Напоминание

"По произведениям С.Я. Маршака"


Автор: Иванцова Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №17 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий АО, г. Салехард
Наименование материала: Литературная викторина
Тема: "По произведениям С.Я. Маршака"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Литературная викторина

по произведениям С.Я. Маршака

ЗАДАЧА: закрепить знания о многочисленных произведениях С.Я. Маршака. В игровой

форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака. Пробудить интерес к его

творчеству. Учить воспринимать содержание произведений. Прививать интерес к чтению

книг. Развивать воображение, мышление, культуру общения.

ЦЕЛИ:

1. Создание условий на викторине для:

осознания

каждым

ребёнком

себя

интеллектуальным

читателем,

способным

осмыслить не только литературное произведение, но и себя как читателя этого

произведения;

развитие речи детей, умение кратко и ясно излагать свои мысли;

воспитание в себе желания совершать душевные поступки через качества личности

литературных героев.

2. Совершенствовать коммуникативные навыки.

3. Прививать любовь к книге.

Ход викторины:

Дети рассаживаются по командам, каждая вокруг одного стола.

Ведущий.

Добрый

день,

уважаемые

родители,

ребята!

Сегодня

у

вас

необычная

викторина. Ребята, сегодня мы побываем в клубе “Что? Где? Когда?”. Круг наших

вопросов ограничивается сведениями о жизни и творчестве всем вам хорошо известного

детского поэта С.Я. Маршака.

Давайте вспомним правила, по которым играют в клубе знатоков:

1.

На обсуждение каждого вопроса знатокам дается не более 1 минуты.

2.

После того, как время обсуждения закончено, в зале должна быть полная тишина.

3.

В

отличие

от

телевизионной

игры,

в

нашей

игре

будут

участвовать

сразу

4

команды, ответы оцениваются по трехбалльной системе.

За соблюдением правил игры будет следить жюри (ведущий представляет членов жюри).

Ведущий. – Сегодня наши дети блеснут знаниями, смекалкой и быстротой мышления.

К.И.Чуковский остроумно приветствовал в лице Самуила Яковлевича пять Маршаков:

Маршака – детского поэта,

Маршака – драматурга,

Маршака – лирического поэта,

Маршака – переводчика,

Маршака – сатирика.

— Вы со своими педагогами познакомились с первым Маршаком – детским писателем. Я

хочу зачитать письмо от самого С.Я. Маршака

Пожелание друзьям.

Желаю вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути -

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и

каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево!

Ведущий. – Давайте начнем. У меня на столе лежат 5 конвертов разных цветов. Команды

сами выбирают по очереди любой конверт, где находятся вопросы для каждого раунда.

1 КОНВЕРТ (желтый): Игра «Узнай отрывок»

Ведущий читает отрывок из стихотворения С.Я. Маршака. Надо угадать его название

(для каждой команды 3 отрывка из стихотворения).

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке? («Почта»)

Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой,

В щелку красную глядит,

А в печи огонь гудит. («Пожар»)

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это брюки. («Вот какой рассеянный»)

Я учиться не хочу,

Сам любого научу.

Я известный мастер

По столярной части! («Мастер-ломастер»)

У Скворцова Гришки

Жили-были

Книжки -

грязные,

лохматые,

рваные,

горбатые,

Без конца

И без началa!.. («Книжка про книжки»)

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет 20-ти. («Рассказ о неизвестном герое»)

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру! («Двенадцать месяцев» Драматическая сказка.)

Вот живут они – лягушка,

Ёж, петух и мышь-норушка.

Мышь-норушка

Толокно толчёт,

А лягушка

Пироги печёт.

А петух на подоконнике

Им играет на гармонике.

(«Теремок»)

Против дома у ворот

Жил в сторожке старый кот.

Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил,

Подметал дорожки

Перед домом кошки.

(«Кошкин дом»)

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадешь,

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

(«Кот и лодыри»)

И давай его катать -

Из-под стула под кровать,

От стола до табурета,

От комода до буфета.

Подтолкнет – и цап-царап!

А потом загнал под шкап.

(«Усатый-полосатый»)

А если кто не ляжет

Сейчас же на кровать,

Тому она прикажет

Зевать, зевать, зевать!

(«Дремота и Зевота»)

2 КОНВЕРТ (оранжевый): Игра «Загадки»

Ведущий: Отгадайте загадки С.Я. Маршака (по 3 загадки для каждой команды).

1.

Он – ваш портрет,

Во всем на вас похожий

Смеетесь вы –

Он засмеется тоже.

Вы скачете –

Он вам навстречу скачет.

Заплачете –

Он вместе с вами плачет.

(Отражение в зеркале)

2.

Я твой товарищ, капитан.

Когда разгневан океан,

И ты скитаешься во мгле

На одиноком корабле, -

Зажги фонарь во тьме ночной

И посоветуйся со мной.

Я закачаюсь, задрожу -

И путь на север укажу. (Компас)

3.

Она меня впускает в дом

И выпускает вон.

В ночное время под замком

Она хранит мой сон.

Она ни в город, ни во двор

Не просится гулять.

На миг заглянет в коридор –

И в комнату опять. (Дверь)

4.

Мы ходим ночью, ходим днем

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час.

А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)

5.

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (Тапки)

6. Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (Мяч)

7. В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать!

(Утюг)

8. Под новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

(Календарь)

9. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

(Дождь)

10. Я конем рогатым правлю.

Если этого коня

Я к забору не приставлю,

Упадет он без меня.

(Велосипед)

11. Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево)

12. Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нем живет.

Дверца узкая под крышей –

Не для белки, не для мыши,

Не для вешнего жильца,

Говорливого скворца.

