Автор: Зайцева Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа–интернат АОП с. Приволжское Ровенского района"
Населённый пункт: С. Приволжское
Наименование материала: Конспект беседы
Тема: " Мир профессий"
Раздел: начальное образование
Ход занятия.
Цели и задачи:
1.- расширять знания детей о мире профессий.
2.- развивать умение работать самостоятельно и в группе.
3.- побуждать учащихся к осознанному выбору профессии.
4. –воспитание уважения к любой из профессий
- Ребята, наше занятие мне хочется начать с известных строк В.В.
Маяковского:
У меня растут года.
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Чтение стихотворения:
профессий век не счесть.
Присмотреться время есть,
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.
- Выбор профессии у вас впереди. И многие уже наверняка задумываются над
этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно хорошо знать, какие
работы есть на свете. Все мы, разные, со своими индивидуальными
способностями, возможностями интересами. Поэтому и профессии будут у
всех вас разные.
- А, теперь, ребята, чтобы отгадать тему нашего занятия, решите анаграмму.
А что такое анаграмма?
Ответ: Анаграмма – это слово, в котором буквы на своих местах.
- Вот буквы, дерзайте.
ИРМСПФРСЕОЙИ (Мир профессий)
- Так как же звучит тема нашего занятия? (Мир профессий).
– Сегодня мы поговорим о престижных, редких и уже знакомых профессиях,
узнаем о предмете труда этих профессий.
– Что же такое профессия? Дайте определение этого слова.
Словарная работа:
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной
подготовки, знаний и умений.
А вот еще одно слово. Что оно означает?
Архитектор – специалист по сооружению зданий, делает проект зданий,
рисует здания, и мы видим, как оно будет выглядеть.
- Молодцы. Всё вы знаете. Но чтобы многие годы каждое утро вам хотелось
идти на работу, уже сейчас нужно…(продолжить эту фразу):
Уже сейчас нужно…(задуматься о будущем).
Уже сейчас нужно…(решить кем стать).
Уже сейчас нужно…(выбрать работу по душе).
Уже сейчас нужно…(найти своё место в жизни).
– Видите, как много сейчас нужно!
- Готовясь к занятию, наш класс условно был разбит на две группы. Это
строители и швеи. Это не случайно. В дальнейших заданиях вы должны
будете защитить эти профессии. Доказать что ваша профессия самая. Игра
«Самая – самая». Назовите профессии.
Самая зелёная – (овощевод).
Самая сладкая – (кондитер).
Самая денежная - (строитель).
Самая волосатая – (парикмахер).
Самая детская – (воспитатель).
Самая модная – (модельер одежды).
Самая серьёзная – (учитель).
– Хорошо. Нужно вспомнить профессии, начинающиеся на эти буквы.
Какая группа сделает это лучше? КСПМШЗ (крановщик, строитель,
плотник, моляр, модельер, швея, закройщик).
– Мы с вами перечислили много профессий, которые знаем, о которых
слышали. Всего профессий и специальностей существует около 50 тысяч.
– Я предлагаю вам составить списки таких профессий – самые модные
(президент, телеведущий, продавец - консультант, журналист);
-самые забытые (конюх, ямщик, трубочист);
-профессии, которые всегда нужны(врач, учитель , повар, швея, шофёр,
строитель);
-самые отважные(космонавт, пожарный, водолаз, военный…)
- О человеке судят прежде всего по его труду. Труд помогает раскрыть свои
способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц. А вот
знаете ли вы их – сейчас проверим.
Игра: «Закончи пословицу».
Кто любит трудиться(тому дома не сидится);
Наскоро делать(переделывать);
Научился сам (научи другого);
Кто не работает(тот не ест);
Лес рубит(щепки летят).
Физминутка: «Кто как работает?».
Что делает дворник? Шофёр? Парикмахер? Повар?
А сейчас мы определим, к каким профессиям относятся группы
слов,
которые записаны у вас на карточках.
1. Рисунок, проект, план, чертеж, здание (архитектор).
2. Ткань, раскрой, костюм, ножницы, ателье (швея).
3. Верстак, рубанок, станок, мебель, мастерская (столяр).
4. Краска, ведро, кисть (моляр).
5. К какой профессии принадлежат пословица:
а) не игла шьет, а руки (швея).
б) куй железо, пока горячо (кузнец).
в) не котел варит, а стряпуха (повар).
- Внимание, внимание. Послушайте стихотворение и скажите, о каких
профессиях идет речь:
1) Я б в строители пошел,
Пусть меня научат
Ведь профессии такой, нет на свете лучше.
Строит каменщик дома, маляры их красят.
Инженер расчет ведет, плотник гвоздь вбивает.
2) Чтоб красивым в жизни быть, нужно стили изучить.
Раскроить и прострочить. Мерки правильно снимать.
Материал на ощупь знать. Знает все стежки швея,
Ведь одежда всем нужна.
– О каких профессиях идет речь? К какому делу они относятся?
(строительному, швейному).
– Вы должны подготовить презентацию (представление) того или иного дела.
Мальчики будут защищать строительное дело.
А девочки, конечно, же швейное дело.
В нашей школе есть уроки столярного и швейного дела, где вы получили
начальные знания этих профессий. Не каждый из вас станет швеёй,
столяром, но эти знания пригодятся вам в жизни. Девочки смогут
самостоятельно произвести ремонт одежды, а мальчики смогут починить
забор, забить гвоздь или соорудить маленькую беседку для отдыха.
-Назовите профессии швейного дела (швея, модельер, закройщик).
