Напоминание

по творчеству М.Ю. Лермонтова для 9–11 классов


Автор: Осохеева Жаргалма Субановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Орликская СОШ"
Населённый пункт: МАОУ "Орликская СОШ"
Наименование материала: Сценарий литературного вечера
Тема: по творчеству М.Ю. Лермонтова для 9–11 классов
Раздел: среднее образование





Назад




Сценарий литературного вечера по творчеству М.Ю. Лермонтова

для 9-11 классов

Место и время проведения: актовый зал школы, вторник, 24 февраля 2019 года,

16.00 ч.

Оформление зала: плакат с надписью «15 октября – день рождения великого русского поэта

М.Ю. Лермонтова (1814 - 1841)», шары, свечи, портрет поэта.

Участники: ученики 9-11 классов, учителя

Ход литературного салона.

I часть

.В зале собираются участники, звучит классическая вальсовая музыка,

танцуют вальс учащиеся 11-х классов.

А.: Добрый вечер, дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни!

Н: Сегодня мы приглашаем вас на наш литературный вечер - познакомиться гостями,

найти друзей и единомышленников…

А: да-да, вы не ослышались, ведь литературные салоны – это особый, утончённый

способ общения образованнейших людей своего времени, одна из форм

интеллектуальной жизни высшего круга общества!

Н: Литературные салоны формировали эстетические вкусы целой эпохи, влияли на

общественное мнение, здесь даже «выдавались дипломы на литературные таланты»

будущим классикам!

Звучит музыкальная заставка – вальс А. Хачатуряна к драме «Маскарад». Мелодия

резко обрывается.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Смерть Поэта» (ученик 11а класса

Арсалан Буянаев)

Презентация о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (подготовила ученица 11 а

класса Ангархаева Аяна)

Н:

"Стихотворение "Смерть поэта" Горький справедливо признал "одним из сильнейших

стихотворений в русской поэзии".

А: Лермонтову,- продолжает ведущий, - тогда было только 23 года! У поэта есть стихотворения,

через которые проходит тема одиночества. Он часто испытывал это мучительное чувство среди

окружающего его бездушного светского общества. Далёк Лермонтов от интересов и стремлений

этого общества и на светском маскараде, уносясь в мечтах к прошлому, стараясь оживить в

памяти картины детства, родные места.

Из-за стола выходит ученик и читает стихотворение "Как часто, пёстрою толпою окружён".

(читает ученик 9 класса ).

Н:. У Лермонтова есть произведения, в которых он размышляет о роли, о значении природы в

духовной жизни человека.

Одно за другим исполняются учащимися стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива",

стихотворение "Выхожу один я на дорогу",

А: воспевает любовь как огромный дар жизни, хотя в некоторых стихотворениях говорит о

лицемерии, лживости и бессердечии светских дам.

(Стихотворение читает ученик 11 б класса Марзаев Батор)

II часть.

Конкурс инсценировок

1. Приглашаются учащиеся 10 –х классов.

Драма "Маскарад" написана Лермонтовым в 1835 году. Прежний благородный герой

юношеских драм Лермонтова, который становился жертвой общества и почти без борьбы

погибал, уступает своё место другому герою.

2. отрывок из романа «Герой нашего времени» исполняют учащиеся 9 классов.

3. отрывок из произведения М.Ю, Лермонтова «Демон» исполняют учащиеся 11 классов.

III часть.

ВИКТОРИНА

1. Кто послужил прообразом Веры Литовской в «Герое нашего времени»? (В.А. Лопухина.)

2. Какой язык выучил поэт, путешествуя по Кавказу, и какую сказку перевел с этого языка?

(Азербайджанский, сказка «Ашик-Кериб».)

3. Кто помог Лермонтову напечатать «Песню про купца Калашникова»? Этого человека считал

своим другом и учителем А.С. Пушкин. (В.А. Жуковский.)

4. В каком журнале, начиная с первого номера и до самой смерти, печатался Лермонтов?

(«Отечественные записки».)

5. Почему писатель В.А. Соллогуб сказал: «Смерть Пушкина возвестила России о появлении

нового поэта»? (Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», которое сразу же принесло

ему всероссийскую славу).

6. Назовите роман Лермонтова, о котором Н.В. Гоголь сказал, что «никто еще не писал у нас

такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой»? («Герой нашего времени».)

7. Где находится могила поэта? (В усадьбе Арсеньевой, заповедник «Тарханы», ныне

Лермонтово.)

8. Кто автор памятника Лермонтову в Москве? (Скульптор И.Д. Бродский, 1965 год.)

А теперь шутливые задания, требующие, однако, и знаний, и внимания. Начали!

Шутливые задания

1. Какое воинское звание было у Печорина:

поручик;

прапорщик (+);

штабс-капитан;

юнкер.

2. Какую книгу читает в ночь накануне дуэли с Грушницким Печорин:

Дуэльный кодекс;

«Шотландские пуритане» Вальтера Скотта (+);

«Евгений Онегин»;

сонник Мартына Задеки.

3. Описывая кавалькаду всадников, Печорин так характеризует их одежду: «Кавалеры в

костюмах, составляющих смесь...» Закончите цитату:

французского с нижегородским;

черкесского с нижегородским (+);

ананасов с шампанским;

норвежского с испанским.

4. Какую единственную фразу по-русски способны произнести горцы — погонщики быков

(повесть «Бэла»»):

Который час?;

Офицер, дай на водку! (+);

Моя твоя не понимай;

Наш дом — Россия.

5. Как звали коня Казбича:

Заседатель;

Буцефал;

Азамат;

Карагез (+).

Вопросы на прощание

1. Как обращалась княжна Мери к Максиму Максимовичу? (Княжна Мери и Максим

Максимович — персонажи разных повестей и в романе ни разу не встречаются.)

2. На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин? (Дважды встречаясь друг с

другом — на свадьбе сестры Бэлы и в крепости, куда Казбич пригонял на продажу баранов, —

Печорин и Казбич ни разу не разговаривали; кроме того, в крепости только Максим

Максимович «понимал по-ихнему», а Казбич не говорил по-русски.)

3. У Онегина — monsieur Guillot, у Грушницкого — драгунский капитан, а у Печорина — ... ?

(Доктор Вернер был секундантом.)

Подведение итогов.

А:

Друзья, на этом позвольте проститься с вами и пожелать никогда не прощаться с гениальным

творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Многое преходяще, но это, поверьте мне —

вечно. До новых встреч!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Орликская средняя общеобразовательная школа»

6710 30, РБ Окинский район

С. Орлик, ул. Советская, 35

Тел./факс (8301150)51-6-65

УТВЕРЖДАЮ:

Зам.по УВР____________Молорова Л.Я.

Сценарий литературного вечера по творчеству М.Ю.

Лермонтова

для 9-11 классов

Подготовила: Осохеева Ж.С.

Учитель русского языка и литературы

Орлик, 2019 г.



В раздел образования