Автор: Алтанская Оксана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Ромашка" №34
Населённый пункт: Ростовская область, Аксайский район, х.Ленина
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Чудесные превращения» нетрадиционные техники рисования
Раздел: дошкольное образование
Алтанская Оксана Николаевна,
воспитатель,
МБДОУ д/с «Ромашка»№34,
Ростовская обл.,Аксайский р-он,х.Ленина.
Чудесные превращения
нетрадиционные техники рисования
Годовой проект
«Чудесные превращения нетрадиционные техники рисования»
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Автор:
Алтанская Оксана Николаевна – воспитатель
2018-2019г
Актуальность темы:
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие - важнейшая задача
педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном
детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных
техник,
способов
и
форм
её
организации.
Практика
показывает:
нетрадиционные
художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками
закономерностей
композиции
и
колорита
и
могут
обеспечить
развитие
детского
изобразительного
творчества
в
целом.
Творчество
-
это
обязательное
условие
всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее радостнее, пробуждает
фантазию, учить мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе
творчества
ребёнок
развивается
интеллектуально
и
эмоционально,
определяет
своё
отношение к жизни, и своё место в неё, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт
взаимоотношений,
совершенствует
навыки
работы
с
различными
инструментами
и
материалами. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности:
зрительную
оценку
формы,
ориентирование
в
пространстве,
чувство
цвета.
Также
развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки. Изобразительная
деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее
благоприятной для развития творческих способностей детей, способствует раскрытию
творческого потенциала каждого ребенка.
Овладение нетрадиционной техникой изображения доcтавляет дошкольникам истинную
радоcть, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с
удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело
берутся
за
художественные
материалы,
малышей
не
пугает
их
многообразие
и
перспектива
самостоятельного
выбора.
Им
доcтавляет
огромное
удовольствие
сам
процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем
лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы
демонстрируя
свой
успех,
и
радуются,
привлекая
внимание
взрослого
к
своим
достижениям. В процессе его реализации раскрываются и развиваются индивидуальные
художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
«Каждый ребенок – художник! » Научиться рисовать мечтает каждый, не так ли? Ведь
открыв для себя изобразительное искусство, человек получает личное и эстетической
развитие, умение выражать свои мысли и мироощущение с помощью красок, карандашей
и других материалов. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения
нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои
идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия
и воображение.
Цель:
Развитие
творческих
способностей
и
детской
одаренности
через
знакомство
с
нетрадиционной техникой рисования в детском саду и семье.
Задачи:
Познакомить
детей
с
техникой
нетрадиционного
рисования.
Прививать
интерес
к
рисованию нетрадиционными способами.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе
нетрадиционными техниками.
Учить
детей
выбирать
материал
для
нетрадиционного
рисования
и
умело
его
использовать.
Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.
Поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники рисования при создании
изображения.
Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные
композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать,
формирование умений использовать опыт для достижения цели.
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
стимулировать их совместное творчество с детьми
Материально-техническое обеспечение проекта: альбомы, бумага для акварели, гуашь,
акварель, тушь, кисти, штампы, печатки; подборка иллюстраций, музыкального
сопровождения, анкеты и памятки для родителей.
Длительность проекта: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Проект долгосрочный, творческий, практико – ориентированный, групповой
Участники проекта: дети (6-7 лет) подготовительной группы «Звёздочки», воспитатель
Алтанская Оксана Николаевна, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных
способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными
изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ
по формированию художественно – творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с
использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных
творческих проектах.
Реализация проекта:
1 этап – подготовительный.
Создание развивающей среды и соответствующей материальной базы. Подобрать
систему игр, упражнений. Разработать план занятий. Выбрать достаточно освещенное
место для занятий изодеятельностью. Создать выставочную зону для готовых работ –
детских рисунков разного формата. Подготовить необходимый для рисования материал,
различную бумагу, краски, карандаши.
Сентябрь
Изучение и анализ научно-исследовательской,
методической литературы, интернет-ресурсов по
данной проблеме; подбор программно-
методического обеспечения по данной проблеме;
наглядно-демонстрационного, раздаточного
материала.
Повысить компетентность
педагогов.
