Напоминание

Фрагменты уроков по формированию каллиграфического навыка у детей младшего школьного возраста


Автор: Потеряева Варвара Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Коммунарской СОШ №1"
Населённый пункт: Гатчинского района, Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Фрагменты уроков по формированию каллиграфического навыка у детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Фрагменты уроков, направленных на формирование

каллиграфического навыка у детей младшего школьного возраста

Автор: Потеряева Варвара Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ «Коммунарской СОШ №1»

Фрагменты

уроков

были

разработаны

на

основе

анализа

методической

литературы и с учетом особенностей каллиграфического навыка у детей младшего

Школьного возраста.

Следует

учитывать,

что

кроме

несформированности

отдельных

качеств

письма, у детей могут встречаются ошибки, связанные с неправильным написанием

отдельных букв: размашистое или узкое написание букв, искривление отдельных

элементов, нарушений пропорции отдельных элементов в букве, непараллельность

элементов,

искажение

овалов,

полуовалов

и

других

элементов,

содержащих

округлые элементы; искривление ломаных линий, редко – неправильная передача

количества однородных элементов.

Для

формирования

каллиграфического

навыка

требуется

часть

урока

отводить на каллиграфические минутки.

Этапы формирования и совершенствования каллиграфического навыка

I этап

Закрепление знаний о гигиенических требованиях при выполнении

письменных работ

II этап

Отработка написания элементов букв, соединений букв и слогов

III этап

Закрепление графического образа буквы

IV этап

Совершенствование качества письма «равнонаклонность»

V этап

Совершенствование качества письма «линейность»

VI этап

Совершенствование качества письма «плавность»

VII этап

Совершенствование скорости письма

Для

закрепления

знаний

о

гигиенических

требованиях

при

выполнении

письменных

работ

учащимися,

с

первого

занятия

необходимо

работать

над

формированием правильного положения тела при письме. Провести беседу «Как

правильно сидеть, располагать учебные пособия на парте и держать письменные

принадлежности», с целью закрепить знания детей о правильной посадке при

4

письме,

правильном

положении

руки,

тетради,

пишущих

принадлежностей.

Приведем фрагмент урока:

Учитель: Сегодня на занятии предлагаю поработать над улучшением вашего

почерка. Как вы считаете, что необходимо для того, чтобы правильно писать?

Ученики: Правильно положить тетрадь, правильно сесть, хорошие ручки и

так далее.

Учитель:

Все

что

вы

перечислили

действительно

верно,

но,

в

первую

очередь,

необходимо

правильно

сесть.

Кто

готов

рассказать

и

показать,

как

правильно сидеть за партой?

Один из ученик рассказывает, как правильно сидеть за партой, остальные

дети дополняют.

По результатам диалога о правильной посадке появляется слайд:

Правила

посадки

при

письме:

сидеть

необходимо

прямо;

необходимо

опираться спиной на спинку стула; между туловищем и крышкой стола должна

помещаться ладонь; ноги необходимо держать прямо, стопы – на полу; обе руки

должны лежать на столе.

Учитель:

Примите

правильное

положение

тела

за

партой

(учитель

корректирует посадку детей). Возьмите в руки письменные принадлежности и

тетрадь. Расположите их таким образом, если бы вы сейчас начали писать.

Ученики

располагают

нужным

образом

тетрадь

и

письменные

принадлежности.

Учитель: Расскажите, как вы расположили свою тетрадь?

Ученик: Тетрадь нужно немного повернуть.

Учитель: Покажите, как вы удерживаете ручку в руках?

Дети

демонстрируют,

как

они

удерживают

ручку:

большим

и

средним

пальцами держат, указательным придерживают близко к началу ручки.

Педагогические наблюдения показали, что учащиеся неохотно принимают

правильное положение тела и удерживают его короткий промежуток времени, что

обусловлено их психофизиологическими особенностями.

Фрагмент

урока

по

отработке

начертания

элемента

«прямая

черта

с

закруглением

вверху

и

внизу»,

который,

по

результатам

констатирующего

эксперимента, был одним из наиболее часто искажаемых элементов детьми.

5

На

уроке

был

использован

дидактический

материал

(рисунок

1).

Такой

материал представлял собой три строки, в содержание которых входили: отдельные

элементы

букв;

буквы

или

слоги,

содержащие

прописанный

элемент;

узоры,

содержащие элементы букв, соединений; слово, в котором часто встречается буква

(слог), ранее прописанный.

