Напоминание

"Логико–математические игры"


Автор: Соколова Светлана Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ – детский сад № 176
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Логико–математические игры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством логико-

математических игр

Соколова С.Д.

Воспитатель

Первая квалификационная категория

МБДОУ - детский сад №176

«Без игры нет, и не может быть полноценного

умственного развития.

Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости, любознательности».

Василий Александрович Сухомлинский

В своей работе использую лучшие инновационные игровые технологии Н.

Никитина, З. Дьенеша, Кюизенера, В. Воскобовича, которые являются средством

познавательного развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Почему проявился интерес к развивающим играм?

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна

быть ориентация образовательного процесса на познавательные

возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так

организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено

на формирование познавательного интереса, познавательной

самостоятельности и инициативности.

Поддерживать у дошкольников интерес к интеллектуальной деятельности,

побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом

подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и

вариативность развивающих игр.

Поэтому на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей

дошкольного возраста.

«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский)

Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде

деятельности для ребенка – игре.

В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие

ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления.

Чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо: сравнивать признаки

предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению

применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие,

математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных

задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит

им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру

важным средством формирования элементов логического мышления у детей.

Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети

играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

В работе придерживалась следующих принципов:

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки

математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям

воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении

верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и

индивидуальным возможностям дошкольников);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность

проявления творчества, изменение правил).

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в

единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели

доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление

выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет

сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально

приемлемого результата с другой);

Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК (НОД)

Сказки. На первом этапе особая роль в организации игровой и познавательной

деятельности отводится взрослому. Он знакомит с персонажами сказок,

подбирает игровые задания, играет и занимается вместе с детьми. В каждой

игре присутствует сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить

какую - либо проблему.

Комбинированные: из большого количества игр с небольшим набором игровых

заданий. (Целесообразно проводить, когда дети давно играют и хорошо знают

все игровые упражнения).

Досуг: (итоговое на закрепление пройденного материала).

Прекрасно получается интегрированная деятельность, (познавательное

развитие, развитие речи и изобразительная деятельность, экологическое

образование и конструирование).

БЛОК СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предполагает: игры на закрепление и знакомство с новым материалом,

индивидуальная и предварительная работа. В совместной деятельности, взрослый

Словесные

Вопросы, побуждающие к

мыслительной деятельности,

указание, пояснение,

объяснение, педагогическая

оценка (поощрение,

порицание, одобрение;

похвала), разъяснение.

Наглядные

Демонстрация наглядных

пособий, показ способа

действий, показ образца

Практические

Игровые действия, внезапное

появление объектов,

выполнение воспитателем

игровых действий,

загадывание и отгадывание

загадок, введение элементов

соревнования, создание

игровой ситуации,

упражнение, тренировка,

моделирование.

это партнер по игре, в процессе которой идет живая беседа, создается атмосфера

творчества, самостоятельности и определенной свободы.

Включение в сюжетно-ролевую игру, драматизацию.

Игры-соревнования.

Конкурсы смекалистых.

Игровые турниры.

Игры в уголке занимательной математики.

БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка. В

самостоятельных играх ребенок закрепляет самостоятельно полученные знания,

навыки, тренирует умения, совершенствует мелкую моторику, развивает интеллект, а

самое важное появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Использование развивающих игр в уголках разной тематики.

Использование игрового материала как строительно-конструктивного

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Успех в работе по развитию детей может быть, достигнут только при тесном

взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок

получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Тематические родительские собрания.

Наглядная информация в родительском уголке.

Мастер-класс по развивающей игре.

Консультации.

Организация домашней игротеки.

Проводились родительское собрание, где родителей познакомили с некоторыми

играми, заинтересовали их значимостью развивающих игр. Родители приобрели

игры в домашнюю игротеку, составлена «Памятка» по использованию игровых

технологий.

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Семинары-практикумы по внедрению развивающих игр.

Деловые игры, тематические дискуссии.

Тематические педсоветы.

Самообразование.

Проведение открытых выступлений.

Самоанализ профессиональной деятельности.

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА

Накопление и обобщение педагогического опыта.

Освоение и внедрение инновационных технологий.

Расширение возможностей игры за счет вариативных инструкций и

нетрадиционного использования игрового материала.

Функционирование уголков математического творчества.

Разработка развивающих образовательных ситуаций по сказкам с

использованием логико-математических игр.

В работе использую игры:

Палочки Кюизенера

Это счетные палочки, которые еще называют:

«числа в цвете»,

цветными палочками, цветными числами,

цветными линеечками.

Рекомендации к использованию:

Порядковый и количественный счет.

Освоение отношений по длине, высоте.

Составление ковриков, узоров.

Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.

Использование палочек при освоении детьми деления целого на части

(дробных чисел)

Моделирование предметов.

Логические блоки Дьенеша

Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков,

различающихся четырьмя свойствами:

Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

Цветом - красные, желтые, синие;

Размером - большие и маленькие;

Толщиной - толстые и тонкие.

Методика раннего развития семьи Никитиных.

В своих развивающих играх создатели «волшебных» кубиков объединили принцип

«от простого к сложному» с принципом «самостоятельно и по способностям».

Сложи узор

Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по - разному. Это дает

возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших

количествах.

Игры В.В. Воскобовича

Следует отметить, что основу развивающих игр Воскобовича составляет

познавательный интерес, творческое начало и обучение. Дети в

процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с

веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал,

фантазию и логику. С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы,

освоить счет и буквы, а также развивать мелкую моторику рук и многие

психические процессы.

Геоконт

Прозрачный квадрат

Квадрат Воскобовича

С использованием логико - математических игр возможно всесторонние развитие

познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих

способностей и других личностных качеств. Их разнообразие и доступность

помогают воспитателю успешно планировать и реализовывать поставленные задачи

как в коллективной работе с детьми, так и в работе по индивидуальному маршруту.

Что является залогом успешного интеллектуального развития ребенка дошкольного

возраста и как следствие, последующего успешного школьного обучения.



В раздел образования