Напоминание

Оценка показателей физического развития учащихся начальной школы


Авторы: Козлов Николай Николаевич, Бойко Нелли Робертовна
Должность: учитель физической культуры, учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №45
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Оценка показателей физического развития учащихся начальной школы
Дата публикации: 09.06.2019
Раздел: начальное образование





Назад




Н.Н.Козлов,

МБОУ г. Мурманска СОШ № 45, Россия,

Н.Р.Бойко,

МБОУ г. Мурманска СОШ № 45, Россия

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация.

Для

полного

представления

о

состоянии

здоровья

подрастающего

поколения,

кроме

заболеваемости,

демографических

данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского

организма

-

физического

развития.

В

работе

представлен

анализ

показателей физического развития группы учащихся младшего школьного

возраста в процессе взросления в 1 и в 4 классе, спортсменов и нет.

Выявлено достоверное увеличение массы и длины тела детей с 7 до

10 лет.

К л ю ч е в ы е

с л о в а : физическое

развитие,

дисгармоничное

телосложение, педагоги, анализ, анкетирование.

N.N.Kozlov,

MBOU of Murmansk school № 45, Russia,

N.R.Boiko,

MBOU of Murmansk school № 45, Russia

EVALUATION OF INDICATORS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF

PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Annotation. For a complete picture of the health of the younger generation, in

addition to morbidity, demographic data, it is necessary to study the leading

criterion of the health of the child's body - physical development. The paper

presents an analysis of indicators of physical development of a group of primary

school students in the process of growing up in the 1st and 4th grade, athletes

and not. There was a significant increase in weight and body length of children

from 7 to 10 years.

Keywords:

physical development, disharmonious physique, teachers, analysis,

questioning.

Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс

формирования и созревания детского организма, с другой - степень этого

созревания

на

каждом

данном

отрезке

времени,

то

есть

имеет,

как

минимум, два значения: совокупность морфологических, функциональных

свойств

и

качеств,

а

также

уровень

биологического

развития

(биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания

ребенка на определенном этапе жизни. Мы решили оценить показатели

физического развития группы учащихся младшего школьного возраста в

процессе взросления в 1 и в 4 классе, спортсменов и нет. Мы решили

сравнить

показатели

физического

развития

детей

младшего

школьного

возраста МБОУ г. Мурманска СОШ № 45 в 1 и в 4 классе, спортсменов и

не спортсменов.

На основании полученных результатов можно планировать объем и

характер

оздоровительных

и

лечебно-профилактических

мероприятий.

Антропометрическими

методами

были

измерены

масса

тела,

рост,

окружность груди и головы школьников в возрасте 7-8 лет и через 4 года в

10-11 лет МБОУ г. Мурманска СОШ № 45 в 1 и в 4 классе.

Существенные изменения происходят в мышлении и памяти детей

младшего школьного возраста. У детей 7-10 лет наступают и изменения в

костной

системе.

Процессы

роста

и

развития

скелета

во

многом

определяются

характером деятельности

организма,

упражнением

его

двигательной

функции. Изгибы

позвоночника

только

начинают

формироваться,

позвоночник

детей

очень

податлив,

при

неправильных

сходных

положениях,

сопровождаемых

длительными

напряжениями,

возможны искривления. Мальчики все больше отличаются от девочек по

типу

роста,

созревания

и

по

формированию

характерного

для

них

телосложения. Данный период жизни ребенка характеризуется самыми

низкими

темпами

роста

длины

и

массы

тела. Развиваются

такие

двигательные

качества,

как

быстрота,

ловкость,

сила,

выносливость.

Ускоренно развиваются и сложные координационные движения мелких

мышц. Окружность грудной клетки и размеры ее дыхательных движений

прогрессивно возрастают.

В исследовании принимали участие 26 детей в возрасте 7-8 лет и

затем те же ученики в 4 классе, в том числе 11 мальчиков и 15 девочек.

Паспортный

возраст

ребенка

на

момент

исследования

определялся

на

основании года, месяца и дня его рождения. Так, к 7-летним отнесены

школьники от 6 лет 6 месяцев до 7 лет 5 месяцев 29 дней и т.д.

