Автор: Шахманаева Юлия Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.Невьянск
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок литературного чтения 2 класс В.Осеева "Почему?"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения. 2 класс. «Школа России»
В. Осеева «Почему?»
1 Эмоциональный настрой на урок
Почему сегодня радость затмила всё вокруг?
Почему луна исчезла ранним утром вдруг?
Почему всегда с улыбкой в школу мы идем?
Почему друзей в дороге за руку берем?
(дети отвечают на вопросы)
2. Введение в тему урока
Скажите, пожалуйста, какое слово объединяет все это
стихотворение?
А почему сегодняшний урок я начинаю именно с этих слов?
А что это такое Почему? Проверка домашнего задания….Кто
выбрал?
Почему? вполне возможно, очень может быть. По какой причине,
вследствие чего.
В каких случаях задают вопрос "почему"? (когда хотят выяснить
причину)
А кто автор данного произведения?
Слайд 1
Портрет Осеевой…Что вы можете сказать об этом
человеке? Кто она?
Что удивило вас в творчестве писательницы?
Что вы помните из её биографии?
На шкафчиках есть карточки, которые помогут вам вспомнить
биографию Валентины Осеевой.
(21, 16 Киев, Москва, детская, корректор, инженер. Театр,
Солнечногорск, воспитатель. Сказки игра требование «Гришка»
«Рыжий кот» вежливость честность уважение элеватор)
Один рассказывает всю биографию…
При первичном чтении трудно всё понять, всё осознать.
Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к
прочитанному.
Какие слова сказала мама В. Осеевой? Мало уметь читать, надо
уметь думать.
Слайд 2
3.Целепологание
Так какова будет цель сегодняшнего урока? Какие открытия мы
сможем совершить и на какой вопрос ответить?
Я узнаю…
Я смогу…
Я научусь…
Почему так назван рассказ?
Для чего он написан? Будем учиться анализировать данное
произведение…
4. Работа над содержанием произведения
Учитель: – О чем это произведение?
– Подтвердились ли ваши предположения?
– Какие чувства вы испытали при прослушивании, при прочтении
этого произведения?
Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. Можете
пользоваться тетрадью
Признаки рассказа
Повествование о реальных событиях.
Небольшой объём.
Немного действующих лиц. 4. Описание одного эпизода.
Определите тему рассказа. Ученики: Этот рассказ о людях и о
животных.
Чтобы лучше понять произведение, надо хорошо знать содержание.
Проверим, насколько вы были внимательными читателями.
Восстанови последовательность событий в
рассказе В. Осеевой «Почему?», работа в парах
1.Бум наказан.
2.Мальчик с собакой.
3.Сын признался.
4.Чашка разбилась.
5.У каждого своё «почему».
6. Это... Бум!
7. Ночью.
8. Расстроенный лай.
9. Все дома!
10. Он будет жить в будке.
11. Бум один на крыльце.
Ответ:
Слайд3 2 4 6 10 1 11 7 8 3 9 5.
Мальчик с собакой.
Чашка разбилась.
Это... Бум!
Он будет жить в будке.
Бум наказан.
Бум один на крыльце.
Ночью.
Расстроенный лай.
Сын признался.
Все дома!
У каждого своё «почему».
Проверка
Сейчас вы можете прилечь, закрыть глаза и послушать два
произведения, постараться представить тот образ, который вы
услышите…
Звучит музыка музыка из фильма «Хатико» Я вышел на
крыльцо и сел рядом с "Бумом. Прижавшись головой к его
мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму.
Звук Дождя и бури….За окном было черно.
Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее
собралось для меня за этим ночным окном.
Найдите в тексте и зачитай тот отрывок, который подходит к первой
композиции
Ко второй композиции
Какие чувства испытывает мальчик во время грозы? Найдите и
прочитайте описание природы перед дождем. Можно ли считать,
что описание природы помогает сильнее почувствовать
переживания мальчика. все. Что накопилось
в природе перед дождем, наконец вырвалось наружу в виде дождя.
Начался ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже
вырвалось наружу. Почему он все-таки признался? Что не давало
ему покоя? Что его мучило? (совесть)
Слайд 4
Мальчик испытывает тревогу, страх, переживание, мучение совести
и т.д.
Учитель: Как об этом пишет автор? Найдите в тексте
Учитель добавляет на доску слова:
“на сердце тяжело”,
“мурашки пробегали по спине”,
“вина становилась больше”,
“кусал ногти”,
“не мог ни на что решиться”,
“утыкался лицом в подушку”
А что такое совесть?
Кто подбирал определение Как вы зарисовали её?
