Напоминание

Личностно–ориентированный подход в обучении истории


Автор: Галиева Елена Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Школа №16
Населённый пункт: г. Саров Нижегородская область
Наименование материала: Методика разработки урока по ФГОС
Тема: Личностно–ориентированный подход в обучении истории
Дата публикации: 10.06.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 15»

Разработка урока в 5 классе.

Тема:

«Поход Александра Македонского на Восток»

Учитель истории и обществознания:

Галиева Елена Николаевна

Саров

2017 г.

Тема

Поход Александра Македонского на Восток

Цели

Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной

деятельности.

Формировать эмоционально-ценностное отношение к прошлому, активную гражданскую

позицию (на примере греков — патриотов)

Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать

с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.

Задачи

Образовательные:познакомить учащихся с одним из самых могущественных полководцев

древности, дать представление о его личности и завоевательных походах. Анализируя личность

Александра Македонского (черты характера, устремления) научить выявлять причины,

позволившие ему прославиться. Научить давать нравственную оценку поступкам Александра

Македонского.

Развивающие:способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, картами,

иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать, аргументировано доказывать свою точку

зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся.

Воспитательные:воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств,

умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, воспитать чувство

уважения, сострадания.

УУД

ЛичностныеУУД:понимание жизненной необходимости научиться критически относиться

ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации,

поступающей из различных источников, сверять её с практикой.

Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель

выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках;

использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные

источники уметьразличать способ и результат действия. Выдвигать версии, планировать

деятельность в учебной ситуации, оценивать способы достижения цели в учебной

ситуации

Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать

друг друга, высказываться

Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого

и современности. поиск и нахождение достоверной информации в разных источниках

(карты, текст учебника, раздаточный материал); анализировать (выделять главное);

определять понятия. Обобщать и делать выводы; выделять причины и следствия;

представлять информацию в разных формах (таблица, кластер, синквейн, мини-

сочинение).

Планируемые

результаты

(предметные)

1.

углубление знаний учащихся по истории Древней Греции;

2. Знание причин: ПОЧЕМУ Александр Македонский ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?

Основные

понятия

Патриотизм, междоусобные войны, Македония, фаланга, монархия, царь ФилиппII, Аристотель,

Александр,Дарий III? Филиппики.

Ресурсы

карта «Поход Александра Македонского на Восток», учебник «История Древнего мира» для 5

класса А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой. - М.Просвещение, 2014,

презентация к уроку,проектор;

раздаточный материал (задания, иллюстративный материал, текст, тесты, рабочие листы);

лист ватмана, маркеры.

Тип урока.

Формы урока /

Тип урока: урок развития компетентностей

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа

методы

Методы: словесный, наглядный, практический.Учебный мозговой штурм

Технология /

приёмы

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Чтение исторической

карты с опорой на легенду.

Приёмы:«Мозговой штурм», решение кроссворда.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

момент

(1 мин)

Хайрэ!(радуйся) - Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Хайрэ! - Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место

Проверка готовности к уроку.

2.

Актуализация

опорных знаний по

теме:Города Эллады

подчиняются

Македонии

(3 мин)

Задаёт вопросы ученикам: « Какую

историю мы изучаем? Какую часть во

всеобщей истории изучаем? Какую тему

по истории Древнего мира изучали?

Игра «Крестики – нолики» (верный ответ -

X, неверный ответ - 0.)

Какое задание оказалось самым сложным?(3)

Филиппики – это и золотые монеты,

которые стал чеканить Филипп II и

Учащиеся

отвечают

на

вопросы

учителя фронтально

Учащиеся,.

Получают филиппики за оценки

«4 и 5»

гневные обличительные речи!

3.

Мотивация.

Создание

проблемной

ситуации.

Формулирование

проблемы

(3 мин)

Одно из распространенных современных

имен – Александр. Ребята, кто знает,что оно

означает в переводе с греческого?

Мужественный защитник

Каких великих людей с таким именем вы

знаете? (А.Македонский, А.Невский,

А.Пушкин, А.Суворов и другие)

Как вы считаете, о ком пойдет речь сегодня

на уроке?

Ребята, обратите внимание на слайд, кто

изображён на нём?

Однажды Филиппу предложили купить коня,

но конь оказался совершенно диким, вставал

на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не

решался даже подойти к нему. Александр

смело направился к коню.

Так был укрощен Буцефал, ставший затем

верным товарищем македонского завоевателя

во всех его походах.

"Дитя мое,- сказал Филипп сыну, - ищи

себе более подходящего царства,

Македония для тебя слишком мала".

- Как вы думаете, как эти слова отца

повлияли на дальнейшую деятельность

мальчика?

Да, действительно они подтолкнули его на

завоевания.

-Отсюда, что же нам предстоит сегодня

изучить, как будет называться тема

Слушают учителя.

Сегодня на уроке речь пойдет о

выдающемся полководце древности –

Александре Македонском

12 – летний Александр, усмиряющий

своего верного коня Буцефала.

Они подтолкнули его на завоевания.

Определение темы урока. Записываем

в рабочий лист!Дома вы начитали

материал о завоеваниях Александра

Македонского.

нашего урока?

Просит открыть дневники и записать д.з.

Давайте с вами посмотрим на карту с.204

учебника и на слайд

что вы можете сказать о территории,

которую занимала Македония

Запись на доске:+ государство Македония

небольшое

Значит, какую армию может иметь

такое государство?

Записывает на доске: +армия македонцев

малочисленная

а что на карте обозначено черными

стрелками?

и что вы можете сказать по карте о

результатах этих походов?

Записывает на доске: +А.М.завоевал

полмира

Посмотрите на записи. Вас ничто не

удивляет? В чем противоречие данных

фактов?

