Автор: Саргсян Айкануш Манвеловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОДУ детский сад 262
Населённый пункт: Новосибирск,Новосибирский область
Наименование материала: проект
Тема: оформление РППС группы раннего возраста для адаптации детей
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад комбинированного вида № 262
Города Новосибирска»
проект:
«Оформление РППС группы раннего возраста для
адаптации детей»
Автор:
Саргсян Айкануш Манвеловна
воспитатель
Новосибирск 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА………………………………………………………….3
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ………………………………………………....5
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ……………………………………………...….6
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА…………………………………………………6
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА……………………………………………..…..7
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА…………………………………………..8
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ………………………………………..….9
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ………………..….10
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...13
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………...……13
ПРИЛОЖНИЯ………………………………………………………….…15
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1
Наименование
проекта
«Оформление РППС группы раннего воз-
раста для адаптации детей.»
2
Автор проекта
Саргсян Айкануш Манвеловна, воспитатель
3
На
какую
возраст-
ную группу направ-
лен проект
Проект направлен на детей от 3 до 4 лет, их
семьи, воспитателей ДОУ.
4
Цель, задачи проек-
та
Цель
проекта
–
способствовть
адаптации
детей
к
детскому
саду
через
оформление
РППС группы детского сада для детей млад-
шего дощкольного возраста.
Задачи:
- Изучить особенности адаптационного про-
цесса детей младшего дошкольного возрас-
та;
-
Подобра
ть игры и дидактические пособия
для сопровождения адаптации детей млад-
шего дошкольного возраста;
-
Создать
дидактические
пособия
и
игры
(сшить юбку, создать бассейн для песка и
круп, оформить картинки-правила для детей
и т.д);
- Офрмить родительский уголок в приемной
;
- Создать картотеку игр ,способствующих
адаптации;
-Оформить
группу
созданными
играми
и
правилами.
5
Тип проекта
практико-ориентированный, творческий.
6
Вид проекта
групповой, семейный.
7
Участники
дети,
родители,
воспитатели
группы «Ро-
мошка».
8
Сроки
краткосрочный (март- апрель).
ВВЕДЕНИЕ
Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие вос-
питанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения
дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.
.
Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например, переход
в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведе-
ния и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться
целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформирован-
ный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослы-
ми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и бы-
строго образования новых, что для ребёнка данного возраста является
трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда
и не у всех детей проходит легко и быстро.
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обога-
щать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и
использовать
наиболее
эффективные
средства
и
методы
сенсорного
воспитания в детском саду.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприя-
тия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее бу-
дут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность
умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то
есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает
окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено
в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая пред-
посылка интеллектуального развития.
ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Полное наименование бюджетного учреждения: муниципальное
казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибир-
ска «Детский сад №262 комбинированного вида». В настоящий момент
МКДОУ представляет из себя комплекс из 4 отдельно стоящих корпу-
сов (один корпус новый, три старых). ДОУ осуществляет свою образо-
вательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО и с учетом При-
мерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Ве-
раксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
По лицензии расcчитан на 500 человек.
В детском саду функционирует 21 группа:
- 2 группы для детей раннего возраста (от 1г.6мес. до 3-х лет);
- 8 групп комбинированной направленности для детей с общим
недоразвитием речи в возрасте от 3 до 7 лет;
- 10 групп общеразвивающего типа для детей в возрасте от 3 до 7
лет.
Набор детей в специализированные группы проводится под руко-
водством и на основании заключений врачей и медико-педагогической
комиссии.
Я работаю в старом корпусе, во второй младшей группе «Тере-
мок», 25 воспитанников, по адресу: ул. 25 Лет Октября, 6а.
Группа общеразвивающего типа, дети в возрасте от 3-4 лет. В
группе хорошо оснащены уголки: театра, книжный, художественного
творчества, конструирования, уединения, отдыха, патриотический и др.
Но практически отсутствовал уголок сенсорный: были некоторые ди-
дактические пособия, разбросанные по разным уголкам. А так как, сен-
сорное воспитание - это залог умственного развития малыша, это фун-
дамент, который будет необходим ему в будущем для благополучной
адаптации в общеобразовательной школе, то я поставила перед собой
цель: создание и обогащение центра сенсорного развития в группе.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
-
в настоящее время адаптация детей к детскому саду проходят всё
больше в тяжелой степени
- многие родители не понимают, что адаптация к детскому саду для
ребёнка может стать серьезной психической травмой
-пробелы в методическом обеспечении воспитателей для работы в
период привыкания детей к детскому саду.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Способствовать адаптации детей к детскому саду через оформление
РППС группы детского сада для детей младшего дошкольного возраст,
Задачи:
1)
Изучить особенности адаптационного процесса детей младше-
го дошкольного возраста;
2)
Подобрать игры и дидактические пособия для сопровождения
адаптации детей младшего дошкольного возраста;
3)
Создать дидактические пособия и игры (сшить юбку, создать
бассейн для песка и круп, оформить картинки-правил для детей и т.д.);
4)
Оформить родительский уголок в приемной;
5)
Создать картотеку игр, способствующих адаптации;
6)
Оформить группу созданными играми и правилами.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Раннее детство – период интенсивного физического и психиче-
ского развития. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие
подвержены заболеваниям. Малышам присуща внушаемость, впечатли-
тельность. Им легко передается настроение взрослых и детей. Стоить
заплакать одному, как по цепной начинают плакать другие малыши.
