Автор: Яблокова Людмила Игоревна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГКОУ "Вичугская коррекционная школа–интернат №1"
Населённый пункт: Ивановская область, Вичугский район. д. Хреново, д. 24
Наименование материала: Логопедическое занятие в 6 классе
Тема: «Дифференциация приставок и предлогов»
Раздел: среднее образование
ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа-интернат №1»
Открытое логопедическое занятие
«Дифференциации приставок и предлогов »
6 класс
Учитель-логопед
Яблокова Л.И.
2019 г.
Логопедическое занятие ( 6 класс )
Тема: Дифференциация предлогов и приставок.
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в
устной и письменной речи.
Задачи:
ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;
формирование навыков правильного написания слов с предлогами и приставками;
формирование умения работать индивидуально, в малых группах;
формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение
слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос).
Тип занятия : совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма организации занятия: групповое логопедическое занятие.
Вид используемых на занятиях средств ИКТ: универсальная презентация.
Ход занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Орг. момент
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас!
На столах у вас смайлики, выберите тот, который
соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
А это моё настроение… Я готова сотрудничать с вами.
- Девизом занятия будет:
Если знаешь – говори,
Если говоришь – говори доказательно,
Не знаешь – слушай!
II Речевая
разминка.
А теперь, прочитаем что написано на доске.
Внимание, говорим чётко, громко, понятно:
Глаза смотрят и всё видят,
Уши слушают и всё слышат.
Я сначала думаю, а потом говорю.
Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-
пожелание «Удачи тебе!»).
Глаза смотрят и всё видят,
Уши слушают и всё
слышат.
Я сначала думаю, а потом
говорю.
Учащиеся улыбкой и
кивком головы
приветствуют друг друга.
Поочерёдно касаются
одноименных пальцев рук
своего соседа, начиная с
больших пальцев, и
говорят:
– Желаю (соприкасаются
большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– удачи тебе на занятии!
(прикосновенье всей
ладонью
руки).
III
План занятия
IV
Актуализаци
я знаний.
- Ребята, вы любите путешествовать?
Прежде, чем отправиться в путешествие
составимплан.
1.Подготовка речевого аппарата.
2.Определение темы занятия.
3.Работа по теме.
4. Итог занятия.
Во время путешествия мы побываем на станциях,
давайте прочитаем:
-Для того, чтобы во время путешествия вы красиво и
четко
произносили
слова,
надо
подготовить
свой
артикуляционный аппарат к работе.
Выполним упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
А теперь мы отправляемся в наше путешествие:
Спинки поправим, заняли удобные места.
Слышен звук поезда, стук колёс.
Что мы слышим?
- А как на письме обозначаются звуки?
- Какие звуки бывают?
- А какие буквы звуков не имеют?
- Ребята, мы продолжаем путешествие по стране
«Грамматика», а вот по какой теме, вы мне сейчас
скажете сами.
Для того, чтобы разобраться я предлагаю вам
исследовать вот эту строку:
КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙОТШАГАЕТЗАТУРИСТНАДДЛЯ
ПЛАНЕТЕПО
-Что вы здесь видите? (слова).
- Назовите слова, которые вы нашли в этой строке.
-Что осталось? Прочитайте.
- Что это за слова? (Это предлоги).
- Что вы знаете о предлогах?
*С какой частью речи предлоги не употребляются?
Д.: Станция предлогов и
приставок,
фонематическая,
спортивная, звуко-бук-
венная, грамматическая,
орфографическая,
конечная.
Артикуляционная
гимнастика:
-Мы слышим звук поезда,
колёс.
Одним словом – мы
слышим звуки.
-На письме звуки
обозначаются буквами.
Гласные и согласные.
Согласные буквы бывают:
глухие и звонкие, мягкие и
твёрдые, парные и
непарные.
Гласные – ударные и
безударные.
Звуков не имеют Ь и Ъ.
Весёлый, шагает, турист,
планете.
- К, перед, от, за, на, для,
по.
Предлог – это часть речи,
служит для связи слов в
предложении, пишется
отдельно от слов).
- Предлоги не
употребляются с
глаголами.
- Из того, что выделили в рамочки, найдите только
приставки. (От, на, за, по).
- Что вы знаете про приставки?
- Продолжим наше исследование.
- Составьте предложение, используя только эти слова.
(дети пытаются составить предложение).
- Не получается? Почему? (нет связи слов).
- Что нужно для связи слов в предложении?
(Необходим предлог в предложении).
- Какой предлог надо вставить?
- Составим теперь предложение.
- Докажите, что это предлог.
- Зачем нужны предлоги в предложении?
Приставка – это часть
слова, служит для
образования новых слов,
пишется слитно со
словом)
- Надо вставить предлог
ПО
Весёлый турист шагает
по планете.
(Между предлогом «по» и
словом «планете» можно
вставить слово. Например,
по красивой планете).
- Предлоги нужны для
связи слов в предложении.
V Тема
занятия
- Так какая тема нашего занятия?
- Предлоги и приставки.
Постановка
целей занятия
VI
Работа по
теме занятия.
- Какую цель поставим на занятие?
- Наша тема называется:
Дифференциация предлогов и приставок.
Дифференциация и различение – это слова –
синонимы.
Ребята, вы убедились, что приставки и предлоги
очень похожи и важно их различать. А как вы думаете,
почему?
-Молодцы, ребята! Спинки поправили, двигаемся
дальше.
*
Следующая станция –
Фонематическая.
- Посмотрите, пожалуйста, вспомните графическое
изображение приставки и предлога. Возьмите
графические изображения в руки.
-Мы будем различать
предлоги и приставки.
- Нужно различать
предлоги и приставки для
того, чтобы правильно
понимать то, о чём
говорят.
- Фонематическая.