Рисунок 1 – Дидактический материал к занятию 1

Далее представим фрагмент урока «Каллиграфическая минутка»:

Учитель: Правила посадки и расположения тетради и ручки мы с вами

повторили, но, прежде чем начать работу, поясните, почему тетради разлинованы

именно таким образом (демонстрация разлиновки тетради)?

Ученик: Две рабочие строки для того, чтобы высота строчных букв была

одинаковой;

косая

линия

для

того,

чтобы

соблюдать

правильный

наклон

при

письме.

Учитель: Вы правы, но проверяя ваши работы, я заметила, что не всем

ребятам удается соблюдать эти правила, обратите на это внимание. Приготовьтесь к

письму, согласно тем правилам, которые мы повторили (Учитель открывает доску и

предъявляет детям первую строку рисунка 1).

Учитель: Что изображено на доске?

Ученик: Элементы букв.

Учитель: В каких буквах можно встретить эти элементы?

Дети перечисляют буквы, например, «т», «п», «р» и другие.

Учитель: Так как при написании этих элементов у многих из вас возникают

трудности, давайте их пропишем.

Учитель еще раз прописывает образец на доске и комментирует: пишем

элемент «наклонная черта». От верхней линии рабочей строки ведем наклонную

6

линию вниз до нижней линии рабочей строки, делаем отступ равный примерно

ширине буквы «и», повторяем элемент, прописываем элемент третий раз; делаем

отступ,

приступаем

к

написанию

группе

букв

«г».

Чуть

ниже

верхней

линии

рабочей строки ставим точку, ведем черту до верхней линии рабочей строки,

закругляемся,

пишем

прямую

наклонную

черту,

не

доходя

до

нижней

линии

рабочей

строки,

закругляемся

вправо

идем

на

соединение

со

следующим

элементом, прописываем элемент еще два раза.

Учащиеся выполняют записи на всей строке, чередуя элементы, согласно

образцу и пояснениям учителя.

Учитель: Как вы отметили, эти элементы встречаются во многих буквах,

предлагаю вам прописать сочетания букв «пг» и «гр».

Дети выполняют записи.

Учитель: Отгадайте загадку (загадка про гриб). В этом слове есть элементы

или буквы, которые мы уже использовали?

Ученик: Да – буквы «г» и «р».

Учитель: Пропишите это слово в следующей строке до ее конца.

Учащиеся прописывают слово «гриб» до конца строки.

Анализ

выполнения

заданий

по

отработке

начертания

элементов

букв

показал,

что

для

качественного

выполнения

задания

первоклассникам

следует

давать

четкие

инструкции

по

начертанию

узоров,

сопровождаемые

наглядным

материалом.

Некоторые

первоклассники

допускали

неправильную

передачу

количественного

состава

заданных

узоров.

Из-за

несформированности

умения

соблюдать расстояние между объектами, равное ширине буквы «и» значительно

разнится время выполнения заданий: часть детей располагала элементы часто и,

при прописывании всей строки, из-за большого количества элементов, работали

значительно дольше, чем другие учащиеся.

Часто встречающиеся ошибки в правильном начертании заглавных букв «Р»,

«Г» и «Ф»: зеркальное отражение прямой линии с закруглением, просвет между

верхним и нижним элементом, искажают наклон, значительно искажают верхние

элементы и другие ошибки. Для того, чтобы учащееся преодолели эти трудности

мы предложили «каллиграфическую минутку», целью которой стало закрепить

7

начертание букв «Р», «Г», «Ф». На рисунке 2 представлен дидактический материал

для минутки чистописания.

Рисунок 2 – Дидактический материал к занятию 2

Приведем фрагмент занятия:

Учитель: Сегодня предлагаю вам продолжить совершенствовать свой почерк.

Посмотрите на доску, в каких буквах вы встречали эти элементы (рисунок 2 строка

1)?

Ученики: заглавные буквы «Р», «Г», «Ф», «У» и другие.

Учитель: Вызывают ли у вас трудности написание этих букв?

Ученик: Да.

Учитель: Давайте отработаем написание этих элементов.

Дети выполняют записи, один ученик комментирует запись.

Учитель: Наша задача прописать данные элементы (обращает внимание на

доску). Прописывая элементы, старайтесь: лучше меньшее количество элементов,

но пусть они будут написаны правильно. Не забывайте о тех правилах письма,

которые вы уже изучили.

Учитель комментирует записи: чуть выше нижней линии рабочей строки

ставим ручку, поворачиваем вправо до нижней линии рабочей строки, закругляемся

и

пишем

прямую

линию

вверх

до

середины

дополнительной

строки,

желаем

отступ. От середины дополнительной линии рабочей строки пишем наклонную

линию вниз до нижней линии рабочей строки. Чередуем элементы между собой до

конца рабочей строки.