На этот же период чаще всего выпадает первое посещение дет-
ского сада, т.е. впервые происходит отрыв от матери и первый опыт со-
циализации, который сопровождается адаптацией к новым условиям.
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Страдают и дети и роди-
тели. Поступление малыша в детский сад часто вызывает стресс. Пол-
ностью меняется окружающая среда ребенка, его окружает большое ко-
личество незнакомых взрослых и детей.
Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и
спокойнее, используются различные адаптационные методики и прие-
мы. Прежде всего, создана естественная стимулирующая среда, в кото-
рой ребенок чувствует себя комфортно и безопасно, проявлял творче-
скую активность, развивался, приобретал социальные навыки. Развитие
эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем иг-
рушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет вы-
ражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и
познавать себя. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возрас-
та мы делаем на сенсорные и моторные. В раннем возрасте непосред-
ственное эмоциональное общение со взрослыми очень важно.
В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, позна-
ют окружающий мир, учатся общаться.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№
Этап
Сроки
Содержание деятельности
1
Подготовительный
(март
2018го-
да)
Изучение литературы. Опреде-
ление места уголка в группе.
Подбор дидактических игр и
материалов для самостоятель-
ного
изготовления
пособий.
Работа с родителями (проведе-
ние родительского собрания).
2
Основной
(апрель
Консультация
родителей
на
2018г.)
тему «Д/и своими руками для
работы с детьми дома и в дет-
ском саду. Знакомство детей с
дидактическими
материалами
и
играми.
И з го то вл е н и е
картотеки: Индивидуальные и
групповые
беседы
«Игры
у
нас дома», во что и как играет
мой
ребенок»,
«Во
что
по-
играть с ребенком?» и т.д. Вы-
ставка самодельных дидакти-
ческих игр в уголке группы.
Творческое
задание
родите-
лям.
3
Заключительный
(апрель 2018г.)
(апрель2018г.)
Проведение
фотовыставки
«Дидактические игры своими
руками». Презентация детьми
изготовленных дидактических
игр совместно с родителями.
Продолжать пополнять центр
дидактическими играми.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№
п/п
Название дидак-
тического посо-
бия
Используемые материа-
лы
Имеющиеся
ресурсы
Требуемые
ресурсы
1
«Юбка»
Фетровый
мат е р и а л
четырех цветов; пугови-
цы разного размера; ре-
зинка зеленого цвета.
-2000руб.
2
«Игры с песком
Сделана басйеен и куп-
лена игрушки. и песок
600руб.-
3
«Игры с водой»
Пластмассовые
разно-
цветные баночки, круг-
лой и квадратной фор-
мы, разного размера; таз
среднего размера.
-250 руб.
4
«Игры с крупой
»
Разные
крупы
( р и с
,пшено,гречко
-200
5
«Картотеки»
Бумага картон и печатно
с помощу принтера
100 руб.
500руб.
6
«Оформление «
Бумага
и
ламинирова-
ния
.
-1000
Итого
Сумма
Сумма
ХАРАКТЕРИСТИКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
ДИДИКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Юбка» (приложение 1)
Правила при изготовлении дидактического пособия
1) юбка должна быть сшита из тканей четырёх цветов: красного,
зелёного, жёлтого, синего, на неё нашиваются:
- карманы, пуговицы разных размеров и цветов;
- атласные ленты разной длины, ширины и цвета, с колпачками от
старых фломастеров на концах;
- дополнительно в комплект входят: фигуры, изготовленные из линоле-
ума, и прищепки 4-ёх цветов, цветы разного размера, также 4-ёх цветов;
Юбка должна быть:
привлекательной для детей;
многофункциональной;
обучающей;
удобной, как для педагога, так и для детей;
соответствовать гигиеническим требованиям.
Использование юбки имеет для детей эффект новой игрушки -
они инстинктивно тянутся к ней.
Привлекательная внешне, юбка манит к себе детей, притягивает
их внимание, а, главное, помогает найти контакт с педагогом, привык-
нуть к нему тактильно, эмоционально, а затем и вербально.
Любопытство заставляет манипулировать с ее деталями, двигать-
ся от одного кармана к другому.
Дидактическая юбка объединяет педагога и ребенка!
Действуя с элементами юбки, малыш:
расширяет диапазон сенсорных ощущений,
совершенствует речь,
учится приемам общения,
развивает мелкую моторику,
совершенствует восприятие,
внимание,
память,
мышление,
воображение,
творческие способности.
Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые
для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу ли-
пучку,
дстать
понравившийся
предмет
из
определенного
кармашка,
прикрепить его, снять, убрать на место. С помощью этой юбки можно
знакомить детей с основными цветами (жёлтый, синий, красный, зелё-
ный). А сколько положительных эмоций он получает, когда достает из
кармашка какую-нибудь забавную игрушку, да еще со звучанием!
Или сладкий сюрприз!
2)Игры с водой,(приложение2) т.к. вода является уникальным сред-
ством для развития ребёнка, позитивно влияющим на его эмоциональ-
ное самочувствие, поглощает негативную энергетику человека и стаби-
лизирует его состояние, дает приятные ощущения, развивает различные
рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности
познавать мир и себя в нем;
3) Игры с песком (приложение3)
Игра с песком также является эффективным способом снижения
адаптационного стресса у детей.
Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет
песок на их эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным сред-
ством для развития и самореализации ребенка.
Для проведение данных игр имеются ящики с песком и набор иг-
рового материала.
Игры с песком дают больший воспитательный и образовательный
эффект, нежели стандартные формы.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать
что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувстви-
тельность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно раз-
виваются все познавательные функции, а также речь и моторика.
В-четвертых, песок, как и вода, является прекрасным психопро-
филактическим средством. Способен снимать отрицательную энергию,
стабилизировать эмоциональное состояние, что особенно актуально в
работе с детьми, с тяжелой степенью адаптации.
Также
используем игры с крупой – пшеном, гречкой, рисом.
Например:
«играем
с
воронкой»,
«сортируем»,
«просеиваем
через
сито», «ищем клад», а также из крупы можно сделать аппликацию, или
просто погрузить руки в нее. При этом обязательно работают обе руки,
а не одна ведущая, то есть работают сразу два полушария мозга.
Также дети с удовольствием играют с мыльными пузырями, пус-
кают их, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают
только положительные эмоции.
Картотеки игр, способствующие адаптации.(приложение 4)
Цель проведения игр – помочь детям в период адаптации к усло-
виям ДОУ.
Задачи игр:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
Формирование чувства уверенности в окружающем;
Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
Основные принципы организации и проведения игр:
Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать в
малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от
игры ожидать не стоит.
Взрослый должен стать непосредственным участником игры.
Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает
их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. В то
же время взрослый организовывает и направляет игру.
Игры должны многократно повторяться, т. к. это является необ-
ходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в
той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше вы-
полнять условия, которые создают игры для освоения и применения но-
вого опыта.
Все игры условно поделены на группы
1 группа Игры, направленные на создание эмоционально благо-
приятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с вос-
питателем, формирование доверительных отношений.
2
группа Игры, направленные на освоение окружающей среды
ребенком
3
группа Игры и упражнения на снятие психоэмоционального
напряжения (релаксационные игры).
4
группа
Игры
и
упражнения
на
снижение
агрессивности
и
ослабления негативных эмоций.
Оформление группы (правила поведения в группе, правила пове-
дения за столом, во время занятий и т.д.).
Для того, чтобы ребенок легче адаптировался к детскому саду, его
необходимо познакомить с требованиями пребывания в детском саду
(что можно с собой приносить, как вести себя в группе, как вести себя
на занятиях, что является опасным и безопасным в окружающей среде,
как вести себя на прогулке, как наладить взаимоотношения с другими
детьми и т.д.). Для этого в группе созданы визуальные правила – в виде
картинок, алгоритмов, оформления группы и отдельных уголков (рисо-
вания, столовой, возле раковины, в приемной и т.д.).
ВЫВОДЫ
Развивающая
предметная
среда
является
основным
средством
формирования личности ребенка и является источником его знаний и
социального опыта. Благодаря достижениям в предметной деятельно-
сти младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий
мир и в процессе этого освоения формируется восприятие. Таким об-
разом, развитие восприятия детей 3-4 лет непосредственно связано с
сенсорным воспитанием.
По окончанию проекта дети стали чаще играть в дидактические
игры, как в детском саду, так и дома. Родители более внимательно ста-
ли подходить к выбору игр, предпочитая делать их самостоятельно.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвеще-
ние», 1983.
2.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспита-
нию
дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
3.
Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М.:
«Просвещение», 1984.
4.
Егоренков JI. И. «Экологическое воспитание дошкольников
и младших школьников», М.,2001.
5.
Журнал «Управление дошкольным образовательным учре-
ждением»,
№3-2007, тема номера «Экологическое воспитание».
6. Ю.Зверева О. JL, Кротова Т. В. «Родительские собрания в
Д О У » ,
М . :
«Айрис-пресс»,2006.
7. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», :«Твор-
ческий центр: Сфера»,2004.
8. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы де-
тей».
9. Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников», СпБ.:
«Детство-Пресс», 1999.
9. Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики», «0бруч»
№2-2006.
10. Носова С. А., Непомнящая Р. П. «Логика и математика для до-
школьников», СпБ.: «Акцидент»,1997.
11. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми
раннего возраста», М.,1983.
12. Сольцева О.Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок
в детском Саду» №3-2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3