Автор: Лыкова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Шелаевский детский сад
Населённый пункт: село Шелаево Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "В каком возрасте лучше начинать знакомить ребёнка с книжкой"
Раздел: дошкольное образование
В каком возрасте лучше начинать знакомить ребёнка с книжкой?
Когда можно знакомить своего ребёнка с книжкой? Таким вопросом задаётся
каждая мама. По этому поводу существует множество мнений и разногласий.
Учёными доказано, что разговаривать с ребёнком и даже рассказывать ему
сказки можно ещё пока малыш находится в чреве матери, так как ребёнок
уже воспринимает окружающий мир через слух. Он испытывает эмоции,
передаваемые нервной системой будущей мамы. Так что сказки малышу
можно
рассказывать
до
рождения.
А
вот
познакомить
его
с
книжкой
желательно, когда ему исполнится 6 – 7 месяцев. В этот период жизни у
ребёнка достаточно хорошо развито зрение и активно развивается мелкая
моторика ручек.
Для малыша первого года жизни существует большое разнообразие книг. Это
и
книжки
–
подушки,
которые
при
желании
можно
изготовить
самому.
Книжки для купания, книжки – малышки, книжки – игрушки и так далее.
Выбирая
книжки для детей этого возраста важно обратить внимание на
безопасность
изданий.
Желательно
чтобы
книжки
были
твердыми,
прочными. Важно чтобы они
имели закруглённые уголки. Книжки
не
должны содержать детали, которые могут отделиться от книги и оказаться во
рту у малыша.
Ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет можно знакомить с несложными
стихотворениями.
Книжки малышу этого возраста нужно читать громко, с
интонацией, одновременно с определённой долей эмоций. Тогда он будет
больше обращать внимание на содержание произведений. Всё же не стоит
забывать
о
том,
что
в
этом
возрасте
очень
важен
визуальный
эффект,
передаваемый
книгой.
В
книжке
должны
быть
яркие
и
красочные
изображения, максимально приближенные к реальности. То есть животные
должны быть изображены так, чтобы ребёнок без труда мог определить кто
это. На картинках недолжно быть много персонажей, достаточно одного,
двух. Такие изображения легче воспринимаются маленьким человеком. В это
время малышу можно читать не только стихи. Для развития устной речи его
можно познакомить с азбукой для маленьких детей. С народными сказками,
потешками и другими несложными произведениями (На третьем году жизни
с малышом можно разучивать стихотворения и потешки). Для возрастного
периода
с
года
до
трёх
лет
подойдут
книжки
со
звуковой
имитацией
животных, техники и так далее. Эти книги помогают развить не только речь
малыша,
но
и
мелкую
моторику
его
ручек.
Так
как
он
может
сам
перелистывать страницы и нажимать на клавиши воспроизводящие звук.
Важно
отметить,
что
именно
в
этом
нежном
возрасте
у
ребёнка
закладывается эстетическое восприятие мира. Именно поэтому желательно
обращать
внимание малыша на книжки. Контакт с книгой должен быть
ежедневным. В этом возрасте ребёнка можно знакомить с такими книжками
как книжки – панорамы, книжки – игрушки, книжки – картинки книжки со
звуком и так далее. Выбирая книжку своему малышу, не забывайте о том, что
книга должна быть безопасной.
В возрасте 4 – 5 лет у детей активно развивается связная речь. Так что после
того
как
вы
прочитали
малышу
произведение
обязательно
просите
его
рассказать то, что он услышал. Такие задания помогут малышу развить не
только речь, а также и память и логическое мышление. Потому что во время
пересказа
ребенок
учится
анализировать.
К
примеру,
что
хорошо,
а
что
плохо.
В
этот
период
жизни
ребёнка
можно
познакомить
с
произведениями
о
богатырях, рассказами и сказками о животных и природе, с популярными
сказками не только отечественных, но и зарубежных авторов. В этом возрасте
можно
не
только
начинать
пересказывать
тексты
прочитанных
произведений, но и заучивать более сложные стихотворения.
В возрасте 6 – 7 лет у детей на первом месте до сих пор стоят сказки. Уже не
только народные, но и авторские, сказки в стихах, произведения о животных,
о природе. Для данного возрастного периода книги должны быть красочные
и содержать крупный шрифт, так как в этом возрасте ребёнку прививают
самостоятельное чтение. Содержание книги должно быть интересным для
самостоятельного детского чтения – оно должно впечатлять и захватывать
ребёнка.
В
этом
возрасте
с
малышом
можно
не
только
учить
стихи,
пересказывать и анализировать прочитанное. Но так же можно попробовать
читать произведения по ролям. Это может стать своеобразной традицией.
Сколько бы лет не было вашему ребёнку, ему важно знать, что книга имеет
огромное значение. Ведь именно книга помогает вашему малышу пополнить
словарный запас, развить память и воображение, постигнуть новые знания и
расширить кругозор. Всё вышесказанное означает только одно – при помощи
книги ваш ребёнок может развить умственные и творческие способности.
Именно благодаря книге ваш малыш может стать талантливым, грамотным и
любознательным.
Главное
не
забывайте,
познакомив
ребёнка
с
книгой,
научить его уважительно относиться к этому источнику знаний.