Напоминание

Классный час по теме "На планете Толерантность"


Автор: Гудкова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАУ "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Когалым, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Классный час по теме "На планете Толерантность"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Классный час по теме "На планете Толерантность"

Работа

по

воспитанию

толерантности

у

детей

ведется

всегда.

Наше

время

не

исключение.

«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый

смысл,

потому

что

уважение

воспитанников

к

однокласснику

другой

национальности,

полноценное

общение

на

примерах

равноправия,

оказание

необходимой

помощи,

внимательное

отношение

к

его

нуждам

в

решении

возникающих

проблем

вот

одна

из

главных

ценностей

человеческого

с у щ е с т в о в а н и я

в

г а р м о н и и

с

м и р о м

п р и р о д ы

и

о б щ е с т в а .

Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего

приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к

единению культур, формирующим мировоззрение подростков.

Цели:

Образовательные:

o

познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;

o

выявить основные черты толерантности;

o

сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Воспитательные:

o

воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и

культуре разных народов;

o

воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и

взаимопонимание.

Развивающие:

o

продолжить

формирование

толерантного

отношения

одноклассников

между собой;

o

способствовать

развитию

у

воспитанников

самосознания,

которое

помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на

самом деле;

o

развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия,

видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith), памятки.

Оформление

кабинета: глобус,

географическая

карта

мира;

макет

дерева

толерантности, плакат «Цветок толерантности».

Плакат: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н.

Добролюбов;

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Вступление: (слайд 1)

Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте

хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

(слайд

2) А

для

этого

я

предлагаю

в

самом

начале

послушать

и

зарядится

положительными эмоциями музыкальное исполнение Пьесы Н. Розанова «Благодарю».

Выступают преподаватели музыкального отделения Елена Валентиновна Калинина и

Лариса Владимировна Романенкова.

Спасибо за прекрасную музыку нашим преподавателям!

Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга

такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать

вам одну легенду: (слайд 3, 4)

Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия

можно объединить, одним словом. И это слово – толерантность. (Слайд 5)

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам

предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с

представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв,

поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и

представителей другой культуры, религии.

Так что же означает слово толерантность? Давайте с ВАМИ разберем, как

это слово определяется на разных языках?

tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть

терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд

6)

tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям,

поведению; (слайд 7)

tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в

манере, отличной от нашей собственной; (слайд 8)

tolerance (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от

собственных;(слайд 9)

kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть

великодушными по отношению к другим; (слайд 10)

tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать

других такими, какие они есть, и прощать; (слайд11)

толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить,

мириться

с

чем-либо),

принимать/признавать

существование

кого-либо,

примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-

либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. (слайд 12)

Ведущий: В разных странах определения толерантность, различны. Ребята, а как вы

думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно,

это слово

терпимость

. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше,

но теперь он поставлен особо остро. (Слайд 13)

Ведущий: набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется

вперед. Техника пришла на службу человеку.

Казалось бы, жизнь должна стать размеренное, спокойнее. (Слайд 14)

Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм

асоциального поведения. (Слайд 15)

В

сегодняшнем

обществе

происходит

активный

рост

экстремизма,

агрессивности, расширение зон конфликтов. (Слайд 16)

Растет

количество

антиобщественных

молодежных

организаций,

вовлекающих

молодежь

в

экстремистские

группировки. Люди

перестают

быть

терпимыми!

Есть замечательный день -16 ноября - именно в этот день жители многих

стран

мира

отмечают

Международный

день

толерантности

или

День

терпимости. (Слайд 17, 18)

Ведущий: этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной

Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году

Декларации терпимости. (Слайды 19, 20)

Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее

время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Понятие толерантность очень широкое, на отведенное время для классного

часа мы не успеем поговорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие

виды толерантности бывают: (Слайд 21)

Межнациональная, религиозная, географическая, образовательная, возрастная,

политическая, физиологическая, расовая, межрасовая

Мы проживаем с вами в небольшом, но многонациональном городе. И для того

чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об

особенностях разных культур, много читать, интересоваться.

Прав

был

критик

19

века

Николай Добролюбов,

сказав,

что

«человек,

ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». (Слайд 22)

Ведущий: может ли одна религия мешать другой? Нет. (Слайд 23,24)

Разные религии объясняют толерантность по-разному:

Ислам. «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя

самого».

Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям

пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к

ним, как к себе и верностью своему слову».

Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте

и вы с ними».

У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно

использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а

изучать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между

собой люди разной национальности.

Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга.

Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.

Ведущий: Немецкий художник Хельмут Ленгер создал эмблему

Толерантности: (слайд 25)

Толерантность – это прощение.

Толерантность – это сострадание.

Толерантность – это уважение прав других.

Толерантность – это сотрудничество.

