирование умений использовать опыт для достижения цели.

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;

стимулировать их совместное творчество с детьми

Материально-техническое обеспечение проекта: альбомы, бумага для акварели, гуашь,

акварель, тушь, кисти, штампы, печатки; подборка иллюстраций, музыкального

сопровождения, анкеты и памятки для родителей.

Длительность проекта: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Проект долгосрочный, творческий, практико – ориентированный, групповой

Участники проекта: дети (6-7 лет) подготовительной группы «Звёздочки», воспитатель

Алтанская Оксана Николаевна, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных

способах рисования;

Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными

изобразительными материалами;

Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ

по формированию художественно – творческих способностей детей старшего

дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с

использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных

творческих проектах.

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный.

Создание развивающей среды и соответствующей материальной базы. Подобрать

систему игр, упражнений. Разработать план занятий. Выбрать достаточно освещенное

место для занятий изодеятельностью. Создать выставочную зону для готовых работ –

детских рисунков разного формата. Подготовить необходимый для рисования материал,

различную бумагу, краски, карандаши.

Сентябрь

Изучение и анализ научно-исследовательской,

методической литературы, интернет-ресурсов по

данной проблеме; подбор программно-

методического обеспечения по данной проблеме;

наглядно-демонстрационного, раздаточного

материала.

Повысить компетентность

педагогов.

Разработка содержания проекта:

«Нетрадиционные способы рисования »

Определить цель, задачи,

основные направления

реализации проекта и

ожидаемые результаты

Планирование предстоящей деятельности,

направленной на реализацию проекта.

Определить объем и

содержание работы по

проекту.

Анкетирование родителей на тему:

«Определение интереса ребенка к

изобразительной деятельности»

Выявить компетентность

родителей по вопросу

развития у дошкольников

изобразительных навыков.

2 этап – основной.

Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного

возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему

занятий.

В ходе занятий использовать следующие методы и приемы: беседа, показ технических

приемов. Объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы. На

занятиях использовать – нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал,

музыку. Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и

ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий,

иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная

деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты

стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных

предметов; физкультминутки; оформление выставки.

Руководство

изобразительной

деятельностью

детей

группы

осуществлять

через

планирование занятий, материальное обеспечение, использование несловесных средств

общения.

На

первых

занятиях

провести

с

детьми

игры

с

цветом

и

красками,

познакомить

с

возможностями гуаши и акварели, учить различать цвета и оттенки, смешивать краску

для получения оттенков светлых и тёмных, смешивать краски в банке с водой, затем на

палитре, создавать "Колесо цвета", а потом гуашью "создавать" новые цвета, провести

экспериментирование с краской, различными материалами. Познакомить с рисованием

по

сырой

бумаге,

по

мокрой

бумаге,

предлагала

детям

эксперименты

с

разными

материалами (соль, крупа, крахмал и т.д.). Учить рисовать клеевой кистью, по картону

восковыми

мелками

и

пастелью,

мыльной

пеной.

С

помощью

оттиска

рисовать

различные узоры, цветы, звезды.

Таким образом, постепенно знакомить детей с разнообразной техникой рисования:

по мокрой бумаге с солью, размыванием краски под плёнкой, рисованием чернильными

кляксами, мыльными пузырями, рисованием ниткой, ватными палочками,

восковыми

мелками по картону, пастелью, созданием коллажей, рисованием с помощью оттиска.

3 этап – творческий.

Выявление уровня художественно – творческих способностей детей, выработанный в

ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.

На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее

творческое занятие, праздник, выставка детских работ.

1. Праздник рисования.

Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию,

творчество, воображение.

2. Выставка детских рисунков нетрадиционными методиками для родителей.

Планирование занятий нетрадиционными техниками рисования.

Месяц

Тема

недели

Тема занятия

Нетрадиционна

я техника

Программное содержание оборудование

СентябрьЗнакомство с

акварелью

«Краски осени»

Рисование

акварелью по

сырому листу

бумаги.

Развивать у детей

изобразительные умения и

навыки, знакомить их с

работой акварелью.

Бумага, акварель,

кисточки тонкая и

средняя.

Ранняя

осень,

осенние

цветы

«Осенний

букет»

Рисование с

помощью

растительных

элементов

Развивать интерес к

изодеятельности, учить

печати растительными

элементами

Б у м а г а ,

г у а ш ь ,

широкая кисть, живые

листья

Октябрь

Осень в

парке и в

лесу.

Деревья

осенью

«Осень на

опушке краски

разводила»

Печать листьев Воспитывать интерес к

осенним явлениям

природы, ознакомить с

новым видом

изодеятельности = «печать

растений», развивать

чувство композиции,

цветовосприятия

Листья разных пород

деревьев, гуашь, кисть,

репродукция И.И.

Левитана «Золотая

осень»

Фрукты.

Труд людей

в садах

«Натюрморт из

фруктов»

Восковые мелки

и акварель

Продолжать учить

изображать фрукты,

совершенств. Навык

работы с восковыми

мелками и аквар.