Разработка содержания проекта:
«Нетрадиционные способы рисования »
Определить цель, задачи,
основные направления
реализации проекта и
ожидаемые результаты
Планирование предстоящей деятельности,
направленной на реализацию проекта.
Определить объем и
содержание работы по
проекту.
Анкетирование родителей на тему:
«Определение интереса ребенка к
изобразительной деятельности»
Выявить компетентность
родителей по вопросу
развития у дошкольников
изобразительных навыков.
2 этап – основной.
Развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему
занятий.
В ходе занятий использовать следующие методы и приемы: беседа, показ технических
приемов. Объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы. На
занятиях использовать – нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал,
музыку. Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и
ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий,
иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная
деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты
стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных
предметов; физкультминутки; оформление выставки.
Руководство
изобразительной
деятельностью
детей
группы
осуществлять
через
планирование занятий, материальное обеспечение, использование несловесных средств
общения.
На
первых
занятиях
провести
с
детьми
игры
с
цветом
и
красками,
познакомить
с
возможностями гуаши и акварели, учить различать цвета и оттенки, смешивать краску
для получения оттенков светлых и тёмных, смешивать краски в банке с водой, затем на
палитре, создавать "Колесо цвета", а потом гуашью "создавать" новые цвета, провести
экспериментирование с краской, различными материалами. Познакомить с рисованием
по
сырой
бумаге,
по
мокрой
бумаге,
предлагала
детям
эксперименты
с
разными
материалами (соль, крупа, крахмал и т.д.). Учить рисовать клеевой кистью, по картону
восковыми
мелками
и
пастелью,
мыльной
пеной.
С
помощью
оттиска
рисовать
различные узоры, цветы, звезды.
Таким образом, постепенно знакомить детей с разнообразной техникой рисования:
по мокрой бумаге с солью, размыванием краски под плёнкой, рисованием чернильными
кляксами, мыльными пузырями, рисованием ниткой, ватными палочками,
восковыми
мелками по картону, пастелью, созданием коллажей, рисованием с помощью оттиска.
3 этап – творческий.
Выявление уровня художественно – творческих способностей детей, выработанный в
ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее
творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
1. Праздник рисования.
Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию,
творчество, воображение.
2. Выставка детских рисунков нетрадиционными методиками для родителей.
Планирование занятий нетрадиционными техниками рисования.
Месяц
Тема
недели
Тема занятия
Нетрадиционна
я техника
Программное содержание оборудование
СентябрьЗнакомство с
акварелью
«Краски осени»
Рисование
акварелью по
сырому листу
бумаги.
Развивать у детей
изобразительные умения и
навыки, знакомить их с
работой акварелью.
Бумага, акварель,
кисточки тонкая и
средняя.
Ранняя
осень,
осенние
цветы
«Осенний
букет»
Рисование с
помощью
растительных
элементов
Развивать интерес к
изодеятельности, учить
печати растительными
элементами
Б у м а г а ,
г у а ш ь ,
широкая кисть, живые
листья
Октябрь
Осень в
парке и в
лесу.
Деревья
осенью
«Осень на
опушке краски
разводила»
Печать листьев Воспитывать интерес к
осенним явлениям
природы, ознакомить с
новым видом
изодеятельности = «печать
растений», развивать
чувство композиции,
цветовосприятия
Листья разных пород
деревьев, гуашь, кисть,
репродукция И.И.
Левитана «Золотая
осень»
Фрукты.
Труд людей
в садах
«Натюрморт из
фруктов»
Восковые мелки
и акварель
Продолжать учить
изображать фрукты,
совершенств. Навык
работы с восковыми
мелками и аквар.
Бумага, восковые
мелки, акварель,
кисточки, салфетки
Ноябрь
Поздняя
осень.
Осень в
произведен
иях поэтов
и
художников
«Осенние
мотивы»
Раздувание
краски
Познакомить с новым
способом- раздувание
краски. Развивать мышцы
рта, тренировать дыхание.
Развивать воображение и
фантазию.
