Автор: Рудых Нэлля Равгетовна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: города Иркутска
Наименование материала: Конспект урока по слушанию музыки
Тема: "Народные традиции в музыке русских композиторов"
Раздел: дополнительное образование
Урок по слушанию музыки
Тема: «Народные традиции в музыке русских композиторов»
Цель:
сформировать
интерес
к
народному
фольклору
в
русской
классической музыке через музыкальный образ Масленицы.
Задачи:
- приобщение к культуре русского народа через изучение традиций и обрядов;
-
развитие
эстетического
кругозора
через
обращение
к
произведениям
русских композиторов;
- воспитание бережного отношения к художественному наследию русского
народа, устойчивого интереса к народной музыкальной культуре;
- развитие умения слушать и анализировать музыку.
Оборудование:
компьютер,
музыкальный
центр,
мультимедийный
проектор, экран.
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский.
Пьеса
«Февраль»
(Масленица)
из
фортепианного
цикла «Времена года»
Н. А. Римский – Корсаков. Сцена из оперы « Снегурочка» «Прощай,
Масленица!»
И.Ф. Стравинский. Сцена «Масленица» из балета «Петрушка».
Видеофрагменты:
Н. А. Римский – Корсаков. Сцена из оперы « Снегурочка» «Прощай,
Масленица!». Фрагмент мультфильма.
И.Ф.
Стравинский.
Сцена
«Масленица»
из
балета
«Петрушка».
Фрагмент фильма-балета.
Иллюстрации:
портреты
-
П.И.Чайковского,
Н.
А.
Римского
–
Корсакова, И.Ф. Стравинского. Картины - Б. Кустодиева «Масленица», С.
Кожина «Масленица. Проводы зимы», А. Бенуа «Эскиз декорации к балету
«Петрушка».
Один из самых старинных и любимых на Руси обрядов – Масленица.
У
древних
славян
это
был
недельный
праздник
проводов
зимы.
Масленицу
всюду
ожидали
с
большим
нетерпением.
Это
был
поистине
всеобщий праздник. Отмечают Масленицу перед Великим постом за восемь
недель до Пасхи – и непременно с блинами, снежками, горками, катанием на
тройках, каруселях, балаганным театром, ряжеными, хороводами и песнями.
Горячими блинами, песнями и плясками закликали весну красавицу.
А вот зиму принято было изображать в виде соломенного чучела,
обряженного
в
женское
платье,
которое
в
конце
масленичной
недели
торжественно
сжигали, чтобы весна быстрее пришла, и пели прощальные
песни.
После вечерней службы, все просили прощения у родных и знакомых. В
этот
день
прощались
все
обиды,
ведь
встретить
весну
нужно
с
чистой
совестью!
Всенародная любовь к этому празднику нашла отражение в творчестве
русских композиторов. В своих произведениях они использовали народный
фольклор, который был источником творческого вдохновения и передавал
характер, состояние души и эмоции русского народа. Часто музыка самих
композиторов
создавалась
глубоко
национальной
по
духу
и
близкой
к
народному творчеству.
В одном из самых известных и любимых произведений фортепианной
музыки
–
цикле
Петра
Ильича
Чайковского
«Времена
года»
мы
тоже
встречаем отражение древнего обряда.
Портрет П.И.Чайковского
и
иллюстрация
картины
Б.
Кустодиева
«Масленица»
Пьесе
«Масленица»
Февраль
издатель
Н.
М.Бернард
в
качестве
поэтического эпиграфа взял строки русского поэта П. А.Вяземского:
«Скоро Масленицы бойкой
Закипит широкий пир».
Фортепианная пьеса с первых звуков передаёт настроение весёлого
праздника.
В
музыке
слышатся
характерные
переборы
гармоники,
звон
бубенцов русских троек, шум толпы и плясок. Словно не рояль звучит, а
балалайки,
гусли,
рожки.
Так
и,
кажется,
что
играет
русский
народный
оркестр. Да и сама музыка – весёлая народная пляска.
Средняя
часть
пьесы,
очевидно,
рисует
театрализованное
представление. В музыке ощущается что-то массивное и неуклюжее, может
это «медведя водят»?
С
помощью
угловатых
ритмических
фигур,
Чайковский
создаёт
картину
с
радостными
возгласами
толпы,
притоптыванием
пляшущих
ряженых. Смех, веселье, песни скоморохов – всё сливается в праздничном
гулянье.
Слушание пьесы П. И.Чайковского «Масленица». Февраль из фортепианного
цикла «Времена года».
Обряд
«проводы
Масленицы»
ярко
и
широко
воплотил
русский
композитор
Николай
Андреевич
Римский
–
Корсаков
в
своей
опере
«Снегурочка», на сюжет пьесы А. Н. Островского.
Портрет Н. А. Римского – Корсакова и иллюстрация картины С.
Кожина «Масленица. Проводы зимы»
В
этой
опере
композитор
очень
тонко
передал
народный
характер
музыки. Он использовал народные напевы из собственного сборника русских
народных
песен
и
сочинил
ряд
мелодий
в
стиле
древних
календарно
–
обрядовых песен. Получилась яркая картина старинного народного быта.
Слушание
фрагмента
из
пролога
оперы
«Снегурочка»
Н.
А.Римского
–
Корсакова. «Прощай Масленица!»
В
начале
прошлого
века
русский
композитор
Игорь
Федорович
Стравинский сочинил балет о народном масленичном гулянии.
Портрет И.Ф.
Стравинского
и
иллюстрация
А.
Бенуа
«Эскиз
декорации к балету «Петрушка»
Главным
героем
балета
он
сделал
ожившую
куклу
–
любимца
балаганных спектаклей Петрушку. Балет свой И.Ф.Стравинский так и назвал
«Петрушка».
Чтобы
передать
эту
картину
И.Ф.Стравинский
написал
множество
мелодий, которые напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши.
Здесь и городские романсы и масленичные заклички, и хороводные песни. И
даже частушки – так любимые русским народом.
В
ярмарочной
суете
появляются
различные
персонажи:
кучера,
конюхи,
кормилицы
и
ряженые,
купец
и
цыганки,
мужик
с
медведем.
Создаётся полное ощущение присутствия на этом народном празднике.
Просмотр
фрагмента
из
балета
«Петрушка»
И.
Ф.
Стравинского.
«Масленица»
Слушая музыку русских композиторов, можно ярко представить себе
размах
празднования
этого
любимого
в
народе
праздника
–
проводы
Масленицы.
Приложение
Петр Ильич Николай Андреевич Игорь Федорович
Чайковский Римский-Корсаков Стравинский
Борис Кустодиев. Масленица
Семён Кожин. Масленица. Проводы зимы
Александр Бенуа. Эскиз декорации к балету «Петрушка» 1911г.