Напоминание

Психолого–педагогическое просвещение родителей.


Автор: Дроздова Марина Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Валдайская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Валдай, Новгородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психолого–педагогическое просвещение родителей.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Методическая разработка

Дроздовой М.В.

по статье К.Н. Бунцева,

из журнала

Известно: для того, чтобы воспитательная работа с детьми была результативной,

необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой, доверительной

формы общения между ними. Вовремя найденное слово, умение и желание помочь,

поверить в свои силы, поддержать в трудную минуту, дать правильный совет иногда

гораздо больше сближает с родителями и укрепляет авторитет педагога, чем прочитанная

лекция или квалифицированная консультация.

Установление единой линии воспитания ребёнка в семье и УДО решается тем успешнее,

чем больше подготовлены родители к роли воспитателей, педагогов. Отсюда вытекает

необходимость психолого-педагогического просвещения родителей. Особенно нуждаются

в педагогической помощи молодые родители, у которых появление первого ребёнка

выдвигает множество вопросов.

Отец и мать, как самые близкие люди, оказывают огромное влияние на формирование

личности ребёнка. Поэтому небезразлично, какому воздействию ребёнок подвергается в

семье. Воспитывать без соответствующих знаний, руководствуясь лишь слепым

инстинктом, - значит рисковать будущим растущего человека. «Разве можно не знать, как

мы должны воспитывать наших детей?» - писал выдающийся педагог А.С. Макаренко. И

чем бы ни занимались родители, кем бы они не были по специальности, они всегда

педагоги, воспитатели своих детей. Вдумчивый и серьёзный педагог, чутко

откликающийся на нужды и потребности детей, всегда найдёт путь к сближению с

родителями и установлению контактов, необходимых для нахождения общих, единых

линий воздействия на ребёнка. Прежде всего, нужен тщательный анализ собственной

педагогической деятельности, без чего трудно выбрать подходящие методы

взаимодействия с детьми и их родителями – «свою педагогику».

В ходе анализа деятельности у педагога возникают вопросы, на которые нужно найти

ответы: какие задачи я ставлю перед собой? Какие методы считаю наиболее

плодотворными? Что приемлемо для моих детей? Как я могу осуществить намеченные

планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях? И, как правило, в начале

учебного года ставится задача – установить доверительные отношения с родителями на

основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. На первом этапе при

общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны личности ребёнка,

т.е. не сосредотачиваться на негативных сторонах его характера – «переставить акценты».

Для этого педагогу следует внимательно наблюдать за поведением детей в учебной или

игровой деятельности.

Следующий этап – знакомство с условиями жизни и воспитания ребёнка в семье,

закрепление установки на сотрудничество. На этом этапе большое значение имеет

профессионализм педагога: его умение убеждать родителей, вызывать у них доверие,

проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Педагог заинтересован в

гармоничных отношениях между родителями и детьми, поэтому должен прилагать

максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и

умения, понимали возрастные особенности и возможности ребёнка.

Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях, в играх, о его

коммуникативных навыках, важно не занимать «судейскую»

позицию, а помнить: педагог – это партнёр родителей в воспитании и становлении

личности. Поэтому так важно добиться активной воспитательной позиции родителей,

вызвать у них желание узнать своего ребёнка, оценить свои взаимоотношения с ним,

способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Для налаживания контактов с семьёй существует немало форм и путей, проверенных

временем. Но известно, что наиболее распространенная форма работы с родителями – это

индивидуальные беседы. Педагог видится с матерью, отцом или бабушкой каждого из

своих воспитанников. И хотя эти беседы, возникающие без определённого плана, очень

коротки, содержание их всегда имеет педагогическую направленность. Педагог успевает

узнать о поведении ребёнка дома, его здоровье, учебе в школе, о том, чем он порадовал

или огорчил близких ему людей. И, в свою очередь, педагог рассказывает, как вел себя

ребёнок на занятии, каковы его успехи, с кем он общался, играл. Даже их этих коротких

встреч педагога с родителями становится ясно: существует ли договоренность между

ними в вопросах воспитания, каков тон их отношений, насколько авторитетен педагог в

глазах родителей, охотно ли ему рассказывают о ребёнке и т.п.

Родительские собрания, как одна из коллективных форм работы с семьёй, дают

возможность систематически знакомить родителей с педагогическими и

организационными вопросами. Главное место в повестке родительского собрания

необходимо отводить вопросам воспитания детей. Но важно и другое: организационные и

административно-хозяйственные вопросы должны звучать так, чтобы родителям было

ясно – все, что делается в учреждении, делается ради удобств детей, их правильного

воспитания и развития. Формы проведения родительских собраний каждый педагог

разрабатывает сам. Это не обязательно традиционная форма, можно провести

родительское собрание в форме КВН, праздничного чаепития, вечера вопросов и ответов

и т.п.

Большое место в работе с родителями занимают наглядные формы педагогической

пропаганды. Это позволяет доносить до родителей большой справочный и

информационный материал.

Воспитание детей – трудное и сложное дело, требующее от родителей и педагогов не

только любви к детям, но и высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и

умения поступиться своими личными интересами. А руководствоваться мы с вами

должны известными изречениями Дейла Карнеги: «Наша жизнь такова, какой её делают

наши мысли» и «Счастье в том, чтобы отдавать, делать добро» и главные ценности

находить в тесном общении с детьми и родителями.



В раздел образования