Учитель: На доске представлены буквы, назовите их.

Ученик: «Г», «Р», «Ф»

Учитель: Какие элементы, кроме тех, что мы уже прописали, используются

для написания этих букв?

Ученики: В букве «Ф» два овала. В буквах «Р» и «Г» - «крышечки».

Учитель: Сравните верхние элементы букв «Р» и «Г», что вы можете сказать?

8

Ученик: «Крышечка» буквы «Р» закругляется с двух сторон, а у буквы «Г»

только с одной.

Учитель: Чтобы запомнить их написание, пропишем их еще раз.

Учащиеся прописывают до конца строки требуемые буквы.

Учитель: Запись каких слов начинается с заглавных букв?

Ученик: Названий и имен.

Учитель: Назовите имена, которые начинались бы с одной из записанных

букв.

Ученики приводят примеры нужных слов.

Учитель: Запишите одно из имен.

Ученики записывают имена, начинающиеся с написанных букв.

Для

того

чтобы

работа

была

эффективной,

необходимо

работать

преимущественно с учениками, которые допускают ошибки при написании данных

букв.

Занятие,

в

основу

которого

мы

заложили

материал,

направленный

на

сравнение, позволил учащимся закрепить графический образ букв «Р», «Г» и «Ф»,

в дальнейшем, при необходимости дети без затруднений использовали эти буквы в

письменных работах.

Анализируя

работы

учеников,

можно

разработать

для

каждого

ученика

индивидуальную карточку, в которой предлагается обвести и прописать наиболее

трудно дающиеся слоги, соединения и соединения. На рисунке 3 представлены

примеры заданий.

Рисунок 3 – Примеры индивидуальных заданий

9

Поясним примеры индивидуальных заданий, предложенных на рисунке 3:

1

Для

отработки

наклона

письма

в

65

градусов

отдельным

ученикам

предлагалось прописывание групп наклонных линий.

2

Задание

по

отработке

начертания

форм

отдельных

строчных

букв,

в

пределах рабочей строки.

3 Задание по отработке отдельной строчной буквы, выходящей за линию

рабочей строки. Отдельным детям, имеющим трудности в соблюдении одинаковой

высоты

предлагалась

дополнительная

пунктирная

линия

по середине

дополнительной строки.

4 Узоры, включающие отдельные элементы и буквы для отработки форм

элементов,

букв

и

их

соединений.

Для

отдельных

учеников

предлагалась

пунктирная

линия

посередине

дополнительной

строки,

чтобы

дети

соблюдали

длину элементов, выходящих вниз за пределы рабочее строки.

5 Задание для отработки написания соединений сочетаний букв и слогов.

6 Отработка написания заглавных букв.

Далее

представим

фрагмент

занятия

по

организации

индивидуальной

работы.

Учитель: Мы хорошо поработали на этой неделе. Сейчас, предлагаю вам

карточки

(рисунок

3),

в

которых

вы

еще

раз

потренируетесь

прописывать

отдельные элементы букв и сами буквы. В карточке есть образец правильного

написания.

Вам

необходимо

обвести

необходимый

элемент,

написанный

пунктирной линией и прописать его до конца строки. В некоторых карточках есть

пунктирная линия на дополнительной строке (показываем образец), как вы думаете

для чего она?

Ученик: Чтобы определить высоту буквы.

Учитель: Вы правы, обратите на это внимание. Приступайте к работе.

Учащиеся выполняют работу в индивидуальных карточках.

На

основе

результатов

по

выполненной

работы

мы

проводили

индивидуальные беседы с детьми по недочетам их письма. Проделанная работа

предоставила нам материал для следующего занятия.

На следующем занятии мы проводили игры «найди правильно написанную

букву», с целью проанализировать типичные ошибки, встречающиеся в написании

10

букв

и

написать

каллиграфически

правильно

буквы.

При

проверке

одного

из

заданий констатирующего эксперимента мы выявили, что многие первоклассники

не

могут

идентифицировать

ошибки,

что

является

большой

трудностью

в

преодолении недочетов письма.

Проанализировав самостоятельные работы учащихся, мы смогли подобрать

материал для игры «Найди правильно написанную букву» (рисунок 4), основанный

на типичных ошибках детей.

Рисунок 4 – Материал для игры «Найди правильно написанную букву»

Представим фрагмент занятия – игра «Найди правильно написанную букву»:

Учитель:

Сегодня

на

занятии

мы

поиграем

в

игру

«Найди

правильно

написанную букву». Ваша задача из трех предложенных написаний букв на доске

выбрать правильное, пояснить ваш выбор и правильно записать букву в тетрадь.

