Автор: Гудкова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАУ "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Когалым, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Классный час по теме "На планете Толерантность"
Раздел: дополнительное образование
Классный час по теме "На планете Толерантность"
Работа
по
воспитанию
толерантности
у
детей
ведется
всегда.
Наше
время
не
исключение.
«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый
смысл,
потому
что
уважение
воспитанников
к
однокласснику
другой
национальности,
полноценное
общение
на
примерах
равноправия,
оказание
необходимой
помощи,
внимательное
отношение
к
его
нуждам
в
решении
возникающих
проблем
–
вот
одна
из
главных
ценностей
человеческого
с у щ е с т в о в а н и я
в
г а р м о н и и
с
м и р о м
п р и р о д ы
и
о б щ е с т в а .
Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего
приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к
единению культур, формирующим мировоззрение подростков.
Цели:
Образовательные:
o
познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
o
выявить основные черты толерантности;
o
сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Воспитательные:
o
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и
культуре разных народов;
o
воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и
взаимопонимание.
Развивающие:
o
продолжить
формирование
толерантного
отношения
одноклассников
между собой;
o
способствовать
развитию
у
воспитанников
самосознания,
которое
помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на
самом деле;
o
развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.
Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия,
видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith), памятки.
Оформление
кабинета: глобус,
географическая
карта
мира;
макет
дерева
толерантности, плакат «Цветок толерантности».
Плакат: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н.
Добролюбов;
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Вступление: (слайд 1)
Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте
хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
(слайд
2) А
для
этого
я
предлагаю
в
самом
начале
послушать
и
зарядится
положительными эмоциями музыкальное исполнение Пьесы Н. Розанова «Благодарю».
Выступают преподаватели музыкального отделения Елена Валентиновна Калинина и
Лариса Владимировна Романенкова.
Спасибо за прекрасную музыку нашим преподавателям!
Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга
такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать
вам одну легенду: (слайд 3, 4)
Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия
можно объединить, одним словом. И это слово – толерантность. (Слайд 5)
Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам
предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с
представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв,
поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и
представителей другой культуры, религии.
Так что же означает слово толерантность? Давайте с ВАМИ разберем, как
это слово определяется на разных языках?
tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть
терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд
6)
tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям,
поведению; (слайд 7)
tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в
манере, отличной от нашей собственной; (слайд 8)
tolerance (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от
собственных;(слайд 9)
kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть
великодушными по отношению к другим; (слайд 10)
tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать
других такими, какие они есть, и прощать; (слайд11)
толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить,
мириться
с
чем-либо),
принимать/признавать
существование
кого-либо,
примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-
либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. (слайд 12)
Ведущий: В разных странах определения толерантность, различны. Ребята, а как вы
думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно,
это слово
терпимость
. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше,
но теперь он поставлен особо остро. (Слайд 13)
Ведущий: набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется
вперед. Техника пришла на службу человеку.
Казалось бы, жизнь должна стать размеренное, спокойнее. (Слайд 14)
Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм
асоциального поведения. (Слайд 15)
В
сегодняшнем
обществе
происходит
активный
рост
экстремизма,
агрессивности, расширение зон конфликтов. (Слайд 16)
Растет
количество
антиобщественных
молодежных
организаций,
вовлекающих
молодежь
в
экстремистские
группировки. Люди
перестают
быть
терпимыми!
Есть замечательный день -16 ноября - именно в этот день жители многих
стран
мира
отмечают
Международный
день
толерантности
или
День
терпимости. (Слайд 17, 18)
Ведущий: этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной
Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году
Декларации терпимости. (Слайды 19, 20)
Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее
время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
Понятие толерантность очень широкое, на отведенное время для классного
часа мы не успеем поговорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие
виды толерантности бывают: (Слайд 21)
Межнациональная, религиозная, географическая, образовательная, возрастная,
политическая, физиологическая, расовая, межрасовая
Мы проживаем с вами в небольшом, но многонациональном городе. И для того
чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об
особенностях разных культур, много читать, интересоваться.
Прав
был
критик
19
века
Николай Добролюбов,
сказав,
что
«человек,
ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». (Слайд 22)
Ведущий: может ли одна религия мешать другой? Нет. (Слайд 23,24)
Разные религии объясняют толерантность по-разному:
Ислам. «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя
самого».
Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям
пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к
ним, как к себе и верностью своему слову».
Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте
и вы с ними».
У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно
использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а
изучать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между
собой люди разной национальности.
Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга.
Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.
Ведущий: Немецкий художник Хельмут Ленгер создал эмблему
Толерантности: (слайд 25)
Толерантность – это прощение.
Толерантность – это сострадание.
Толерантность – это уважение прав других.
Толерантность – это сотрудничество.
Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
Толерантность – это дружба.
Толерантность – это гармония в многообразии.
Толерантность – мир и согласие.
Толерантность – милосердие.
Ведущий: Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно.
В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и
активисты молодежных движений 1968 года. (Слайд 26)
Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных
как бы от руки.
«Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский.
Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой
сосед после этого всего – лишь иностранец?»
Ведущий: Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется
культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными
трудами
других
народов
(кофе
выращивают
в
одной
стране,
отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно
ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета
кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные? (Слайд 27)
Послушайте стихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод»
Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать. (Слайд 28)
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян; (слайд 29)
Для ребятишек, одетых и голых.
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом.
Учитель: о чем это стихотворение? Дети всех цветов кожи должны дружить друг с
другом. (Слайд 30)
Сейчас
я
предлагаю
просмотреть
видеоклип
«Tell
Me
Why-
Тел
ми
вай»
(исполнитель Declan Galbraith-Деклан Гэйлбрейт). Хочу обратить ваше внимание на
фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия увиденного. Какова
основная идея видеоклипа?
Ведущий: (слайд 31)
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это
означает
быть
внимательным
к
другим
и
обращать
внимание
на
то,
что
нас
сближает.
(Слайд 32)
Все – мы разные, все мы – равные!
(Слайд 33)
Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей
без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.
В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм
асоциального
поведения. (Слайд
35)
В
одних
ситуациях
человек
поступает
правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Давайте
разберем
кто
же
такая
«Толерантная
и
интолерантная
личность»
(Слайд 35)
Толерантная личность
Интолерантная личность
Уважение мнения других, доброжелательность,
желание что-либо делать вместе,
понимание и принятие,
чуткость, любознательность, доверие,
снисходительность, гуманизм.
Непонимание, игнорирование,
эгоизм,
нетерпимость, пренебрежение,
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная
агрессивность.
Ведущий: Толерантная
личность.
Так
какими
личностными
качествами
должен
обладать такой человек?
А теперь я предлагаю ответить Вам ребята!
(В этом нам поможет, волшебная шкатулка. Предлагаю каждому желающему взять из
шкатулки листочек и продолжите фразу «Я …»)
Ведущий: Я (слайд 36)
терпимый и терпеливый;
считающийся с чужими мнениями и интересами;
умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
уважающий окружающих и уважаемый ими;
уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
заботливый, сострадающий, поддерживающий;
патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
человек, берегущий природу и культуру;
трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Ведущий: Толерантная семья. Какими качествами должна обладать такая семья,
ваша семья? Давайте продолжим фразу вмести «В моей семье …»
Ведущий:В моей семье (слайд 37)
все терпимые и терпеливые;
здоровые,
добрые,
любящие;
уважающие,
понимающие,
поддерживающие
друг друга;
окружающие друг друга заботой;
внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
успешные, независимые, счастливые.
Ведущий: Толерантный город. Чем же должен отличаться наш Когалым? Продолжи
фразу «В моём городе …»
- в моем городе (слайд 38)
прохожие доброжелательные, вежливые;
улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
река и воздух чистые, природа здоровая;
школа просторная, светлая;
учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать,
любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы
учеников;
учащиеся
доброжелательные,
уважающие
друг
друга
и
всех
сотрудников
школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг
друга.
Ведущий: Толерантные округ и страна. Что же такого особенного должно быть в
таком округе и такой стране? Продолжи фразу «В моём округе и в моей стране…»
- В моём округе и в моей стране (слайд 39)
власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих
гражданах;
народ
здоровый,
доброжелательный,
трудолюбивый,
обеспеченный,
заботящийся о процветании своей страны;
все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и
других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого
быть самим собой;
страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во
всем мире.
Ведущая:
(слайд
40) Мы
больше
получим,
чем
отдадим,
если
будем
чаще
вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком
только благодаря другому человеку.
Наша школа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье
всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор.
Так что же такое толерантность? (Слайд 41)
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!
(Слайд 42, 43) В заключение хочу сказать: Пусть каждый из нас, пусть наша школа,
наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей
большой планеты Земля.
На этом наш классный час завершон. Спасибо всем за внимание! (Слайд 44)