Толерантность – это уважение человеческого достоинства.

Толерантность – это дружба.

Толерантность – это гармония в многообразии.

Толерантность – мир и согласие.

Толерантность – милосердие.

Ведущий: Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно.

В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и

активисты молодежных движений 1968 года. (Слайд 26)

Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных

как бы от руки.

«Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский.

Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой

сосед после этого всего – лишь иностранец?»

Ведущий: Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется

культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

повседневными

трудами

других

народов

(кофе

выращивают

в

одной

стране,

отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно

ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета

кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные? (Слайд 27)

Послушайте стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят всех народов и стран:

Для абиссинцев и англичан,

Для испанских детей и для русских,

Шведских, турецких, немецких, французских.

Негров, чья родина – Африки берег;

Для краснокожих обеих Америк.

Для желтокожих, которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать. (Слайд 28)

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой на ночлег.

Из тропических стран, где на деревьях

Не счесть обезьян; (слайд 29)

Для ребятишек, одетых и голых.

Тех, что живут в городах и селах.

Весь этот шумный, задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.

Север планеты пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом.

Учитель: о чем это стихотворение? Дети всех цветов кожи должны дружить друг с

другом. (Слайд 30)

Сейчас

я

предлагаю

просмотреть

видеоклип

«Tell

Me

Why-

Тел

ми

вай»

(исполнитель Declan Galbraith-Деклан Гэйлбрейт). Хочу обратить ваше внимание на

фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия увиденного. Какова

основная идея видеоклипа?

Ведущий: (слайд 31)

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это

означает

быть

внимательным

к

другим

и

обращать

внимание

на

то,

что

нас

сближает.

(Слайд 32)

Все – мы разные, все мы – равные!

(Слайд 33)

Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей

без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм

асоциального

поведения. (Слайд

35)

В

одних

ситуациях

человек

поступает

правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Давайте

разберем

кто

же

такая

«Толерантная

и

интолерантная

личность»

(Слайд 35)

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других, доброжелательность,

желание что-либо делать вместе,

понимание и принятие,

чуткость, любознательность, доверие,

снисходительность, гуманизм.

Непонимание, игнорирование,

эгоизм,

нетерпимость, пренебрежение,

раздражительность, равнодушие,

цинизм, немотивированная

агрессивность.

Ведущий: Толерантная

личность.

Так

какими

личностными

качествами

должен

обладать такой человек?

А теперь я предлагаю ответить Вам ребята!

(В этом нам поможет, волшебная шкатулка. Предлагаю каждому желающему взять из

шкатулки листочек и продолжите фразу «Я …»)

Ведущий: Я (слайд 36)

терпимый и терпеливый;

считающийся с чужими мнениями и интересами;

умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;

приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

уважающий окружающих и уважаемый ими;

уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;

заботливый, сострадающий, поддерживающий;

патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;

человек, берегущий природу и культуру;

трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Ведущий: Толерантная семья. Какими качествами должна обладать такая семья,

ваша семья? Давайте продолжим фразу вмести «В моей семье …»

Ведущий:В моей семье (слайд 37)

все терпимые и терпеливые;

здоровые,

добрые,

любящие;

уважающие,

понимающие,

поддерживающие

друг друга;

окружающие друг друга заботой;

внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;

успешные, независимые, счастливые.

Ведущий: Толерантный город. Чем же должен отличаться наш Когалым? Продолжи

фразу «В моём городе …»

- в моем городе (слайд 38)

прохожие доброжелательные, вежливые;

улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;

река и воздух чистые, природа здоровая;

школа просторная, светлая;

учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать,

любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы

учеников;

учащиеся

доброжелательные,

уважающие

друг

друга

и

всех

сотрудников

школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг

друга.

Ведущий: Толерантные округ и страна. Что же такого особенного должно быть в

таком округе и такой стране? Продолжи фразу «В моём округе и в моей стране…»

- В моём округе и в моей стране (слайд 39)

власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих

гражданах;

народ

здоровый,

доброжелательный,

трудолюбивый,

обеспеченный,

заботящийся о процветании своей страны;

все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и

других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого

быть самим собой;

страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во

всем мире.

Ведущая:

(слайд

40) Мы

больше

получим,

чем

отдадим,

если

будем

чаще

вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком

только благодаря другому человеку.

Наша школа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье

всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор.

Так что же такое толерантность? (Слайд 41)

Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.

Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.

Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.

Толерантность – значит это, если дружно все живут.

И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.

Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.

Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!

(Слайд 42, 43) В заключение хочу сказать: Пусть каждый из нас, пусть наша школа,

наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей

большой планеты Земля.

На этом наш классный час завершон. Спасибо всем за внимание! (Слайд 44)



В раздел образования