Учащиеся анализируют предложенное написание букв, представленные на

слайде

написание

букв,

выбирают

правильно

написанные

буквы

и

поясняют.

Пример рассуждений:

– правильно написана вторая буква «а»: элементы буквы «а» слева написаны

отдельно, справа – слишком узкий овал – это ошибки.

правильно

написана

третья

буква

«в»:

первая

буква

«в»

написана

с

неправильным наклоном, вторая буква «в» узкая, а ее петля слишком длинная.

Проверка тетрадей после занятия показала, что при наличии правильного и

неправильного образцов написания букв, значительно повышается качество письма

детей: написание букв у многих детей было близко к каллиграфическому, несмотря

11

на то, что начертание букв при письме в целом получалось другим. Такая работа

вызвала у детей интерес и эмоциональный отклик, включались в выполнение

задания даже малоактивные дети, поэтому использование данной игры довольно

эффективно при формировании целостного каллиграфически правильного образа

буквы.

Начертание буквы «б» также вызывает у учащихся значительные трудности,

поэтому

на

этом

занятии

мы

предложили

«каллиграфическую

минутку»,

цель

которой была отработать правильное написание строчной буквы «б».

Для отработки написания строчной буквы «б» мы предложили следующий

материал (рисунок 5).

Рисунок 5 – Дидактический материал к занятию 3

Учитель: Сейчас мы потренируемся в написании одной из букв. Для этого

предлагаю прописать вот такой узор (указывает на доску – первая стока рисунок 4).

Из чего он состоит?

Ученик: Из двух строчных букв «б», соединенных между собой с элементом

наклонная линия с закруглением.

Учитель: В следующей строке, следуя указаниям, пропишите этот узор: чуть

ниже верхней линий рабочей строки ставим ручку – пишем овал, поднимаемся

вверх

по

прямой

линии

до

середины

дополнительной

строки

и

поворачиваем

вправо на ширину буквы «и». Пишем вниз наклонную линию, не доходя до нижней

линии рабочей строки, идем на соединение с буквой «б», прописываем еще раз

строчную букву «б».

Дети прописывают узор до конца рабочей строки.

Учитель: Какие деревья на буквы «б» вы знаете?

Учащиеся предлагают варианты.

Учитель:

Пропишем

слово

«баобаб»

-

это

дерево,

растущее

в

жарких

странах, и буква б в этом слове встречается 3 раза.

12

Ученик: Дети 2-3 раза прописывают слово «баобаб».

В

целом

в

работах

первоклассников

наблюдались

различные

искажения

каллиграфически правильного написания буквы «б» - изменение наклона буквы в

целом, отдельных элементов, высоты буквы и так далее. В этом задании нашей

целью

было

отработать

параллельность

элементов

в

предложенном

узоре.

Незначительная

положительная

динамика

просматривается,

но

отработка

графически правильного начертания буквы «б» требует дополнительного внимания,

так как это одна из наиболее трудных в написании букв, требующая непривычного

для учащегося движения руки «снизу-вверх» при письме.

На следующем занятии мы продолжили формирование зрительных образов

букв в сознании детей. Для отработки правильного и четкого начертания всех букв

в соответствии с прописями мы работали с заданиями аналитического характера.

Важным

этапом

обучения

письму

является

приобретение

и

развитие

навыка

видения и узнавания составляющих элементов буквы, их правильного начертания.

В урок мы включили игру: «Угадай букву», целью которой являлось узнать и

дописать букву. Ниже представлены буквы, которые мы предлагали детям угадать

(рисунок 6).

Рисунок 6 – Материал для игры «Угадай букву»

Фрагмент занятия:

Учитель:

Предлагаю

поиграть

в

игру

«Угадай

букву».

Ваша

задача

посмотреть на изображение, назвать зашифрованную букву, и пояснить, как вам

удалось ее угадать. Затем записать эту букву в тетрадь. Каждую буквы мы будем

записывать в строку, через запятую.

Дети угадывают букву по ее частям, а затем правильно прописывают в

тетради. Пример рассуждения ученика:

– на картинке изображена буква «а», но не хватает кусочка овала.

– на картинке изображена буква «ы», не хватает прямой линии и линии с

закруглением.

13

Игровой материал также вызвал у учащихся интерес. Дети довольно быстро,

а главное - правильно справились с этим заданием, поэтому, можно считать, что

целостный графический образ рукописных букв сформирован.

