Напоминание

"Этнокультурное образование дошкольников на современном этапе развития образования"


Автор: Нуриева Лилия Рафкатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад№153"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Этнокультурное образование дошкольников на современном этапе развития образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ».

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникается

основными чувствами, какими живет народная душа…мы не можем создать

вне национальной культуры…»

В.В. Зеньковский

На современном этапе развития нашего общества проблема этнокультурного

воспитания становится как никогда актуальной и насущно необходимой.

Перед нами стоит такая задача как – формирование национального

самосознания поколения, которому предстоит стать эталоном патриотизма и

любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств.

Идея национального (народного) воспитания, воспитания уважительного

отношения к культуре различных народов во все времена волновала

педагогов. Д.С. Лихачев, В.В. Давыдов и др. считают, что приобщение детей

к народной культуре развивает личность, формирует патриотические чувства.

Последние два года работы была направлена на внедрение в воспитательно –

образовательный процесс этнокультурного (патриотического) компонента.

При этом решаются следующие задачи:

- образовательные, которые состоят в формировании социальных

представлений дошкольников об образе жизни человека с древнейших

времен и до современности (с учетом региональной направленности);

- воспитательные – включают воспитание интереса к событиям социальной

жизни, уважение к культурно – историческим ценностям нашей местности,

его жителям;

- развивающие – заключаются в освоении детьми материала программы, в

развитии психических процессов, в результате чего формируется

эмоциональная и мотивационная сфера дошкольника.

Я Нуриева Л.Р. работаю в детском саду воспитателем в старшей группе.

Считаю, что работа по этнокультурному воспитанию должна проходить

совместно с родителями. Именно на их примере у детей складываются

определенные ценности, понятия. Если в семье есть традиции, правила, то

они постепенно входят в сознание ребенка и становятся теми приятными

моментами, которые хочется переживать снова и снова. Конечно же, работа

по этнокультурному воспитанию должна проводиться и в дошкольном

учреждении. Поэтому в нашей группе организован и оформлен центр по

этнокультурному воспитанию, где дошкольники знакомятся со страной, в

которой живут, с ее традициями и обычаями, с символикой государства.

Первые годы моей работы с детьми в русле этнокультурного воспитания был

посвящён изучению - русского быта народа родного края. Работа была

реализована посредством проектной деятельности – проект «Деревянная

русская изба».

При реализации проекта «Деревянный русский «изба», в групповом

помещении был организован мини музей. В организацию которой вовлеклись

педагоги, родители с детьми. Причем детям очень понравилось искать

экспонаты для нашего «изба». Они ездили к бабушкам находили различные

старые самовары, утюги, ухваты, прялки, чугуны и многое другое. Принося в

группу эти предметы дети не только знали как они называются, но и для чего

они предназначены.

Во время обустройства «Избы» от детей посыпались вопросы: «Какую

печку сделать в нашей избе, для чего она нужна?». Это послужило толчком к

следующему проекту «Печка – печечка». Где опять же дети вместе с

родителями готовили следующие доклады: «История русской печки», и «Роль

русской печки в жизни человека». Также детям было дано задание

нарисовать эскизы русской печки.

Второй год работы посвящен изучению народных промыслов родного края.

Здесь также используется проектная деятельность. Вместе с детьми и

родителями был реализован проект «Матрешки». В группе общими усилиями

педагогов и родителей организовали мини – музей «Народные промыслы

родного края», где представлены хохломские ложки, тарелки, чашки

расписанные гжелью, матрешки предметы расписанные с городецкой

росписью и многое другое.

Регулярно проводятся беседы о природе, о городах и

достопримечательностях. Дошкольники владеют информацией о том, где они

проживают, знают улицы нашего поселка. Приобщая детей к традициям

народа, к народному творчеству, совместно с музыкальным руководителем

мы проводили праздники и тематические досуги. Помимо этого календарные,

обрядовые праздники организовываются в русском народном стиле.

Например, это «Осенние посиделки», где дети, наряженные в традиционные

русские костюмы, окунутся в мир старины: пели и инсценировали обрядовые

осенние песни, играли в русские народные игры; обрядовый праздник

«Масленица», с уличными играми и забавами, катание на санях, закличками

Весны и сжиганием чучела Масленицы.

Театральные постановки, так же являются неотъемлемой частью

этнокультурного воспитания. Инсценировка русских народных сказок:

«Колобок», «Теремок», «Муха Цокотуха», привлекают детей любовь к

устному народному творчеству, к авторским произведениям, заставляют

понять поступки сказочных персонажей, глубину их чувств, учат

сопереживать, сочувствовать, различать Добро и Зло, уметь прийти на

помощь в трудную минуту, сделать правильный нравственный выбор.

Вся работа строится на основе тесного взаимодействия с родителями. Они

помогают в создании костюмов, атрибутов, декораций к спектаклям и

выступлениям, участвуют в разработке и воплощений творческих проектов,

в разных конкурсах.

Работа в рамках комплексно – тематического плана успешно реализует задачи

этнокультурного воспитания через изучение предметно – прикладного

творчества родного края, традиций, обычаев, искусства и культуры народов

России, через продуктивную деятельность детей: лепку, рисование,

аппликацию, а также через чтение художественной литературы и обсуждение

прочитанного.

Углублённо изучая с детьми этнокультурные особенности родного края,

воспитательно- образовательный процесс становится более эффективным и

продуктивным: у детей наблюдается высокие показатели по развитию речи,

благоприятно проходит процесс социализации, воспитываются такие

качества как гражданственность, патриотизм, толерантность, умение прийти

на помощь, способствует развитию художественного вкуса, дети

приобщаются к красоте и самобытности народа, а этот путь к духовному

возрождению России.

Нуриева Л.Р. воспитатель МАДОУ «Детский сад №153» г. Казань



В раздел образования