Масса тела - основной антропометрический показатель. Масса тела,

в отличие от длины, является более лабильным показателем, отражающим

степень

развития

костной

и

мышечной

системы,

внутренних

органов,

подкожной

жировой

клетчатки,

и

зависит

как

от

конституциональных

особенностей

ребенка,

так

и

от

внешне

средовых

факторов

(питания,

физические и психические нагрузки и пр.). Масса тела может быть низкой

(недостаточное питание), сниженной (сниженное питание), повышенной

(повышенное

питание),

высокой

(избыточное

питание).

Допускается

отклонение от средних расчетных величин в пределах ± 10 %.

Взвешивание

проводилось

на

обычных

десятичных

медицинских

весах,

весы

чувствительны

к

весу

100 г.

Окружность

груди

-

важный

показатель, отражающий степень развития грудной клетки, мышечного

аппарата, подкожного жирового слоя на груди, который тесно коррелирует

с функциональными показателями дыхательной системы [1]. Измерение

окружности грудной клетки проводилось сантиметровой лентой в трех

положениях: в состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе.

Далее рассчитали разницу значений индивидуального и средневозрастного

и

уровень

роста

тела,

массы

тела,

окружности

грудной

клетки.

Проанализируем полученные в ходе исследования результаты.

Установлено, что масса тела мальчиков в возрасте 7-8 лет варьирует в

диапазоне от 18 до 32 кг, а девочек от 18.5 до 27,7 кг. Длина тела мальчиков

варьирует в диапазоне от 109 до 123,3 см, а девочек от 114 до 121,8 см.

Окружность головы мальчиков от 49.1 до 52,9 см, а девочек от 49,9 до

51,9 см. Окружность груди мальчиков от 49.1 до 62,3 см, а девочек от 59.9

до 61,4 см. Данные незначительно отклонены от литературных источников.

Масса тела мальчиков в возрасте 10-11 лет варьирует в диапазоне от 34 до

60 кг, а девочек от 28 до 41 кг. Длина тела мальчиков варьирует в диапазоне

от

109

до

152

см,

а

девочек

от

135 до

146

см.

Окружность

головы

мальчиков от 52,4 до 55,6 см, а девочек от 52,13до 54,2 см. Окружность

груди мальчиков от 64.3 до 66,3 см, а девочек от 62,5 до 64,9 см. Данные

незначительно

отклонены

от

литературных

источников

и

говорят,

о

большей длине тела девочек, и, о ее большем увеличении в течение года,

чем у мальчиков.

Мальчики 7 лет превышают в росте на 1,5 см девочек 7 лет. И 10-

летние мальчики превышают в росте девочек на 5.3 см. И это говорит, об

увеличении длины тела мальчиков и, о ее большем увеличении в течение 4

лет, чем у девочек. Мальчики 7 лет превышают в массе на 3.2 кг девочек. А

10-летние мальчики на 3 кг. Это говорит, о значительном увеличении массы

тела мальчиков, и, о ее большем увеличении в течение четырех лет, чем у

девочек.

Окружность головы мальчиков 7-8 лет больше, чем у девочек 7-8лет

на 1,1 см. Что говорит, о незначительном отличии этих параметров в этом

возрасте. В десятилетнем возрасте эта разница составляет 1 см.

Окружность груди девочек 7 лет на 0,2 см превышает мальчиков 7

лет. А в 10-летнем возрасте мальчики перегоняют девочек на 1,4 см.

Нами была оценена гармоничность физического развития детей и

подростков с помощью общепринятой центильной методикой. Школьники

были

разделены

на

две

группы:

7 лет,

10 лет.

Результаты

процентного

определения гармоничности физического развития для каждой из групп

показаны в таблицах.

Из

данных

видно,

что

у

мальчиков

преобладает

дисгармоничное

физическое развитие, т. е. масса тела и окружность груди не соответствуют

длине

тела.

У

мальчиков

7

и

10 лет

при

дисгармоничности

развития

наблюдается преобладание избытка роста тела над дефицитом, избытка

массы тела над дефицитом.

У мальчиков 7 лет преобладает дисгармоничное телосложения -82%

над гармоничным - 18% (рост), и в большей степени избыток массы тела

-27%,

чем

дефицит

-

18%.