Немаловажным

качеством

письма,

создающим

впечатление

аккуратного

почерка, является линейность письма, то есть соблюдение младшими школьниками

одинаковой высоты букв, как на строке, так и на всех странице. Наибольшие

трудности вызывают письмо заглавных букв и букв, выходящих вверх или вниз

рабочей

строки.

Эффективной

является

игра

«Прыжки

по

одной

высоте»

разработанная В.Ф. Одеговой для устранения данного недочета (рисунок 7) [33].

Рисунок 7 – Материал для игры «Прыжки на одной высоте»

Приведем

фрагмент

занятия

по

проведению

игры

«Прыжки

на

одной

высоте».

Учитель: Предлагаю вам поиграть в игру «Прыжки на одной высоте». (Дети

получают раздаточный материал рисунок 7, №1). Положите перед собой выданные

листочки. (У учителя то же изображение на доске)

Задание для детей: поставьте ручку там, где вы начинаете писать букву,

посмотрите вправо и сделайте «прыжок» на такую же высоту рядом - это начало

следующей буквы (Рисунок 7, №2). Напишите букву, поставьте ручку на начало

только что написанной буквы, сделайте «прыжок» вправо на такую высоту.

Выполненные задания дети разместили на доске, и оценили выполнение

задания другими учащимися.

Выполнение

задания

показало,

что

первоклассники,

испытывающие

трудности в соблюдении одинаковой высоты букв, так же испытывали затруднения

и здесь, но в меньшей степени. Это обусловлено тем, что на данном этапе дети

работают в тетрадях с рабочей строкой и нуждаются в соблюдении высоты только

тех элементов, которые выходят за линию рабочей строки. Такие элементы могут

располагаться на достаточном расстоянии друг от друга и первоклассники не могут

14

оценить их соразмерность. При выполнении данного задания учащиеся прибегали к

оптическому анализу, что позволило снять часть трудностей.

Цель

пятого

занятия

отработать

качества

письма

«линейность»

и

«плавность». Для решения поставленной цели мы предложили ребятам карточки, в

которых необходимо продолжить узоры (рисунок 8).

Рисунок 8 – Бордюры для формирования качеств письма линейность и плавность

Проиллюстрируем

методику

работы

с

предложенными

бордюрами

на

примере фрагмента занятия:

Учитель: Сегодня мы продолжим учиться соблюдать одинаковую высоту

элементов на строке, и в этом помогут нам карточки (рисунок 8). Посмотрите на

изображенные

узоры.

Скажите,

в

каких

буквах

можно

встретить

отдельные

элементы?

Учащиеся перечисляют буквы.

Учитель: Ваша задача прописать узоры до конца строки. Вам необходимо

точно повторить каждый узор, как вы это понимаете?

Ученик: Точно, это, значит, соблюдая высоту и ширину элементов.

Учитель: Обратите внимание, если вы не будете соблюдать необходимую

высоту узоров, у вас могут возникнуть трудности и для одного из узоров не хватит

места (узоры 2 и 3 на рисунке 8).

По

результатам

этого

задания

можно

сделать

вывод:

многие

учащиеся,

испытывающие

затруднение

в

определении

необходимой

длины

элементов,

вынуждены были подстраивать длину элементов третьей строки в зависимости от

второй.

Целесообразнее

было

изменить

задание:

предложить

детям

выполнить

начало

2

и

3

строки

рисунка

8

и

проанализировать

выполнение

с

позиции

рационального размещения элементов на строке, а далее продолжить выполнение

задания до конца.

15

«Каллиграфическую минутка» для отработки написания элемента «петля»,

строчной буквы «з». Цель занятия: закрепить зрительный образ строчной буквы

«з»,

отработать

написание

элемента

«петля»;

отработать

написание

отдельных

букв, буквосочетаний, слогов.

Для

закрепления

зрительного

образа

строчной

буквы

«з»

на

минутке

чистописания мы предложили следующие задания (рисунок 9).

Рисунок 9 – Дидактический материал для занятия 6

Приведем фрагмент занятия по проведению «каллиграфической минутки»:

Учитель: Как вы считаете, написание какой буквы вам дается наиболее

сложно?

Ученики предлагают варианты ответов.