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят –

Во все стороны летят!

(Почтовый ящик)

3 КОНВЕРТ (зеленый): Игра «Эстафета»

Ведущий: Вспомните и назовите главных героев произведений.

"Теремок":

1) лягушка

2) мышка

3) петух

4) ёж

5) волк

6) лиса

7) медведь

Сказка «О глупом мышонке»:

1) мышка

2) утка

3) жаба

4) лошадь

5) свинка

6) курица

7) щука

8) кошка

Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом":

1) свинья

2) петух

3) курица

4) козёл

5) коза

Что сдавала дама в багаж:

1) Диван

2) Чемодан

3) Саквояж

4) Картина

5) Корзина

6) Картонка

7) Маленькая собачонка

4 КОНВЕРТ (голубой): Игра «4 тура»

1-ый тур: «Найди лишнее»

Ведущий: — Что дама не сдавала в багаж?

1.Диван 2. Чемодан 3. Портфель 4. Картина

Ведущий: — Какая няня не приходила к глупому мышонку?

1. Утка 2. Жаба 3. Лошадь 4. Корова

Ведущий: — У кого не обедал воробей в зоопарке у зверей?

1. У льва 2. У лисицы 3. У слона 4. У зайца

Ведущий: — Какого цвета не было на мяче в стихотворении «Мяч»?

1. Жёлтый 2. Зелёный 3. Красный 4. Голубой

2-ой тур: «Один вопрос – три ответа»

Ведущий: — В каком городе жил человек Рассеянный?

1. Москва 2. Ленинград 3. Киев

Ведущий: — Кто не искал неизвестного героя?

1. Фотографы 2. Врачи 3. Пожарные

Ведущий: — На какой улице жил человек Рассеянный?

1. Речной 2. Морской 3. Бассейной

Ведущий: — Куда отправился человек Рассеянный за билетом на поезд?

1. В буфет 2. В кино 3. В кассу

3-ий тур: «Эй, дружок, узнай стишок»

Ведущий: — Из какого стихотворения отрывок?

Принесла овсяной кашки –

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиски –

Отвернулся он от миски.

1. Глупый мышонок. 2. Усатый – полосатый. 3. Детки в клетке.

Ведущий: — О каком месяце говорится в стихотворении «Круглый год»?

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

1.Май 2. Март 3. Апрель

Ведущий: — Из какого стихотворения отрывок?

Вот пришёл хорёк с охоты,

Гостя спрашивает: — Кто ты?

Коль попал в мою нору,

Поиграй в мою игру!

1. Пудель 2. Умный мышонок 3. Волк и лиса

Ведущий: — Кому принадлежат эти слова?

А мы, ребята, вчетвером,

Авось починим старый дом.

Я и печник, и плотник,

И на мышей охотник!

1. Умный мышонок 2. Кот Василий 3. Еж

4-ый тур: «Галерея героев Маршака».

Ведущий: — Какого героя у Маршака не существует?

1. Человек Рассеянный 2. Почтальон 3. Дядя Стёпа 4. Пожарный

Ведущий: — Какой герой принадлежит перу Маршака?

1. Айболит 2. Носильщик 3. Муха-Цокотуха 4. Мойдодыр

Ведущий: — Сколько лет главной героине из стихотворения «Усатый - полосатый»?

1.6 лет 2. 5 лет 3. 4 года 4. 3 года

Ведущий:Кому посвящено стихотворение «Почта»?

1. К. Чуковскому 2. Б. Житкову 3. Б. Заходеру 4. С. Михалкову

5 КОНВЕРТ (красный): Игра «Биография поэта»

1. В каком городе родился С. Я. Маршак? (г. Воронеж)

2.

С.

Я.

Маршак

писал

только

детские

стихи?

(Был

переводчиком,

драматургом,

корреспондентом)

3. Кем был по профессии отец поэта? (заводской техник, талантливый изобретатель)

4.

В

какой

стране

продолжил

своё

образование

Маршак?

(

Англия,

Лондонский

университет)

5. Как звали жену С. Я. Маршака? (Софья)

6. Где жил поэт в последние годы жизни? (В Москве)

7. В каких городах установлены мемориальные доски? (в родном Воронеже, Москве,

Санкт-Петербурге, Ялте и других).

8. За свои труды, как переводчика, С. Я. Маршак получил почетное звание гражданина

одной из европейских стран. Назовите её. (Шотландия.)

Ведущая: А теперь предоставляем слово жюри.

Жюри: Подведение итогов, награждение участников.

Ведущая: — Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что он

написал в 1962 году:

Читатель мой особенного рода,

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года!

Спасибо за участие! Читайте больше сказок и стихотворений! До свидания!

Ведущая: Нам пора прощаться с вами,

Чтобы снова через год,

Слыша звон капели,

Встретить с радостью опять

Книжкину неделю.

Дети под музыку выходят из зала.

Ведущий: Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Дополнительные вопросы:

О ГЕРОЯХ, КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЭТИ ЗАГАДКИ?

1. Простите! Извините!

Туда ли я попал?

Мы с вами незнакомы...

Ой, ой, какой скандал!

Я, кажется, надел не то...

Заметили, друзья?

А может это я - не тот?

Скажите, кто же я?

2. Она отправилась в Житомир,

Взяла с собой огромнейший багаж.

Но по пути собачку потеряла,

И очень сильно горевала.

3. Приказала их принцесса

Принести зимой из леса.

Принести зимой цветы!

А какие? Помнишь ты?

4. В гости он пришёл ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке.

Литературная викторина

по произведениям

С.Я. Маршака

(для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовила: учитель-логопед

Иванцова Н.А.

Апрель 2017 год



В раздел образования