Автор: Дятлова Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Журавлевская ООШ"
Населённый пункт: село Журавлёво
Наименование материала: Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема: "Правописание глаголов. Повторение"
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Правописание глаголов. Повторение»
Дидактическая цель урока: совершенствовать умение в правописании
глаголов.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Задачи урока:
Обучающая: повторить правила правописания глаголов: временные формы
глагола, начальная форма, спряжение глаголов; способствовать
формированию коммуникативных, информационных ключевых
компетентностей.
2) Развивающая: развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и
мышление учащихся; активизировать словарный запас.
3) Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность,
взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Методы и формы работы: наглядный, дифференцированный, словесный,
самостоятельная работа,фронтальный, работа в парах,
Используемые технологии: работа в парах, дифференцированная, ИКТ,
здоровьесберегающая.
Средства обучения: учебник «Русский язык» 4кл, часть 1 (автор Чуракова
Н.А.и др.), тетрадь№ 2 «Для самостоятельной работы» (автор Байкова Т.А.),
карточки с индивидуальными заданиями, презентация, тренажёр
Организационная информация
Тема урока
Обобщение знаний о глаголе
Предмет
Русский язык, УМК «Перспективная начальная
школа»
Класс
4
Автор урока
Дятлова Галина Васильевна, учитель начальных
классов.
Образовательное учреждение
МОБУ «Журавлевская ООШ»
Методическая информация.
Тип урока
Урок – обобщения
Цель урока
Обобщить все полученные знания о глаголе как части речи, о
грамматических признаках глагола, правописании безударных
личных окончаний глагола.
Задачи урока
1.
Формировать умение правильно обосновывать написание
безударных личных окончаний глаголов, распознавать спряжение
глаголов.
2.
Развивать речь, орфографическую зоркость, внимание и
мышление учащихся.
3.
Активизировать словарный запас.
4.
Воспитывать самостоятельность, творческую активность,
взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.
Знания,
Актуализируют теоретические знания о глаголе;
умения, навыки
и качества,
которые
актуализируют/
приобретут/зак
репят/др.
ученики в ходе
урока
Закрепят умения правильно писать безударное личное окончание
глагола;
Повторят глаголы-исключения;
Приобретут умения работать в паре
Необходимое
оборудование
Компьютер, проектор; индивидуальные раздаточные карточки.
План урока
Ход урока.
Оргмомент. ( слайд 1)
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Подарите друг другу улыбку! У всех у вас хорошее настроение. Пусть оно
сохранится таким до конца урока. Начинаем урок русского языка
2.Введение в тему( слайд 2)
-Ваше первое задание: расшифровать тему нашего урока.
-Определим тему, убрав буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:
П
Х
Г
Л
С
Ш
А
Г
К
О
Л
-Какое слово получилось? Глагол
3.Постановка целей и задач
Сегодня на уроке мы непросто будем вспоминать о глаголе, а выясним, что
знаем об этой части речи.
4. Минутка чистописания. Слайд 3- 7
Первичное закрепление
Выберите букву правильного ответа.(читает вопросы учитель)
1.
Глагол -это в) часть речи; г) член предложения.
2. Глагол обозначает:
д) предмет; е) действие предмета; ж) признак
предмета.
3.Глаголы отвечают на вопросы:
о) Что? Кто? п) Кому? Откуда? р) Что делать? Что
сделать?
4.Каким членом предложения является?
л) подлежащим; м) дополнением; н) сказуемым.
5. Как изменяется глагол?
о) по числам п) по падежам
Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.
Прочитайте буквы, которые вы написали. Какое слово получилось? (Верно)
Словарная работа(8 слайд)
- Запишите новые словарные слова
Январь, Календарь
- выполните упражнение Т 57 с 55
5.Актуализация знаний( 9 слайд)
Игра «Поезд» по правилам о глаголе
Цель: проверить знания правил о глаголе.
Дети «цепочкой» отвечают на вопросы (помогают друг другу)
- Как изменяются глаголы? (по числам, по временам, в настоящем и будущем
времени по лицам)
- Как изменяются глаголы прошедшего времени? (глаголы прошедшего
времени в единственном числе изменяются по родам)
- Что такое спряжение? (спряжение – это изменение по лицам и числам)
- Какие глаголы относятся к первому спряжению? (глаголы оканчивающиеся
на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, - ете. А также глаголы брить, стелить)
- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (глаголы оканчивающиеся
на –ить. А также глаголы смотреть , обидеть, слышать , видеть,
ненавидеть.
гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.