Учитель: На мой взгляд, после проверки ваших работ, одной из наиболее

трудных для написания является буква «з». Чтобы снизить трудности, предлагаю

вам прописать следующий узор рисунок 9 строка 1 (учитель комментирует запись):

чуть ниже верхней рабочей строки ставим ручку, поднимаемся до верхней рабочей

строки, закругляемся вправо, пишем полуовал до нижней линии рабочей строки,

затем чуть-чуть закругляем линию вправо и пишем элемент «петля». Идем на

верхнее

соединение

со

следующим

элементом,

пишем

наклонную

линию

до

нижней линии рабочей строки и продолжаем ее элементом петля, затем идем на

среднее соединение с буквой «з» и еще раз прописываем букву «з». Повторяем узор

до конца строки.

Учащиеся прописывают нужный узор до конца рабочей строки.

Учитель: Чтобы отработать написание петель предлагаю вам прописать в

тетради следующие сочетания букв (рисунок 9 вторая строка, образец на доске).

16

Обратите

внимание

что

элемент

«петля»

в

каждом

случае

должен

быть

одинаковым.

Дети выполняют работу на второй строке тетради.

Учитель: Потренируемся использовать эти буквы в слове. На прошлом уроке

мы изучали вежливые слова, какое слово больше всего подойдет для написания?

Ученики: Слово «здравствуйте».

Учитель: Обратите внимание, как пишется это слово. Оно очень трудное, в

нем много «опасных мест».

Дети

прописывают

слово

«здравствуйте»,

сверяя

свое

написание

с

написанием на доске.

Результаты

выполнения

задания

также

показали

необходимость

дополнительной работы над каллиграфическим написанием буквы «з», так как она

состоит из полуовала и петли – наиболее сложных элементов для выполнения

младшими.

Для

отработки

написания

отдельных

букв,

буквосочетаний,

слогов

мы

предложили учащимся индивидуальную работу, по итогам прошедшей недели,

аналогичную

проведенной

на

занятии

2.

Каждый

ученик

работал

над

своими

ошибками. Детям, владеющим каллиграфическим навыком на высоком уровне мы

предложили узоры различной степени сложности аналогичные узору на рисунке 3,

задание 4.

Материал предыдущего занятия так же помог нам подобрать материал, для

того

чтобы

продолжить

формирование

правильного,

целостного

графического

образа

букв.

Для

этого

мы

предложили

первоклассникам

игру

«Исправь

написанное». Цель игры: проанализировать типичные ошибки, встречающиеся в

написании букв и написать каллиграфически правильно буквы.

Это занятие является аналогичным занятию 3. Мы усложнили содержание

занятия, не предлагая в этот раз правильного написания букв наряду с ошибочным.

Материал представлен ниже (рисунок 10).

17

Рисунок 10 – Материал для игры «Исправь написанное»

Фрагмент занятия по проведению игры «Исправь написанное».

Учитель:

Вы

делаете

успехи:

скоро

вам

удастся

все

буквы

писать

каллиграфически правильно, но для этого нам следует еще поработать. Сегодня

предлагаю вам поиграть в игру «Исправь ошибки».

Посмотрите на доску (рисунок 10). Ваша задача пояснить, почему буква

написана неправильно, и написать на доске и в тетради правильный вариант.

Учащиеся анализируют предложенное написание букв, один из детей пишет

правильно

на

доске,

остальные

работают

в

тетрадях,

при

необходимости

анализируем написанное на доске.

Пример рассуждения детей: буква «Р» написана неправильно, так как ее

нижний элемент слишком наклонился, правильно пишется так (демонстрирует на

доске, остальные ученики делают запись в тетрадь).

При выполнении этого задания необходимо, чтобы образец делали ученики,

у

которых

написание

этих

букв

приближено

к

образцу

в

прописях,

так

как

немаловажным условием в формировании каллиграфически правильного образа

буквы является образец правильного написания.

На этом же занятии мы проводили «каллиграфическую минутку», чтобы

отработать правильное написание строчной и прописной буквы «к», которая также

взывает затруднения у учащихся.

Для чистописания мы взяли отработку строчной и прописной буквы «к»

(рисунок 11).

Рисунок 11 – Материал для отработки написания строчной и прописной буквы «к»

Учитель:

Предлагаю

поработать

над

написанием

строчной

и

прописной

буквы «к».

Следуя указаниям, сделайте записи:

18

– чуть ниже середины дополнительной строки ставим ручку, ведем прямую

линию

вверх

-

вправо

до

середины

дополнительной

строки,

ведем

прямую

наклонную

линию

вниз,

не

доходя

до

нижней

линии

рабочей

строки,

пишем

элемент

«петля».