Бумага, восковые

мелки, акварель,

кисточки, салфетки

Ноябрь

Поздняя

осень.

Осень в

произведен

иях поэтов

и

художников

«Осенние

мотивы»

Раздувание

краски

Познакомить с новым

способом- раздувание

краски. Развивать мышцы

рта, тренировать дыхание.

Развивать воображение и

фантазию.

Репродукции с

осенними пейзажами,

гуашь, кисть. Трубочки

для коктейлей, бумага,

стаканчик с водой

Декабрь

Зима,

зимние

месяцы

«Морозный

узор»

Фотокопия –

рисование

свечой

Вызвать у детей интерес к

зимним явлениям природы

Помочь детям освоить

метод спонтанного

рисования. Развивать

воображение, творчество

Альбомный лист,

кусочек свечки или

мыла, акварельные

краски, кисть с

широким ворсом,

емкость с водой

Зимующие«Снегири на

Рисование

Формировать у детей

Альбомные листы,

птицыветках»

методом тычка

обобщенное

представление о птицах,

расширить знания о

перелетных птицах. Учить

рисовать снегирей

используя метод тычка

гуашь, кисточка с

жестким ворсом,

простой карандаш,

емкость с водой,

Январь «Дед Мороз»

Рисование

солью

Научить новому приему

оформления изображения:

присыпание солью по

мокрой краске для

создания объемности

изображения. Побуждать

детей к творческой

активности

Альбомный лист,

гуашь, кисточка.

Емкость с водой,

салфетка, соль в

солонке

Дикие

животные

наших

лесов

«Медведь»

Рисование

цветной тушью

по мокрой

бумаге

Знакомить детей с работой

тушью по мокрому листу,

работой разными

инструментами, развивать

зрительно-двигательную

координацию

Альбомный лист,

цветная тушь в

неглубоких емкостях,

перышко для туши,

кисточки, салфетки

Февраль

Животные

жарких

стран

«Верблюд в

пустыне»

Расчесывание

краски

Ознакомление детей с

новым приемом –

«расчесывание краски».

Освоение нового

графического знака –

волнистой линии,

отработка плавного,

непрерывного движения

руки

Альбомный лист,

гуашь, стека с

зубчиками, салфетка,

репродукции с

изображением

растений, животных

пустыни

День

Защитника

Отечества

«Летят

самолеты»

Рисование с

использованием

печати пищевой

пленкой

Продолжать знакомить

детей с техникой печати,

упражнять в

раскрашивании пленки и

работе с трафаретом,

развивать аккуратность

при выполнении работы

Пищевая пленка для

печати, трафареты с

изображением

самолетов, можно

добавить облака,

гуашь. салфетки

Март

Поздравляе

м мам

и бабушек

«Подснежники

для мамы»

Линогравюра

Учить рисовать

подснежники восковыми

мелками, с помощью

акварели передавать

весенний колорит,

развивать цветовосприятие

Альбомные листы,

акварель. Широкая

кисть, восковые мелки,

иллюстрации, эскизы

Библиотека «Чудесные

Кляксография

Показать новые способы

Краски – акварельные,

, книгипревращения

кляксы»

рисование-

экспериментиро

вание

получения абстрактных

изображений(клякс).

Вызвать интерес к

опредмечиванию и

«оживлению» необычных

форм, развивать

воображение

гуашевые, цветная

тушь, кисточки, губки,

штамповки, трубочки

для коктейля, газеты

для сминания, банки с

водой

Апрель

Перелетны

е птицы

«Грачи

прилетели»

Рисование

поролоном и

печатками из

ластика

Развивать чувство

композиции, упражнять в

комбинировании

различных техник,

воспитывать эстетическое

восприятие природы через

изображение птиц

Печатки из ластика,

поролоновые тампоны,

гуашь, альбомные

листы, рисунки с

изображением стаи

птиц

Космос

День

космонавти

ки

«Космический

пейзаж»

Рисование

мыльными

пузырями

Научить новому способу

получения изображения с

помощью мыльных

пузырей. Формировать

умение получать четкий

контур рисуемых

объектов.

Лист плотной бумаги,

трубочки, жидкое мыло

клей ПВА, гуашь.

Май

Насекомые

«Бабочка»

Монотипия

предметная

Совершенствовать умение

детей в технике

монотипии предметной.

Знакомить с симметрией и

ассиметрией на примере

бабочки

Бумага, гуашь, кисть,

простой карандаш,

иллюстрации с

изображением бабочек

День

Победы

«Праздничный

салют над

городом»

Проступающий

рисунок

Закрепить свойства разных

материалов: акварель и

восковые мелки. Развивать

композиционные навыки

Репродукция с

изображением салюта,

бумага, восковые

мелки, акварель

Список используемой литературы:

Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.;

«Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.;

«Издательство Скрипторий 2003», 2007г.

Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для

воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.

Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.

Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое

общество России, 2005г.

Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных

родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.

Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности

в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.

Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной

изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.

Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми

3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия

холдинг, 2004г.

Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста.

Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.



В раздел образования