– Назовите профессии строительного дела (моляр, каменщик, плотник,
архитектор…)
- Каждый из этих людей выполняет определенную работу:
кто-то красит стены, кто-то кроит платье.
Вот сейчас вам нужно найти работу, которую выполняют люди, того или
иного дела, и подчеркнуть их в карточке. Девочки по своему делу, мальчики
по своему.
Задание понятно! Приступайте!
1) Стачивает детали, проводит электричество, монтирует крышу здания,
красит стены, потолки; раскраивает ткань, строит фундамент зданий,
моделирует, сваривает детали зданий, снимает мерки, подготавливает ткань к
раскрою, управляет краном, отутюживает изделия.
Проверка: назовите работу, которая соответствует швейному делу.
– План – основа любого дела! Планируй грамотно, четко умело!
Очень важно, как каждый специалист выполняет свою работу. Каждой группе
предстоит выполнить одну из работ: установить порядок постройки дома и
создать модель платья.
Вот карточки – познакомьтесь с записями в них и поставьте номера, как
правильно должен строиться дом, шиться платье.
1)Последовательность постройки дома:
- архитектор создает проект ;
- инженер делает расчеты;
- кровельщик управляет краном для поднятия деталей здания;
- кровельщик монтирует крышу;
- маляр красит стены и потолки;
- инженер проверяет надежность здания.
2)Последовательность создания модели платья:
- моделирование;
- снятие мерок;
- построение;
- подготовка ткани к раскрою;
- раскрой;
- стачивание деталей;
- примерка;
- исправление;
- обработка;
-утюжка готового изделия.
Если вы правильно выполните задание, то у вас получится платье, а у вас
дом.
–Кто первый расскажет о своем деле?
- Давайте послушаем мальчиков.
Строительное дело – к строительным профессиям относятся: плотник,
электрик, кровельщик, моляр, крановщик, сварщик, водопроводчик,
сантехник (показ рисунка дома).
Чтение по карточке последовательность постройки дома.
Чтение стихотворения: столяру хорошо, а инженеру лучше.
Я б в строители пошел -
Пусть меня научат.
Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.
Самое главное, чтоб было нарисовано.
Здание славное, живое словно.
Это будет перед, называется фасад.
План готов, и вдруг, сто работ и тысячу рук.
Упираются леса в самые небеса,
Где трудна работа, там визжит лебёдка;
Подымает балки, будто палки.
Перетащит кирпичи, закалённые в печи
По крыше выложили жесть,
И дом готов, и крыша есть.
– Молодцы, мальчики!
- Девочки, приступайте к своему заданию.
– показ рисунка платья;
- чтение по карточки последовательность создания модели платья;
- чтение стихотворения:
Села красная девица, отдохнуть под деревце.
Посидела в детском парке, в уголке тенистом-
Сшила кукле платье из батиста.
Ай, да красная девица! Что за рукодельница!
Сразу видно - молодчина! Не сидит без толку:
двух мальчишек научила, как держать иголку.
Сценка:
1. Оксана, что-то я не пойму, куда нужно пришивать этот рукав?
2. Не помню, что – то нам говорили. А-а! туда её нужно пришить, где дырка.
Точно – точно! Учитель так говорил!
3. Да, но к какой дырке? Тут же их три!
1. А мы сейчас по размеру попробуем подобрать.
4. Девочки, никто не видел половину от моих брюк?
- Молодцы, девочки!
- Вы попробовали себя в разных профессиях.
– Как вы думаете, легко ли быть швеёй, плотником?
- А что нужно, чтобы стать хорошим специалистом? (чтобы стать хорошим
специалистом, нужно много знать и уметь, а для этого нужно учиться).
Готовясь к занятию мы нарисовали рисунки, на которых изображены
различные профессии(рассказ 2-3 детей). Беседа по книжке раскладушке.
Итог занятия:
- о каких профессиях мы сегодня говорили
- каким профессиям учат у нас в школе?
- В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно подчеркивает, что нужно
возрождать профессиональные училища, где бы молодые люди получали
нужные и рабочие профессии. Мы с вами тоже с этим согласны. Ребята,
бывшие ученики нашей школы благодаря своему упорству и стараниям
получили такие профессии, как воспитатель( ), Богоутдинов
Алексей закончил институт, и может вести уроки физкультуры, как наш
Сергей Николаевич. В селе Яблоновка проживает и трудится на полях нашего
района знатный механизатор( ). Можно еще много привести
примеров, но ваша жизнь и выбор профессии зависит только от вас, от
вашего упорства и стремления. Я благодарю вас за работу. Я очень довольна
вашими ответами, вы все без исключения молодцы. Пройдет совсем немного
времени и вам придется выбрать свой путь в жизни. А впереди не три
дороги, как в сказках, а очень много дорог. И очень важно не ошибиться в
выборе пути, профессии.
Звучит песня «Тропинка».
Какой она будет – тропинка твоя.
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли.
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным -
И улыбками мир расцветёт.
Клоуны тоже на свете нужны -
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе -
Не узнаешь пока не откроется дверь,
Человеком старайся пройти по тропе.
Поверь в свои силы, в победу поверь.
Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно
выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что
у него золотые руки. Я надеюсь и верю в вас. Уходя из класса, мне бы
хотелось, чтобы вы поняли, что истинное сокровище для людей – найти себя
в труде.
Всем спасибо за внимание!
Используемая литература: О. Е Багрова, Н. Г. Федоркина « Введение в мир
профессий»; Г.П. Попова Классные часы.