Продолжаем

ее

прямой

линией

и

не

доходя

до

середины

дополнительной строки, закругляем ее, в месте соединения петли и верхней линии

рабочей строки пишем элемент прямая линия, закругленная с двух сторон;

пишем

прямую

наклонную

линию,

от

середины

прямой

линии

ведем

прямую линию вверх – вправо и не доходя до верхней линии рабочей строки

закругляем

ее,

от

начала

второго

элемента

пишем

элемент

прямая

линия

с

закруглением с двух сторон;

– на этой же строке пишем соединения букв «Ка» и «кл».

Учащиеся выполняют записи на всей строке, чередуя буквы и соединения

букв, согласно образцу и пояснениям учителя.

Учитель: Придумайте предложение из трех слов, в котором слова начинались

с букв «к».

Ученик: Например, Катя купила куклу.

Учитель: Запишите предложение.

Дети записывают предложение

На

восьмом

занятии

мы

предложили

учащимся

на

«каллиграфической

минутке» прописать строчную букву «о» и ее соединения.

Цель:

отработать

написание

буквы

«о»

и

ее

соединений.

Для

«каллиграфической минутки» мы предложили следующий материал (рисунок 12).

Рисунок 12 – Материал для отработки строчной буквы «о»

Приведем фрагмент занятия:

19

Учитель:

Сегодня

на

занятии

мы

поработаем

с

еще

одним

элементом.

Посмотрите на доску (рисунок 12 – первая строка). Что вы можете сказать об этой

записи?

Ученик:

Это

узор,

который

состоит

из

трех

элементов

овалов

соединенных между собой. Овал может быть как самостоятельной буквой, так и

быть элементом других букв, например, «а», «б», «в»

Учитель: Пропишем этот узор. Старайтесь, чтобы овалы были одинаковыми.

Обратите внимание, чтобы все овалы дружно держались, так как иногда на письме

этот элемент и его соединение получаются отдельными (учитель комментирует

запись): пишем овал, пишем верхнее соединение со следующим овалом, пишем

овал, пишем верхнее соединение со следующим овалом, пишем овал.

Учащиеся прописывают узор до конца строки.

Учитель: На следующей строке предлагаю вам прописать соединения буквы

«о», с другими буквами. Как мы соединим буквы «о» и «а»?

Ученик: Так же, как соединяли овалы.

Учитель: Сделайте запись. Изменится ли соединение, если следующая буква

будет буква «е»?

Учитель:

да,

изменится,

теперь

будем

соединять,

используя

среднее

соединение.

Учитель: Сделайте запись.

Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях.

Учитель: Если следующее соединение будет с буквой «л», изменится ли

соединение?

Ученик: Да, теперь соединение станет нижним.

Учитель: Пропишите это соединение. Придумайте слово, в котором было бы

сразу три буквы «о».

Ученики: Молоко, колокол.

Учитель: Запишите эти слова, используя правильные соединения.

Ученик:

Учащиеся

прописывают

соединения,

один

из

учеников

комментирует запись.

Несмотря на то, что овал является одним из наиболее часто используемых

элементов, многие первоклассники затрудняются в соединении букв, элементом

20

которой является овал. Анализ работ учащихся показал следующие недочеты: при

верхнем

соединении

букв

«о»

дети

делают

большую

дополнительную

петлю,

элемент «соединение» не соединяется с одной из букв, дети используют во всех

случаях

среднее

соединение

и

другие,

что

свидетельствует

о

необходимости

проведения дополнительной работы по закреплению видов соединений букв, в

зависимости от формы буквы.

Так

как

работы

учащихся

на

констатирующем

этапе

показали,

что

при

выполнении узоров и некоторых букв линии приобретаю «дрожащий» характер, мы

провели

отдельное

занятие

по

формированию

такого

качества

письма,

как

«плавность» письма.

Для отработки плавности письма использовались такие приемы, как письмо

росчерков и ритмически организованных узоров (рисунок 13); письмо в воздухе.

Рисунок 13 – Узоры и росчерки для отработки плавности письма

Фрагмент урока по формированию такого качества письма, как плавность:

Учитель: Когда вы прописываете узоры, у многих получаются «дрожащие

линии», сегодня предлагаю вам попробовать это исправить. Поможет нам в этом

вот эти карточки (рисунок 13).

Учащиеся берут карточки и изучают их.

Учитель: Рассмотрите подробно карточки, подумайте, в каких буквах могут

быть использованы отдельные элементы.

Ученики предлагают варианты ответов.

21

Учитель: Некоторые узоры достаточно трудные и, чтобы нам не запутаться,

давайте возьмем ручку и постараемся прописать эти элементы в воздухе. Дети

берут ручку и прописывают узор в воздухе, затем приступают к прописыванию

узора.

