Автор: Сёмина Светлана Святославовна
Должность: воспитатель. педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа на Юго– Востоке им.Маршала Чуйкова
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога в обучении театральной деятельности и актерскому мастерству.детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Роль педагога и совместная деятельность взрослого и
ребенка в обучении театральной деятельности и
актерскому мастерству
.
Театральная деятельность, драматизация — одна из интереснейших
видов деятельности для детей дошкольного возраста.
В детских учреждениях этому виду деятельности уделяется много
внимания как в непосредственно-образовательной деятельности-
обучение элементам драматизации, участие в музыкально-театральных
развлечениях, так и в кружках дополнительного образования.
Воспитание творческой личности - это очень сложный и
ответственный процесс, дети имеют различные уровни психического и
физического развития, у каждого ребенка свои пределы и
возможности, поэтому, педагог должен помочь каждому ребенку
поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе.
Поэтому остановлюсь на роли педагога в работе с детьми.
Одним из методов является метод показа актерской игры.
Этот метод очень важен, у многих педагогов именно он и является
основным на занятиях по актерскому мастерству.
Взрослый показывает ребенку как двигается герой, как разговаривает,
как надо произносить текст от имени данного героя.
На следующих занятиях и репетициях порой педагог указывает на
ошибки, делает замечания и снова может показать нюансы игры в этой
роли, учитывая усвоенный материал и сформированные навыки.
Но к сожалению, этот метод эффективен только для некоторого
процента дошкольников.
Кроме того, некоторые дети привыкают к обязательному показу,
ожидают его от педагога и сами могут не решаться проявить
инициативу в игре. Поэтому творческие способности в этом случае не
только не развиваются, но даже подавляются.
Поэтому так важен очень важен индивидуальный подход к каждому
ребенку.
У детей, неуверенных в себе, у которых есть боязнь неудачи, или же
неприятный опыт выступления, имеющих различные комплексы,
замечания педагога могут вызвать еще больший страх, или неприятие
этого вида деятельности. А напряжение не даст возможности
реализовать себя.
Думаю, педагоги сталкивались со страхом детей перед утренниками,
постановками или на репетиции, где они бояться получить замечания,
или что он, ребенок, сделает что-то не так. Такие дети делают усилия,
чтобы двигаться по определенной схеме танцевальных движений,
стараться не делать ошибок, громко и четко говорить свои слова.
Но дети ошибаются, забывают движения, порой не могут произносить
достаточно громко и с интонацией, расстраиваясь и порой теряя веру в
себя.
Поэтому очень важен метод
эмоционального стимулирования -
создание ситуаций успеха на занятиях, когда педагогом специально
создаются цепочки ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших
результатов, и это ведёт к появлению у него чувства уверенности в
своих силах и успешности процесса обучения.
Вот мы и подошли к роли педагога, которая и начинается с целей,
которые включают в себя обучение ребенка мастерству, развитие его
коммуникативных и творческих способностей, умения
импровизировать, а также вызывания интереса и желания заниматься
театральной деятельностью и творчеством, раскрытия потенциала,
воспитания уверенности в себе, вызывания эмоционального отклика во
время занятий.
Только интерес, желание и уверенность ребенка во время занятий дают
возможность развивать его и обучать.
И здесь педагог должен так организовать деятельность, чтобы
материал был не только интересен ребенку, но и максимально
доступен, и соответствовал его возрастным и индивидуальным
особенностям, роль точно накладывалась на его возможности и
умения.
Положительный опыт дает возможность чувствовать себя уверенно, а
значит наиболее полно раскрывать свой потенциал.
Каждая роль должна быть для ребенка, а не ребенка просто назначать
на роль .
Удачный сценарий тот, когда роли пишутся на детей, уже представляя
их в этой роли.
Поэтому в театральных кружках педагог должен составлять сценарий
исходя из количества воспитанников и особенностей его группы.
Роли могут заменяться на другие, или дописываться те роли, которые
более подходят некоторым детям.
Как уже говорилось, метод, включающий в себя показ и объяснение,
один из главных, но все же, лучший результат достигается, если
педагог занимается с детьми совместной деятельностью, то есть не
только учит, но и играет и выступает вместе с ними, участвует в
совместных этюдах, упражнениях . А также использует беседы по
усвоению нового материала , где педагог побуждает детей рассуждать,
анализировать характеры героев, их особенности изображения в
действии..
Во- первых, совместная игра вместе с детьми снимает то напряжение,
которое вызывает педагог-наблюдатель, педагог оценивающий...
Во- вторых, интерес от участия педагога, который включает показ
различных форм актерской игры и элементы юмора .
Во вторых, игра «рядом» лучше всего дает возможность воспринимать
нюансы игры, различных характерных движений, голосовых и речевых
особенностей.
И успешным приемом является актерская игра в диалоге : «взрослый-
ребенок».
Ребенок увереннее чувствует себя, играя определённую ролю, ибо
чувствует поддержку взрослого, и в то же время принимая правила
свободной игры, начинает импровизировать.
Во время занятий и репетиций педагог своим примером уже обучает
детей пространственной ориентировке на сцене, временной
ориентировке в соответствии с игрой других партнеров и
музыкальным сопровождением, а также учит играть эмоционально,
зрелищно, быть в роли, а не просто громко и выразительно говорить
текст.
Для детей сценарии чаще всего пишутся в стихотворной форме, но
чтение стихотворения в роли кого то подразумевает не только
правильное его прочтение, но и наличие жестов, показ особенностей
движения героя.
Фраза: «Мы в нашем спектакле не читаем стихи, мы разговариваем
стихами», как нельзя подходит к такому моменту.
Педагог своим примером показывает, как играть роли поочередно.
В подготовке к спектаклю возможно брать какую то роль и играть ее, а
на след занятии или репетиции отдавать ее ребенку.
Такой показ, то есть игра в совместной театральной деятельности дает
больший результат, чем просто единичный или же многократный
просто показ действия.
И само выступление, когда педагог выходит вместе с детьми на сцену,
приобретает для детей больший интерес, потому что педагог разделяет
с детьми то же волнение, получает радость от совместной игры и учит
детей импровизации на своем примере.
Поэтому, роль педагога не только учить детей мастерству ,развивать их
творческие навыки, но и дарить радость от совместной деятельности,
воспитывая в них уверенность в своих способностях , повышать их
самооценку, чувствовать себя уверенно во время показа, не боясь
неудач и ошибок, и получать удовольствие от аплодисментов и самой
театральной деятельности.