Какие прилагательные и глаголы подобрали Какой образ совести
получился?
Какие вы части речи подобрали?
Что подтолкнуло мальчика сказать правду маме?
Учитель: Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается
наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика,
тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а
не Бум. Совесть не давала ему покоя.
11) Какие краски выберете, чтобы изобразить душевное состояние
главного героя
Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает,
как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни
очень важно научиться прислушиваться к голосу совести.
Игра «Верно-неверно»( Да- хлопаем, нет -топаем)
1.Мальчик соврал маме из-за вредности? -
2. В рассказе собаку звали Бим? –
3. Мама сильно расстроилась, увидев разбитую чашку?+
4. Мама поняла кто разбил чашку?+
5. Ты свалил бы вину за поступок на своего друга?
1 группа:
Найдите и исправьте ошибки в тексте.
Мы были одни в спальной комнате (в столовой) - я и Бум. Я болтал
под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые ноги
(пятки). Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая
папина карточка, - мы с мамой только недавно отдавали её
увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе
лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на кресле
(Стуле), держась за край стола, мне показалось, что папа грозит мне
пальцем( качает головой.)
2)Почему мальчик признался маме сразу?
- Есть ли ошибка в этом вопросе?
Перефразируйте…Задайте вопрос другой группе…
3)Как вы думаете, он обманывал раньше?
Я думаю, что мальчик раньше никогда не обманывал. Он не встал
из-за стола, а “Тихонько сполз”, он понимает, что натворил и встает
неуверенно и боязливо.
2 группа:
1)Как автор относится к своему герою? Докажите и выберите
верное утверждение
Валентина Осеева жалеет мальчика.
Автору всё равно
Он честный и совестливый мальчик
Если бы она хотела показать главного героя ловким обманщиком и
предателем, то она не стала бы подробно рассказывать, как
выглядел мальчик, какие чувства испытывал в этот момент.
5) Как ты думаешь, мама догадалась, кто разбил блюдце?
Есть ли ошибка в этом вопросе?
Перефразируйте…Задайте вопрос другой группе…
Мальчик разбил чашку, поэтому вопрос будет таким:
6) Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?
Мама пыталась помочь сыну сказать правду. Дважды она спросила
его: “Ты очень испугался?”, а потом: “Если ты … нечаянно”…
3 группа:
1) Легко ли было маме принять решение, что Бим будет жить в
будке?
Есть ли ошибка в этом вопросе?
Перефразируйте…Задайте вопрос другой группе…
Легко ли было маме принять решение, что Бум будет жить в будке?
Маме тяжело принять такое решение, Этим решением мама ставит
сына перед выбором. Маме нелегко, она очень любит собаку, Бума
тоже любил отец, которого пес так и не дождался.
О каком нравственном качестве этот рассказ?
3)Что подтолкнуло мальчика сказать правду маме? Выберите
верный ответ Объясните
а) Его мучила совесть.
б) Ему было жаль Бума.
в) Он жалел маму.
Итог
Давайте посмотрим на цели, которые мы с вами поставили в начале
урока( ответить на вопрос: « Почему рассказ так странно назван»)
Получились ли у нас реализовать цели урока?
Прочитайте, о каких «почему» в финале рассказа думали пѐс, мама,
мальчик?Ответьте на эти вопросы
Лист самооценки
________________________________________________
1
.
Знание
биографии
автора
Знаю
Готов
рассказать
Мало
знаю
Не знаю
2
.
Восстановление
последовательно
сти событий
справился
Есть ошибки
3
.
Чтение текста
Читаю
без
ошибо
к
Читаю с
ошибками
Умею
находить
информаци
ю
Тяжело
найти
информаци
ю
4
.
Работа в группах
Работа
л
активн
о
Выслушив
ал
товарищей
Не
принимал
участие
5
Весь урок у меня
было ...
настроение
бодрое
тревожное
светлое
сонное
загадочное
печальное
уютное
мечтательное
Главные герои в рассказе "Почему". Мальчик, его мама и собака
Трезор. Мальчик слабодушный, у него не хватило смелости во всем
сознаться. Он не честно поступил по отношению к маме и собаке,
он предал доверие мамы и предал дружбу с Трезором. Мама у
мальчика добрая, она не ругала сына и не допрашивала его, а
ждала , когда он сам сознается и потом не ругала, потому что ей
было важно, каким растет ее сын, она хотела, чтобы мальчик вырос
похожим на отца, честным и смелым. А собака Трезор добрый и
ласковый пес, который верил и надеялся на своего хозяина.
Мальчик вс-таки сознался в обмане, значит, он понял свою вину.