Напоминание

"Народные традиции в музыке русских композиторов"


Автор: Рудых Нэлля Равгетовна
Должность: преподаватель музыкально–теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: города Иркутска
Наименование материала: Конспект урока по слушанию музыки
Тема: "Народные традиции в музыке русских композиторов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Урок по слушанию музыки

Тема: «Народные традиции в музыке русских композиторов»

Цель:

сформировать

интерес

к

народному

фольклору

в

русской

классической музыке через музыкальный образ Масленицы.

Задачи:

- приобщение к культуре русского народа через изучение традиций и обрядов;

-

развитие

эстетического

кругозора

через

обращение

к

произведениям

русских композиторов;

- воспитание бережного отношения к художественному наследию русского

народа, устойчивого интереса к народной музыкальной культуре;

- развитие умения слушать и анализировать музыку.

Оборудование:

компьютер,

музыкальный

центр,

мультимедийный

проектор, экран.

Музыкальный материал:

П.И.Чайковский.

Пьеса

«Февраль»

(Масленица)

из

фортепианного

цикла «Времена года»

Н. А. Римский – Корсаков. Сцена из оперы « Снегурочка» «Прощай,

Масленица!»

И.Ф. Стравинский. Сцена «Масленица» из балета «Петрушка».

Видеофрагменты:

Н. А. Римский – Корсаков. Сцена из оперы « Снегурочка» «Прощай,

Масленица!». Фрагмент мультфильма.

И.Ф.

Стравинский.

Сцена

«Масленица»

из

балета

«Петрушка».

Фрагмент фильма-балета.

Иллюстрации:

портреты

-

П.И.Чайковского,

Н.

А.

Римского

Корсакова, И.Ф. Стравинского. Картины - Б. Кустодиева «Масленица», С.

Кожина «Масленица. Проводы зимы», А. Бенуа «Эскиз декорации к балету

«Петрушка».

Один из самых старинных и любимых на Руси обрядов – Масленица.

У

древних

славян

это

был

недельный

праздник

проводов

зимы.

Масленицу

всюду

ожидали

с

большим

нетерпением.

Это

был

поистине

всеобщий праздник. Отмечают Масленицу перед Великим постом за восемь

недель до Пасхи – и непременно с блинами, снежками, горками, катанием на

тройках, каруселях, балаганным театром, ряжеными, хороводами и песнями.

Горячими блинами, песнями и плясками закликали весну красавицу.

А вот зиму принято было изображать в виде соломенного чучела,

обряженного

в

женское

платье,

которое

в

конце

масленичной

недели

торжественно

сжигали, чтобы весна быстрее пришла, и пели прощальные

песни.

После вечерней службы, все просили прощения у родных и знакомых. В

этот

день

прощались

все

обиды,

ведь

встретить

весну

нужно

с

чистой

совестью!

Всенародная любовь к этому празднику нашла отражение в творчестве

русских композиторов. В своих произведениях они использовали народный

фольклор, который был источником творческого вдохновения и передавал

характер, состояние души и эмоции русского народа. Часто музыка самих

композиторов

создавалась

глубоко

национальной

по

духу

и

близкой

к

народному творчеству.

В одном из самых известных и любимых произведений фортепианной

музыки

цикле

Петра

Ильича

Чайковского

«Времена

года»

мы

тоже

встречаем отражение древнего обряда.

Портрет П.И.Чайковского

и

иллюстрация

картины

Б.

Кустодиева

«Масленица»

Пьесе

«Масленица»

Февраль

издатель

Н.

М.Бернард

в

качестве

поэтического эпиграфа взял строки русского поэта П. А.Вяземского:

«Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир».

Фортепианная пьеса с первых звуков передаёт настроение весёлого

праздника.

В

музыке

слышатся

характерные

переборы

гармоники,

звон

бубенцов русских троек, шум толпы и плясок. Словно не рояль звучит, а

балалайки,

гусли,

рожки.

Так

и,

кажется,

что

играет

русский

народный

оркестр. Да и сама музыка – весёлая народная пляска.

Средняя

часть

пьесы,

очевидно,

рисует

театрализованное

представление. В музыке ощущается что-то массивное и неуклюжее, может

это «медведя водят»?

С

помощью

угловатых

ритмических

фигур,

Чайковский

создаёт

картину

с

радостными

возгласами

толпы,

притоптыванием

пляшущих

ряженых. Смех, веселье, песни скоморохов – всё сливается в праздничном

гулянье.

Слушание пьесы П. И.Чайковского «Масленица». Февраль из фортепианного

цикла «Времена года».

Обряд

«проводы

Масленицы»

ярко

и

широко

воплотил

русский

композитор

Николай

Андреевич

Римский

Корсаков

в

своей

опере

«Снегурочка», на сюжет пьесы А. Н. Островского.

Портрет Н. А. Римского – Корсакова и иллюстрация картины С.

Кожина «Масленица. Проводы зимы»

В

этой

опере

композитор

очень

тонко

передал

народный

характер

музыки. Он использовал народные напевы из собственного сборника русских

народных

песен

и

сочинил

ряд

мелодий

в

стиле

древних

календарно

обрядовых песен. Получилась яркая картина старинного народного быта.

Слушание

фрагмента

из

пролога

оперы

«Снегурочка»

Н.

А.Римского

Корсакова. «Прощай Масленица!»

В

начале

прошлого

века

русский

композитор

Игорь

Федорович

Стравинский сочинил балет о народном масленичном гулянии.

Портрет И.Ф.

Стравинского

и

иллюстрация

А.

Бенуа

«Эскиз

декорации к балету «Петрушка»

Главным

героем

балета

он

сделал

ожившую

куклу

любимца

балаганных спектаклей Петрушку. Балет свой И.Ф.Стравинский так и назвал

«Петрушка».

Чтобы

передать

эту

картину

И.Ф.Стравинский

написал

множество

мелодий, которые напоминают русские народные песни, танцы, наигрыши.

Здесь и городские романсы и масленичные заклички, и хороводные песни. И

даже частушки – так любимые русским народом.

В

ярмарочной

суете

появляются

различные

персонажи:

кучера,

конюхи,

кормилицы

и

ряженые,

купец

и

цыганки,

мужик

с

медведем.

Создаётся полное ощущение присутствия на этом народном празднике.

Просмотр

фрагмента

из

балета

«Петрушка»

И.

Ф.

Стравинского.

«Масленица»

Слушая музыку русских композиторов, можно ярко представить себе

размах

празднования

этого

любимого

в

народе

праздника

проводы

Масленицы.

Приложение

Петр Ильич Николай Андреевич Игорь Федорович

Чайковский Римский-Корсаков Стравинский

Борис Кустодиев. Масленица

Семён Кожин. Масленица. Проводы зимы

Александр Бенуа. Эскиз декорации к балету «Петрушка» 1911г.



В раздел образования