Напоминание

Основные способы звукоизвлечения на домре


Автор: Траулько Светлана Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Валдайская детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Валдай, Новгородская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Основные способы звукоизвлечения на домре
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные способы

звукоизвлечения

на домре.

Методическое сообщение

преподавателя Траулько С.Н.

2016г.

Музыкальный

звук

это

основное

выразительное

средство,

главная

составляющая музыки, её душа.

«Раз

музыка

есть

звук,

то

главной

заботой,

первой

и

важнейшей

обязанностью любого исполнителя является работа над звуком. Казалось бы,

ничего более очевидного нет. И однако, очень часто забота о технике в узком

смысле,

то

есть

беглости,

бравуре,

вытесняет

или

ставит

на

второй

план

важнейшую заботу о звуке» - как нельзя более точно сформулировал мысли о

звуке и звукоизвлечении Г.Г. Нейгауз. И как нельзя более актуально является эта

проблема для исполнителей на народных инструментах.

Искусство звука – есть искусство звукоизвлечения. Работа над музыкальным

звуком – это самое сложное в искусстве исполнительства. Звук – это то, что не

дается

природой,

не

передается

по

наследству,

а

воспитывается

самим

исполнителем, постоянно совершенствуется на протяжении всей его творческой

жизни.

Основа хорошего звука – это свобода, правильное, естественное, чистое

звукоизвлечение. Музыкальный звук индивидуален по характеру, по многоцветной

звуковой

палитре.

Он

зависит

от

степени

развития

музыкального

слуха

исполнителя,

его

художественного

воображения,

духовного

богатства.

Следовательно,

при

работе

над

звуком,

в

первую

очередь

стоит

обращать

внимание

на

развитие

у

учащегося

таких

качеств,

как

образное

мышление,

творческая

фантазия,

его

общий

интеллектуальный

уровень

и,

конечно,

постоянное

совершенствование

музыкального

слуха,

так

как

достичь

разнообразного,

естественного

звучания

возможно

лишь

при

осуществлении

постоянного слухового контроля.

В характеристике звука всегда присутствуют несколько параметров: высота,

динамика,

тембр,

характер,

которые

в

музыкальном

произведении

всегда

присутствуют в целостном единстве.

В решении вопроса о звукоизвлечении на домре перед учащимися стоит

несколько задач:

1.

Способ прикосновения (ощущение контакта медиатора).

2.

Овладение разнообразной по характеру атакой звука.

3.

Тембральные изменения.

4.

Динамические градации.

Характер звука, тембр и динамика на домре зависят в первую очередь от

правой руки, ощущение медиатора. Медиатор сам по себе не может давать звук за

счет своего веса на струну. При игре на домре мы должна обратиться за помощью

к весу кисти и предплечья.

Звук и его свойства (характер, тембр, динамика) изменяются в зависимости от

стилистики,

художественных

задач

произведения.

Основные

способы

звукоизвлечения на домре – это нажим, толчок, бросок и тремоло. Нажим –

медиатор

лежит

на

струне

и

без

какого-либо

замаха

с

минимальными

физическими усилием исполнителя выжимает струну. Нажим сверху, нажим снизу

рука исполнителя приучается к собранности, нет лишних движений. Для того,

чтобы овладеть нажимом, рекомендуется игра упражнения в различной динамике

(от пианиссимо к форте и обратно).

Исполнение

в

различных

нюансах

должно

обязательно

контролироваться

слухом

и

сопровождаться

постоянным

ощущением

струны.

В

процессе

исполнения

подобных

упражнений

у

учащегося

вырабатывается

понимание

динамических

оттенков.

Толчок

этот

прием

отличает

наличие

замаха

и

направленного усилия, устремленного к струне. Атака звука твердая.

В основе броска лежит сбрасывающее движение веса кисти и предплечья.

Атака

звука

подчеркнутая,

резкая.

Бросок

используется

в

музыкальных

произведениях,

в

которых

должна

присутствовать

яркая

эмоциональность,

внешние эффекты.

Тремоло

является

основным

исполнительским

приемом

игры

на

домре.

Тремоло позволяет петь на инструменте, приближая его к самому совершенному

голосу.

Качественное тремоло может быть обеспечено только в одном случае – если

ему

будет

уделяться

постоянное,

ежедневное

внимание.

Ровность,

слитность

переменных ударов, ощущение струны медиатором, координация пальцев левой

руки с тремолированием правой, рельефная смена длительностей – вот основные

направления работы исполнителя.

Достижение

разнообразного,

выразительного

звучания

это

сложный,

длительный процесс, который музыкант совершает на протяжении всей своей

творческой

жизни.

Любое

музыкальное

произведение

состоит

из

звуковой

материи,

разнообразной,

зависящей

от

стиля,

эпохи.

Следует

воспитывать

у

ученика понятие стилистически верного, оправданного звучания.

Немаловажным в вопросе о качестве звукоизвлечения оказалось значение

самого медиатора, который по сути своей является посредником между пальцами

нашей руки и струнами. Одной из причин появления открытого, скрипучего звука,

имеющего лишние призвуки, является некачественный медиатор. Влияние на звук

величины и формы самого медиатора не так значительно, как толщина ребра

фаски медиатора. Здесь критерием правильности будет являться наш слух.

Актуальность

и

важность

в

современном

исполнительстве

вопросов,

связанных с медиатором (индивидуальный подход к выбору величины медиатора,

умение изготавливать медиатор в домашних условиях, вести за ним правильный

повседневный уход). Все это дает возможность, усовершенствования качества

звукоизвлечения.



В раздел образования