Репродукции с
осенними пейзажами,
гуашь, кисть. Трубочки
для коктейлей, бумага,
стаканчик с водой
Декабрь
Зима,
зимние
месяцы
«Морозный
узор»
Фотокопия –
рисование
свечой
Вызвать у детей интерес к
зимним явлениям природы
Помочь детям освоить
метод спонтанного
рисования. Развивать
воображение, творчество
Альбомный лист,
кусочек свечки или
мыла, акварельные
краски, кисть с
широким ворсом,
емкость с водой
Зимующие«Снегири на
Рисование
Формировать у детей
Альбомные листы,
птицыветках»
методом тычка
обобщенное
представление о птицах,
расширить знания о
перелетных птицах. Учить
рисовать снегирей
используя метод тычка
гуашь, кисточка с
жестким ворсом,
простой карандаш,
емкость с водой,
Январь «Дед Мороз»
Рисование
солью
Научить новому приему
оформления изображения:
присыпание солью по
мокрой краске для
создания объемности
изображения. Побуждать
детей к творческой
активности
Альбомный лист,
гуашь, кисточка.
Емкость с водой,
салфетка, соль в
солонке
Дикие
животные
наших
лесов
«Медведь»
Рисование
цветной тушью
по мокрой
бумаге
Знакомить детей с работой
тушью по мокрому листу,
работой разными
инструментами, развивать
зрительно-двигательную
координацию
Альбомный лист,
цветная тушь в
неглубоких емкостях,
перышко для туши,
кисточки, салфетки
Февраль
Животные
жарких
стран
«Верблюд в
пустыне»
Расчесывание
краски
Ознакомление детей с
новым приемом –
«расчесывание краски».
Освоение нового
графического знака –
волнистой линии,
отработка плавного,
непрерывного движения
руки
Альбомный лист,
гуашь, стека с
зубчиками, салфетка,
репродукции с
изображением
растений, животных
пустыни
День
Защитника
Отечества
«Летят
самолеты»
Рисование с
использованием
печати пищевой
пленкой
Продолжать знакомить
детей с техникой печати,
упражнять в
раскрашивании пленки и
работе с трафаретом,
развивать аккуратность
при выполнении работы
Пищевая пленка для
печати, трафареты с
изображением
самолетов, можно
добавить облака,
гуашь. салфетки
Март
Поздравляе
м мам
и бабушек
«Подснежники
для мамы»
Линогравюра
Учить рисовать
подснежники восковыми
мелками, с помощью
акварели передавать
весенний колорит,
развивать цветовосприятие
Альбомные листы,
акварель. Широкая
кисть, восковые мелки,
иллюстрации, эскизы
Библиотека «Чудесные
Кляксография
Показать новые способы
Краски – акварельные,
, книгипревращения
кляксы»
рисование-
экспериментиро
вание
получения абстрактных
изображений(клякс).
Вызвать интерес к
опредмечиванию и
«оживлению» необычных
форм, развивать
воображение
гуашевые, цветная
тушь, кисточки, губки,
штамповки, трубочки
для коктейля, газеты
для сминания, банки с
водой
Апрель
Перелетны
е птицы
«Грачи
прилетели»
Рисование
поролоном и
печатками из
ластика
Развивать чувство
композиции, упражнять в
комбинировании
различных техник,
воспитывать эстетическое
восприятие природы через
изображение птиц
Печатки из ластика,
поролоновые тампоны,
гуашь, альбомные
листы, рисунки с
изображением стаи
птиц
Космос
День
космонавти
ки
«Космический
пейзаж»
Рисование
мыльными
пузырями
Научить новому способу
получения изображения с
помощью мыльных
пузырей. Формировать
умение получать четкий
контур рисуемых
объектов.
Лист плотной бумаги,
трубочки, жидкое мыло
клей ПВА, гуашь.
Май
Насекомые
«Бабочка»
Монотипия
предметная
Совершенствовать умение
детей в технике
монотипии предметной.
Знакомить с симметрией и
ассиметрией на примере
бабочки
Бумага, гуашь, кисть,
простой карандаш,
иллюстрации с
изображением бабочек
День
Победы
«Праздничный
салют над
городом»
Проступающий
рисунок
Закрепить свойства разных
материалов: акварель и
восковые мелки. Развивать
композиционные навыки
Репродукция с
изображением салюта,
бумага, восковые
мелки, акварель
Список используемой литературы:
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.;
«Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.;
«Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для
воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое
общество России, 2005г.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных
родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности
в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной
изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми
3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия
холдинг, 2004г.
Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста.
Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.