и какой вопрос возникает?

Итак, главный вопрос нашего урока:

ПОЧЕМУ Александр Македонский

ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?

Поиском ответа на данный вопрос мы и

займёмся на нашем уроке.

Смотрят карту в учебнике, на экран

небольшая, маленькая

территория государства

Македония

тоже небольшую,

малочисленную

завоевательные походы А.М.

завоевал Египет, Финикию,

Персию и даже часть Индии.

Почти полмира того времени

завоевал А.М.

Страна маленькая, армия тоже, а

завоевано полмира.

Как это получилось у А.М.Как

он смог завоевать полмира.

Каким образом, за счет чего,

почему?

Учебный мозговой штурм

4.

Версии

(3 мин)

Есть у вас какие-то предположения, почему

А. Македонский завоевал полмира?

Выслушивает версии, записывает ключевые

слова на доске.

Выдвигают версии.

Например:

1.

ЛИЧНОСТЬ Александра

Македонского( таблица или

синквейн)

2.

Лучшая БОЕСПОСОБНОСТЬ

МАКЕДОНСКОЙ АРМИИ

(сравнит.таблица )

3.

Разобщенность ПЕРСИДСКОГО

ВОЙСКА (сравнит.таблица )

4.

СЛАБОСТЬ ПЕРСИДСКОЙ

ДЕРЖАВЫ(письмо советника

индийского раджи для своего

повелителя о причинах побед

А.М.)население завоеванных

Александром М.стран

поддерживало его, а Персидскую

державу раздирали распри,

покоренные народы устали от

власти персов и мечтали

освободиться от гнета Дария,

5.

ТРУСОСТЬ И СЛАБОСТЬ

ДАРИЯIII (работа с

документом)

6.

ПРИВЫЧКА МНОГИХ

НАРОДОВ ВОСТОКА К

ПОДЧИНЕНИЮ ЦАРЮ-

ДЕСПОТУ(население

добровольно подчинялось

Учитель выдаёт раздаточный материал

каждой команде

Александру)(таблица и карта)

=Другое...

Затем каждая группа выбирает, какую

версию будет исследовать.

5.

Планирование

деятельности

(1 мин.)

- Конфуций говорил:

«Что я слышу, я забываю,

Что я вижу, я запоминаю,

Что я делаю, я знаю».

- Вы согласны с Конфуцием?

- Что должно стать результатом нашего

исследования?

- ЗНАНИЕ!

- В результате чего появляется знание?

(получение информации).

- Мы с вами, чтобы получить знание, должны

будем переработать информацию.

Чтобы объяснить причины побед А.М.,

что нам надо сделать?

Кто нам напомнит, кто такой

Конфуций?

Знание – это уверенное понимание

предмета, умелое обращение с ним,

использование в дальнейшем.

Информация – это сведения, которые

человек воспринимает из

окружающего мира с помощью

органов чувств.

читать параграф учебника,

раздаточный материал, искать

факты и формулировать

выводы, которые помогут

каждой группе доказать или

опровергнуть свою версию,

просматривать видеофрагменты,

слушать учителя, т.е.

переработать всю информацию

Напоминает о правилах работы в группе

Правила работы в группах: (на слайде)

– Уважай мнение товарища.

– Терпеливо выслушай товарища.

– Любое мнение ценно.

– В каждой мысли есть доля истины.

У каждой группы есть свое задание (выбрать

координатора группы)

Выбирают координатора

6.Физкультминутка

1 мин

Проводит разминку

Выполняют разминку

7.Открытие нового

знания

7 мин в 11.50.

Организует работу в группах, обеспечивает

доступ к информации

Работают в группах и индивидуально

8 .

В ы с т у п л е н и я

представителей

групп.

Выражение

решения проблемы

(10 мин)

1

2

3

4

5

В голове: причины побед А.М./ПОЧЕМУ?

Скелет:

верхняя линия - причины

нижняя линия - факты

В

хвосте

делают

вывод:

А.М.

завоевал

полмира

А.М. завоевал полмира благодаря:

1) своим личным качествам

факт…

2 )

х о р о ш о

п о д г о т о в л е н н о м у

войскуфакт…

3) разобщенности персидского войска-

факт…

4) слабости персидской державы

факт…

5) трусости и слабости Дария III

факт…

9. Закрепление

материала

(5 мин)

Включает видеоряд, проводит

фронтальный опрос

Воспринимают информацию.

Отвечают на вопросы

10. Рефлексия.

( 5 мин)

Если бы вы были художником, и вам

предложили нарисовать портрет Александра

Македонского, какие цвета вы использовали

бы для этого?

Учащиеся выражают своё отношение к

уроку с помощью голосования

«по-гречески»/ чёрный ящик

Что находится в чёрном ящике? (белая и

чёрная фасоль!)

Ответы учащихся

- ассоциации с цветами (черный,

зеленый, синий, красный и т.д)

Объясняют свои ассоциации.

11. Домашнее

задание

(1 мин)

1. Продолжите фразу "Он хотел завоевать

весь мир..."

2. Как, по-вашему, если бы Александр

Македонский в силу невероятных

обстоятельств оказался в XXI веке, то кем бы

он стал? (политиком, экономистом,

писателем, секретным агентом)

3. Представьте, что вы люди XXI века,

оказались рядом с Александром

Македонским. Какими его поступками вы бы

гордились, а каких - стыдились? Свой ответ

объясните.

4. Какие уроки можно извлечь из истории

Принимают задачу. Задают вопросы,

если есть.

жизни и деятельности Александра

Македонского?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. УМК Вигасин А.А.,Годер Г.И. "Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс"

2. Д.Д.Данилов, Всеобщая история, 5 класс

3. С.Г.Смирнов "Задачник по истории древнего мира"



В раздел образования