Автор: Титова Тамара Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГКОУ РО РСШИ №28
Населённый пункт: Ростов–на–Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по физике в 9 классе "Источники звука. Звуковые волны."
Раздел: среднее образование
Урок физики в 9 классе
по теме: «Источники звука. Звуковые волны»
Как хорошо, что мне дано судьбою
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующей мотив.
И можно мне на миг остановиться
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Цель урока:
ввести понятие источника звука и звуковой волны, механизма ее
возникновения и распространения.
Задачи урока:
Образовательные:
-создание условий для формирования представлений об источниках звука и
звуковой волны.
Развивающие:
-формирование умения делать выводы, обобщать полученные сведения;
-формирование у учащихся навыков работы с источниками информации.
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учебному труду,
коммуникативных умений.
Повторение:
Тема ВОЛНЫ
1.Упругие продольные волны могут распространятся …
А.Только в твердых средах.
Б.В любой среде.
В. Только в газах.
Г. Только в газах и жидкостях.
2.На рисунке представлен график волны. Чему равна длина волны?
А. 50м Б.100м В. 150м Г. 200м
3. Какова глубина моря, если посланный и отраженный сигналы от
морского дна возвратились через 1,5с? Скорость звука в воде принять
равной 1500м/с.
А. 1500м Б. 2250м В. 1125м Г. 4500м
4.Определите скорость распространения волны, если ее длина 5м, а
период колебаний 10с?
А. 0,5м/с Б. 50м/с В. 2м/с Г. Среди ответов А-В нет правильного
Изучение нового материала
У англичан есть сказка: «Черт поймал трех путников и согласился отпустить
их, если они зададут ему невыполнимую задачу.
Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку
потечь вспять.
Черт справился с этим и забрал себе души обоих путников.
Остался третий путник Он свистнул и сказал: “Пришей к этому пуговицу!” – и
черт был побежден».
К чему же черт не смог пришить пуговицу?
Записывают тему урока в тетрадях.
Фильм «Источники звука. Звуковые колебания».
Ответить на вопросы:
1. Что такое звук? Как он возникает?
Что необходимо для того, чтобы тело стало источником звука?
Всякое ли колеблющееся тело является источником звука?
2. Мягкие, пористые тела – плохие проводники звука. Звуковые волны в них
затухают, поглощаются. Это свойство звуковых волн называется поглощение.
3. Какие вы можете предложить способы защиты своей квартиры от шума?
4. Представьте, что вы оказались в горах и на поле.
На какой местности горной или равнинной возникнет эхо?
5. Почему мы не слышим эхо в нашем классе?
Найдите ответ на поставленный вопрос самостоятельно в учебнике.
Работа с учебником: (страница 132)
6 . Установите соответствие
К
каждой
позиции
первого
столбца
подберите
соответствующую
позицию
второго
и
запишите
в
таблицу
выбранные
цифры
под
соответствующими
буквами.
А) Громкость звука 1) Амплитуда
Б) Высота звука 2) Совокупность обертонов
В) Тембр звука 3) Частота
4) Скорость
5) Длина волны
А
Б
В
7. Зачем баба Яга прикладывала ухо к земле? Почему не доволен рыбак?
Вывод:
Не всякое колеблющееся тело является источником звука.
Механические колебания, частота которых лежит в диапазоне от 16 до 20000 Гц называются
звуковыми.
Хорошо проводят звуки упругие вещества, например металлы, древесина, жидкости, газы.
Мягкие и пористые тела — плохие проводники звука.
Звук распространяется в любой упругой среде — твёрдой, жидкой и газообразной, но не
может распространяться в пространстве, где нет вещества.
§
34,38, упражнение 29 (устно).