Напоминание

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников


Автор: Хухорева Елена Валериевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №237"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Применение ТРИЗ в обучении дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей

настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся

изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ- технология развивает такие нравственные качества, как умение

радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из

затруднительного положения.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна

осуществляться постепенно.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-

образовательном процессе дошкольного учреждения:

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия,

которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что

общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например,

предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на

необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание

разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас

поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя

нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из

любой сложной ситуации.

Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом

этапе.

На 1 этапе можно учить детей находить и формулировать противоречивые

свойства рассматриваемых предметов, явлений с помощью игры «Хорошо-

плохо». Возьмём самое простое хорошо знакомо слово «дождь».

Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять.

Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых

сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые

узоры на стекле.

Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно

простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на

одежду. Наводнение.

Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в

окружающем мире.

В игре «Наоборот» хорошо усваивается прием противоположные значения.

Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим

детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).

После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться

системным оператором, приступаем ко 2-му этапу работы по ТРИЗ-РТВ.

Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая

инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос: Как

спасти колобка» - Убить лису. Поэтому, следует раскрепостить мышление

детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание

на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на

детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми

ответами бывают агрессивные ответы: убить, поломать, выгнать и т. д. В

условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону

вопроса: Как спасти колобка, не причинив вреда лисе.

На 3 этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки.

Только не надо думать, что все сказки написаны или рассказаны. Можно

придумать сколько угодно новых сказок. Но прежде чем составлять сказки,

целесообразно научить детей решать сказочные задачи.

Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное

положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и

использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату.

Таким образом, опираясь на полученные знания, интуицию, используя

нестандартные, оригинальные решения малыши находят выход из сложной

ситуации.

Занятия с элементами ТРИЗ

Одной из самых распространённых форм обучения в детском саду является

занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает, целую группу

детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к

организации занятий не всегда бывают интересными и увлекательными, но

их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид.

Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности

(сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже

слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой ставим мы,

является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного

добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и

через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и

тренинги. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и

увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на

основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий.

Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам:

Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций –

мозговой штурм.

Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно

рассматриваться в развитии).

Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка

мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов,

причинно-следственных выводов и заключений, сделанных

самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)

В процессе проектирования занятий с дошкольниками рекомендуется

придерживаться следующей последовательности:

выбор темы занятия в соответствии с комплексно – тематическим

планом. При этом не имеет значения, какая программа лежит в основе

деятельности педагога;

определение вида занятия (выбор определённой методики или

комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма

работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу

их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой

комплексное занятие не обходится, происходит закрепление материала

и рефлексия;

формулировка программного содержания;

выбор разнообразных инструментов обучения;

составление конспекта.

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием

ТРИЗ РТВ-технологий: построение занятия на основе одной

алгоритмической цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием

является решение творческой задачи) или использование на традиционном

содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен,

второй – доступнее начинающему практику. Перечень приёмов, игр и

тренингов для использования в индивидуальной работе с дошкольниками на

протяжении дня. (Утренний приём, время прогулки, перерывы между

основными режимными моментами, вечер).

Использование методов активации творческого мышления с целью развития

речи:

Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп);

Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о

свойствах и структуре систем;

Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических

законов;

Словесное описание фантастических образов, созданных на основе

МФО;

Словесное преобразование объекта материального мира с помощью

типовых приёмов фантазирования;

Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения

задач на сужение поля поиска.

Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с

элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с

детьми дошкольного возраста:

Кляксография;

Ниткография;

Пальцеграфия;

Рисование штампами и шаблонами;

Создание коллажей.

Рисование фантастических героев с использованием метода

морфологического анализа (В мл. гр. дети помогают придумать, воспитатель

рисует, дети помогают раскрасить.

Проведение игр и тренингов с элементами рисования:

«Спаси букву от фигуру» (дорисовка геометрических фигур до

сюжетного изображения).

«Обычные и необычные животные» – создание образа фантастического

живоьного

«Чей след» – ассоциативные цепочки на основе случайных

изображений.

«Каляка» – дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по

содержанию.

Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.

Функциональное назначение объектов.

Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности

их использования в окружающем мире.

«Повторяка»

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий

называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети

«примеряют» эту функцию на себя:

Я – лягушка. Я умею прыгать.

Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки и т. д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия

проявления данной несвойственной функции.

«Я еду в деревню».

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются

стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду к бабушке и беру с

собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен

объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка.

Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к

обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д.

«Неумейка»

Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию.

Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию

выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту

функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я

умею танцевать, но не умею перевозить грузы». И т. д.

«Салат из сказок»

Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну

и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и

получается новая сказка. Выбор героев может быть произвольным. Дети

выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы

как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки.

Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.

д.

«Сказка – наизнанку»

Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку»

сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот». Вспомнить с детьми

хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев.

Положительный характер на отрицательный и наоборот. Например: «Красная

шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха –

добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

.

«Сочиняем сказки по опорным схемам»

Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети,

пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть

разными.

Лжезагадки.

Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее

долетит?

Кто громче замычит: петух или корова?

Упали две тарелки – железная и стеклянна. Каких осколков будет

больше?

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются

эффективным средством развития активного творческого мышления у

дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических

процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на

расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской

деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных

знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и

словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность

успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с

использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.



В раздел образования