Физкульт-
минутка.
Играем в игру «Найди приставку и предлог»
Я называю слово или словосочетание, а вы на слух
должны определить, что это, приставка или предлог и
поднять нужную карточку.
Упр. «Преврати слова с приставками в слова с
предлогами» (выполняется на карточках)
Предрассветный час – час перед рассветом
Настенный календарь – календарь на стене
Подземный переход – преход под землёй
Подводные камни – камни под водой
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим
заданием.
Оцените свою работу. В путевом листе сделайте
помету, было легко (Л), трудно(Т), интересно(И).
Мы приезжаем с вами на станцию-
- Выходите из своих вагончиков.
Физкультминутка.
(Смьтрим все на …).
Мы активно отдыхаем –
То встаём, то приседаем –
Раз-два-три-четыре-пять,
Вот как надо отдыхать. (Приседания)
Головой теперь покрутим –
Лучше мозг работать будет.
(Вращения головой)
Вертим туловищем бодро –
Это тоже славный отдых.
(Вращения туловищем).
Отдохнули – и за дело,
Снова мы в вагоны сели
-Присаживайтесь.
-Выполним дыхательное упражнение «Волшебные
пузыри»
Я напомню вам, как мы сделаем:
ГЛУБОКИЙ ВДОХ НОСОМ И МЕДЛЕННЫЙ
ПРОТЯЖНЫЙ ВЫДОХ РТОМ (4-5 раза).
-Для чего мы это делаем, тренируемся?
*Следующая станция Звуко-буквенная.
- Я вам приготовила словосочетания, но они
рассыпались.
Задание:
- Сложите карточки, чтобы получилось правильное
словосочетание.
ЗА ГОРОЙ, ЗАБЕЖАЛ,
СВЕРНУЛА,
С ДОРОГИ, НАРЕЗАТЬ,
НА ПОЕЗДЕ
(Учащиеся показывают
графическое изображение
приставки или предлога).
-
Спортивная.
-Мы развиваем
длительный выдох, т. к. в
речи много слов сложной
слоговой структуры.
(с)катился (с)горы,
(по)бежали (по)дорожкам,
(про)читал (про)машины,
(до)шёл (до)площади
(за)глянул (за)поворот
Подготовка к
письму.
- Что вы интересного заметили, выполняя задание?
-Как приставка пишется со словом?
А предлог?
- С любым из этих словосочетаний составьте
предложение (устно).
-Молодцы! Оцените себя. Сделайте необходимую
запись в путевом листе.
- Двигаемся дальше.
Следующая станция Грамматическая.
- Посмотрите на экран. Поработаем с пословицами.
Прочитайте первую пословицу.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Много радости находит – что это НА?
- Прочитайте второе предложение.
- Как проверить?
- Молодцы, хорошо поработали.
А сейчас мы поработаем с пальчиками.
Выполним массаж с мячиком.
(Говорим чётко, громко, чтобы было всё понятно).
- Возьмите массажное кольцо. Сделаем массаж
каждому пальчику. Начинаем с большого.
- Мы это делаем для того, чтобы развивать мелкую
моторику, но не только. На кончиках наших пальцев
есть нервные окончания, импульс бежит в кору
головного мозга, тем самым развивает речевые
центры. Т.е. мы не только развиваем мелкую моторику,
но и развиваем нашу речь.
- Ощущения могут быть разными: кому-то нравится,
кому-то не очень.
- Молодцы, положите массажное кольцо на парту.
-Встрепенулись, продолжаем наше путешествие.
- В этих словосочетаниях
одинаковые приставки и
предлоги.
Приставка со словом
пишется слитно, а предлог
раздельно.
Грамматическая
Много радости (на)ходит
человек (в)труде.
НА – это приставка, –
человек в труде, -
В – это предлог.
(До)води дело (до)конца.
Доводи - ДО – это
приставка.
До конца - ДО– это
предлог.
Можно вставить слово:
до маленького конца.
Я мячом круги катаю,
Взад вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч
прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук!
(Движения
соответственно тексту).
Сделали на одной руке,
сделаем на другой.
(Сопровождается
музыкой).
VII
Итог занятия
Рефлексия
Едем на станцию – Орфографическая.
-Правильно. Открываем тетради, записываем число.
Работа по карточкам.
В предложениях вставьте подходящие по смыслу
приставки и предлоги, запишите в тетради.
Выделить приставку и предлог.
Найдите ошибки.
Запиши предложения правильно. Подчеркни
приставку и предлог.
Станция Конечная.
- Наше путешествие подходит к концу.
Давайте вспомним, какая цель была поставлена?
-Какие открытия для себя вы сделали?
(Бывают одинаковые предлоги и приставки).
- Как различить приставку и предлог?
- Какое из заданий вызвало у вас небольшие
трудности?
- Возьмите путевые листы, оцените свои успехи и
недостатки во время путешествия.
Наше путешествие по стране «Грамматика» подошёл
к концу и в заключении я хочу прочитать вам
четверостишье:
Приставки к словам «приставляются»
И пишутся слитно всегда.
Предлоги от слов «удаляются» -
В словах не найти им следа.
Занятие окончено.
Орфографическая.
(Работа в тетрадях)
Солнце (за)шло (за)тучу.
(На)конверте (на)писан
адрес.
(С)горы (с)бегают потоки.
*Теплоход от плыл от
пристани.
*До сторожки мы
добрались к вечеру.
*Ребята с катились с
горы.
*Солнце за шло за
горизонт.
Цель:
- Научиться различать и
правильно писать
приставки и предлоги.
Приставки пишутся
слитно, а предлоги
раздельно).
-Кому путешествие
оказалось отличным?
-Кто путешествовал
хорошо?
- А у кого остались
вопросы?
Учащиеся оценивают
свою работу на занятии.