Напоминание

Урок по физике в 9 классе "Источники звука. Звуковые волны."


Автор: Титова Тамара Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГКОУ РО РСШИ №28
Населённый пункт: Ростов–на–Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по физике в 9 классе "Источники звука. Звуковые волны."
Раздел: среднее образование





Назад




Урок физики в 9 классе

по теме: «Источники звука. Звуковые волны»

Как хорошо, что мне дано судьбою

Услышать голос мамы, шум прибоя,

И трели соловьиной перелив,

И музыки чарующей мотив.

И можно мне на миг остановиться

И тишиной природы насладиться.

Но в этой тишине услышу я:

Шуршание листвы, простой напев дождя.

Цель урока:

ввести понятие источника звука и звуковой волны, механизма ее

возникновения и распространения.

Задачи урока:

Образовательные:

-создание условий для формирования представлений об источниках звука и

звуковой волны.

Развивающие:

-формирование умения делать выводы, обобщать полученные сведения;

-формирование у учащихся навыков работы с источниками информации.

Воспитательные:

-формирование положительной мотивации к учебному труду,

коммуникативных умений.

Повторение:

Тема ВОЛНЫ

1.Упругие продольные волны могут распространятся …

А.Только в твердых средах.

Б.В любой среде.

В. Только в газах.

Г. Только в газах и жидкостях.

2.На рисунке представлен график волны. Чему равна длина волны?

А. 50м Б.100м В. 150м Г. 200м

3. Какова глубина моря, если посланный и отраженный сигналы от

морского дна возвратились через 1,5с? Скорость звука в воде принять

равной 1500м/с.

А. 1500м Б. 2250м В. 1125м Г. 4500м

4.Определите скорость распространения волны, если ее длина 5м, а

период колебаний 10с?

А. 0,5м/с Б. 50м/с В. 2м/с Г. Среди ответов А-В нет правильного

Изучение нового материала

У англичан есть сказка: «Черт поймал трех путников и согласился отпустить

их, если они зададут ему невыполнимую задачу.

Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку

потечь вспять.

Черт справился с этим и забрал себе души обоих путников.

Остался третий путник Он свистнул и сказал: “Пришей к этому пуговицу!” – и

черт был побежден».

К чему же черт не смог пришить пуговицу?

Записывают тему урока в тетрадях.

Фильм «Источники звука. Звуковые колебания».

Ответить на вопросы:

1. Что такое звук? Как он возникает?

Что необходимо для того, чтобы тело стало источником звука?

Всякое ли колеблющееся тело является источником звука?

2. Мягкие, пористые тела – плохие проводники звука. Звуковые волны в них

затухают, поглощаются. Это свойство звуковых волн называется поглощение.

3. Какие вы можете предложить способы защиты своей квартиры от шума?

4. Представьте, что вы оказались в горах и на поле.

На какой местности горной или равнинной возникнет эхо?

5. Почему мы не слышим эхо в нашем классе?

Найдите ответ на поставленный вопрос самостоятельно в учебнике.

Работа с учебником: (страница 132)

6 . Установите соответствие

К

каждой

позиции

первого

столбца

подберите

соответствующую

позицию

второго

и

запишите

в

таблицу

выбранные

цифры

под

соответствующими

буквами.

А) Громкость звука 1) Амплитуда

Б) Высота звука 2) Совокупность обертонов

В) Тембр звука 3) Частота

4) Скорость

5) Длина волны

А

Б

В

7. Зачем баба Яга прикладывала ухо к земле? Почему не доволен рыбак?

Вывод:

Не всякое колеблющееся тело является источником звука.

Механические колебания, частота которых лежит в диапазоне от 16 до 20000 Гц называются

звуковыми.

Хорошо проводят звуки упругие вещества, например металлы, древесина, жидкости, газы.

Мягкие и пористые тела — плохие проводники звука.

Звук распространяется в любой упругой среде — твёрдой, жидкой и газообразной, но не

может распространяться в пространстве, где нет вещества.

§

34,38, упражнение 29 (устно).



В раздел образования