Подобная работа позволила учащимся снять напряжение руки, так как узоры

предполагают

большое

количество

плавных

линий

и

росчерков.

Отсутствие

ограничений

в

виде

дополнительных

линий

разметке

также

способствовало

свободе движений учеников.

На

завершающем

занятии

мы

предложили

ребятам

поработать

над

соединениями, так как не все учащиеся, как показал констатирующий эксперимент,

используют рациональные соединения, что влечет за собой искажение форм букв.

Для отработки правильных соединений элементов букв в слогах и словах,

необходимо знать типы соединений, в зависимости от формы следующей буквы:

– верхнее соединение (если за буквой следует буква, которую начинаем

писать сверху: р, т, п, ш);

– среднее соединение (соединение с буквами е, з, ж, г, ч);

– нижнее соединение (соединение с буквами о, а, с, л, м) [2].

Мы

предложили

следующий

дидактический

материал,

для

решения

поставленной цели (рисунок 14):

Рисунок 14 – Дидактический материал для занятия 10

Приведем фрагмент урока:

Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Что объединяет все эти записи?

Ученик: Неправильно прописанные соединения.

Учитель: Скажите, как изменились записи из-за того, что соединения букв

выполнены неверно?

22

Ученик: Изменился наклон букв, расстояние между буквами уменьшилось,

изменилась форма букв, записи стали неаккуратными.

Учитель: Предлагаю на отдельных листочках попробовать самостоятельно

поработать: измените соединения так, чтобы запись стала правильной.

Два ученика работают на доске, остальные на листочках.

По итогам работы учащиеся комментируют проделанную работу. Пример

рассуждений ученика: соединение «ив» сделано неверно, так как букву «и» и букву

«в» соединили внизу, из-за чего буква «в» изменила форму. Необходимо довести

соединение до верхней линии рабочей строки и, лишь затем, писать букву «в».

В

ходе

экспериментального

исследования

была

проведена

работа

вне

занятий:

у

отдельных

учеников

была

произведена

замена

пишущих

принадлежностей: слишком толстые ручки, а так же ручки, не имеющие резинок

против

скольжения

руки,

были

заменены

на

подходящие

письменные

принадлежности. Замене подлежали ручки, способные стирать ошибки, так как из-

за таких ручек значительно страдал внешний вид выполненной работы, иногда дети

протирали дыры в тетрадях.

Оформляя записи на слух и списывая текст на уроках, младшие школьники

повторяли правила оформления текста и изученные орфограммы. На уроках, при

выполнении большинства заданий дети проговаривали те слоги, в которых можно

допустить ошибку и помечали в работах «опасные места», особо трудные слова для

восприятия на слух прописывались на доске с образцом написания.

Одним из направлений по работе над каллиграфическим навыком является

выработка

единой

скорости

письма

при

достаточной

плавности

письма.

Для

отработки мы применяли элементы методики «Тактированное письмо», которую

описывали в предыдущей главе.

В

основу

системы

заданий

легли

принципы

обучения

первоначальному

письму: поэлементного изучения начертания букв, одновариантного начертания

букв

и

логический

принцип

группировки

букв.

Совершенствование

каллиграфического

навыка

и

качеств

письма

происходило

согласно

этапам

обучения письма.

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1

Агаркова

Н.Г.

Поэлементный

принцип

изучения

букв

в

методике

обучения письму // Вестник ТГУ, - 1999. - №3. С. 93-106.

2

Агаркова Н.Г. Прописи к учебнику "Азбука". В 4-х частях. – М.:

Издательство «Дрофа», 2007. – 32 с.

3

Безруких

М.М.,

Т.Е.

Хохлова

Как

писать

буквы.

М.:

научно-

методическое объединение «Творческая педагогика», 1994. – 61 с.

4

Безруких

М.М.

Обучение

первоначальному

письму.

Методическое

пособие к прописям. - М.: Просвещение, 2002. – 13 с.

5

Безруких М.М. Прописи к учебнику «Букварь» 1 класс: в 2-х частях;

для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М. Безруких, М.И. Кузнецова.

– М.: Вентана-Граф, 2010. – 64 с.

6

Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С. Обучение грамоте. Методические

рекомендации по Азбуке Н.М. Бетеньковой, В.Г.Горецкого, Д.С.Фонина: Пособие

для учителя. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. — 375 с.

7

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. Методическое пособие

по обучению грамоте и письму: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2003. —

107 с.

8

Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников // Начальная

школа, − 1987. − № 6. − С. 65-75.

24



В раздел образования