У

мальчиков

10

лет

также

преобладает

дисгармоничное телосложения -82% над гармоничным - 18% (рост), в

большей степени избыток массы тела -45%, чем дефицит-0%.

У девочек 7 лет преобладает гармоничное телосложения - 74 % над

дисгармоничным - 26 % (рост), и избыток массы тела - 6 % соответствует

дефициту – тела -6 %. У девочек 10 лет так же преобладает гармоничное

телосложение - 94 % над дисгармоничным - 6 %, а избыток и дефицита

массы тела нет- 0 %.

У

д е в оч е к

7

и

1 0 лет

наоборот,

наблюдается

гармоничное

физическое

развитие,

то

есть

масса

тела,

и

окружность

груди

соответствует длине тела. Причём количество учениц с избытком массы

тела такое же, как и с дефицитом. Дисгармоничное физическое развитие

может

быть

результатом

перенесенных

в

раннем

периоде

развития

болезней, связанных с нарушением роста и развития опорно-двигательного

аппарата, либо проявлением отклонений в деятельности желез внутренней

секреции.

У

мальчиков

спортсменов

(6

чел.)

и

не

занимающихся

спортом

(5чел.) преобладает

избыток массы тела над дефицитом. Спортсмены

данной

группы

занимаются

борьбой,

плаванием.

Возможно,

родители

детей с избытком веса специально их отдали в плавание и на борьбу, чтобы

ученики похудели. У мальчиков, не занимающихся спортом, наблюдается

дисгармоничное

развитие

-

избыток

роста

у

100%

четвероклассников.

Спортом систематически занимаются 9 девочек, не занимаются - 6 человек.

Показатели физического развития 78% девочек, занимающихся спортом,

оцениваются как средние и выше средних. У 67% девочек не спортсменок

показатель ниже среднего, а у 1 человека дефицит массы тела.

Таким образом, у исследуемой группы мальчиков как в возрасте 7,

так

и

в

возрасте

10

лет,

наблюдается

преобладание

дисгармоничного

телосложения и в большей степени избыток массы тела. У девочек 7 и 10

лет

наоборот,

наблюдается

гармоничное

физическое

развитие,

то

есть

масса тела, и окружность груди

соответствует длине тела. У девочек

10 лет,

так

же

преобладает

гармоничное

телосложение

-

94 %

над

дисгармоничным

-

6 %,

а

избыток

и

дефицита

массы

тела

нет-

0 %.

Показатели физического развития 78% девочек, занимающихся спортом,

оцениваются как средние и выше средних. Средний уровень физического

развития соответствует установленному для детей в изученном возрасте.

Выявлено достоверное увеличение массы и длины тела детей с 7 до 10 лет.

У исследуемой группы мальчиков как в возрасте 7, так и в возрасте

10

лет,

наблюдается

преобладание

дисгармоничного

телосложения

и

в

большей степени избыток массы тела, что служит объективной оценкой

для

определения

индивидуальных

оздоровительных

и

лечебных

мероприятий данного контингента.

У

девочек

7

и

10 лет

наоборот,

наблюдается

гармоничное

физическое

развитие,

то

есть

масса

тела,

и

окружность

груди

соответствует

длине

тела.

У

девочек

10 лет

так

же

преобладает

гармоничное телосложение - 94 % над дисгармоничным - 6 %, а избыток и

дефицита массы тела нет- 0 %. Показатели физического развития 78%

девочек,

занимающихся

спортом,

оцениваются

как

средние

и

выше

средних.

С

данными

нашего

исследования

мы

ознакомили

родителей

учащихся. Были даны рекомендации по коррекции режима питания.

Список литературы:

1.

Аршавский,

И.А.

Основы

возрастной

периодизации

/

И.А.

Аршавский. - Л.: Наука, 2010, С. 60-89.

2.

Нагаева,

Т.А.

Физическое

развитие

детей

и

подростков:

учебное

пособие/Т.А. Нагаева, Н.И. Басарева, Д.А. Понамарева. - Томск, 2011.

3.

Хрипкова,

А.Г.

Возрастная

физиология

/

А.Г.

Хрипкова

//

Учеб.

пособие для студентов небиол. спец. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 2005.

- 287 с.



В раздел образования