Автор: Дроздова Марина Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Валдайская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Валдай, Новгородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психолого–педагогическое просвещение родителей.
Раздел: дополнительное образование
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Методическая разработка
Дроздовой М.В.
по статье К.Н. Бунцева,
из журнала
Известно: для того, чтобы воспитательная работа с детьми была результативной,
необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой, доверительной
формы общения между ними. Вовремя найденное слово, умение и желание помочь,
поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать правильный совет иногда
гораздо больше сближает с родителями и укрепляет авторитет педагога, чем прочитанная
лекция или квалифицированная консультация.
Установление единой линии воспитания ребёнка в семье и УДО решается тем успешнее,
чем больше подготовлены родители к роли воспитателей, педагогов. Отсюда вытекает
необходимость психолого-педагогического просвещения родителей. Особенно нуждаются
в педагогической помощи молодые родители, у которых появление первого ребёнка
выдвигает множество вопросов.
Отец и мать, как самые близкие люди, оказывают огромное влияние на формирование
личности ребёнка. Поэтому небезразлично, какому воздействию ребёнок подвергается в
семье. Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым
инстинктом, - значит рисковать будущим растущего человека. «Разве можно не знать, как
мы должны воспитывать наших детей?» - писал выдающийся педагог А.С. Макаренко. И
чем бы ни занимались родители, кем бы они не были по специальности, они всегда
педагоги, воспитатели своих детей. Вдумчивый и серьёзный педагог, чутко
откликающийся на нужды и потребности детей, всегда найдёт путь к сближению с
родителями и установлению контактов, необходимых для нахождения общих, единых
линий воздействия на ребёнка. Прежде всего, нужен тщательный анализ собственной
педагогической деятельности, без чего трудно выбрать подходящие методы
взаимодействия с детьми и их родителями – «свою педагогику».
В ходе анализа деятельности у педагога возникают вопросы, на которые нужно найти
ответы: какие задачи я ставлю перед собой? Какие методы считаю наиболее
плодотворными? Что приемлемо для моих детей? Как я могу осуществить намеченные
планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях? И, как правило, в начале
учебного года ставится задача – установить доверительные отношения с родителями на
основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. На первом этапе при
общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны личности ребёнка,
т.е. не сосредотачиваться на негативных сторонах его характера – «переставить акценты».
Для этого педагогу следует внимательно наблюдать за поведением детей в учебной или
игровой деятельности.
Следующий этап – знакомство с условиями жизни и воспитания ребёнка в семье,
закрепление установки на сотрудничество. На этом этапе большое значение имеет
профессионализм педагога: его умение убеждать родителей, вызывать у них доверие,
проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Педагог заинтересован в
гармоничных отношениях между родителями и детьми, поэтому должен прилагать
максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и
умения, понимали возрастные особенности и возможности ребёнка.
Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях, в играх, о его
коммуникативных навыках, важно не занимать «судейскую»
позицию, а помнить: педагог – это партнёр родителей в воспитании и становлении
личности. Поэтому так важно добиться активной воспитательной позиции родителей,
вызвать у них желание узнать своего ребёнка, оценить свои взаимоотношения с ним,
способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Для налаживания контактов с семьёй существует немало форм и путей, проверенных
временем. Но известно, что наиболее распространенная форма работы с родителями – это
индивидуальные беседы. Педагог видится с матерью, отцом или бабушкой каждого из
своих воспитанников. И хотя эти беседы, возникающие без определённого плана, очень
коротки, содержание их всегда имеет педагогическую направленность. Педагог успевает
узнать о поведении ребёнка дома, его здоровье, учебе в школе, о том, чем он порадовал
или огорчил близких ему людей. И, в свою очередь, педагог рассказывает, как вел себя
ребёнок на занятии, каковы его успехи, с кем он общался, играл. Даже их этих коротких
встреч педагога с родителями становится ясно: существует ли договоренность между
ними в вопросах воспитания, каков тон их отношений, насколько авторитетен педагог в
глазах родителей, охотно ли ему рассказывают о ребёнке и т.п.
Родительские собрания, как одна из коллективных форм работы с семьёй, дают
возможность систематически знакомить родителей с педагогическими и
организационными вопросами. Главное место в повестке родительского собрания
необходимо отводить вопросам воспитания детей. Но важно и другое: организационные и
административно-хозяйственные вопросы должны звучать так, чтобы родителям было
ясно – все, что делается в учреждении, делается ради удобств детей, их правильного
воспитания и развития. Формы проведения родительских собраний каждый педагог
разрабатывает сам. Это не обязательно традиционная форма, можно провести
родительское собрание в форме КВН, праздничного чаепития, вечера вопросов и ответов
и т.п.
Большое место в работе с родителями занимают наглядные формы педагогической
пропаганды. Это позволяет доносить до родителей большой справочный и
информационный материал.
Воспитание детей – трудное и сложное дело, требующее от родителей и педагогов не
только любви к детям, но и высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и
умения поступиться своими личными интересами. А руководствоваться мы с вами
должны известными изречениями Дейла Карнеги: «Наша жизнь такова, какой её делают
наши мысли» и «Счастье в том, чтобы отдавать, делать добро» и главные ценности
находить в тесном общении с детьми и родителями.