6.Закрепление (работа с тренажёром)
Цель: развивать умение образовывать глаголы неопределённой формы и
умение определять спряжение по н.ф.
- Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
- Как определить спряжение глаголов?
- Работа с тренажёром у доски
(дети записывают в тетрадь)
С любым словом придумать предложение, подчеркнуть основу.
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (сказуемым)
Физминутка (снятие напряжения с глаз)
7. Самостоятельная работа.(парами) Слайд 10
- Выполните задания на карточках в парах, не забудьте о правилах поведения
во время этой работы
Группа №1
Задание1.Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.(3л.)
Шила в мешке не утаишь.(2л.)
Двое одного не ждут.(3л.)
Задание 2. – Выпишите сначала глаголы 1 спряжения, затем – глаголы 2
спряжения.
Потушить, дышать, тянуть, встречать.
Группа № 2.
Задание 1. – Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.
На час отстан…шь – за день не догон…шь.
И сам тон…т, и других топ…т.
Задание 2. – Выпишите пословицу, в которой встречаются глаголы
прошедшего времени.
Терпенье и труд, всё перетрут.
Раз солгал. - на век лгуном стал.
Труд кормит, лень портит.
Группа № 3.
Задание 1.. Определите спряжение. Запишите глагол в форме 3 лица, ед.ч.
Образец: зеленеть – зеленеет(1 спр.)
Таять - …, обидеть - …, стелить - …, брить - …, видеть - …
Задание 2. Спишите сочетания слов, укажите спряжение глаголов
Дремл…шь у окна, пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по
мосту.
Физминутка (подвижная)
И гра «Четвёртый лишний» Слайд 11
Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.
Трещит, скрипит, воет, решал. (Решал – это глагол прошедшего времени
остальные глаголы – настоящего времени.)
-Добавьте подходящее существительное, запишите.
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего
времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
- Составьте словосочетание, запишите. Укажите в словосочетании главное
слово, стрелочкой покажите зависимое слово.
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего
времени, остальные глаголы – будущего времени.)
-Составьте со словом предложение. Запишите, подчеркните основу,
укажите части речи.
(дополнительно: сделайте морфологический разбор глагола)
8. Домашнее задание: стр. 154, упр. 123. Слайд 12
9. Рефлексия.Слайд 13
Дети и педагог подводят итоги урока
Продолжите предложения:
Я понял, что …..
Я узнал, что ……
Мне было интересно…..
Мне было трудно …..
- Сегодня за работу на уроке я поставила следующие оценки..
- Молодцы! Спасибо за знания.
Дополнительно
Задание 3.Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные
буквы.
Кле…шь, верт…т, дума…м, выступа…те, леч…те, замеча…те.
Задание 2.Спишите приметы, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте
спряжение глаголов с безударным окончанием.
Синичка начина…т с утра пищать – ожидай лё…кого морозца.
Снег скоро та…т – к мокр…му лету.
Приложение
Группа №1
Задание1. Выпишите из пословиц глаголы, укажите их лицо и число.
Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
Шила в мешке не утаишь
Двое одного не ждут.
Задание 2. – Выпишите сначала глаголы 1 спряжения, затем – глаголы 2
спряжения.(в столбик)
Потушить, дышать, тянуть, встречать.
_________________________________________________________
Группа № 2.
Задание 1. – Выпишите только глаголы и вставьте пропущенные буквы.
На час отстан…шь – за день не догон…шь.
И сам тон…т, и других топ…т.
Задание 2. – Выпишите пословицу, в которой встречаются глаголы
прошедшего времени.
Терпенье и труд, всё перетрут.
Раз солгал. - на век лгуном стал.
Труд кормит, лень портит.
_____________________________________________________________
Группа № 3.
Задание 1.. Определите спряжение. Запишите глагол в форме 3 лица, ед.ч.
Образец: зеленеть – зеленеет(1 спр.)
Таять - …, обидеть - …, стелить - …, брить - …, видеть - …
Задание 2. Спишите сочетания слов, укажите спряжение глаголов
Дремл…шь у окна, пиш…шь письмо, относ…шь на почту, проход…м по
мосту.
П Х Г
Л
С
Ш А Г
К
О Л
П Х Г
Л
С
Ш А Г
К
О Л
П Х Г
Л
С
Ш А Г
К
О Л
П Х Г
Л
С
Ш А Г
К
О Л
П Х Г
Л
С
Ш А Г
К
О Л
П Х Г
Л
С
Ш А Г
К
О Л
П Х Г
Л
С
Ш А Г
К
О Л
П Х Г
Л
С
Ш А Г
К
О Л
П Х Г
Л
С
Ш А Г
К
О Л