Напоминание

Роль педагога в обучении театральной деятельности и актерскому мастерству.детей дошкольного возраста.


Автор: Сёмина Светлана Святославовна
Должность: воспитатель. педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ Школа на Юго– Востоке им.Маршала Чуйкова
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога в обучении театральной деятельности и актерскому мастерству.детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль педагога и совместная деятельность взрослого и

ребенка в обучении театральной деятельности и

актерскому мастерству

.

Театральная деятельность, драматизация — одна из интереснейших

видов деятельности для детей дошкольного возраста.

В детских учреждениях этому виду деятельности уделяется много

внимания как в непосредственно-образовательной деятельности-

обучение элементам драматизации, участие в музыкально-театральных

развлечениях, так и в кружках дополнительного образования.

Воспитание творческой личности - это очень сложный и

ответственный процесс, дети имеют различные уровни психического и

физического развития, у каждого ребенка свои пределы и

возможности, поэтому, педагог должен помочь каждому ребенку

поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе.

Поэтому остановлюсь на роли педагога в работе с детьми.

Одним из методов является метод показа актерской игры.

Этот метод очень важен, у многих педагогов именно он и является

основным на занятиях по актерскому мастерству.

Взрослый показывает ребенку как двигается герой, как разговаривает,

как надо произносить текст от имени данного героя.

На следующих занятиях и репетициях порой педагог указывает на

ошибки, делает замечания и снова может показать нюансы игры в этой

роли, учитывая усвоенный материал и сформированные навыки.

Но к сожалению, этот метод эффективен только для некоторого

процента дошкольников.

Кроме того, некоторые дети привыкают к обязательному показу,

ожидают его от педагога и сами могут не решаться проявить

инициативу в игре. Поэтому творческие способности в этом случае не

только не развиваются, но даже подавляются.

Поэтому так важен очень важен индивидуальный подход к каждому

ребенку.

У детей, неуверенных в себе, у которых есть боязнь неудачи, или же

неприятный опыт выступления, имеющих различные комплексы,

замечания педагога могут вызвать еще больший страх, или неприятие

этого вида деятельности. А напряжение не даст возможности

реализовать себя.

Думаю, педагоги сталкивались со страхом детей перед утренниками,

постановками или на репетиции, где они бояться получить замечания,

или что он, ребенок, сделает что-то не так. Такие дети делают усилия,

чтобы двигаться по определенной схеме танцевальных движений,

стараться не делать ошибок, громко и четко говорить свои слова.

Но дети ошибаются, забывают движения, порой не могут произносить

достаточно громко и с интонацией, расстраиваясь и порой теряя веру в

себя.

Поэтому очень важен метод

эмоционального стимулирования -

создание ситуаций успеха на занятиях, когда педагогом специально

создаются цепочки ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших

результатов, и это ведёт к появлению у него чувства уверенности в

своих силах и успешности процесса обучения.

Вот мы и подошли к роли педагога, которая и начинается с целей,

которые включают в себя обучение ребенка мастерству, развитие его

коммуникативных и творческих способностей, умения

импровизировать, а также вызывания интереса и желания заниматься

театральной деятельностью и творчеством, раскрытия потенциала,

воспитания уверенности в себе, вызывания эмоционального отклика во

время занятий.

Только интерес, желание и уверенность ребенка во время занятий дают

возможность развивать его и обучать.

И здесь педагог должен так организовать деятельность, чтобы

материал был не только интересен ребенку, но и максимально

доступен, и соответствовал его возрастным и индивидуальным

особенностям, роль точно накладывалась на его возможности и

умения.

Положительный опыт дает возможность чувствовать себя уверенно, а

значит наиболее полно раскрывать свой потенциал.

Каждая роль должна быть для ребенка, а не ребенка просто назначать

на роль .

Удачный сценарий тот, когда роли пишутся на детей, уже представляя

их в этой роли.

Поэтому в театральных кружках педагог должен составлять сценарий

исходя из количества воспитанников и особенностей его группы.

Роли могут заменяться на другие, или дописываться те роли, которые

более подходят некоторым детям.

Как уже говорилось, метод, включающий в себя показ и объяснение,

один из главных, но все же, лучший результат достигается, если

педагог занимается с детьми совместной деятельностью, то есть не

только учит, но и играет и выступает вместе с ними, участвует в

совместных этюдах, упражнениях . А также использует беседы по

усвоению нового материала , где педагог побуждает детей рассуждать,

анализировать характеры героев, их особенности изображения в

действии..

Во- первых, совместная игра вместе с детьми снимает то напряжение,

которое вызывает педагог-наблюдатель, педагог оценивающий...

Во- вторых, интерес от участия педагога, который включает показ

различных форм актерской игры и элементы юмора .

Во вторых, игра «рядом» лучше всего дает возможность воспринимать

нюансы игры, различных характерных движений, голосовых и речевых

особенностей.

И успешным приемом является актерская игра в диалоге : «взрослый-

ребенок».

Ребенок увереннее чувствует себя, играя определённую ролю, ибо

чувствует поддержку взрослого, и в то же время принимая правила

свободной игры, начинает импровизировать.

Во время занятий и репетиций педагог своим примером уже обучает

детей пространственной ориентировке на сцене, временной

ориентировке в соответствии с игрой других партнеров и

музыкальным сопровождением, а также учит играть эмоционально,

зрелищно, быть в роли, а не просто громко и выразительно говорить

текст.

Для детей сценарии чаще всего пишутся в стихотворной форме, но

чтение стихотворения в роли кого то подразумевает не только

правильное его прочтение, но и наличие жестов, показ особенностей

движения героя.

Фраза: «Мы в нашем спектакле не читаем стихи, мы разговариваем

стихами», как нельзя подходит к такому моменту.

Педагог своим примером показывает, как играть роли поочередно.

В подготовке к спектаклю возможно брать какую то роль и играть ее, а

на след занятии или репетиции отдавать ее ребенку.

Такой показ, то есть игра в совместной театральной деятельности дает

больший результат, чем просто единичный или же многократный

просто показ действия.

И само выступление, когда педагог выходит вместе с детьми на сцену,

приобретает для детей больший интерес, потому что педагог разделяет

с детьми то же волнение, получает радость от совместной игры и учит

детей импровизации на своем примере.

Поэтому, роль педагога не только учить детей мастерству ,развивать их

творческие навыки, но и дарить радость от совместной деятельности,

воспитывая в них уверенность в своих способностях , повышать их

самооценку, чувствовать себя уверенно во время показа, не боясь

неудач и ошибок, и получать удовольствие от аплодисментов и самой

театральной деятельности.



В раздел образования